Вообще, мне определённо повезло - жить на Урале, в самом его центре, в Екатеринбурге.
В самом центре горнолыжного региона: самодостаточного, снежного и разнообразного.
Суть этого везения проявилась ещё раз и особенно ярко в гнусные времена коронавируса, когда ворота в альпийский рай Европы закрылись на неопределенный срок. Оказалось, что жизнь моя почти не изменилась - горы, катание, работа - всё это осталось, и даже стало больше.
Взявшись за эту статью, я крепко призадумался — так много впечатлений, мест, времен.
Велик Урал от Севера до Юга.
От сказочных вершин Приполярного и Полярного Урала, до южной красавицы Ямантау. Есть, где разгуляться. И раскататься!
И вы уж простите меня за много букв, запаситесь терпением, ибо про такой регион короче не скажешь. Постараюсь дать больше видов, чем слов, и буду краток по возможности. Но, всё по порядку.
ПРИПОЛЯРНЫЙ УРАЛ и СЕВЕРНЫЙ УРАЛ
ПРИПОЛЯРЬЕ
Манарага, Приполярный Урал
Начнём с северов. Не могу пройти мимо Приполярья, где когда-то свершились две моих хели-экспедиции вместе с Россиньоль, где и по сей день бродит и катается легендарный Компрессор со своей аутентичной Лабораторией )))
Там нет ГЛК, хотя, были времена, когда на Сундуке стоял небольшой подъёмник и были планы по развитию. Не сбылось...
Но горы-то остались, и они потрясающе великолепны. Суровы местами, манящи для экстремалов, но труднодоступны.
Это классическое место хелискиинга. Невероятное по разнообразию и компактности. Помню, как по моим следам сюда рвались иностранцы, но... суровые условия разрешительной системы и жадность до денег, загубили начатое мной дело. Но горы-то остались! )))) Их можно во всей красе увидеть в чумовых отчётах упомянутого Компрессора. Это намёк тем, у кого порядок с деньгами и характером, кто захочет нанять вертолёт в Печоре (Республика Коми) и рискнуть оставить свои следы в адовых кулуарах района Народной, пика Комсомола, Манараги, Пирамид и других многих мест этого района.
Я там был, всё это видел и следы свои оставил - можете верить.
КОНЖАКОВСКИЙ КАМЕНЬ
Увы, кризис вмешался в нашу уральскую горнолыжную жизнь и на севере области закрылся известный ГЛК в Качканаре... популярный, хоть и небольшой Стожок ближе к ЕКБ.
Но не будем о грустном. Немного южнее, но всё ещё значительно на севере, находится большой горный массив части Уральского хребта — гора Конжаковский камень, попросту Конжак. Чуть более 1500 м. Примерно 320 км от ЕКБ. Тоже не ГЛК, но если говорить о катании, то это популярнейшее место скитура, бэккантри и весенних лагерей. Суров Конжак, ветреный, морозный, но... люди его любят, едут, штурмуют...
Я и на нем был с вертолетом. Помню, как мы еле присели на режущих склоновых потоках... Высоко там, красиво, величаво. Кулуар Йовский Провал вполне достоин экстрима — широкий, крутой. Внизу есть две базы, даже с банькой. Ну, почти ГЛК! ))))
Верхнее плато, начало Йовского Провала
Фрирайд на Конжаке
ГУБАХА
Если идти с Севера, то самое время упомянуть ГЛК "Губаха". Место весьма популярное у молодежи по части катания по лесу и целине. Места там суровые, это Пермский край, но снежные, чем и славно.
Народ ездит часто, несмотря на расстояние в 400 км. Перепад 310 м, трассы до 2600 м - солидно. Я лично туда не езжу. Макушка плоская, как на Белой, уклонистого фрирайда там мало, коротковато, но это хорошее место для начинающих и бордеров, которые любят плавные, ненагруженные спуски. Инфраструктура умеренная, это по большому счету дыра. Но молодёжь там балдеет, и слава Богу! Губаха совершенно точно стоит в первых строках списка любимых курортов екатеринбуржцев и северян. Я уж молчу про пермяков.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ УРАЛ
ГОРА БЕЛАЯ
Катим южнее в сторону Екатеринбурга. В Районе Нижнего Тагила, в 170 км от ЕКБ, стоит довольно знаменитый ГЛК, настоящий курорт и центр альпийского отдыха - ГЛК "Гора Белая".
