0

Прямая и плоскость - медитация

Reports Лента автора 31 Декабря 2006 (05:10) Просмотров: 476 9

Вспоминаю давний разговор с приятелем, подвизавшимся по выходным в качестве частнопрактикующего инструктора. Показав на двух своих подопечных тетенек неопределенного возраста, он спросил: "Ну как?" Тетеньки старались и вполне уверенно выписывали по пологому склончику синусоиды на почти параллельных лыжах. Ничего плохого в их деятельности я не увидел, о чем и сообщил. "Не учим кататься!" - хмыкнул приятель - "Только повороты учим делать!"


А ведь правильно! - подумалось мне тогда, - Инструктор учит только технике поворотов и ничему более. С тех пор прошло много лет, и в деле обучения лыжам произошли серьезные перемены - но лишь количественные. Появились обустроенные склоны и хорошие подъемники, армия инструкторов многократно выросла, а их высокая квалификация, подтвержденная сертификатами, не вызывает сомнений. Но кататься-то они как не учили, так и не учат! С этим самым "кататься" стало даже хуже, хотя индустриально поставленное обучение поворотам походит на заводской конвейер...

А давайте поговорим о скольжении и прямом спуске - штуке загадочной и интимной, похожей на полеты во сне. Найдите самый длинный и пологий (градуса 2) склон и разверните лыжи точно вниз. Попробуйте стартовать, не отталкиваясь палками. Не едут лыжи? А посмотрите, плоско ли они лежат на снегу? Видите, одна лыжа чуть-чуть закантована - совсем незаметно, но этого хватает! Найдите идеально плоское положение лыж и пробуйте снова!

Все еще не едут? Перенесите вес вперед и попробуйте стронуть лыжи движением ног. Сдвинулись, но снова остановились? Это из-за неправильной центровки - вес распределен неравномерно по длине, а еще может быть, что одна лыжа загружена больше другой. Еще раз трогаем лыжи с места плавным движением ног... Поехали, остановились, но не сразу! Еще раз... И вот оно: лыжи везут вас под незаметный уклон, потихоньку набирая скорость!
Теперь попробуем тормозить, перенося вес вперед и назад. Поищите такие положения, в котором ваши лыжи (именно ваши и именно на этом снегу) скользят лучше всего и хуже всего. Продолжайте спуск, тормозя и разгоняясь простым переносом веса взад-вперед, но следите, чтобы лыжи шли строго параллельно и без малейшей закантовки. А не попробовать ли во время движения садиться и вставать, не теряя плоского положения лыж?

Разобравшись с плоским ведением и продольным балансом, пойдем дальше. Найдите такой же пологий склон, но с длинными плавными буграми. Не отталкиваясь палками, строньте лыжи с места, чуть-чуть разгонитесь и выезжайте на бугор. Лыжи снова остановились? Еще бы: найденная вами продольная центровка была идеальной только на ровном, а чтобы въехать на бугор, нужно плавно сместиться чуть назад - чтобы носки лыж не уперлись в подъем. Пробуем еще раз. Лыжи въехали на бугор, но сразу остановились и попятились назад? На верхушке нужно перенести вес вперед, тогда лыжи мягко клюнут носками и съедут с бугра. Пробуем снова: перед бугром загружаем задники, на верхушке - носки, а в самом низу опять задники. И помягче, помягче...

Теперь найдите склон чуть круче (градусов 5), трогайтесь с места, не отталкиваясь палками, и набирайте скорость. Смотрите-ка, лыжи вдруг начали дергаться из стороны в сторону и колотиться друг о друга. Вы потеряли плоское ведение! После первого незаметного толчка о маленький бугорок лыжи начали слегка колебаться, зарезаясь то одним, то другим кантом, и не в такт друг другу. Сбросьте скорость (изменением центровки!) и снова разгонитесь, сосредоточившись на плоском ведении. Добейтесь, чтобы плоское положение лыж сохранялось при наезде даже на резкий бугор или льдину из-под гусеницы ратрака.

Теперь можно переходить к траверсам. Найдите оптимальную центровку и правильное распределение веса между закантованными лыжами - так, чтобы суметь разогнаться практически поперек склона, тормозить переносом веса вперед-назад и не позволить лыжам сделать поворот вверх, который они так любят делать на траверсах. Теперь добейтесь тех же результатов на сложном рельефе, где движение на плоских лыжах сменяется траверсами, буграми, перегибами и т.д. И не торопитесь на крутые склоны, пока полностью не прочувствуете сущность скольжения там, где лыжи, казалось бы, и вовсе не должны ехать. Если не поленитесь, то рано или поздно обнаружите, что можете, оказывается, разгоняться и тормозить практически без движений, почти что усилием мысли.

