0

Путешествие в Драгобрат

Reports Лента автора 12 Сентября 2005 (01:05) Просмотров: 771 2
Сразу хочу оговориться, что до этой поездки я никогда не был в горах зимой и никогда не катался на горных лыжах, поэтому, все, описанное ниже — впечатления новичка. К тому же, со времени объявления незалежности и самостийности на Украину я не ездил.

Сначала о том, почему именно в Драгобрат. Для хорошего отдыха нужно много денег и времени. У меня того и другого – в обрез, а исполнить заветную мечту все же хотелось.

Увеличить

Изучая разные сайты, пришел к выводу, что Карпаты – самое близкое от моего места жительства (г. Брянск) и самое дешевое место, где можно покататься на лыжах (имею в виду именно горы). Поездка планировалась на последнюю неделю марта, а 100% снега в это время гарантированы только в Драгобрате. Со слов инструктора, в мае там еще катаются во всю; более того, в это время - «высокий» сезон. Кто хочет ехать в апреле – мае, надо бронировать жилье заранее, да и цены поднимаются значительно. Вообще, там «высокий» сезон всегда, когда в других местах со снегом проблемы.

Дорога – это целая история, поэтому пишу подробно. Адрес этого места звучит так: Закарпатская обл., Раховский район, пос. Ясиня, урочище Драгобрат. Наверное, это самое проблемное место в Карпатах в плане добирательства! Ехать надо до Ивано-Франковска, далее дизелем либо автотранспортом до Ясини (110 км), далее УАЗ или ГАЗ-66 (другой транспорт там не пройдет) Вас поднимет на Драгобрат (16 км). Здесь начинается самое интересное – подбор вариантов. До Франковска в моем случае есть 2 варианта: 1- прямой поезд №141 Москва-Черновцы; 2- с пересадкой в Киеве. Все поезда, идущие через мой город, приходят в Киев утром, но и во Франковск надо приехать до 9-ти утра, т.к. в 9 часов идет дизель до Ясини, поэтому из Киева надо выезжать вечером. Подходящий поезд есть, но дорога становится на день длиннее, да и болтаться по Киеву целый день не хотелось. Я выбрал первый вариант.

Увеличить

С билетами проблем нет, обратные брали во Франковске (в Брянске не дали) - тоже без проблем.

Итак, поезд №141 Москва-Черновцы. Проводник попался, мягко говоря, не любезный, вагон холодный и грязный. С таможней вопросов не возникло (оружие, наркотики не брал), чего нельзя сказать о пограничниках. Дальнейшее описываю для тех, кто не был на Украине. При пересечении Украинской границы надо заполнить миграционную карточку, причем сделать это надо заблаговременно, чтобы при проверке документов она была готова. Пограничник должен сделать на ней отметку о въезде. Карточки раздает проводник заранее. Со мной получилось следующее.

Поскольку я понятия не имел ни о каких карточках, а проводник был – см. выше, то при проверке, кроме наивного вопроса в моих глазах, пограничник ничего не увидел. Услышав от меня на словах то, что он только что увидел в глазах, погранец крикнул проводника. Подойдя, последний очень удивился, что мы из России (хотя именно он сажал нас в Брянске и смотрел билеты и паспорта, в вагон сели только мы вдвоем, и Брянск - приграничный город), и раздал нам карточки. Пока мы их заполняли, пограничник с чувством выполненного долга удалился, поезд тронулся, а отметку нам никто не поставил. На обратном пути тот же самый пограничник при проверке документов задал, казалось бы, естественный вопрос: «Почему не отмечены карточки?» Выслушав описанную выше историю, он посочувствовал и объяснил, что мы находились на территории незалежной и самостийной без регистрации, и что, если нам ничего не дали и не отметили, то мы сами должны были просить карточки и бежать вдогонку за отметкой, а поскольку этого не сделано, нас снимают с поезда с дальнейшем оформлением документов, судом, штрафом, а уж потом можно и на Родину. Дальше разговор (он был длинный) описывать не буду, скажу только, что после некоторых формальностей с поезда нас снимать не стали, и мы благополучно пересекли Государственную границу: всё – дома.

