- Продолжение статьи "Пять основных навыков горнолыжника (часть 2)"
В незапамятные времена, на заре горнолыжного спорта, как только стали появляться лыжи несколько более гибкие, чем кусок железнодорожного рельса, самые умные горнолыжники быстро сообразили, что можно заставить такую лыжу поворачивать как-то иначе, чем просто скребясь боком, всякий раз разворачивая лыжи под углом к направлению движения.
Очевидно, что если лыжу деформировать, попросту согнуть в дугу, то она поедет по траектории такой же формы.
То счастливое обстоятельство, что лыжи с незапамятных времен делали несколько шире в носке и пятке, чем в середине, значительно облегчало эту задачу.
Так что «карвинговая революция» совершилась, пожалуй, несколько раньше, чем это принято считать...
Теоретически резанный поворот можно выполнить и на совершенно прямых лыжах (равношироких по всей длине), если бы такие существовали.
Давайте сделаем простой опыт.
Возьмите гибкую пластиковую или стальную линейку, положите на снег (если не хочется идти на холод, положите ее на мягкий диван или подушку), надавите пальцем на середину. Середина вдавится сильнее, края останутся на повехности, и линейка прогнется.
Не убирая нагрузки, наклоните линейку на ребро. Ну чем не закантованная лыжа?
Настоящая лыжа с боковым вырезом, поставленная на ребро, прогибается намного легче, поскольку касается поверхности снега только небольшими участками канта в районе носка и пятки.
Понятно, что чем меньше радиус бокового выреза и чем сильнее угол закантовки, тем сильнее лыжа должна прогнуться для того, чтобы касаться снега по всей своей длине.
Еще более увеличивая нагрузку, приложенную к середине лыжи, уже находящейся в полном контакте со снегом, можно, очевидно, еще более увеличить степень прогиба лыжи за счет эффекта, описанного выше.
Написав эти строки, я тут же решил провести еще один опыт, на этот раз более приближенный к реальным условиям.
Взял стоящие в углу только что приобретенные мягкие и широкие Rossignol B3, еще без креплений. Пошел в спальню, положил обе лыжи на широкий матрас и взгромоздился на них, встав обеими ногами на середину лыж.
Мягкий матрас, мягкие лыжи и большая зеркальная стенка стенного шкафа создали идеальные условия для наблюдения: средняя часть лыж вдавилась примерно на пять сантиметров, носки и пятки практически остались на том же уровне, лыжи прогнулись в ровную дугу.
Затем я слегка наклонил торс в сторону и перенес всю тяжесть тела на одну лыжу: стрела прогиба этой лыжи увеличилась вдвое.
Однако вернемся к нашему небольшому экскурсу в историю.
Боюсь ошибиться, но человечеству понадобились многие тысячелетия, чтобы изобрести такой необходимый в хозяйстве предмет как колесо; по сравнению с этим сроком, 50 лет, которые прошли, прежде чем горнолыжники додумались делать лыжи с боковым вырезом меньшего радиуса, кажутся лишь мгновением.
Все это время прошло под знаменем борьбы за то, чтобы заставить «резать и поворачивать» предметы мало для этого приспособленные, иными словами - борьбы с несоответствием длины радиуса дуги поворота, который было необходимо выполнить, и длины радиуса бокового выреза лыжи.
Очевидно, что если добиться желаемого радиуса резанного поворота простым наклоном на ребро нагруженной лыжи не удается, то надо предпринимать какие-то другие меры, чтобы ее прогнуть дополнительно.
Берусь предположить, что мой опыт с лыжами, матрасом и зеркалом кто-то уже однажды проделал еще до моего рождения (а родился я в 1956 году), и день, когда первый горнолыжник додумался скользить на одной лыже с целью уменьшить радиус резанного поворота (или, по крайней мере, уменьшить степень бокового проскальзывания), можно по праву назвать днем рождения новой мировой религии - Культа Её Величества Внешней Лыжи.
Выросли поколения мастеров балансирования и скольжения на одной лыже, и характерный силуэт с изящно приподнятой и оттопыренной внутренней ножкой и типичным «изломом» в колене внешней ноги, казалось, навеки утвердился в качестве эталона.
В своей книге, в главе 10, Рон Ле Мастер объясняет, что сосредоточение веса тела на одной лыже необходимо для более глубокого вдавливания лыжи в снег с целью улучшить «хватку» лыж и предотвратить боковое проскальзование.
Лично я считаю эту книгу лучшей книгой о горных лыжах из всех мной прочитанных.
Однако с таким утверждением ее автора трудно согласиться.
Непонятно, почему одна лыжа, вдавленная в снег на глубину, скажем, 10 мм будет «держать» хуже, чем две, вдавленные на 5 мм каждая.
