Ну, вот и побывали мы на Швейцарщине…
Решила я все же отписаться о нашей поездке – раз уж подготовка к ней здесь обсуждалась, то логично рассказать, как оно все прошло. Да и новый сезон уже близится.
Небольшое предисловие – ездила я вдвоем с сыном, т.к. все остальные потенциальные участники, которых мы активно подбивали, так что-то и не подбились. Программу предполагалось сделать прогулочно-ознакомительной. В Швейцарию мы ехали первый раз, поэтому хотелось «всего понемногу» - и города посмотреть, и по природе погулять. В итоге было решено базироваться неделю в Энгельберге и неделю в Гриндельвальде. Т.е. чтобы гулять, «не отходя от кассы» и совершать вылазки до ближайших городов.
1 неделя – Энгельберг
Пожалуй, самое яркое и неожиданное впечатление от Энгельберга – это умопомрачительные хозяева. Пожилая пара, ни слова(!) не знающая по-английски, но тем не менее умудрившаяся затащить нас в 1-й же вечер нашего приезда на празднование Национального дня Швейцарии с уличным поеданием чего-то вроде экспресс-раклета, распитием пива и прочими массовыми развлечениями. На следующее утро хозяин, поняв, что после вчерашнего праздника мы проспали утренние часы работы единственного магазинчика, открытого в воскресенье, притащил нам пакет еды из собственного холодильника + банку домашнего варенья.
Через пару дней было еще барбекю, на которое, к счастью, пригласили англоговорящую соседку. В общем, я представляла себе швейцарцев немного более сдержанными, а общение с хозяевами более формальным. Но действительность оказалась забавнее. Три десятка немецких слов и немного грамматики, выученные мной перед поездкой, были очень кстати – удавалось понять хоть в общих чертах, что хотят сказать хозяева, что-то даже ответить и понимать многие вывески. Правда, за всю поездку это были единственные швейцарцы, не говорившие по-английски.
Первые два дня погода нас не радовала, поэтому один из них мы посвятили поездке в Люцерн (там даже удалось погулять почти без дождя по крепостной стене), а второй – музею транспорта и дополнительной прогулке по Люцерну.
В Люцерне (да и по всей Швейцарии) наши велолюбительские души просто стонали от вида велодорожек, велосветофоров (!), велопарковок, забитых великами всех мастей. Мечта…
Чтобы разнообразить свой транспортный опыт, в музей транспорта (www.verkehrshaus.ch) поехали из Штансштадта на кораблике (подобрали подходящий рейс, проходящий как раз через музей - www.lakelucerne.ch). Погода, правда, не располагала к водным прогулкам, но все равно любопытно. Впечатлили девушки-матросы, невозмутимо чалившие здоровый теплоход под проливным дождем.
На третий день погода начала улучшаться, но т.к. дальнейший прогноз обещал уже просто-таки жару, было решено быстренько смотаться в Технораму (www.technorama.ch/, Винтертур), «пока не началось».
Технорама впечатлила, но времени нам в ней категорически не хватило. Надо было напрячься и приехать пораньше (мы приехали к 12, а в 17 она уже закрывается). Я думала, что придется активно переводить сыну описания опытов, но оказалось, что многие он знает (в Москве, в Манеже, оказывается, зимой/весной бывает очень похожая, но небольшая выставка «Зазеркалье», они там были с классом и учителем физики). Но т.к. незнакомых экспонатов было тоже немало, у каждого из них мы зависали, чтобы сначала разобраться «чего тут делать надо?», а потом – «а почему так получается?». Короче, все осмотреть не успели, но понравилось сыну (да и мне) очень.
На обратном пути заскочили в Цюрих, но это просто «для галочки», «хоть глазком посмотреть», Цюрих остался на другой раз.
Следующим утром мы посетили знаменитый древний монастырь бенедиктинцев и его сыроварню с магазинчиком. Забавно – посреди зала стоит большая стеклянная будка, в которой по окружности расставлены сыродельные столы на колесиках, каждый из которых находится на одной из стадий изготовления сыра. Дядечка у вас на глазах выполняет очередную операцию (которая описана снаружи на табличке) и передвигает столик на следующий этап. Очень оригинально и можно сразу посмотреть все этапы. Тут же находится магазинчик, в котором можно купить их местные сыры, йогурты, мороженое и молоко. Кстати, рекомендую молоко покупать именно здесь, а не в COOPе – это ЧТО-ТО. Такое молоко я пила только в детстве, когда мама на даче ходила с бидончиком к молочнице…
Дальше погода резко улучшилась, и мы перешли к активной части нашей программы. Первым делом сын потребовал обещанную велопрогулку.
