- Продолжение статьи "Пять основных навыков горнолыжника (часть 1). "
Развитие пяти основных навыков составляет основу методики обучения.
Вот они, эти элементы, в порядке их значимости в процессе обучения и совершенствования:
- Стойка и баланс (Stance and Balance)
- Точность и координация (Timing and Coordination)
- Вращение (Pivoting)
- Закантовка (Edging)
- Контроль давления (Pressure Control)
Берусь утверждать, что этот список необходимый и достаточный - ни убавить, ни прибавить.
Это исключительно всё, что необходимо уметь горнолыжнику, и чем фактически пользуется каждый, кто имеет на ногах лыжи и скользит вниз по склону.
Отличие между лыжником хорошим и лучшим состоит только в том, как они умеют использовать эти пять элементов.
Строго говоря, в принципе, можно, а в ряде случаев и необходимо, обходиться без третьего элемента – вращения (pivoting), о чем речь пойдет ниже в разделах 2.1, 2.2 и 2.3.
2.1. Стойка и баланс (Stance and Balance)
Стойка и баланс наряду с точностью и координацией – фундамент для остальных трех навыков.
Многие тренеры и инструкторы совершенно справедливо утверждают, что буквально все дефекты техники – прямой результат неправильной стойки и нарушений баланса.
Это утверждение становится гораздо более очевидным в сопоставлении с тем фактом, что стойка и баланс – явления динамические. Движения тела техничного лыжника плавно перетекают одно в другое на всем протяжении траектории скольжения, постоянно адаптируются к состоянию снега, рельефа и геометрии дуги поворота.
Иными словами, некое взаимное расположение частей тела, безукоризненно правильное для данной точки на дуге поворота, является неприемлемым уже буквально в доли секунды позднее, если не происходит постоянная корректировка.
Катание в статичной, закрепощенной позе – как сломанные, не идущие часы, которые показывают правильное время только два раза в сутки.
2.1.1. Стойка
Стойка – взаимное расположение всех частей тела горнолыжника. Правильная стойка должна быть устойчивой и в то же время подвижной, меняющейся в зависимости от ситуации.
Стойка во многом определяется индивидуальными анатомическими особенностями, такими как относительная ширина бедер и форма ног (О-образная или Х-образная), так что одинаково квалифицированные лыжники могут порой сильно отличаться по внешнему облику и стилю...
Главное, чтобы стойка была максимально естественна и подвижна, и позволяла лыжам правильно взаимодействовать со снегом.
О ширине стойки
Одним из биомеханических принципов лыжного спорта является принцип стабильности (устойчивости).
Очевидно, чем больше площадь опоры и ниже расположение центра тяжести, тем устойчивее объект.
Устойчивости никогда не бывает слишком много. Это утверждение одинаково справедливо для всех видов горнолыжного спорта - от слалома-гиганта до так не похожего на него могула.
Другое дело, что стабильность и подвижность - понятия, взаимно исключающие друг друга, и часто приходится жертвовать стабильностью в тех ситуациях, когда требуется применять навык №3 – вращение (pivoting), о котором поговорим подробнее чуть позже.
Рис. 4. Фото: Рон Ле Мастер
Могулистам, например, стабильность нужна как воздух, однако, такую роскошь как широкое положение лыж они позволить себе просто не могут: приходится держать ноги как склеенные, чтобы минимизировать затраты энергии на вращение лыж из стороны в сторону с большими угловыми ускорениями (Рис. 4).
Малейшее разведение ног в стороны вызывает увеличение момента инерции вращения системы ноги-лыжи.
Как известно, пpоизведение момента инеpции тела J относительно оси вpащения на его угловое ускоpение ε pавно моменту силы М, действующей на тело:
J ε = M
Моментом же инеpции тела относительно оси называется сумма пpоизведений масс отдельных точек тела на квадpаты pасстояний от точек до оси вpащения.
Чем больше момент инеpции тела, тем тpуднее пpивести его во вpащение, подобно тому как, чем больше масса тела, тем тpуднее его pазогнать.
Рейсерам-горнолыжникам в этом отношении живется намного проще: с появлением лыж новой геометрии такой прием как вращение им приходится использовать намного реже, так что можно использовать широкую устойчивую стойку при переходе из поворота в поворот.
Я неслучайно сделал оговорку «при переходе из поворота в поворот».
Очень часто широкое или суперширокое ведение лыж в последней (третьей) фазе поворота определяется совсем другим обстоятельством.
О фазах поворота – разговор отдельный, поскольку взгляд на фазы поворота в последнее время несколько изменился (см. 2.2.).