Увеличить

Но вернемся к тому, что вагон был холодный. К утру стало так холодно, что моей надежде в дороге выспаться сбыться было не суждено. Надели верхнюю одежду. Проходящий мимо проводник, видя наше бедственное положение, пообещал, что через годинку потеплеет. Однако, годинка прошла, холод все тот же, а ехать еще почти весь день. Часа через два выглянуло солнышко, и стало немного теплее. Вскоре и батареи потеплели. Вернулись естественные желания: поесть, поспать. Достали припасенное пиво. В общем, жизнь стала налаживаться. В 16 часов уже с комфортом прибыли в Ивано-Франковск.

Дорогу в Драгобрат решил описать потому, что, стоя в очереди за карточками, был свидетелем разговора одной женщины с администратором. Она потратила на дорогу почти все деньги и добиралась сутки, ночуя на вокзале, т.к. ей сказали, что добраться до Ясини можно в любое время без проблем, транспорт ходит регулярно, а до Драгобрата от Ясини 15 минут пешком.

Первое, что удивило во Франковске – водители, пропускающие пешеходов. Исследовав всю, предоставленную на ж/д и автобусном вокзалах информацию, обойдя все припаркованные у вокзала маршрутки, купив водки и пообщавшись с местным населением, понял, что в Ясиню в это время бюджетными видами транспорта мы не попадем, надо было приезжать до обеда. Приценились к такси - 140 гр. (для сравнения: дизель – 5 гр., маршрутка – 15 гр.) Желание сэкономить не пропадало, не ночь же в конце концов! Пошли искать маршрутки попутного направления и беседовать с водителями. Кстати, местное население к россиянам оказалось очень даже дружелюбно (вопреки ожиданиям). Нам посоветовали ехать до Яремчи (пол пути), а там уже, в крайнем случае, взять такси или заночевать – все таки дешевле и, к тому же, в Ясине ночевать по любому, т.к. на Драгобрат в темное время суток никто не повезет. С ночлегом проблем быть не должно: в обоих поселках много различных баз отдыха. В Яремчу доехали без проблем. Стемнело. Поскольку с водителем предварительно беседовали, конечная станция нашего пути была ему известна. Когда все вышли, он предложил довезти до Ясини, если мы дадим на солярку. Солярка была оценена в 100 гр., но после торгов ее цена упала до 90. Я уже было согласился. Дальше, можно сказать, случилось чудо. Мой с водителем разговор услышала парочка местных жителей, которых водитель взял попутно до Татарова, думая, что повезет нас в Ясиню (ну куда же мы в темноте в незнакомом месте денемся). Они оказались неравнодушны к нашей судьбе и сказали, что 90 гр. – сумасшедшие деньги, что через час идет автобус, который стоит 5 гр., и что они нам все покажут и расскажут, а поскольку им нужно было доехать до Татарова, нам было предложено ехать с ними. Водитель, услышав, что в Ясиню мы не едем, сказал, что до Татарова он не повезет. Дальше у попутчиков с водителем завязалась «душевная» беседа на тему: «Зачем он пообещал довезти их до Татарова…». Пока это продолжалось, мы сидели в салоне и учились понимать украинский язык, что было весьма актуально, т.к. везде и всюду с вами говорят только на украинском, поэтому понятно далеко не все и не всегда. Через некоторое время водитель сдался и обещал их пересадить на другую маршрутку. Минут через десять подъехала какая-то «Газель», водитель пошел к ней, что-то долго объяснял коллеге, затем вернулся и, взяв по7 гр. за проезд до Яремчи, велел пересаживаться, а нам добавил, что договорился, и нас довезут до Ясини. Поблагодарив водителя за возвращенную надежду на благополучный исход, продолжили наше путешествие. Маршрутка постепенно пустела. Вскоре остались мы одни. Кругом темнота. Оставалось только надеяться на порядочность водителей. Примерно через час за окном мелькнула табличка «Ясиня». Ну, слава Богу! Неужели добрались?! Время: часов 10 вечера. Не успел я подумать, что делать дальше, как водитель спросил: «А вам куда?». «А нам переночевать подешевле где-нибудь»,- ответил я. Через 5 минут подъехали к базе отдыха «Эдельвейс». Водитель проводил нас до администрации и попросил по 5 гр. за проезд. Я чуть не расцеловал его. Оказалось, что он живет в Ясине, и просто ехал домой и, если бы не он, еще неизвестно попали бы мы в Ясиню в этот вечер или нет. Взяв по 27 гр., нас проводили в номер. Тепло и чисто. Выпив за здоровье всех, кто нам помогал добраться, и поужинав припасами, легли спать.