Горы тут уже сплошь, хребет всё выше и сама Белая высотой 712 м, с плоской, столовой макушкой, что создаёт некоторые неудобства при катании. Белая — часть массива Весёлые горы. Что там весёлого, мне мало понятно, но вот с ветрами там постоянно реально весело. Дует и дует. Причём, наверху очень сильно. Как говорят — сдувает)))
ГЛК крупный, перепад 200 м, несколько приличных трасс до 1.5 км. Но! Рельеф Белой неравномерный и... не лучший для комфортного катания. Макушка плоская - 6 градусов, выкат такой же и там, и там помногу - не менее, чем по 300-400 метров убивающего плоскача. Такого унылого, что при тамошних ветрах, бордеры просто не могут катиться, а лыжники порой шпарят вниз на палках.
Верхнее плато заканчивается мощным крутяком под 400 м, где надо отпахивать, а потом опять положняк, и тем же бордерам надо приличный запас скорости, чтобы доехать до подьёмника.
Но для нашего брата фрискиера, Белая не трассами знаменита! Лес там интересный - вот куда ломится большая часть свободолюбивого народа. Достаточно широкий, со скалами - там у нас что-то типа местного Шерегеша. Лично я туда не часто езжу, хотя при прошлом директоре работал там по сноупарку - далековато, и я не такая бешеная собака, видимо, чтоб не крюк))) Сам курорт очень развит - гостиница, кафе, бассейн, залы разного типа, вплоть до футбольного, открытая хоккейная коробка. Всё высокого качества, и там летом, и в праздники, места нарасхват. Сборные разных видов спорта Белую любят — проводят тренировочные сборы.
Если брать общую оценку, то Белая, конечно, у нас с северной стороны - лучший ГЛК и курорт. Но.... не моё место. Как не стало Саши Зотова, директора этого места, моего товарища и соратника, я к тем краям совсем остыл. Но людям рекомендую! Весна на Белой для отдыха просто прекрасна! И лето, кстати... Урал же красив в этой части - горы, тайга , просторы. Стоя на вершине, как-будто паришь над долинами.
ЕЖОВАЯ
Любимая моя гора расположена ещё ближе к Екатеринбургу, всего в 100 км севернее. Красавица Ежовая! Там прошла моя спортивная юность.
556 метров она всего, но активный перепад там почти 300 м, и это уже очень немало, поверьте. Средняя часть очень крутая, а выкат активный, что делает весь, в среднем, километр спуска очень нагруженным. Трассы до 1.5 км. И вот это место уже — спорт. Несколько трасс, разнообразие полное, каждый найдет там себе трассу по душе. Есть и кресло, и сеть парных бугелей. Редко бывают очереди. Вершина скалистая, альпийская, тоже шикарные виды. Лес там интересный для фрирайда, скалы есть для прыжка — люблю там пухляк раскатывать.
Любителей Ежовка пугает — лобовые ее виды давят своей крутизной, и я их понимаю. Есть рестораны, гостиница. Нехилое место. Моё! Вырос тут в спорте, да так и остался))) Ежовую рекомендую экспертам, любителям драйва и спортивного характера катания. Ну и тем, кто ещё не окреп, но не прочь пощекотать себе нервы на спуске по центральной трассе Андрей или Зигзагу (ВЛ 1000) (почему, Андрей, так и не знаю).
Лесное катание
Пухлячный день на Ежовой
Что касается подготовки склонов, то на Урале везде с этим хорошо, исключая какие-то редкие моменты сложной погоды.
С утра везде отличный вельвет, и это время собирает немало настоящих карверов и спортсменов. Впрочем, капризов от катальщиков достаточно — есть такие, которым не угодить. Не все понимают, что природа и погода непостоянны, а ратрак не всесильный. Бывают оттепели, после которых лёд просто невозможно перемолоть, особенно на крутяках, где фреза ослабляет нажим, есть живой снег, как в Аше, который взрыхляется и бугится очень быстро, есть выдувающие вельвет ветра, и другие факторы. К этому надо остноситься с пониманием, а не требовать всегда чего-то идеального. Кстати, в сравнении с Альпами у нас с подготовкой склонов очень даже неплохо!