Взгляните на Боде Миллера (рис.2). Условия бокового динамического равновесия при высокой скорости движения и относительно небольшом радиусе дуги поворота требуют сильного смещения общего центра тяжести внутрь дуги поворота (лыжный рэйсинг все более становится похож на гонки трековых мотоциклов!).
В сочетании с сильно выраженным угловым положением в тазобедренных суставах (hip angulation) это вызывает необходимость сильного сгибания внутренней ноги (т.н. «гиперсгибания»), в результате чего лыжи оказываются на значительном расстоянии друг от друга. При таких углах наклона просто нет места для внутренних ботинка и лыжи под внешней ногой, буквально лежащей на снегу. Спортсмен вынужден подтягивать внутреннюю ногу буквально под самые ****
Так что древняя поговорка про танцора применительно к горнолыжникам требует существенной корректировки.
При переходе из поворота в поворот, в непосредственной близости к так называемой «нейтральной точке», если оставить лыжи на таком же расстоянии, то они могут порой оказаться в этот момент чуть ли не вдвое шире плеч, что вряд ли естественно, безопасно и биомеханически целесообразно.
Так что всегда, когда мы смотрим прохождение крутых скоростных поворотов спортсменами высокого класса, мы видим в той или иной степени уменьшение расстояния между лыжами в районе «нейтральной точки», приведение их в более естественное, рациональное положение.
Рис. 5. Фото: Рон Ле Мастер
Взгляните на канадку Аллисон Форсайт (Allison Forsyth) на трассе слалома-гиганта этапа Кубка Мира в Валь д’Изере в декабре 2002 (рис. 5) и обратите внимание на плавное изменение ширины стойки почти вдвое на протяжении поворота.
Рис. 6. Фото: Рон Ле Мастер
Однако этот эффект выражен едва заметно на рисунке 6 (лыжник - норвежец Лассе Кьюc (Lasse Kjus)).
Преимущества широкой стойки:
- во-первых, как уже было сказано выше - устойчивость
- во-вторых, такая стойка облегчает раннюю закантовку внешней лыжи
- затрудняет одновременную закантовку - поддержание равного угла закантовки внешней и внутренней лыжи
2.1.2. Баланс
Баланс – способность лыжника использовать свои нервную и мышечную системы для поддержания равновесия. Оптимальный баланс требует минимума движений и мышечных усилий.
Важная составляющая часть методологии обучения CSIA – взгляд на баланс как на поддержание равновесия в четырех планах:
- баланс в боковом направлении (the lateral plane)
- баланс в передне-заднем направлении (the fore-aft plane)
- баланс между верхней и нижней частями тела при их винтовых движениях друг относительно друга (the rotational plane)
- баланс в вертикальном направлении (the vertical plane)
Баланс в боковом направлении (the lateral plane) – поддержание равновесия посредством быстрой и эффективной «подстройки» ширины ведения лыж, сочетания общего наклона центра масс внутрь поворота (inclination) и углового положения (angulation), а также перераспределения нагрузки между лыжами.
Баланс в передне-заднем направлении (the fore-aft plane) требует постоянного смещения точки баланса вдоль продольной оси лыжи в процессе выполнения поворотов.
Такое смещение, cлабо выраженное при выполнении поворотов большего радиуса, достигает существенной амплитуды в коротких слалом поворотах.
Устойчивость лыжника в передне-заднем направлении значительно выше, чем в боковом: высокий, жесткий ботинок и лыжа – единая система, и это позволяет смещать точку равновесия далеко за пределы подошвы ботинка, прилагая порой весьма значительное усилие к задней и передней части ботинка, нагружая и сгибая при этом соответствующую часть лыжи.
Если «наказанием» за дисбаланс в боковом направлении часто бывает падение, то «опрокинуть» себя через носки или пятки значительно труднее.
Однако последствия дисбаланса в передне-заднем направлении не менее «разрушительны», и я бы сказал, более коварны. Вы можете годами кататься на лыжах, чувствуя себя вполне хорошо, и быть неплохим лыжником, но этот дефект техники никогда не позволит вам продвинуться дальше.
Типичной ошибкой, например, является смещение баланса назад в той части поворота, где лыжи начинают движение по дуге из положения поперек склона к положению вниз, иными словами, в фазе 2 поворота - от «нейтральной точки» до линии падения склона (смотри описание фаз поворота в следующем подразделе 2.2.)
Не менее типичным является смещение давления на носки лыж в последней 3-й фазе поворота, что вызывает «сброс» пяток лыж и торможение в самый неподходящий момент.
Техника движения ног в передне-заднем направлении заслуживает подробного анализа, который вы можете найти в главе шестой вышеупомянутой книги Рона Ле Мастера.