Увеличить

Теперь немного экономики. Оплата везде только в гривнах. Обменники есть везде. Рубли тоже принимают без проблем, но итоговая сумма в гривнах получится больше, если в России рубли поменять на доллары, а на Украине – доллары на гривны, нежели рубли менять на гривны напрямую. Наиболее выгодный курс – в Ивано-Франковске. Еще надо иметь в виду, что в Драгобрате обменник только один и рубли там не принимают. За жилье в Драгобрате выгоднее платить долларами (обычно берут). На момент моего пребывания: 1$ -- 5,2—5,25 гр.; 1 гр.—5,5 руб. Мобильные разговоры с Россией, а также по российскому телефону на украинские номера примерно по доллару за минуту. Чтобы звонить по Украине, я подключился во Франковске к «Киевстар», но на Россию звонки еще дороже.

С утра стали звонить в Драгобрат по вопросу жилья. Несколько телефонов я выписал из Интернета, посещая разные сайты. По телефону отвечают тоже на украинском, так что не все так просто. Остановились на предложении Пана Звиздарюка: 85 гр (16$) с человека, комната 2-х местная с телевизором, удобства на этаже, с 2-х разовым питанием, до подъемников минут десять ходу (то, что удалось выяснить по телефону). Теперь предстояло туда добраться. На площади перед «Эдельвейсом» стоят УАЗы и ГАЗ-66, готовые в любую минуту рвануть на штурм горного бездорожья (16 км обледенелой, узкой лесной дороги по краю обрыва с крутым подъемом в конце). Это рвение оценено в 100 гр. (УАЗ) и 150-180 гр. (ГАЗ-66). Цены якутские, так что выход один: искать попутчиков, чтобы разделить с ними финансовое бремя. Здесь нам опять повезло. Пан Звиздарюк сказал, что если мы согласны подождать, то нас с кем-то объединят, чтобы было подешевле. Есть время посмотреть окрестности. Красиво.

Увеличить

Часа через полтора мы (нас двое) уже вшестером оказались в 66-ом и двинулись в Драгобрат. Дорога довольно веселая (те, кто проходил джипинг на Кавказе, меня поймут), места красивые. Однако, сравнивая свои впечатления с прочитаными ранее в Интернете, скажу, что, описываемый там экстрим, несколько преувеличен. Нас везли аккуратно, шмотки по кузову не летали, и об стенки головой никто не бился, если только сам этого не хотел. По дороге видели стадо косуль. Водитель даже остановился, чтобы мы полюбовались. В конце на подъем с первого раза не въехали. Пришлось водителям одевать цепи.

Примерно через час лес расступился. Взору предстала довольно обширная по площади, сильно пересеченная местность с разбросанными по ней большими группами елок, двух- трехэтажными домиками в Карпатском стиле, перекинутыми через овраги деревянными мостиками и огромной толщины (метра 2-3) снежным покровом. Столько снега я не видел никогда!

Увеличить

Дорога продрана в этой толще снега. Она одна, но к домикам идут ответвления. Все перемещения по территории достаточно своеобразны. По дороге – долго, поэтому все лазают по снегу, иногда выходя на дорогу. Высота этого места над уровнем моря - 1300-1400 м. Вышли из машины, поднялись на снег, огляделись вокруг. Погода отличная, солнце, температура плюсовая. Красота этих мест описанию не поддается!!!