ПИЛЬНАЯ
На запад от ЕКБ есть два известных ГЛК, которые звучат, как пригородные, так как оба находятся на расстоянии примерно 40-50 км по очень хорошей дороге. Первый — ГЛК "Гора Пильная" в окрестностях крупного областного городка Первоуральск.
Хороший, маленький, комфортный ГЛК. Склона всего два на перепаде около 100 м. Один широкий длиной 600 м, очень комфортный для массового катания, второй на меньшем перепаде длиной 400 м с большим карманом, где я строю уже не первый сноупарк.
Среди фристайлистов Пильная известна особенно — своим микроклиматом и долгим снегом. Склоны смотрят на восток, поэтому там редко бывает встречный ветер, солнце не в лоб, и сноупарк стоит почти до лета. Могу сказать, что Пильную любят. Красивый, компактный ГЛК, близко к городу. Я с удовольствием провожу там тренировки и в сноупарке, и на трассе.
ВОЛЧИХА
Почти напротив Пильной, рядом с городком Ревда, расположился ГЛК "Гора Волчиха". Он крупнее своего соседа, вершина горы считается одним из красивейших мест области — два скальных цирка стоят над трассами, вертикально обрываясь сзади. Высота 526 м, и это самая большая гора центрального Урала.
Перепад 200 м. Трассы 600 - 1200 м. Одна имеет крутой участок с самого верха с довольно активным выкатом. Не длинная, но спортивная, там любят тренироваться слаломисты. Склоны на запад и юго-запад, опять проблема с ветром - по этой причине я гору не люблю, хотя, много лет строил там сноупарк и работал. Ветра отнимали у нас более половины дней в сезон! Не знаю, кому как, но я при сильном встречном ветре удовольствия от катания не получаю. От слова "совсем"... Но там красиво, по-альпийски широко и высоко - опять над долинами. Скальная вершина и красивая, но очень короткая весна. Люди эту гору тоже любят.
МИХАЙЛОВСК, гора ВОРОНИНА
На запад есть ещё одно интересное место. Для любителей романтики, природы и живого снега. Это ГЛК "Гора Воронина" в Михайловске, 140 км от ЕКБ. Красивейшие края нашей области - так называемая Уральская Швейцария. Начало Бардымского хребта.
Перепад всего 100 м, но трассы расположены на природных склонах остатков гор, спускающихся к озеру. И это среди перелесков пирамидальных елей. Основная трасса широкая и разнорельефная метров 500 длиной и весьма уклонистая. Склон смотрит на юго-восток, снега надувает много, есть места фрирайда — не длинные, но крутые поляны, где в глубоком снегу можно поработать на техникой и даже попрыгать сальто в пухляк.
Простор, солнце, природа - вот душа этого места. Можно напрыгаться с большого и динного надува, стоящего над главной трассой со стороны запада. На макушке есть кафе, прокат и раздевалка. ГЛК живет силами энтузиастов, местных предпринимателей, которых я хорошо знаю и многие годы дружу. В Михайловске я провел много времени и очень люблю это место! По месяцу весной снимали там всей командой частный дом — так много снега. Михайловск - песня! Подъемники там тарелочные, вполне годные. Дорога от ЕКБ прекрасная и быстрая. Любителям НАСТОЯЩЕГО отдыха рекомендую это место. Могу еще добавить, что Михайловск любят дельтапланеристы западной части страны. Вот одна моя история катания на Ворониной горе:
ЕКАТЕРИНБУРГ
В самом ЕКБ два ГЛК. Один маленький - Гора Лиственная, туда ездят горожане с прилегающих районов, остальным он не интересен. Перепад 70 м, самая длинная трасса 550 м. Для обучения вполне пойдет, и ехать далеко не надо. Этот ГЛК вполне полезен городу, но я туда не езжу.
