Профессиональные фрирайдеры – современные гладиаторы?
В последние годы лыжное сообщество ежегодно теряет в горах многих и лучших профессиональных райдеров. Кажется, что целое поколение потеряло своих потенциальных старейшин. Но в эпоху, когда все мчатся наперегонки и с ускорением, хочется именно риска. Мы прямо-таки ждем, кто следующий подойдет к краю, включит камеру на шлеме и потрясет наше воображение.
И представители отрасли начинают понимать, что этот вопрос необходимо решать.
«Эти спортсмены работают для нас, рискуют для нас», - говорит Бруно Бертран, президент по маркетингу Salomon. - «Я уверен, когда фрирайдер в голове принимает решение о новом спуске с горы, он знает, что мы доверяем ему и оплатим дорогу, расходы, вертолёт. И я уверен, что с нашим участием он позволяет себе рисковать больше, чем если бы был сам по себе».
Шведской лыжнице Матильде Рапапорт, попавшей в лавину во время съемок в Чили и погибшей 18 июля от травм, было всего 30. Она была на вершине карьеры с более чем 10-летним опытом профессионального фрирайдера, куда она перешла из горных лыж. Она соревновалась на этапах Freeride World Tour от Австрии до Аляски, она была четвертой в мире; она также снималась в экстремальных фрирайдерских фильмах, в том числе Shades of Winter, Pure и Between. В момент трагедии она снималась для экстремальной спортивной видеоигры.
Свои соболезнования принесли коллеги и такие организации, как Международная федерация лыжного спорта, Eurosport, журналы, которые помещали её на обложки, её спонсоры, такие как Peak Performance, Red Bull и GoPro, а также многие, кто восхищался ею в кино и на мероприятиях. "Так грустно," - сказал известный американский горнолыжник и авантюрист Крис Давенпорт (Chris Davenport) в сети Twitter, подводя итог общему настроению.
Рапопорт входила в элитную группу экстремальных лыжников и сноубордистов, которые выполняли невообразимые спуски в недосягаемых местах для фильмов и видеоклипов, которые вдохновляли горнолыжников и сноубордистов на поиски идеального снега и идеальных поворотов. Они умели спускаться с отвесных скал, на что большинство из нас никогда бы не решилось, и путешествовали по миру, создавая видео и фото, которые с жадностью поглощались аудиторией, у которой оказался бездонный аппетит к красивым линиям и – особенно – к большим, сумасшедшим достижениям.
И во время съемок, и на соревновниях, и катаясь для собственного удовольствия, эти спортсмены являются профессионалами, которые знают цену риска в своем виде спорта. У них всегда с собой рация, лопата и зонд, а также информация от специалистов в области безопасности. На съемках или соревнованиях рядом всегда в боевой готовности вертолеты и лавинщики. Многие спортсмены носят рюкзаки с ABS, которая помогает «всплыть» в лавине. Для участия в Freeride World Tour это обязательное условие.
Но, несмотря на все это, Рапапорт - не единственная потеря среди элитных спортсменов за последние годы. В апреле 2016 Эстель Бале (Estelle Balet), швейцарская сноубордистка, только что ставшая чемпионкой Freeride World Tour, погибла во время съемок в Швейцарии. Ей был 21 год.
В 2014 году канадский фристайлер, пионер и один из основателей лыж Armada Джи Пи Аклер (JP Auclair), только что отметивший 37-летие, был убит лавиной в Чили. Вместе с ним погиб 31-летний шведский лыжник андреас Франссон (Andreas Fransson).
В декабре прошлого года в американском журнале Powder появилась статья под названием "The End Game", автор которой обратил внимание, что про-райдеры вынуждены рисковать ради вознаграждения, получаемого от жаждущих адреналиновых фото и видео аудитории и спонсоров. Журналист Мэтт Хансен: «Очень популярно мнение, что профессиональные спортсмены рискуют, потому что любят это, и будут делать это независимо от финансового вознаграждения. Как говорят сами спортсмены, риск является частью их работы. Но растущее влияние социальных сетей оказывает беспрецедентное давление на спортсменов. Хотя на съемках, как правило, работают гиды и эксперты по безопасности, спортсмены стараются опередить друг друга не только в сложности трюков, но и по времени размещения в интернете».
Не только смерть подчеркивает риск, с которым работают про-райдеры, но и травмы.
В марте британский сноубордист Саша Хэмм (Sascha Hamm), находившийся в верхней части рейтинга 2016 Freeride World Tour, разбился на этапе в австрийском Фибербрунне, получив травмы плеча, руки и ног - правда, не угрожающие жизни.
Легендарный французский сноубордист Ксавьер Деларю (Xavier De Le Rue) попал в лавину в 2008 году, во время съемок в Швейцарии, вместе со шведским лыжником Хенриком Виндштедтом. На французе была подушка безопасности, но его протащило почти два километра, и он сам считает большой удачей, что остался жив: «Я был на волоске. Бывают случаи, когда самое лучшее снаряжение, передатчики, маяки, зонды, лопаты, горные гиды, ABS рюкзаки и лучшая техника не помогают. И это надо иметь в виду. Есть две стороны - вы сами и условия. Мы не можем контролировать условия, и важно сказать "нет", если они неподходящие».