Водитель проводил нас до домика, познакомил с хозяевами. Домик рассчитан человек на 16. Есть большая столовая с баром, два больших холла. Отделка деревом. Постояльцев было мало. Мы выбрали комнату на втором этаже. Комнатки маленькие, но уютные; чистые и теплые. Туалетов и душей – 2 (по одному на каждом этаже), плюс еще один умывальник. Горячая вода есть почти всегда. Есть один «люкс» за 22$. «Люкс» - это то же самое, только с туалетом и душем в комнате. Телевидение спутниковое, но с особенностями. Главная особенность: программы переключаются централизованно пультом в столовой, поэтому смотреть приходится то, что включат те, кто в столовой, либо ближе к ней живет, или идти вниз и переключать самому (если не лень). Однако не факт, что вам удастся досмотреть выбранную передачу до конца (могут снова переключить). Русских программ нет, но смотреть, к примеру, американский боевик на украинском еще интересней. В общем, даже при таком раскладе, телевизор был неплохим развлечением, ибо вечером делать нечего, если нет компании. Мобильная связь работает отлично. Хозяин и обслуга – душевные люди. Как только мы устроились, нас сразу покормили, хотя завтрак уже давно прошел. Еда отменная. Кормят, как на убой: вкусно и качественно.

Увеличить

Теперь постараюсь обрисовать полную картину этого места. Таких домов там штук 30. Цены (+ - 5 гр.) и условия сходные за некоторыми нюансами (дальность от подъемников, наличие телевизора, число туалетов и т.п.). Есть еще штук 5 отелей человек на 50-100 каждый. Они находятся в непосредственной близости от подъемников. Самый большой из них - «Драгобрат». Жилье в них более комфортабельное, но значительно (раза в два) дороже, а еда хуже (по отзывам тех, кто там жил). Дома находятся дальше от подъемников (не менее 5-7 минут ходу). Частного жилья там нет. Все дома для отдыхающих. Магазинов нет. Есть несколько ресторанов (в некоторых домах и в отелях). В отеле «Драгобрат» есть дискотека (30 гр.) и обменник. Он находится прямо у подъемника. Здесь же есть колыба (неплохая) и закусочная (грязная). Выбор везде скудный, но перекусить можно. Цены высоковатые. Здесь же игровые автоматы и бильярд. Бильярд есть и в некоторых домах. Сауны есть во всех отелях и во многих домах. Цена от 70 до 100 гр. за час. У нас стоила 70. В моем случае все эти развлечения оказались невостребованы. В баню один не пойдешь, бильярд гонять тоже не будешь, дискотека в моем возрасте уже мало интересна, в ресторан идти смысла нет, потому, что можно прекрасно устроиться в своей столовой. Можно дополнительно заранее заказать что-нибудь помимо ужина. Музыка кое-какая была. В общем, почти то же, что и ресторан, только дешевле. Спиртное и продукты (кому какие нравятся) надо везти с собой, потому что выбор везде плохой. И лучше ехать компанией (хотя бы вчетвером), тогда вечером будет интересней. Теперь о главном: зачем ехали?

Увеличить

Пока устроились и поели, прошло полдня, а самого важного (горы) мы еще не видели.

Минут 10 лазания по сугробам и любования красотой природы и мы у подножия горы Стог. Ужас! Гора просто огромная! А ведь смысл в том, чтобы съехать с нее на лыжах! Однако все как-то катаются?! Еще несколько минут оценки обстановки натолкнули на мысль, что без инструктора на этой горе делать нечего. Сначала решил посмотреть, как работают подъемники (я ведь никогда ничего подобного не видел). Подъемники просто классные. Два ближних к «Драгобрату» - по 4 гр. (для живущих в «Драгобрате» - по 2). Перебоев в работе за время моего пребывания не было. Вход по карточкам. Карточки продаются на любое количество спусков, но от 20 и начинаются скидки. Все оплаченные подъемы надо выкатать за день, иначе они пропадут. Залог за карту – 10 гр. Карточки действуют на оба подъемника. Бугельщики помогают цепляться и подталкивают, чтобы не было рывка при трогании, что весьма приятно. Еще один подъемник находится у отеля «Вершина Карпат». Он тарелочный, чуть быстрее первых двух, но менее удобный для бордеров. Цена - 3 гр. Вход по билетам, продаваемым бугельщиками. Рядом тоже есть закусочная. Около «Драгобрата» есть учебный склон с примитивным подъемничком по 1 гр.

Увеличить

Ну, довольно стоять, надо идти осваивать это чуднОе горнолыжное обмундирование. Прокаты есть около всех подъемников и в некоторых домах и отелях. Сначала зашел в прокат у тарелочного подъемника, но прокатчик не жаждал со мной общаться, а сам я ничего не понимал во всей этой амуниции, поэтому пошел в прокат в «Драгобрате». Совсем другое отношение. Приветливый мужичок сориентировал меня во всех вопросах. Цены от 30 до 70 гр. Более-менее нормальные лыжи – 60-70 за сутки. Если брать на несколько дней сразу, дают скидку (надо спрашивать). Выбор приличный (относительно других прокатов). Здесь же спросил про инструктора. Прокатчик сказал, что надо договориться на завтра на определенное время, т.к. инструкторы заняты и обещал подсобить. Пока он бегал по горе в поисках инструктора, я размышлял о том, что если удастся договориться на завтра, то день следует считать удачным окончательно, и можно идти домой все это праздновать. Но не тут-то было.

Подъехавший старший инструктор Юра на мой вопрос «Когда?» ответил: «Зараз можно».

Присутствовавший тут же прокатчик сказал: «Тогда я его обуваю». С большим энтузиазмом он подогнал под меня обмундирование, по ходу объясняя, как со всем этим управляться. Первое впечатление на лыжах: очень скользко. Небольшое введение и инструктаж по технике безопасности (как падать и тормозить), и мы на учебном склоне. Методика обучения понравилась. Достаточно слушать инструктора и стараться исполнить то, что он показывает, и худо-бедно будешь поворачивать.

Минут через 40 Юра сказал: «Пора на большую гору». Решили первый спуск сделать с пол горы. Первый подъем – здорово! Инструктаж по пользованию подъемником. Пол горы проехали. Юра тихонько столкнул меня с подъемника. Стою на склоне, упершись в палки, и с опаской гляжу вниз. В голове мечется масса разных мыслей, главная из которых: «Как же съехать?» Вот, наконец, и Юра. Поехали. Ура! Получается! Юра командует на всю гору, одновременно показывая, что и как я должен делать. Я старался как можно точнее следовать его командам. Мимо пролетают лыжники. Без падений, конечно, не обошлось. Однако спустились.

Увеличить

Второй подъем уже на вершину. Вид с вершины просто завораживает. Можно любоваться бесконечно. Взгляд вниз: люди как муравьи. Мысли те же. Юра вселяет уверенность в моих силах. Поехали. Чувствуется хорошая нагрузка на ноги... Всего в этот день мы с Юрой сделали пять спусков. С начала обучения прошло два часа. «Завтра можешь уже сам, только не разгоняйся»,- сказал Юра на прощанье. Услуги инструктора стоят 50 гр. час. В общем, если есть желание, на лыжи поставят 100%, а дальше все зависит от Вас. Прокатчик взял 70 гр. Лыжи я сдал, думая, что завтра найду подешевле.

Наутро решил кататься на склоне у тарелочного подъемника (сказали, что он более пологий). Здесь же зашел в прокат. Заплатив 50 гр., обулся. Ботинки жесткие, холодные и мокрые. Прокатчик не озаботился регулировкой креплений, хотя я просил. Сделав за день десять спусков, сдал все это обратно. На ногах остались синяки от ботинок. Решив больше не экспериментировать, на третий день отправился опять в прокат в «Драгобрате». Ботинки мягкие, сухие и теплые, снова подобрали лыжи (попросил покороче), отрегулировали крепления. Взял сразу на пять дней. Сделали скидку (обошлись по 56 гр. за день) и даже договорился с прокатчиком оставлять лыжи в прокате, чтобы не таскаться с ними домой. Короче, от всей души.

Увеличить

На тарелочном подъемнике есть ночное катание (с 20 до 23), если народ наберется. Стоит 4 гр. за подъем. На 4-й день решил пойти попробовать. Впечатления супер! Звездное небо, только что укатанный, прихваченный морозцем склон, бегущие от прожекторов полутени, народу мало. Класс!

Кстати, склоны укатывают каждый вечер. Можно на ратраке прокатиться на вершину и обратно (договариваться надо с трактористом). Стоит 10 гр. с человека. Впотьмах добираться до подъемника еще менее удобно, чем днем, особенно в горнолыжных ботинках и с лыжами (прокаты в это время уже не работают). Территория абсолютно не освещена. Бывалые ходят с фонарями. Особенно удобны фонари, одевающиеся на голову.

Погода пять дней была отличная: светило солнце, температура +5+8. В связи с этим обгорело лицо. Я же не мог предположить, что на горнолыжный курорт надо брать крем от загара! Народу вначале было не много. Жилье полупустое, очереди на подъемники - максимум 5-7 минут. К выходным поднаехали. Жилье почти все заселено. Очереди на подъемники до получаса. В закусочных не сесть. Поэтому приезжать лучше в начале недели. Жилье можно выбрать, в прокате выбор лучше, и очередей почти нет. Отдыхают преимущественно украинцы. Они приезжают, в основном, на выходные (отсюда и наплыв). Россиян очень мало. Атмосфера по мере приезда и отъезда «мажора» меняется с дружелюбной и теплой на никакую и даже несколько надменную и эгоистичную и обратно, хотя на горе взаимовыручка на высоте.

На шестой день сел густой туман. В трех метрах ничего не видно. Зато народу мало. Видимо пришли только истинные катальщики. Катаешься вслепую, но абсолютно без очередей, в закусочных свободно и атмосфера очень хорошая.

Увеличить

В последний день просветлело и подморозило. Туман осел инеем на елках, и вокруг стало еще красивее. Жалко, но надо собираться в обратный путь.

Чтобы сэкономить на обратной дороге, надо бегать по горе и искать себе попутчиков, но нам опять повезло. В нашем доме жили бордеры, и, оказалось, что нам уезжать в один день. Их было 7 человек. Они заказали машину до Ясини и бусик до Ивано-Франковска. Мы с ними без приключений добрались до вокзала, разделив плату на всех. Бусик стоил 250 гр. Машина и вверх, и вниз стоит одинаково. Вагон на этот раз попался уютный и теплый, проводники хорошие и, если бы не происшествие на границе, которое я уже описывал в начале, все было бы отлично. Но без приключений было бы скучно.

Увеличить

Кстати, о бордерах. Еще в Интернете я читал объявление про сноубордический лагерь, который должен состояться в последнюю неделю марта. Дня три все катающиеся и не катающиеся наблюдали за возведением чуднЫх сооружений, и как ратрак нагребает огромный трамплин посередине горы. Все ждали чего-то интересного. К концу недели приехало много бордеров. Были развешаны объявления про экстрим день. Много мощного тусования с флагами и музыкой, только ничего интересного увидеть не удалось, а трамплин вообще оказался ни к чему. Инструкторы жалели, что сгребли снег со склона впустую. Что-то у них не организовалось там. Жаль!

Вот с этими, однозначно положительными эмоциями, и необъятной горой новых впечатлений, отлично отдохнувшие, мы вернулись домой. Жене тоже очень понравилось, хотя она и не каталась. Открыв для себя это новое увлечение, с нетерпением жду следующего сезона.

Автор: Аркадий Цацурин
0
0  
doctor    5 Октября 2005 (14:55)   #
Хорошая статья - правильная. Драгобрат действительно самое красивое место Карпат. Изумительное! Недалеко появился Буковель - с точки зрения комфорта и качества отдыха - супер! Долго рассказывать не буду - все можно увидеть здесь: http://www.bukovel.com.ua/ В этом или следующем году система подъемников соединит буковель с Драгобратом (публиковали такую инфу). Приезжайте, народ там добрый и веселый. По выходным действительно большой наплыв аборигенов из западных губернских столиц, быдла наезжает порядочно. Тут уж чего сказать... Но катание классное. Все подъемники начинают работать в 9-00. Есть одна освещенная качественная горка, метров 800, реально красная, вверху с черным оттенком :-D . Работает до 22-23 часов (в зависимости от наплыва катающихся).
0  
marbet    1 Декабря 2006 (16:32)   #
спасибо . хор статья.