Второй ГЛК Уктус - куда интереснее. Это бывший всероссийский спортивный центр по международными соревнованиями по лыжам, биатлону и трамплину. Потом это умерло, исчезло, и появился современный ГЛК.
Перепад небольшой — 80 м, но трассы разные, удобные. И учебная, и спортивная , и любительская длинная и широкая. Спортивка, конечно, короткая — всего метров 250-300, но очень активная и позволяет потренироваться. Длинная трасса 700м нам также очень удобна для тренировок. Основная работа моего Клуба проходит именно на Уктусе, в шаговой доступности. Горожане Уктус очень любят, проводят там будничные вечера и выходные. Очень много детей и разных школ горных лыж и сноуборда. Если бы не этот ГЛК, я бы не смог наладить свою работу столь эффективно.
Ну, поехали на юг!
ЮЖНЫЙ УРАЛ
ВИШНЁВАЯ
Другая природа, другие горы, иные ништяки. Высокие горы там ближе к человеку в отличии от Севера. Хребты, скалистые вершины, большие перепады — вот их основная черта.
Тут все другое, мы эти места любим и часто ездим, несмотря на расстояния. Самая близкая — гора Вишнёвая. Вишнёвка, как мы говорим, рядом с Вишнёвогорском. 140 км. Перепад около 200 м, неширокие трассы есть 1100-1200 м длиной. Трассы там у нас не в почете а вот лесное катание и по полянам — это да, за этим мои друзья туда и едут.
Вишнёвка — позиция уральского фрирайда. Я там неплохо целины выхватывал, когда снега были большие и стабильные.
Я далее не буду указывать расстояние от Екатеринбурга, так как это уже несколько отдельный кластер курортов - Челябинская область, и все это примерно на расстоянии 300 - 450 км от центра Урала. Кто соберётся, расстояние сам посмотрит, если нужно.
АША, Аджигардак
Большой комплекс в Аше - Аджигардак. Тут все серьёзно — 400 м перепада и трассы до 1800 м, а в комбинации до 3500. Хорошее место, снежное. Ашинская яма, как называли это место, славилась не одним метром снега.
Лесное катание там в почете у фрирайдеров, есть интересные маршруты как бы с обратной стороны глк. Трассы из живого снега и катание по ним особое, ради которого стоит там остановиться. Рядом с Ашой и в самом городке много склонов для бэккантри и прыжков со скал, есть маршруты высокой сложности по своей крутизне.
Лавиноопасно при большом снеге, которого теперь, увы, не стало. Мы любили эти места и проводили там много времени. Прямо под горой есть гостиничные домики и все, что нужно для отдыха. Хорошее место, с колоритом южного Урала.
МИНЬЯР
За Аджигардаком расположился известный среди фрирйдеров ГЛК "Миньяр". Дыра дырой, но место культовое, интересное. Много снега там всегда. 7 трасс на перепадах до 250 м. Остатки хребта к водоему - типично обрывисто, как в упомянутом выше Михайловске. Есть, где попрыгать со скал и полазить бэккантри и скитур. Место очень заманчивое, но есть проблемы с инфраструктурой и проживанием. Именно там уже два раза проводили этап Кубка России по фрирайду. Более всего расскажут фото Миньяра, которые можно найти в сети простым поиском. Лично я там мало бываю только по причине дальней и непростой дороги. Но очень бы хотелось...)))
ЕГОЗА
Итак, следующий ГЛК на моей тарелке — ГЛК "Егоза". Красиво там, горы уже выше 500 м, пока не особо скалисто. Трассы о 300 м перепада, до 1500 длиной. Хорошее место. И с трассами порядок, и с фрирайдом. Это гора несколько местечковая, у нее на Южном Урале свой клуб почитателей. При хорошем снеге можно пофрирайдить на соседних с вершиной склонах, если немного уйти в сторону. Есть неплохие дропы для тренировок.
В целом гора добрая, и мы постоянно пасём снег, чтобы сорваться на Егозу. По расстоянию от ЕКБ оптимально. Любят ее сильно мои друзья велосипедисты - там хороший центр даунхилла со своими традициями.