Баланс между верхней и нижней частями тела при их винтовых движениях друг относительно друга (the rotational plane) тесно связан с навыком №3 - вращением (pivoting).
Инициирование поворота вращением верхней части тела или таза является типичным примером дисбаланса в этом плане. Также чрезмерное контрвращение верхней части тела – пример крайности другого рода.
Естественным является такое положение, когда вся верхняя часть тела смотрит в направлении касательной к дуге поворота в каждой ее точке.
Баланс в вертикальном направлении (the vertical plane) – способность лыжника согласовывать степень общего сгибания и разгибания тела с фазами поворота.
Это требует непрерывного изменения длины тела в вертикальном направлении.
Такие термины, как «вертикальная работа», «вертикальный» по отношению к движущемуся по дугообразной траектории лыжнику, означают несколько иное, чем по отношению к тому же лыжнику, стоящему неподвижно на склоне. Поворачивающий лыжник испытывает действие дополнительной силы – силы реакции, возникающей между снегом и лыжей, которая и заставляет лыжника поворачивать. Комбинация векторов силы тяжести и этой силы создает результирующую, наклоненную внутрь дуги поворота, которая и является «вертикалью» для движущегося по дуге лыжника.
Баланс в вертикальном направлении тесно связан с пятым навыком – контролем давления (pressure control).
2.2. Точность и координация (Timing and Coordination)
Как было сказано выше и невредно повторить снова и снова, но, может быть, в несколько иной манере: движение горнолыжника вниз по склону по непрерывным, плавно закругленным, без резких изломов траекториям – прямой результат непрерывных, точно cкоординированных движений, в которые вовлечены абсолютно все части тела.
Точность (timing) – способность лыжника выбрать и использовать то или иное движение в подходящий момент в зависимости от типа поворота, характера склона и снежных условий.
Координация (coordination) - умение соединять, комбинировать, «смешивать» двигательные навыки в единое общее движение.
В свое время автор, как и миллионы его сограждан, потратил уйму времени, грызя гранит марксистко-ленинской философии. Казалось бы, все это уже надежно забыто...
Но вот читаю новую редакцию руководства «Лыжный спорт и методы обучения» (Skiing and teaching methods), изданного Канадской Ассоциацией Лыжных Инструкторов (CSIA), и такие до боли знакомые термины как «три источника, три составные части...», «базис и надстройка», «краеугольный камень» и т.п. всплывают в памяти...
Как и положено всякому добротному учению, канадская система (Рис. 7) имеет свой базис, состоящий из двух частей и надстройку (три составные части).
Рис. 7.
Физические и биомеханические принципы горнолыжного спорта составляют основу, технический базис канадской системы (как, впрочем, и всякой другой).Собственно методология (система обучения) состоит из трех частей:
- концепции пяти основных навыков (элементов) в горнолыжном спорте
- концепции четырех планов баланса
- концепции трех фаз поворота
Неслучайно разговор о фазах поворота мы ведем в разделе, посвященном навыку точность и координация.
Необходимость разбить траекторию движения горнолыжника на участки становится совершенно очевидной, если иметь в виду, что при движении по криволинейному пути величина и направление результирующей силы постоянно меняются, что заставляет лыжника находиться в непрерывном движении, согласовывая характер и последовательность движений с той определенной точкой на траектории, где он в данный момент находится.
Характер траектории и, соответственно, общей картины всех движений (movement pattern) носит циклический характер (поворот влево - поворот вправо и так далее...), однако параметры цикла меняются – каждый поворот имеет свои индивидуальные особенности: радиус, крутизна склона в этом месте, характер снега.
На траектории движения можно выделить своего рода критические точки, в которых меняется характер взаимодействия приложенных внешних сил и движения частей тела лыжника.
С незапамятных времен и до самого последнего времени за единичный цикл принимали законченную дугу поворота в одном направлении, то есть от точки, где лыжи находятся на снегу совершенно плоско до следующей такой же точки.
Дуга достаточно условно разбивалась на три примерно равных участка: начало (initiation), ведение (control) и завершение (completion).
Отдельно выделялся и обсуждался переход из поворота в поворот (transition).
Такое разделение не было привязано к конкретным ключевым точкам на дуге поворота, и никто толком не мог сказать - где заканчивается одна фаза и начинается следующая.
Кроме того, непонятно, какая часть завершения предыдущего поворота и начала следующего относится к понятию переход.
