Ну вот – Покров уж позади, можно подумать и о том, какой будет грядущая зима. Собственно, осень у нас проходит под знаком Греты Тунберг – шведской школьницы, которая с высоких трибун заявляет, что взрослые лишили ее детства, доведя планету до глобального потепления.
Впрочем, Грета не первая: в 1992 году канадская школьница Северн Куллис-Сузуки выступила на саммите Земли в Рио-де-Жанейро, где представила экологические проблемы с точки зрения молодёжи. С тех пор видео того выступления в Рио набрало 32 млн. просмотров и стало хитом, известным как «Девочка, которая заставила замолчать мир на 5 минут».
Помнится, Северн говорила в основном про озоновые дыры, в появлении которых виновато человечество. А именно – технический прогресс, который, благодаря всяким вредным газам пробил бреши в озоновом слое Земли. Сейчас Куллис-Судзуки 39 лет, вместе с мужем и двумя сыновьями она живет в Британской Колумбии и, похоже, что проблемы озонового слоя ее волнуют в последнюю очередь…
Другое дело с глобальным потеплением, про которое истерит Грета Тунберг. Все видят, что потепление – объективная реальность, характерная для нынешней фазы ледникового периода. Так вот: потепление есть, но – по мнению некоторых ученых – климатической катастрофы при этом нет.
Если кто не помнит (ну, или вдруг не знал), то идеология «антропогенной климатической катастрофы» родилась в 1980-х годах, когда британские ученые обратились к Маргарет Тэтчер, которая тогда занимала пост премьер-министра, с требованием дать денег на разработку погодных компьютерных моделей. Они пообещали разработать глобальную модель климата, и тем самым вернуть английскую науку в мировые лидеры. В качестве основы климатической модели они взяли зарегистрированное с 1954 года увеличение содержания CO2 (диоксид углерода) в атмосфере и заявили, что это увеличение связано с деятельностью человека и в будущем приведет человечество к неисчислимым страданиям.
Однако изучение кернов, сделанных из льда и отложений, дает довольно ясную картину широкомасштабного температурного развития прошлых геологических эпох. Холодный и теплый периоды сменяли друг друга. В настоящее время мы находимся в теплой фазе ледникового периода, который характеризуется наличием постоянной ледяной шапки по крайней мере на одном из полюсов.
Всплески тепла в этот период относительно непродолжительны. Так например между 8000 и 6000 г. до н.э. в северном полушарии было значительно теплее, чем сегодня, в то время как содержание CO2 в атмосфере составляло минимум - около 260 ppm (частей на миллион), а затем выросло без какого-либо влияния человека. Температура же наоборот понизилась. Так что прямой связи между температурой атмосферы и содержанием в ней СО2 – несмотря на регулярные периоды потепления и похолодания – доказано не было. Расчеты, проведенные Институтом Нильса Бора в Копенгагене лет 10 назад, показали, что резкие потепления от семи до десяти градусов примерно каждые 1470 лет являются случайными хаотическими колебаниями самой климатической системы. Датчанам виднее – из-за похолодания, начавшегося около 1300 года, их предкам пришлось бежать из «зеленой страны» - Гренландии.
Конечно, нам бы хотелось узнать, когда закончится теплая фаза, и наступит похолодание, которое, кстати, тоже весьма вероятно и случилось – по геологическим меркам – буквально на днях: самые низкие температуры в Центральной Европе были зафиксированы между 1500 и 1700 годами. Представьте себе лето, когда воздух лишь изредка прогревается до 15 градусов по Цельсию, посевы гибнут, а голод заставляет людей покидать свои дома. Зимой в Европе полностью замерзало Боденское озеро, а снег в разгар «сезона отпусков» был далеко не редкостью.
Но что нам за дела до дней давно минувших – нам-то пора точить канты и заливать скользяк парафином! Надо же строить планы на зимний сезон – а для этого неплохо было бы знать, будет ли снег, когда и где? Могу сходу расстроить самых нетерпеливых: ни один суперкомпьютер еще ни разу не предсказал точное развитие событий в атмосфере северного полушария в период с декабря по февраль! Дело в том, что сущность сезонных прогнозов заключается в том, чтобы показать отклонения по температуре воздуха или атмосферному давлению в том или ином регионе по сравнению со средними значениями за длительный период времени. То есть сезонный прогноз, и прогноз погоды на ближайшие 2-3 дня отличаются друг от друга так же, как апельсин от банана. Оба являются фруктами, но растут на разных деревьях.