ЕВРАЗИЯ
Довелось побывать и на новом курорте "Евразия" — на этапе КР по фристайлу. 600 метровая гора Копанец, 240 м перепада, несколько очень хороших, раскатистых трасс. Ладный, сбитый курорт, все есть - гостиница под горой и всякое прочее.
Тоже дыра, но среди гор какой ГЛК не дыра? С вершины Евразии виды очень солидные - настоящие хребты вокруг, и даже немного жутковато, так всё сурово до горизонта. Хороший курортик для тихого семейного отдыха на недельку. Нет в нем фееричности Банного или Абзачки, но для местных покатушек вполне годный. Для центрального или северного Урала это было бы круто, но на "Евразию" специально не поеду, а для челябинцев почему бы и нет - им близко.
Вспомнил то, что особенно привязало меня в памяти к этому месту. В те дни этапа КР по слоуп-стайлу (в мою бытность Президентом областной федерации и тренера сборной) ГЛК был уже закрыт — начало апреля, и были только мы. Но тут случилось редкое — повалил снег! Хороший, альпийский... Два дня я ОДИН раскатывал все трассы, что были доступны с главного подьёмника, который обслуживал мероприятие. Сантиметров 20 было свежего слоя, и на второй день сверху ещё 10-15 набросило.
У меня были всего лишь парковые лыжи, но, поставив ноги максимально узко, используя длинные хвосты, я очень неплохо позажигал. Ну, не песня ли? Вся трасса на километр - ТВОЯ! И два дня так.
На второй день залез на просеку, что , кстати, на фото, а она вся в буграх, рельефах, и это было просто упоение катнием с постоянными прыжками. Голову рвало от восторга. Лыжи, конечно, на этой просеке подрал, но и чёрт с ними, зато кайфанул немерено. И как неожиданно! На солнышке, близко к нулю - лучшее катание... ))) Не забуду это. А вот местные говорят, что хороший снег на Евразии - редкость и мне очень повезло.
Кстати, что касается дорог, то тут они сложнее и хуже , чем в центральной и северной части Урала. На Южном с трасс все время приходится уходить в сторону, в горы, и там уже и уже, и серпантины, и качество асфальта разное. Лично меня это более всего останавливает.
МИАСС, Солнечная долина
Отдельная история - это Миасс со своими двумя городскими ГЛК. Всем известный курорт "Солнечная долина". Место проведения Кубка Мира по кроссу, а так же центральная российская арена слоуп-стайла. Перепад 230, 8 трасс. Тюбинг там приличный - 300 м)))
Симпатичное, веселое место! Солнце почти в лоб, весна там потрясная. Сектор трасс широкий - просторно, рельеф средний, комфортный. Не случайно там кросс поселился. Инфраструктура в порядке, жилья полно. Тусовочное место, популярное, народу там много. От ЕКБ дорога попроще и быстрее. Бываем там часто даже в программе "1 день".
Второй ГЛК совсем в городе - "Райдер". https://rider74.ru/ Меньше он намного - такой широкий крутяк типично могульный. Перепад почти 90 м. Внизу все есть, даже батут, фристайлисты там тренируются. Мы туда больше ездили летом - на аэроподушку с трамплином, а зимой всегда мимо - на "Солидол", как мы называем "Солнечную долину".
АБЗАКОВО
Ну и самые большие о одиозные ГЛК Южного Урала - Банное и Абзаково.
Первым в моей жизни был Абзаково, с него и начну. Занесло меня туда именно по фристайловой дороге - на этапы знаменитого Фестиваля БГВ. Сьезжалась вся страна, и мы своей большой компанией. Природа и трассы Абзаково мне очень по душе и натуре.
Это место мне нравится больше ветренного Банчика, сразу скажу. Абзачка более альпийская, разнорельефная, играющая такая. Там есть возможности усложнить маршрут заходами на боковые стенки, лесистые участки, где-то лихо спрыгнуть - короче, погонять в стиле Кандида. )))
Снегом там не богато, но как-то обходились. Перепад под 300, трассы до 2800. Трасс много, на каждого хватит. Инфра там давно отлажена - есть жильё любого типа и досуг. Народу всегда много, на праздники заранее все раскуплено - короче, мощный и любимый всеми центр, что тут ещё сказать, все и так знают. Туда надо ехать. И катания там, и отдыха будет вам всегда достаточно. Мне там хорошо.