Разговоры об изменении, вернее сказать, о создании концепции фаз поворота велись давно, по крайней мере, среди канадских тренеров и инструкторов, однако только в начале сезона 2003/2004 новое понимание фаз поворота было объявлено официальной теорией Канадской Ассоциации лыжных инструкторов (CSIA - Canadian Ski Instructors' Alliance) и Канадской Федерации тренеров по горным лыжам (CSCF - Canadian Ski Coaches' Federation).
За единицу цикла в новой концепции принимается участок траектории между точкой на дуге поворота, где заканчивается движение закантовки и начинается движение раскантовки (отпускания кантов) и другой такой же точкой на дуге следующего поворота.
Этот участок траектории разбит на три фазы, разделенные между собой однозначно определенными критическими точками.
Рис. 8.
Фаза 1
От точки конца закантовки/начала раскантовки (точка 1) до точки, где лыжи ложатся на снег совершенно плоско – так называемой «нейтральной точки» (точка 2).
В случае спортивных резаных поворотов лыжник находится здесь в совершенно симметричной стойке.
Рис. 9. Фото: Рон ЛеМастер
На рис. 9 кадры 4 и 5 достаточно близко соответствуют первой фазе. На рис. 5 – это кадры 5, 6, 7 и 8.
Фаза 2
От «нейтральной» точки до линии падения склона (fall line) - точки на дуге поворота, где вектор линейной скорости совпадает с направлением вектора составляющей силы тяжести (точка 3).
В точке линии падения склона вектор силы реакции между лыжами и снегом – центростремительной силы (направленный к центру дуги поворота в данной точке) и вектор составляющей силы тяжести расположены точно под углом 90 градусов.
Это место своеобразного «водораздела» на траектории движения лыжника, где меняется характер взаимодействия силы тяжести и центростремительной силы. Выше этой точки они работают «в одной упряжке», ниже – «тянут» в разные стороны.
Кадры 6 и 7 на рис. 9, а также интервал между кадрами 8 и 10 на рис. 5 соответствуют этой фазе.
Фаза 3
От линии падения склона (точка 3) до точки 1.
Рис. 9. Кадры 7, 8, 9, а также 1, 2, 3 в начале кинограммы.
Рис. 5. Кадры 11, 12, 13, а также 1, 2, 3, 4 в начале кинограммы.
Подробное описание характера и последовательности движений, их координации между собой и фазами поворота выходит за пределы темы настоящей статьи и является темой статьи следующей.
2.3. Навыки управления (steering skills)
Чтобы двигаться на лыжах вниз по склону как-то иначе, чем просто в направлении действия силы тяжести, прямо вниз, нам необходимо, как это было неоднократно отмечено выше, создать дополнительную силу, которая бы отклоняла нас в нужном направлении, причем как можно меньше препятствуя силе тяжести, нашему источнику энергии движения.
Какие бы способы управления горными лыжами мы не придумали, в конечном итоге, они все сведутся к двум способам или к их комбинации.
Во-первых, можно развернуть лыжи под углом к направлению движения, создав таким образом направленную вбок силу взаимодействия снега и лыж подобно тому, как мы поворачиваем колеса атомобиля.
Однако, поскольку сила трения между снегом и лыжами в тысячи раз меньше, чем между дорожным покрытием и шиной автомобиля, необходимо трение увеличить, наклонив лыжу на ребро, закантовать её.
Во-вторых, можно каким-то образом деформировать лыжи, придать им форму желаемой дуги поворота.
Важно заметить, что и в первом, и во втором случае лыжа должна быть поставлена на ребро под углом к поверхности снега (закантована).
Пытаться управлять лыжой, находящейся все время плоско на снегу, также бесполезно, как пытаться повернуть, скользя вниз по склону, сидя в металлическом или пластмассовом тазу со сферическим дном.
В то же время очевидно, чем площе лежит лыжа на снегу и чем меньше на неё нагрузка, тем легче её разворачивать (вращать).
С другой стороны, при использовании второго способа необходимо, наоборот, прикладывать к лыжам значительную нагрузку с целью их деформации.
Отсюда видно, что кроме вращения и закантовки важным компонентом является контроль нагрузки (давления) на лыжи.
Таким образом становится очевидно, что для эффективного управления горными лыжами надо освоить только три навыка (всего лишь три!) и научиться их использовать в нужной последовательности, в нужном месте траектории движения и в координации друг с другом, не забывая о такой фундаментальной вещи как баланс (равновесие).
Если мы теперь вернемся к главе первой, к определению эффективного управления, станет ясно, что в вышеприведенной краткой формулировке исчерпывающе выражена цель обучения в гонолыжном спорте.