Вот теперь можно переходить на настоящие склоны. Здесь уже не нужно стараться сдвинуться с места - лыжи поедут сами, но удерживать плоское ведение и оптимальную центровку будет ой как трудно! Но когда это удастся, вы вдруг почувствуете, что гора совсем не опасна, а скоростью легко управлять.

Предвижу вопрос: да зачем вся эта ерунда? А знаете, сколько сломано разных конечностей только потому, что лыжи на хорошей скорости вдруг наехали на что-то твердое и слишком сильно дернулись? А всего-то и надо было - быстро среагировать, поймать баланс и ехать себе дальше! Начинающий с помощью таких упражнений быстро приобретет чувство снега и разберется в продольно-поперечных тонкостях. Продолжающий решит проблемы со стойкой, легко избавится от напряженной спины, "замороженных" коленей и массы других мелких, но обидных ошибок. Да и достаточно опытным катальщикам полезно освоить плоское ведение - это позволит даже на самых радикальных карвах ехать прямо, без раздражающего рысканья лыж.


А как насчет того, чтобы доехать от Эльбруса до Чегета быстрее автобуса, ни разу не оттолкнувшись палками? Или вечерком пролететь со свистом 5 км почти горизонтальной дороги в Банско, не сделав ни единого движения и снисходительно поглядывая на запыхавшихся собратьев?

И наконец, почему бы не разнообразить свои занятия? Ведь многие лыжники даже не представляют себе другого катания, кроме старательного выписывания правильных полуокружностей в поисках "чистой дуги" и "параллельности голеней". А если попробовать научиться скользить, а не только делать повороты?



Другие статьи автора на сайте:

Живописцы, окуните ваши кисти
Как помочь коленям?
Откуда берутся травмы?
Главный лыжный вопрос
Адреналин
Между нами, стукнутыми
Спиною чую
Кляйнарльская Тигрица
Записки натуралиста
А мы же как же, однако?
Автор: Skipper
0
+1  
Webaib    3 Января 2007 (04:15)   #
Я ни чего не имею против плоского скольжения. И на моих 190 бандитах я часто ))) себе это позволяю, но даже почти самые длинные фишеровские слаломки в 170 не прощают плоского ведения. Ни на чистом вельвете, ни на раскатом - такого они не позволят, в какой то момент скорость и небольшая горка снега перед одним носком лыжи сложатся и она как будто попадает в резонанс и только немедленная закантовка позволит избежать падения.
0  
Inc    3 Января 2007 (05:53)   #
QUOTE(Webaib)
Я ни чего не имею против плоского скольжения. И на моих 190 бандитах я часто ))) себе это позволяю, но даже почти самые длинные фишеровские слаломки в 170 не прощают плоского ведения. Ни на чистом вельвете, ни на раскатом - такого они не позволят, в какой то момент скорость и небольшая горка снега перед одним носком лыжи сложатся и она как будто попадает в резонанс и только немедленная закантовка позволит избежать падения.


Ерунда какая-то.
"Прощают лыжи" - "не прощают"...."Позволяют" - "не позволяют"...

А может, просто техники элементарной не хватает?

Что карвы карвить легче помогают - замечал.
"Прилечь на склон" - тоже способствуют.

А чтоб прямо идти не давали или взбрыкивали - не замечал НИ РАЗУ. Иначе бы уже не раз улелел в пропасть на узких длиннючих траверзах и "козьих тропах".
Ну, "погуливают" немного - бывает.
Но не больше, чем те же ролики или коньки. Что ж из этого проблемы делать?
Вести чуть аккуратнее, не расслабляться сильно - и всего делов-то.

И следить за личным состоянием.
"Взбрыкивают" часто не лыжи, а уставшие ноги, которые "вдруг" выходят из под контроля.
0  
Webaib    3 Января 2007 (21:28)   #
Шут его знает может и техника, эксперименты в этой области ставить не собираюсь, не на тех скоростях и не при тех условиях возникал у меня этот эффект "рыскающей" лыжи, что бы повторять сие добровольно. На скорости (обычная скорость на красной 70) они у меня бывало и погуливали, но пару раз именно входили в резонанс. Амплитуда увеличивалась моментально и за мной осталось огромное облако снега, поднятого лыжей, т.б. поведение лыжи было явно не подконтрольное, закантовался на "спокойной" лыже, ослабив давление на "рыскающую", поэтому и не упал, хотя равновесие явно потерял. Смысла особого на трассе я не вижу вести лыжу плоско, в длинной дуге ноги отдыхают не чуть не менее чем в плоском ведение.

