В жизни нужно полюбить то,
что нужно полюбить.
Сказал авиаконструктор
Зимний день. Снег. Солнце. Лыжники и сноубордисты летят вниз, выписывая красивые дуги. Однако сегодня кто-то может попасть в печальную статистику получивших травму на склоне. Чтобы не попасть в нее, я хочу поделиться с вами несколькими правилами безопасности, которые выработал для себя.
Самое главное - это помнить, что опасность идет всегда сверху. Оттуда может выскочить и налететь на вас кто угодно и что угодно: лыжник, набравший скорость, сноубордист, выполняющий трюк, вырвавшийся из рук снегокат, упущенный сноуборд, одним словом – много всего интересного и познавательного. Вы будете смеяться, но уезжает даже одна лыжа с пристегнутым ботинком.
С воздуха по вам может нанести удар парапланерист, совершающий посадку. Будьте готовы ко всему. Самое главное – это всегда смотреть вверх.
Смотрите вверх, когда отдыхаете и пьете чай, смотрите вверх, когда поднимаетесь по склону пешком, смотрите вверх, когда поднимаетесь на подъемнике.
Не поворачивайтесь к горе спиной!
Так что получается, что вершина более безопасна, чем выкат. А выкат является самым опасным местом на горе. Парадокс, но мне кажется, что так оно и есть.
Во время подъема пешком тоже нужно быть внимательным. В этом случае вы находитесь в роли статиста, и налетать на вас или нет – это будет решать кто-то другой.
Вот некоторые примеры из жизни, произошедшие со мной и моими друзьями.
Однажды я поднимался с лыжами на плечах сбоку от основного склона. Хорошее место для подъема, но оно нравится не только мне. Тем кому надоело скрести по льду, так и норовят проехать совсем рядом. Я обычно смотрю вверх во время подъема, но здесь я устал и позволил себе несколько секунд смотреть себе в ноги. Потом стал перебрасывать лыжи с одного плеча на другое, чуть подал их вперед… и едва не воткнул их в пролетавшего мимо меня лыжника. Уф! Столкновение было бы очень опасным. Я находился на краю гребня, отделяющего склон от оврага, по дну которого проходили трубы для снеговых пушек.
Еще один случай из жизни. Одна знакомая лыжница встретила на склоне свою подругу, с которой долгое время не виделась. Они встали внизу склона, разговорились и забыли обо всем на свете. И, вдруг - бац! Неопытный парапланерист, заходя на посадку с растопыренными ногами, дал ей ботинком прямо в глаз! Он быстренько извинился и смылся. Можно много говорить о том, кто виноват и что делать, но гигантский синяк, причем под обоими глазами сразу. Если один глаз травмировать, то и второй это чувствует.
- Синяк сейчас спал, а был он гораздо хуже! – успокоила она меня. Хотя страшнее в жизни я даже и не видел.
Знаю еще одну женщину, которой расслабленность около подъемника стоила переломанного бедра. На нее в тумане налетел сноубордист. Когда сноубордист налетает сзади на едущую вниз женщину-лыжницу – это самый частый вид столкновений. Такие можно увидеть каждый день. Нужно быть лыжницей экстра класса, чтобы и догнать было невозможно.
Выходя на склон, не торопитесь, сделайте паузу, осмотритесь вокруг. Можно, например, выяснить самую дикую публику. Эти люди катаются почти без техники, все время создают опасные ситуации на склоне, но зато они в дурацкой одежде и катаются с гиканьем и криками, слышными на всем склоне. Таких лучше пропустить вперед и самому ехать вниз, когда такая компания встанет в очереди на подъемник.
Как-то стоя в многолюдной очереди на подъемник в Канте, я поймал себя на мысли, что всегда инстинктивно выбираю себе место в левом краю очереди – подальше от склона. Так от летящих вниз лыжников меня отделяет широкая толпа людей. Пешеходный переход я пересекаю по такому же принципу - подальше от машин.
Начинающим лыжникам лучше не кататься широкими траверсами поперек всего склона, а выделить себе определенный коридор для спуска и стараться не выходить из него.
Еще меня удивляют люди, торчащие без конца под кресельным подъемником. Неужели не понятно, что в конце концов есть шанс поймать себе на голову что-нибудь ценное – например лыжу, палку, цифровой фотоаппарат или на худой конец бутылку из под пива. Иногда бывает, что мокрый снег прилипает к подошве ботинка, крепление не застегивается до конца и лыжа может отстегнуться в самый неподходящий момент.
Выходной день. Солнечная погода и отличное настроение. Группа девушек-сноубордисток сидит посередине склона. Сидящая выше всех что-то увлеченно набирает на мобильнике. Все аккуратно объезжают эту идиллию. Но вот выше их на склоне ошибаются горнолыжник и сноубордист – они сходятся встречными курсами и должны столкнуться. Чтобы этого не произошло, они оба резко меняют курсы, и вот уже сноубордист несется прямо в спину девушке. В последнее мгновение, отчаянно изогнувшись всем телом, он разворачивает сноуборд и обходит девушку стороной. Она так и не поняла, какого удара в спину избежала.
Если нужно посидеть на склоне, то уж лучше спрятаться за снежной пушкой или ратраком.
Если вы решили разведать для себя новую дорогу - будьте осторожны вдвойне. Однажды, катаясь в Крылатском, мне надоело вместе со всеми скрестись по льду основной трассы и захотелось чего-то новенького. Я решил скатиться правее, по целине, и выйти к подъемнику не с левой стороны, а справа, где никто не катался. Я ушел со льда, хорошо разогнался по пухлому снегу, и когда на полной скорости шел на выкат, то внезапно понял, почему здесь никто не катается - склон пересекает ручей. Не широкий, но достаточный, чтобы повеселить публику, стоящую в очереди на подъемник. Что же делать? Как спастись от падения? Услужливая память тут же подсунула давний эпизод из лыжной жизни. Когда я ещё учился в школе, то один раз вылетел на разрытую траншею для прокладки кабеля. Спасения тоже, казалось, не было, но я нашел выход из положения - поднял одну ногу с лыжей как можно выше. Другая лыжа попала в траншею и тут же была сорвана с ноги, но мне удалось устоять на другой.
Сейчас такая же ситуация - препятствие, которое не объехать. Пришлось принять мгновенное решение - прыгнуть через ручей с максимальным толчком на одну ногу, заведомо отдавая ее ручью, чтобы приземлиться на другую. Так и произошло - во время приземления носок левой лыжи воткнулся в противоположный берег ручья, и лыжа была мгновенно сорвана. Приземление произошло на правую лыжу и левое колено. Спасибо, лыжные брюки были довольно толстыми, и я не очень сильно разбил колено об лед. Крепления сработали хорошо - я сам их настраивал.
Предпочитаю всегда идти от минимального усилия срабатывания. Если лыжи отстегиваются на липком снегу или на ледяных буграх, тогда я чуть-чуть поднимаю силу раскрытия. Мне кажется, что лучше лишний раз заковыряться в снегу, чем переломать ноги и никогда больше не вставать на лыжи. Когда я слышал, что усилие раскрытия креплений вычисляется по сложным формулам и таблицам, учитывающим вес, рост, толщину ноги, то всегда комплексовал по этому поводу, что не пользуюсь таблицами, просто иду от минимального усилия. Но со временем я понял, что особо ничего не потерял.
Однажды в клубе Кант давали бесплатно карвинговые лыжи на тестирование. Я оставил свои лыжи, а одел новые чужие. Впереди обледенелая гора, крепления настроены другим человеком. Тут я понял, что здорово влип. Здесь не до позы, можно и прикинуться начинающим. Я начал с небольшого бокового соскальзывания, чтобы почувствовать, как кант держит на обледенелом склоне. Затем сделал небольшой траверс, в конце которого применил мощный укол палкой, и развернулся почти на месте. Потом сделал еще траверс и еще разворот. Внизу склона мне стало уже легче, а через несколько спусков я был полностью в восторге от лыж. «Россиньоль» «Бандит ХХ» переносили меня через рытвины и брустверы, словно я ехал по ним в «Вольво». Когда я стоял в очереди на подъемник, все смотрели на меня как на миллионера. После того, как я получил обратно свои лыжи, мне захотелось выкинуть их в овраг! Великая сила рекламы. Но чтобы реально купить что-то подобное, пришлось выжидать несколько сезонов.
Откровенно говоря я даже побаиваюсь брать лыжи для того, чтобы прокатиться на искусственном покрытии на Московском лыжном салоне, потому что крепления будут там настроены другим человеком.