В своих велоспособностях я сильно сомневалась, поэтому выбрала маршрут вниз по долине – от Энгельберга до Штансштадта. Сначала мы предполагали взять велики напрокат на ж/д станции (www.rentabike.ch/) и сдать их в Штансштадте, но жд-шные велики (Skoda, оказывается, делает велики!) были забракованы сыном (чтобы достались хорошие, их надо было бронировать заранее), в итоге взяли в независимой прокатной конторе в поселке. Получилось подороже и пришлось возвращаться с ними на поезде, но ничего. Маршрут вниз по долине совершенно ненапряжный, около 25 км, но поначалу проходит прямо по автодороге (причем, это довольно крутой серпантин), что с непривычки напрягает. На самом деле, быстро понимаешь, что в Швейцарии это практически безопасно – все водители ОЧЕНЬ внимательно относятся к велосипедистам (как, впрочем, и к пешеходам), но аккуратно обгоняющие на серпантине машины все же не дают расслабиться.
Ниже, после окончания крутой части, велодорожка отходит от трассы в сторону, и прогулка становится более непринужденной. Тропа идет мимо водопада, потом переходит на левый берег реки и идет дальше вниз по долине.
Еще ниже она превращается в сельскую дорогу, идущую по окраинам поселков. Потом внизу, уже около Штанса, опять выходит на проезжую часть. Как только автотрасса становится двухполосной (в каждую сторону), справа выделяется отдельная велодорожка (возможно, не всегда, но нам так показалось). Маршрут несколько раз проходит мимо ж/д станций – т.е. если устали/надоело/испортилась погода можно сократить маршрут и вернуться домой. В поездах все предусмотрено для перевозки велов – специальные отсеки, в них крюки, на которые вешаешь велики, и идешь себе спокойно в вагон.
Далее по программе у нас была заезд на гору Титлис, осмотр ледника и прогулка по окрестным озерам. На подъемнике завозят на Малый Титлис, на высоту 3 с небольшим тысячи метров, дальше предлагается прогулка в снежный парк развлечений. До развлечений мы не добрались, т.к. увидели тропинку на вершину, которая впоследствии оказалась основным Титлисом, профиль которого украшает все местные сувениры. Рекомендую туда подняться – тропа хоть и не маркированная, но однозначная и совершенно «без экстремизма». Да и набор высоты небольшой – метров 200-300, точно не помню. Вид с вершины гораздо интереснее, чем со смотровой площадки у подъемника. И народу значительно меньше.
После Титлиса мы спустились вниз на две очереди подъемника, прогулялись вдоль озера Trubsee, поднялись на канатке на перевал Jochpass, немножко прогулялись в сторону Engstlensee, но вынуждены были бежать обратно, т.к. именно в этот вечер хозяева назначили барбекю, и к 18 часам нам следовало быть на месте.
От озера Trubsee мы все же решили спуститься в Энгельберг пешком, прикинув по указателям, что если они не врут, то времени нам как раз впритык хватает. На всякий случай решили двигаться максимально резво. В итоге выяснилось, что время указателей мы даже немного обгоняли, но темп у нас был явно не прогулочным. Сделали вывод, что при нормальном темпе можно ориентироваться на время указателей, но расслабляться не придется.
На последний перед отъездом из Энгельберга день у нас осталась «прогулка за угол» - вверх и влево по долине в сторону перевала Surenenpass. План был такой: чтобы успеть зайти подальше (а вставать рано у нас плоховато получалось), подъехать на шаттл-басе до подъемника Furenalp, подняться на подъемнике, а дальше – вверх по долине по верхней тропе, насколько времени хватит. А обратно – по нижней тропе, вернуться к нижней станции Furenalp и успеть на последний шаттл-бас, чтобы не топать лишние 4 км по дороге до Энгельберга. Вобщем, примерно так и получилось. По дороге зашли в фермерский домик, предлагавший сыр, молоко и прочие альпийские прелести. Попили молока (о-о-о, это песня!!!). Чтобы дойти до самого перевала и успеть вернуться, выдвигаться надо было гораздо раньше, но это было заранее понятно. В итоге дошли до церквушки и фермерского домика с кафешкой (Blackenalp, как я понимаю), перекусили у них, еще попили молока и потопали вниз. Хорошо, что не стали упираться и идти дальше – к последнему автобусу мы прибежали под проливным дождем.
Автор: Елена Б.