БАННОЕ, Металлург
Рядом не менее знаменитый ГЛК Банное. Тут помощнее в плане перепада - 450 м, трассы до 2300 м длиной, и сверху до низу спуск нагруженный и надо впахивать. Ощущение голимого спорта. Там, кстати, его и больше всего. Но место не моё. Ветер- часто и сильно. Видел лично, как наверху борд вырвало из рук у кого-то и унесло в лощину метров за 50. Может, мне просто не повезло, но и от других такое слышал. Банное - шишка, открыто ветрам, как-то не романтично, я б сказал. Трассы хорошие, но опять же, часто выдутые до жести, и комфорт пропадает - надо следить за тем, чтобы не растащило лишнего и не потерять контакт с ледянистой доской. Жилье, былье там тоже есть в достатке, но по-моему, по душевности Банное Абзачке проигрывает. Велосипедеры мои Банчик сильно любят. Там и российские даунхиллы проводят - летом это место знатное. В целом место мощное, достойное посещения, весна там шикарная. Банное и Абзаково рядом - парой ходят, как те крабы )))) , и приехав в одно, мимо другого не пройти.
Справедливости ради надо добавить сюда ГЛК "Мраткино" в Белорецке https://mratkino.ski-rb.ru/ , но я там был вдалёкой юности на соревнованиях, а после ни разу, мало что помню и говорить о нём не буду. Чисто по цифрам Мраткино уступает своим мощным соседям, поэтому вряд ли кто-то из гостей станет тратить на него время. Но ГЛК этот неплохой - уклонистый, спортивный, юзать можно.
И ещё рядом есть Завьялиха https://zavyaliha.ru/, но мне лично там не понравилось.
Я рассказал об ОСНОВНЫХ, самых популярных местах Урала - Южного, Центрального и Северного. Это моя карта, история моих поездок и впечатлений. У кого-то, может, иная карта получится, как знать. Я не рассказал о Полазне, Мраткино, Октябрьском, Чекериле и так далее, потому что там не был и не буду никогда - они явно уступают основным местам, и мне не интересны. Пусть любители этих ГЛК на меня не обижаются - повторяю, это МОЯ карта. Подытожу вот таким образом. Куда я бы вот сейчас поехал и кататься, и отдыхать.
1. Ежовая
2. Михайловск
3. Аша и Миньяр (так как они рядом)
4. Егоза (ради фрирайда)
--------------------------------------------
Это мои приоритеты и особенно полюбившиеся места. Горки и ГЛК разные, но у каждого есть свя изюминка, своя неповторимость, свои краски.
Большой тур по Уралу с Севера на Юг - было бы серьёзным маршрутом с гарантией массы впечатлений. Если б кто такой осилил разом, то у него точно появится ощущение того, что он прокатился по отдельной снежной и очень горнолыжной стране...
Зачетно отписал.
Мраткино сейчас обновили. Поставили кресло два. Наконец-то достроили гостиницу у подножья.
Банное на пипец ветер попался только один раз. Ездил 2 раза обычно на открытие с 05 по 13 год.
Сейчас Аша и Миньяр. На счёт снега в 17 году было снега до пипец. Причем в Миньяре его на ноги меньше чем в Аше
Как-то ездил в декабре год 10й 10го декабря так в Аджигардаке катались. Жили в Миньяре, там снега не было совсем
Миньяр конечно совок совком, но можно жить дёшево около подъемник. 5ть метров от двери.
Фрирайд склон шириной 500+ метров с перепадом 200мнтров.
Ездил туда даже одним днём на паравозе.
Последнее время совмещаю Аджигардак и Миньяр. Чт пт Адж сб вс Миньяр
PS а Завьялиха не доделана. Да и со снегом там проблемы.
Мне рассказывали в 99 году прорубили просеку. Снегом завалило. В 2000 перед открытием ратрак утоптал снег поверх бревен.
Я тогда в Аджигардаке в марте был, снега было нереально мног. Как в 17