Наоборот, практика последних лет показывает, что распределение веса более равномерно на обе лыжи обеспечивает лучшую «хватку» лыж.
Действительное предназначение переноса веса на одну лыжу – это увеличение стрелы ее прогиба с целью выполнения резанного поворота меньшего радиуса.
В начале семидесятых годов прошлого века горнолыжники получили подкрепление в их борьбе за резанное скольжение - высокие и жесткие пластиковые ботинки.
Появилась возможность эффективно передавать давление на носок и пятку лыжи, активно ее изгибая - еще один полезный инструмент для уменьшения радиуса резанного поворота.
С того времени горнолыжники были озабочены, главным образом, выполнением трех задач:
- закантовкой лыж
- дополнительным прогибом за счет скольжения только на одной лыже
- дополнительным прогибом путем загрузки передней части лыжи в начале поворота с последующим переносом нагрузки на заднюю часть к концу поворота.
(Все это замечательно описано в главе 4 уже упомянутой книги Рона Ле Мастера, которую я настоятельно рекомендую всякому, кто интересуется горнолыжным спортом).
Установились определенные стандарты геометрии трасс для всех видов горнолыжного многоборья.
Такие живые легенды как Патрик Руссель, Марк Жирарделли, Ингемар Стенмарк довели горнолыжную технику того времени почти до совершенства, и основой ее было, несомненно, искусство скольжения на внешней лыже.
Эта благодатная четверть века продолжалась бы и поныне, если бы не разразилась так называемая «карвинговая революция». В отличие от всех предшествующих нововведений этот переворот произошел «снизу».
Если раньше все новое в технике и экипировке появлялось прежде всего у спортсменов элиты Кубка Мира, а затем перенималось широкими народными массами, то на этот раз спортсмены проспали «мировую революцию».
Карвинговые лыжи, которые поначалу стали называть «параболики» (вслед за названием одной из первых карвинговых моделей «Елан»), были изначально созданы вовсе не для спортсменов.
Они предназначались исключительно для любителей, которым хотелось ощутить прелести резанного поворота, не прилагая при этом титанических усилий.
Однако дело быстро приняло гораздо более серьезный оборот. Несколько спортсменов из юниорских национальных команд стали использовать любительские карвинговые модели для соревнований. Результаты оказались настолько впечатляющими, что буквально на следующий сезон вся горнолыжная элита переобулась в лыжи новой геомотрии.
И лавина сорвалась.
Это было поистине золотое время для производителей: никто не хотел больше кататься на старых «прямых» лыжах, даже те, кто раньше никогда и не помышлял о резанных поворотах.
Я приехал в Канаду в конце сезона 1998/1999, привезя с собой две пары Rossignol 9X и 9S, купленные в России менее чем годом раньше за $ 500 US за каждую.
Уже в начале сезона 2000/2001 точно такие же модели, наряду с сотнями других такого же типа, наваленные как дрова у стены магазинчика подержанного инвентаря в нашем городке, можно было купить за 2 – 5 канадских долларов. И если их кто-то и покупал, так только для того, чтобы сделать забор или садовую скамейку.
В тот же год в нашей лыжной школе старые «прямые» лыжи были официально объявлены «вне закона».
Новые «shaped ski» существенно пошатнули священные устои горнолыжной техники, сложившейся в предыдущие десятилетия, и, прежде всего, казалось бы, непоколебимый культ внешней лыжи.
Типовая геометрия трасс и, соответственно, типовой радиус требуемого поворота оставалась неизменными.
Быстро выяснилось, что больше нет необходимости насиловать лыжи: выполнять чистые резанные повороты требуемого радиуса стало возможным, лишь изменяя степень наклона лыж, поставленных на кант.
Лыжники быстро ощутили все преимущества катания на двух лыжах в постоянном контакте со снегом.
Уменьшилась необходимость в энергичном перераспределении давления с носка на пятку лыж.
Повороты практически стало возможным сопрягать без предварительного «подкручивания» (pivoting) в начале каждой новой дуги, просто «перекладывая» лыжи с кантов на канты.
Появилась возможность использовать широкую атлетическую стойку.
Новая техника была быстро объявлена единственно верным и всепобеждающим учением, революция - свершившейся окончательно и бесповоротно. Наши победили...
Однако не тут-то было...
Силы реакции не дремали.
«Жизни легкой захотели? Вот вам, получите!».
Геометрия трасс стала также изменяться - их стали ставить значительно круче.
«Законодательно» стали ограничивать предельно допустимый радиус бокового выреза и длину лыж.
И всё стало понемногу возвращаться на круги своя, наглядно демонстрируя принцип спиральной эволюции.