На сегодняшний день в мире существует всего три основные модели прогнозирования погоды: модель ECMWF (Великобритания), модель UkMet (Великобритания) и американская модель прогнозирования GFS. Все погодные сервисы, так или иначе, используют данные, рассчитанные на основе этих моделей или их модификаций. Они показывают глобальную циркуляцию воздушных масс, но с учетом всех элементных плоскостей (связанных моделей), таких как атмосфера, океаны, лед, земля (рельеф и почва) и т. д. на длительные периоды времени. Обычно на месяц строится 20-50 или более погодных сценариев, каждый из которых имеет слегка измененные исходные условия, которые затем объединяются в один окончательный прогноз. Европейцы считают самой точной моделью британскую ECMWF и чаще всего берут ее за основу.
Выше мы видим прогноз ECMWF на предстоящую зиму (среднее значение за 3 месяца). Он показывает более низкое давление в Атлантике, и, вероятно, более сильную циклоническую активность и более высокое давление над Европой. Это так называемый позитивный паттерн NAO (Североатлантическое колебание), который означает более теплые условия для большей части Европы, поскольку воздушный поток через Европу в основном идет с запада и юго-запада, доставляя мягкий и влажный воздух из Атлантики и Средиземноморья. Мы можем наблюдать аналогичную ситуацию в Северной Америке с низким давлением на западе и высоким давлением на востоке. Глядя на прогноз температурной аномалии, можно видеть более теплый воздух в областях с более высоким давлением, но это, возможно, является погрешностью моделей. Например, если у нас есть зона высокого давления над Европой, это означает, что более холодный воздух будет стекать на восток, поскольку он вращается по часовой стрелке. Так что в этом случае более холодная погода будет на территории Восточной Европы и Европейской части России. Но модель обычно показывает температуру выше средней. Кроме того, при высоком давлении над Европой мы обычно получаем холодный воздух и туман в низинах, что может привести к более низким температурам в низинах, в то время как на высотах 1000 метров над уровнем моря воздух может прогреваться солнечными лучами.
Сезонная модель UKMO от Met Office в Великобритании, по сути, показывает то же самое, что и ECMWF, что повышает уверенность в позитивном характере NAO и более мягкой зиме в Европе. Разница заключается в размерах области низкого давления над Северной Атлантикой, которая распространяется через Канаду, что указывает на понижение температуры с северо-запада на восток над территорией США. Впрочем, для зимнего периода в этой части света это скорее норма, чем аномалия.
Перебираемся через Атлантику в США, где видим еще одну долгосрочную модель – американскую CFSv2. Она показывает более низкое давление в Северной Атлантике и более высокое в Европе. Опять же, мы видим тепло над Европой и США, но, как и в случае с предыдущей моделью, CFSv2 показывает северо-западный перенос холодного воздуха и почти нормальные зимние температуры.
Наконец, что не менее важно, у нас есть китайская долгосрочная модель от BCC (Пекинский климатический центр), которая показывает очаг низкого давления в Северной Атлантике, но также более низкое давление в Восточной Европе и России. Это может означать, что температура воздуха в этих регионах, а также в некоторых частях центральной Европы может быть даже ниже средних долгосрочных значений.
Итак: большинство прогнозов показывают очаг более низкого, чем обычно, давления в Северной Атлантике, и более высокого давления над Европой, что для последней означает, как правило, мягкую и теплую зиму. Однако, по мнению специалистов из severe-weather, отчаиваться не стоит, поскольку прогнозы представляют собой всего лишь среднюю картину за 3 месяца (декабрь-январь-февраль) и показывают общую картину погоды. Даже если модели будут абсолютно точными, это не значит, что теплая погода продлится все 3 месяца. Между оттепелями обязательно будут и похолодания, и снегопады. Разница будет в том, что вместо обычных 20 дней (для Европы) снег будет идти лишь 8 или 10 дней.
Есть еще такой важный фактор, как стратосфера. Долгосрочные прогнозы, как правило, не могут предсказать точную динамику воздушных процессов на больших высотах, а это означает, что при любом развитии событий можно ожидать сюрпризов, поскольку окончательный прогноз сделан на основании многих отдельных расчетов, которые имеют разные представления о стратосферной динамике. События «стратосферного потепления» (SSW) могут оказать существенное влияние на изменения в структуре северного полушарии. Таким образом, потенциальное событие SSW является важным фактором, который может изменить ход зимы.
В общем – если говорить человеческим языком – от Атлантики и до Урала нас, скорее всего, ожидает очередная «сопливая» зима, с оттепелями и редкими снегопадами. Но ничего катастрофического – пока! – в атмосфере Земли не наблюдается. Если, конечно, в дело не вступит парочка вулканов в Исландии, Гекла и Гримсвортн, извержение которых прогнозируют буквально на днях. Для сомневающихся: взрыв исландского вулкана Лаки в 1783 году вызвал новое похолодание, последствием которого стал голод в Египте: в 1784 году облако пыли и газов достигло истоков Нила и помешало формированию дождевых облаков, необходимых для орошения полей…
По материалам Severe Weather.eu и Frankfurter Allgemeine Zeitung