Профессиональный горнолыжник Сэм Антаматтен (Sam Anthamatten) высказывал похожие мысли, подчеркнув, что независимо от того, сколько сил и времени ушло на планирование спуска, его всегда можно отменить. «Вы можете сделать это в любой другой момент. Я отменял спуски столько раз, что и не вспомнить. Надо иметь силы, чтобы уйти. Сказать "да" непросто, "нет" - намного сложнее».
В ответ на смерть Рапапорт генеральный директор Freeride World Tour Николас Хейл-Вудс (Nicolas Hale-Woods) сказал: «Горы – это место, где никакие меры не могут гарантировать безопасности. Это видно из последних 200 лет истории альпинизма и горнолыжного спорта. Лучшие из лучших на пике своей карьеры гибли в горах. Мы делаем все, что можем, у нас высококлассные специалисты по безопасности, делающие все, чтобы свести к минимуму риск, моментально реагирующие на опасность, но мы знаем – нулевого риска не существует».
Американская горнолыжница Жаклин Паасо (Jaclyn Paaso), звезда Freeride World Tour, второе место в мире, написала в Instagram: «Два друга за три месяца - поневоле задумаешься: нужен ли этот вид спорта, который все мы любим? В то же время я никогда не перестану им заниматься, это то, чем я и все мои друзья живут».
Рапапорт попала в лавину на Аляске еще в 2014 году, на съемках серии видео для Peak Performance «A Skier Knows». В следующем году она вернулась на Аляску со словами: «Знаете, с прошлого года у меня много плохих воспоминаний, я хочу новых, действительно хороших воспоминаний».
Она также говорила о своей мотивации, что социальные сети тут ни при чем: «Моя цель – превзойти ожидания, в первую очередь мои собственные, на что я способна. Именно это всегда заставляет меня прыгать выше головы, катиться на лыжах сильнее и быстрее, чем раньше».
Вопрос в том, чтобы сделать это максимально безопасно.
Хейл-Вудс надеется, что после гибели Рапапорт и Бале будут предприняты действия для повышения безопасности гонщиков. «Мы понимаем серьезность проблемы только тогда, когда испытываем боль, и этой боли было много в последнее время. Мы должны объединить гонщиков и производителей и подумать, как нам развиваться дальше. Мы на Freeride World Tour считаем, что обязаны начать этот диалог и использовать все ресурсы. Есть два аспекта. Первый, идеальный - не попадать в лавину. Но даже самые лучшие эксперты в области безопасности не могут тут гарантировано помочь. Второй - спасательные технологии: отдельные приспособления и люди, спасающие вас. Я не уверен, по какому пути нам идти, но мы будем стараться, должен быть какой-то прогресс…».
- 1
Эти лыжники живут этим, высокие риски их выбор.horohoro, вс. 21 Августа 2016 (04:01)
"Эти спортсмены работают для нас, рискуют для нас, - говорит Бруно Бертран, президент по маркетингу Salomon. " Я уверен, когда фрирайдер в голове принимает решение о новом спуске с горы, он знает, что мы доверяем ему и оплатим дорогу, расходы, вертолёт. И я уверен, что с нашим участием он позволяет себе рисковать больше, чем если бы был сам по себе».
Как-то смотрел фильмец английский про скайдайвинг. Там попадалово отдельных парней из команды прям засняли м последующие съемки из больнички тоже впечатляют...
- 1
Спонсор всегда в выигрыше. Затраты на съемку фильмов (рекламы) колоссальные. Если райдер гибнет, то резонанс (отдача от рекламы) еще выше даже без показа фильма
Так что это не спорт. И даже не шоу. А убийство с коммерческим умыслом, конъюнктура
- 1
- 1
Спонсор всегда в выигрыше. Затраты на съемку фильмов (рекламы) колоссальные. Если райдер гибнет, то резонанс (отдача от рекламы) еще выше даже без показа фильма
Так что это не спорт. И даже не шоу. А убийство с коммерческим умыслом, конъюнктура
Не, никто не хотел убивать, просто баллончик открывать не все хотят, в сценарии так баллончики рекламируют чтоб их покупали лохи.
Так что это не спорт. И даже не шоу. А убийство с коммерческим умыслом, конъюнктура
Какое нафиг убийство? Люди сами лезут туда, куда собака нос не сует, логично, что шанс остаться живым в таких местах сильно меньше. И если есть люди, которые тоже лезут во всякие ипеня, но у них профессии несколько иные, спасатели, ученые, к примеру, про которых можно сказать, что они рискуют жизнями во имя чего-то значительного, то спортсмены-прорайдеры занимаются своим любимым делом за деньги, участвуя в производстве развлекухи. То есть, продукта "0"
- 15
- 1
- 5
+1
Как и весь так называемый большой спорт. Ну, это их выбор - туда и дорога.
Как это звучит в оригинале, there are no bald bold kayakers. (Имеются в виду тех, которые whitewater - это примерно то же что г.лыжи, только мокрое.)
- 1
http://az.lib.ru/g/gorxkij_m/text_0015.shtml
Да.. уж..
"В ущелье лежа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу."
- 1
прямо в точку!
Согласился бы, если б сам был нелетучим. Но полетал уже изрядно, хватит. Опустился на землю. Нет там в небе ничего, пусто. И падать больно.
А на земле столько радости! Живи и наслаждайся! И не каркай