Добавлено спустя 2 минуты 36 секунд:

Кстати думаю в этом эффекте "резонанса" больше участвовала пятка лыжи нежели чем носок.
0  
ILUsha    4 Января 2007 (01:43)   #
Разогнал в Ишгле слаломный райстигер 155см по прямой до 90-та км/ч, :shock: ну не преднозначены они для этой скорости,и техника тут не при чем.
-1  
Inc    4 Января 2007 (02:49)   #
[quote=ILUsha]Разогнал в Ишгле слаломный райстигер 155см по прямой до 90-та км/ч, :shock: ну не преднозначены они для этой скорости,и техника тут не при чем.[/quote]

На Суперспортах 6* (175, правда) на этой же трассе было показано 98. И то, ИМХО, только потому, что ветерок был попутный.
Проблема той трассы - уклон небольшой и разогнаться совершенно негде :-(.
Даже в ушах особо не свистело.
Очень часто скорость бывает намного-намного больше......

А то, что слаломный РейсТайгер не предназначен для больших скоростей - так скорее всего и есть. От модели крайние характеристики сильно зависят.

У меня до того 5* были. Кататься, не потея, - легко.
Но на высоких скоростях тоже начинали "дребезжать" и вести их надо было очень аккуратно. Весь кайф обламывали. Хуже, чем прерванный ......, ну, взрослые, поняли о чем речь :-)

Потому и поменял после тестов, что хотелось большего запаса прочности на скоростях. Хотя геометрия у них одна и та же.

Кстати, а сама статья интересной показалась.
Практиковал и практикую нечто подобное. Для разминки. Чтоб лыжи лучше почувствовать. Или просто для полноты ощущений.
+1  
ILUsha    5 Января 2007 (01:57)   #
[quote=Inc]

На Суперспортах 6* (175, правда) на этой же трассе было показано 98. И то, ИМХО, только потому, что ветерок был попутный.
Проблема той трассы - уклон небольшой и разогнаться совершенно негде :-(.
Даже в ушах особо не свистело.
Очень часто скорость бывает намного-намного больше......

А то, что слаломный РейсТайгер не предназначен для больших скоростей - так скорее всего и есть. От модели крайние характеристики сильно зависят.

У меня до того 5* были. Кататься, не потея, - легко.
Но на высоких скоростях тоже начинали "дребезжать" и вести их надо было очень аккуратно. Весь кайф обламывали. Хуже, чем прерванный ......, ну, взрослые, поняли о чем речь :-)

Потому и поменял после тестов, что хотелось большего запаса прочности на скоростях. Хотя геометрия у них одна и та же.
[/quote]

Мы с тобой о разных трассах наверно говорим :-D
Я катал вот тут

user posted image

с Палинкопф черная 20.Уклон там неплохой.А замерял скорость карманным спидометром 8) Так что может она была и больше,но результат смотрел только на выкате,в процессе нет возможности взглнуть :wink: Да и лыжи прокатные ,еслиб туда пистонконтроль платку воткнуть так цены бы им не было.Хотел поменять на что нить GS-ное но ломало ехать в прокат.
А суперспорты я тоже в прошлом году тестил,понравились.
0  
Webaib    5 Января 2007 (16:13)   #
Меня больше напрягает отсутсвие выкатов на крутых трассах. Катался в Les Muniers и в Valmeiner там находил трассы так что бы и в груди перехватило и зона остановки была. А побывал в Les 2 Alpes и чего то не нашел не фига такого, только парк порадовал. Была пара мест, но одно убивалось в хлам чайниками и внизу на выкате сидели долбаёжики, одно вообще без выката ) и заканчивалось обрывом ))) остальное - слюни-сопли. Так и не выжал больше сотни. Меряю по GPS с палмом в связке.
+1  
Inc    5 Января 2007 (16:28)   #
[quote=ILUsha]Мы с тобой о разных трассах наверно говорим :-D
Я катал вот тут...
[/quote]

Точно.
Я мерял на той, что на Идальпе, с отсечкой и с табло, на котором показывалась скорость. Раз прошел, второй неинтересно было.

А 20-я - да. Хорошая. Помню. Там не расслабишься. По ней бы я на скорость ходить не стал. Здоровье уж не то :-)

Добавлено спустя 6 минут 43 секунды:

[quote=Webaib]Меня больше напрягает отсутсвие выкатов на крутых трассах.... [/quote]

В Зельден тебе надо. На Риттенбах. На трассу, где ЧМ каждый год (кроме этого) открывают.
И уклон хороший, и выкат - ого-го. :-):
user posted image
+14  
ILUsha    5 Января 2007 (16:47)   #
26 декабря ,ниже 2500 было опасно ,сплошные камни.Я так в Идальп ни разу и не спустился.А про здоровье,эт ты правильно подметил :wink: