Вспоминаю давний разговор с приятелем, подвизавшимся по выходным в качестве частнопрактикующего инструктора. Показав на двух своих подопечных тетенек неопределенного возраста, он спросил: "Ну как?" Тетеньки старались и вполне уверенно выписывали по пологому склончику синусоиды на почти параллельных лыжах. Ничего плохого в их деятельности я не увидел, о чем и сообщил. "Не учим кататься!" - хмыкнул приятель - "Только повороты учим делать!"
А ведь правильно! - подумалось мне тогда, - Инструктор учит только технике поворотов и ничему более. С тех пор прошло много лет, и в деле обучения лыжам произошли серьезные перемены - но лишь количественные. Появились обустроенные склоны и хорошие подъемники, армия инструкторов многократно выросла, а их высокая квалификация, подтвержденная сертификатами, не вызывает сомнений. Но кататься-то они как не учили, так и не учат! С этим самым "кататься" стало даже хуже, хотя индустриально поставленное обучение поворотам походит на заводской конвейер...
А давайте поговорим о скольжении и прямом спуске - штуке загадочной и интимной, похожей на полеты во сне. Найдите самый длинный и пологий (градуса 2) склон и разверните лыжи точно вниз. Попробуйте стартовать, не отталкиваясь палками. Не едут лыжи? А посмотрите, плоско ли они лежат на снегу? Видите, одна лыжа чуть-чуть закантована - совсем незаметно, но этого хватает! Найдите идеально плоское положение лыж и пробуйте снова!
Все еще не едут? Перенесите вес вперед и попробуйте стронуть лыжи движением ног. Сдвинулись, но снова остановились? Это из-за неправильной центровки - вес распределен неравномерно по длине, а еще может быть, что одна лыжа загружена больше другой. Еще раз трогаем лыжи с места плавным движением ног... Поехали, остановились, но не сразу! Еще раз... И вот оно: лыжи везут вас под незаметный уклон, потихоньку набирая скорость!
Теперь попробуем тормозить, перенося вес вперед и назад. Поищите такие положения, в котором ваши лыжи (именно ваши и именно на этом снегу) скользят лучше всего и хуже всего. Продолжайте спуск, тормозя и разгоняясь простым переносом веса взад-вперед, но следите, чтобы лыжи шли строго параллельно и без малейшей закантовки. А не попробовать ли во время движения садиться и вставать, не теряя плоского положения лыж?
Разобравшись с плоским ведением и продольным балансом, пойдем дальше. Найдите такой же пологий склон, но с длинными плавными буграми. Не отталкиваясь палками, строньте лыжи с места, чуть-чуть разгонитесь и выезжайте на бугор. Лыжи снова остановились? Еще бы: найденная вами продольная центровка была идеальной только на ровном, а чтобы въехать на бугор, нужно плавно сместиться чуть назад - чтобы носки лыж не уперлись в подъем. Пробуем еще раз. Лыжи въехали на бугор, но сразу остановились и попятились назад? На верхушке нужно перенести вес вперед, тогда лыжи мягко клюнут носками и съедут с бугра. Пробуем снова: перед бугром загружаем задники, на верхушке - носки, а в самом низу опять задники. И помягче, помягче...
Теперь найдите склон чуть круче (градусов 5), трогайтесь с места, не отталкиваясь палками, и набирайте скорость. Смотрите-ка, лыжи вдруг начали дергаться из стороны в сторону и колотиться друг о друга. Вы потеряли плоское ведение! После первого незаметного толчка о маленький бугорок лыжи начали слегка колебаться, зарезаясь то одним, то другим кантом, и не в такт друг другу. Сбросьте скорость (изменением центровки!) и снова разгонитесь, сосредоточившись на плоском ведении. Добейтесь, чтобы плоское положение лыж сохранялось при наезде даже на резкий бугор или льдину из-под гусеницы ратрака.
Теперь можно переходить к траверсам. Найдите оптимальную центровку и правильное распределение веса между закантованными лыжами - так, чтобы суметь разогнаться практически поперек склона, тормозить переносом веса вперед-назад и не позволить лыжам сделать поворот вверх, который они так любят делать на траверсах. Теперь добейтесь тех же результатов на сложном рельефе, где движение на плоских лыжах сменяется траверсами, буграми, перегибами и т.д. И не торопитесь на крутые склоны, пока полностью не прочувствуете сущность скольжения там, где лыжи, казалось бы, и вовсе не должны ехать. Если не поленитесь, то рано или поздно обнаружите, что можете, оказывается, разгоняться и тормозить практически без движений, почти что усилием мысли.
Вот теперь можно переходить на настоящие склоны. Здесь уже не нужно стараться сдвинуться с места - лыжи поедут сами, но удерживать плоское ведение и оптимальную центровку будет ой как трудно! Но когда это удастся, вы вдруг почувствуете, что гора совсем не опасна, а скоростью легко управлять.
Предвижу вопрос: да зачем вся эта ерунда? А знаете, сколько сломано разных конечностей только потому, что лыжи на хорошей скорости вдруг наехали на что-то твердое и слишком сильно дернулись? А всего-то и надо было - быстро среагировать, поймать баланс и ехать себе дальше! Начинающий с помощью таких упражнений быстро приобретет чувство снега и разберется в продольно-поперечных тонкостях. Продолжающий решит проблемы со стойкой, легко избавится от напряженной спины, "замороженных" коленей и массы других мелких, но обидных ошибок. Да и достаточно опытным катальщикам полезно освоить плоское ведение - это позволит даже на самых радикальных карвах ехать прямо, без раздражающего рысканья лыж.
А как насчет того, чтобы доехать от Эльбруса до Чегета быстрее автобуса, ни разу не оттолкнувшись палками? Или вечерком пролететь со свистом 5 км почти горизонтальной дороги в Банско, не сделав ни единого движения и снисходительно поглядывая на запыхавшихся собратьев?
И наконец, почему бы не разнообразить свои занятия? Ведь многие лыжники даже не представляют себе другого катания, кроме старательного выписывания правильных полуокружностей в поисках "чистой дуги" и "параллельности голеней". А если попробовать научиться скользить, а не только делать повороты?
Другие статьи автора на сайте:
Живописцы, окуните ваши кисти
Как помочь коленям?
Откуда берутся травмы?
Главный лыжный вопрос
Адреналин
Между нами, стукнутыми
Спиною чую
Кляйнарльская Тигрица
Записки натуралиста
А мы же как же, однако?
Автор: Skipper |