Итак, навыков управления существует три:
- вращение (pivoting)
- закантовка (edging)
- контроль давления (pressure control)
2.3.1. Вращение (Pivoting)
Поскольку споры о том, как надо поворачивать (вращать) лыжи, утихли навсегда еще в конце 60-х годов прошлого столетия, позвольте просто дать краткое определение этого навыка.
Вращение (pivoting) – способность поворачивать систему ноги-лыжи под углом к направлению движения путем вращения ног в тазобедренных суставах относительно таза и торса.
Типичный пример применения вращения в современном горнолыжном спорте демонстрирует Аллисон Форсайт на рис. 5.
Обратите внимание на то, что происходит между кадрами 8 и 9.
В тот короткий интервал времени (около 0.1 сек), когда лыжи находятся на снегу наиболее плоско, они разворачиваются на значительный угол с целью переставить их на «рельсовый путь» другого поворота.
Голеностопный и коленный суставы также способны к некоторому скручиванию относительно продольной оси ноги, однако тазобедренный сустав, будучи по своей конструкции шаровым шарниром, играет главную роль в этом движении.
Рис. 10.
Конструкция ноги человека и автомобильная подвеска Макферсон в этом плане очень похожи друг на друга: подобно тому как подвеска вращается в упорном подшипнике под воздействием рулевых тяг, большая берцовая кость вращается в углублении тазовой кости под воздействием мышц (Рис. 10).
Опережающее вращение таза и торса в любой части поворота называется «закруткой» (rotation) и в большинстве случаев является серьезной ошибкой.
Нормальным и естественным является такое положение, когда таз и торс смотрят в направлении касательной к дуге поворота в каждой ее точке (Рис. 2, 3, 5, 6).
2.3.2. Закантовка (Edging)
В отличие от вращения (pivoting), которое порой отсутствует при выполнении чистых резаных поворотов, закантовка (edging) необходима для любого изменения направления движения.
В арсенале горнолыжника имеются только два способа поставить плоско лежащую на снегу лыжу на ребро и изменять угол закантовки.
Вот эти два способа:
- общий наклон тела внутрь поворота - смещение центра масс внутрь дуги поворота с целью поддержания бокового динамического баланса (inclination)
- создание углового положения между верхней и нижней частями тела (angulation)
Мы не можем произвольно менять этот угол – законы физики не обманешь – избыточный наклон внутрь ведет к потере равновесия и падению, недостаток наклона не позволит поддерживать дугу поворота.
Так что практически единственный способ активно влиять на степень закантовки – это изменение углового положения (angulation) (Рис.11).
Рис. 11. Фото: Мартин Олсон
Даже для простого поддержания постоянного радиуса, механика поворота диктует постепенное и плавное увеличение угла закантовки на протяжении всей дуги.
Иными словами, требуется обеспечить увеличение угла закантовки без изменения угла наклона центра масс внутрь поворота, так что ангуляция – единственный способ достичь этой цели.
Ангуляция
Мне представляется полезным использовать этот термин в его русскоязычном варианте; я считаю его более удачным, чем широко используемый термин «угловое положение». Cлово «положение» ассоциируется с чем-то статичным, неподвижным, тогда как «ангуляция» - это процесс.
Итак,
закантовка (edging) – способность лыжника увеличивать угол наклона лыжи по отношению к поверхости снега, комбинируя в нужной последовательности и координации общий наклон тела внутрь поворота и ангуляцию.
2.3.3. Контроль давления (Pressure control)
Контроль давления (pressure control) – способность лыжника вовремя разгружать и загружать лыжи в повороте, реагируя на изменение внешних сил, используя внутренные (мышечные) силы.
Внешне это выглядит как непрерывный процесс сгибания и разгибания всего тела, точно согласованный с фазами поворота и двумя другими управляющими движениями - вращением и закантовкой.
Движения сгибания-разгибания напоминают работу автомобильной подвески, удерживая центр масс тела от резких перемещений вверх и вниз и обеспечивая стабильный контакт лыж со снегом.
Окончание фазы разгибания согласуется с концем фазы 2 поворота, максимум сгибания совпадает с «нейтральной» точкой.
Конкретные «жизненные» ситуации могут вносить некоторые поправки в эту «фазировку», но это, по крайней мере, то, к чему надо стремиться для обеспечения максимально эффективного управления.
Лыжник также управляет перераспределением давления в передне–заднем напралении (между носком и пяткой лыж), а также и между лыжами в соответствии с фазами поворота.
Подробный анализ «фазировки» всех управляющих движений (навыков) является темой следующей статьи этой серии.
- Продолжение статьи. "Пять основных навыков горнолыжника (часть 3)."
Анатолий Чухломин
Whistler, British Columbia, Canada