Приемы «старой» техники, когда это необходимо, стали вновь появляться в арсенале ведущих горнолыжников. Например, энергичное использование ботинок для сгибания лыж в передне-заднем направлении видно в слаломе весьма отчетливо; на рис. 12 можно ясно видеть, как Аллисон Форсайт изображает что-то до боли напоминающее коньковый шаг, и даже разоблаченный и осужденный, казалось навеки, Культ Внешней Лыжи снова поднимает голову.
Рис. 12. Фото: Аллисон Форсайт
Во главе «контрреволюционного движения» стоит, несомненно, американец Боде Миллер, который бессовестным образом не стесняется использовать в своем арсенале приемы, какие только возможно. Впрочем, люди, знающие его поближе, утверждают, что он всегда шел своим путем - "Феномен" Боде Миллера.
Так какой же вывод можно сделать из этого краткого исторического очерка?
Предлагаю Вашему вниманию, дорогой читатель, закон, который я хочу назвать законом соответствия.
Характер применяемой горнолыжниками техники зависит от соотношения двух параметров: минимального радиуса резанного поворота «r» пары лыж, который возможно совершить простой закантовкой (без дополнительного прогиба двумя описанными выше способами), и радиуса поворота «R», который предлагается на этих лыжах выполнить.
До появления лыж современной геометрии соотношение R/r для всех дисциплин горнолыжного спорта (за исключением отдельных фрагментов трасс скоростного спуска) было существенно меньше единицы.
Для современных трасс оно близко к единице, и можно предположить, что дальнейшее видоизменение техники будет зависеть от изменения этого соотношения.
Отбери у спортсменов лыжи современной геометрии, поставь их на «старые» прямые лыжи, и можно будет наблюдать рождение новых Стенмарков и Мэйров.
Того же примерно эффекта можно добиться, уменьшая радиус R при постановке трасс, не позволяя спортсменам использовать лыжи с меньшим радиусом бокового выреза.
Так что, перефразируя знаменитую фразу Марка Твена, можно сказать, что слухи о смерти «старой» техники оказались сильно преувеличенными.
Все «старые» приемы в той или иной степени присутствуют в арсенале ведущих горнолыжников - поменялись акценты.
Скольжение на одной (внешней) лыже перестало доминировать и заняло подобающее место среди равных.
Я бы сказал, что в основе современной техники (при нынешнем сложившемся соотношении R/r) лежит резанное скольжение на равномерно загруженных лыжах с использованием угла закантовки как основного инструмента «руления» с дополнением, в той или иной степени, таких инструментов как перераспределение давления с носка на заднюю часть лыжи и дополнительное смещение, при необходимости, давления на одну (внешнюю) лыжу.
Еще более короткое послесловие.
Все, что автор предложил Вашему вниманию, уважаемый читатель, - это то, что он прочел в книгах, узнал от своих тренеров, друзей и коллег, из собственного спортивного, тренерского и инструкторского опыта.
Некоторая часть написанного почерпнута из нашего руководства для служебного, так сказать, пользования – книги, изданной CSIA для канадских инструкторов, на что в тексте присутствуют прямые указания.
Искренне надеюсь, что Вы найдете в этой статье что-то для себя полезное.
Возможно не все из авторских выводов и утверждений покажутся Вам абсолютно бесспорными...
Я буду Вам чрезвычайно признателен за любые отзывы, замечания, комментарии.
Анатолий Чухломин
Whistler, British Columbia, Canada
1. Загрузка внешней лыжи. Ни куда и никогда не исчезала. Да на пологом склоне и маленькой сокрости при законтовке коленями, возможна загрузка лыж 50 на 50. Но при увеличении крутизны, обазателдьно нужно грузить внешную лыжу. Соотношение должно быть где-то 70 на 30. Причем концентироваться нужно на загрузку внешенй лыжи особенно на входе в поворот. Если вы на входе перегрузите внутренную, то просто завалитесь на бок, кстати частенько можно увидеть в слаломе на Кубке Мира разок за попытку кто-нибудь да и припадет на внутренную. А перенос веса на внутренную лыжу происходит в конце поворота, это кстати и делает Аллисон Форсайт на кинограме. Он распремляет внутренню ногу и начинает сгибать внешную, таким образом он совершает активную перекантовку и переценторвку, но наш доблестный автор решил что это прием конькового хода , похоже конечно, но к коньковому ходу отношения не имеет .
2. Что правильно сказал автор, это то что нужно уходить вперед на входе в поворот а на зад на выходе. Но как это делается он не рассказал, без этого упоминание об переднезаднем перемещении бессмысленно. Это все равно что сказать, мол "На лыжах нужно кактаться так, чтоб быстро было".
Более ничего ценного в статье не нашел, стандартный рассказ про радиус лыж и т.д.