Много раз крепления, настроенные мной лично, спасали меня. Помню еще очень давно, когда склоны подготавливались любителями, был один эпизод, приключившийся со мной. Во время спуска, чуть в стороне от основной трассы, кто-то вдруг мгновенно сорвал у меня одну лыжу с ноги! Чтобы не упасть, пришлось сильно удариться рукой о склон, отчего травмировалась кисть руки. Я посмотрел назад – лыжа осталась на том же месте, где я ее потерял. Подошел, наклонился, потянул лыжу, но она так и осталась на склоне. Она попала в петлю из стального троса, торчащую из земли!
Никогда не горел желанием заниматься на тренажерах. Однажды, еще в школе, на уроке физкультуры мы всем классом поехали в район Химкинского водохранилища покататься в лесу на беговых лыжах. Получив лыжи в прокате, все отправились через замерзшее водохранилище в лес. В лесу был небольшой овраг, и самые смелые стали съезжать вниз, становясь в центре внимания всего класса.
Для меня, горнолыжника, горка была просто смешной, на ней и разогнаться-то было негде. Я просто стоял и смотрел, как катаются другие.
- А ты что, боишься прокатиться? – сказала мне одна из девушек нашего класса.
- Конечно же, нет! – ответил я и полез на горку.
Я думал, что мой спуск будет самым быстрым и крутым, но не успел я поехать вниз, как лыжи выскользнули из-под меня, и я упал на задницу. Я вскочил, толкнулся палками и тут же снова упал.
Я разучился кататься с горок на обычных лыжах!
Просто привык к тому, что лыжа идет устойчиво, и ботинок всегда крепко держит ногу. Ждал того же от беговых лыж и напрасно. Мне кажется, что если перетренироваться на тренажерах, то можно потерять чувство настоящего снега. Поэтому не рвусь к тренажерам. Хотя, может, и неплохо позаниматься на тренажере, развивающем силу ног на разворот брокажем. Помню один раз, находясь в низкой стойке, я вылетел на металлический заборчик, типа таких, какие служат для разделения потоков пассажиров в метро. Какие-то заботливые люди оградили то место, где склон продирался до земли. Выход был один – мгновенно развернуть обе лыжи в сторону просто силой ног. Я сделал это и ушел от столкновения.
А вот любопытный случай с падением. Дело было в Коломенском. Там после классной отвесной горки идет холм высотой метра три. Я разогнался, вошел в «полутрубу» между горкой и холмом. «Хороший прыжок получится», - подумал я. Но в этот момент словно кто-то сел мне прямо на плечи. От неожиданности я просто упал. Это было действие центробежной силы! Второй раз я уже ждал этого воздействия и проехал нормально.
Еще одна из неудачных вещей в горных лыжах – это впасть в оцепенение, когда у тебя нет силы изменить траекторию, а только смотришь вперед и набираешь скорость. Это бывает от усталости или из-за страха от внезапного попадания на крутой склон. Нужно быть готовым к этому.
А вот раньше существовал вид падения, к которому невозможно было подготовиться. Когда для слаломных ворот использовались деревянные палки, то происходило следующее. Если лыжник налетал на такую палку, то она ломалась и в земле оставался маленький кусочек палки. После оттепели на склоне оказывались эти обломки. Когда внешняя лыжа наезжала на такой чурбачок, она мгновенно проскальзывала, и лыжник оказывался на боку. Было такое чувство, словно кто-то ударил сзади по ногам. Если умудриться наехать на засыпанную в снегу бутылку, то результат будет таким же – мгновенная потеря сцепления и падение. Для сноубордистов с их единственным кантом эта проблема стоит еще острее.
Автор: Андрей Petrov (andrew32)
"Смотрите вверх, когда отдыхаете и пьете чай, смотрите вверх, когда поднимаетесь по склону пешком, смотрите вверх, когда поднимаетесь на подъемнике. "
Мне бы в небо.. ? ))
"Не поворачивайтесь к горе спиной!"
Как же Вы вниз съезжаете, не поворачиваясь, или постоянно в свиче (спиной вперёд) катаетесь?
Вообще, волков бояться - в лес не ходить. Катаясь на лыжах, мы подвергаем себя опасности, и все ситуаций, которые могут возникнуть на склоне, предвидеть не возможно. Как вы правильно сказали, нужно быть адекватным и понятным для других, а если заморачиваться на многих деталях, которые вы огласили, то можно развить у себя паранойю. тогда уж лучше не на лыжах кататься, а игрть в симуляторы на компьютере.
Спасибо за статью и высказанное мнение!