Визитная карточка
- Сергей Семенович Зон-Зам
- 1962 г. р. Образование высшее
- Закончил: Московский Государственный Институт Мелиорации и Орошения (МГИМО)
- Кандидат в мастера спорта по дзюдо, кандидат в мастера спорта по альпинизму
- Женат. Имеет сына
- Основатель компании «Альпиндустрия»
- На данный момент является Председателем Совета Директоров группы outdoor компаний «Альпиндустрия»
Зон-Зам: Да, это был 1988 год и Спортивно-производственный клуб. Действующие альпинисты из спортивной секции «Урожай» решили заработать и организовали кооператив, который был зарегистрирован в Куйбышевском районе города Москвы под номером 2.
Начинали с высотных работ, принципиально выполняя те же, что и ранее, но уже по действующим на тот период законам кооперации. Тогда мы стали зарабатывать первые и вполне достаточные деньги.
В том же 1988 году мы открыли для себя еще одно направление — прием и сопровождение иностранных туристов и альпинистов. Основной базой нам служил хорошо изученный за время спортивной молодости Кавказ.
И только в 1991 году Альпиндустрия открыла первый магазин, который естественным образом специализировался на продаже альпинистского снаряжения.

Первая вывеска
Ski.ru: Можно ли сказать, что Альпиндустрия стала первой частной компанией в СССР, которая организовала сервис для приема иностранных альпинистов?
Зон-зам: Я бы так не утверждал. В те времена кроме нас на этом рынке работали и другие организации. Как правило, созданные на базе тогдашнего « Интуриста». Занимались этим в основном бывшие комсомольские работники. В конце 70-х годов реализовалась идея о создании Международных альплагерей. Говорят, что это был план по зарабатыванию валюты к предстоящей летней Олимпиаде-80 в Москве. В те времена МАЛы (международные альплагеря, - прим. ski.ru) существовали и успешно работал на Памире и на Кавказе. Я работал в кавказском лагере.
Ski.ru: Выходит, что почва для создания подобного вида деятельности была подготовлена, а модель бизнеса понятна?
Зон-зам: Да. Пришло время, и наша компания пришла на место СовИнтерСпорта, его клиенты стали нашими клиентами, а базовый лагерь в Джайлыке (Адыр-Су) достался нам по наследству от Управления Альпинизма. Стоит уточнить, что Джайлыка было два. Они так и назывались — Первый Джайлык и Второй Джайлык. Первый находился ниже по ущелью.
Ski.ru: Известен тот факт, что оба Джайлыка постигла незавидная участь. Что произошло с этими базами?
Зон-зам: Первый Джалык, еще в 1986 году, был снесен селевым поток. Он так и стоял в руинах, когда в 1988 году Управление Альпинизма предложило нам взять базу в аренду. Мы согласились, очистили от селевой грязи и частично восстановили постройки, провели воду… Однако в результате неосторожных действий с обогревателем одного из сотрудников Первый Джайлык сгорел, а на его месте в ноябре месяце расцвели подснежники.
В дальнейшем нам передали в аренду дом КСП, что выше по ущелью. И вот уже он стал одним из самых посещаемых иностранными туристами и альпинистами мест. Мы работали там до 1997 года, после чего передали его в управление Альплагерю Улутау. А через два месяца, в момент подготовки базы к приему туристов, история повторилась. Дом сгорел.

Джайлык
Ski.ru: История прямо зловещая. Такое впечатление, что над Джайлыком завис злой рок. Но, несмотря на это, Альпиндустрия не оставляла идею развития региона. Известен тот факт, что и сам ты, не оглядываясь назад, продолжал вкладывать и силы и средства и время в Приэльбрусье. Но весной 2006 года в районе поселка Эльбрус с тобой произошел случай, который обсуждается до сих пор. Что именно произошло?
Зон-Зам: А не знаю, как и комментировать... Это было самое что ни на есть разбойное нападение с применением оружия, ограблением и избиением.
Мы на автомобиле возвращались из гостиницы, где жили. Дорога оказалась перегороженной, и, в тот момент когда автомобиль остановился, на нас напали два вооруженных человека.
В дальнейшем я узнал, что банда эта действовала крайне озверело и с помощью оружия вышибала деньги из всех, невзирая на национальность и возраст, в том числе и из балкарских бабушек, торгующих шерстяными изделиями на рынке.
Ski.ru: Можно ли сейчас признать тот факт, что Альпиндустрия более не присутствует в регионе Приэльбрусья?
Зон-Зам: Это не совсем так. Несмотря на то, что в связи с вводом КТО нам пришлось закрыть магазин и прокат снаряжения, мы продолжаем оказывать услуги иностранным туристам, желающим посетить Приэльбрусье. Я не отрицаю возможность возобновления нашей деятельности, но для этого ситуация в регионе должна «устаканиться».
Ski.ru: На днях ты вернулся из Архыза, означает ли это, что интересы Альпиндустрии перенаправлены в сторону этого, более стабильного, а следовательно и перспективного района?
Зон-Зам: В Архызе мы осуществляем проект хели-ски. Осуществляем совместно с компанией «Хели Экшен» и «Вертикальный Мир». До введения режима КТО мы развивали данный проект на Домбае, но в отличие от Домбая и хели-ски в Архызе и сам Архыз имеет куда большие перспективы, прежде всего как горнолыжный курорт и, конечно, как отличный полигон для хели-ски, ски-тур и беккантри. Ну и, конечно, летние программы.
В данный момент совместно с руководством Кавказского заповедника мы разрабатываем ски-тур маршруты из Архыза в Красную Поляну. Разрабатываем их по образцу альпийских стран, поскольку маршруты многодневные, мы планируем обустройство комфортных приютов на пути следования туристов и любителей ски-тура.
Общение с пилотами на пальцах
Ski.ru: Насколько я понимаю, именно данными вопросами занимается туристический сектор Альпиндустрии? Помимо внутреннего туризма, какую деятельность осуществляет «Команда приключений Альпиндустрия»?
Зон-Зам: Прежде всего, хочу уточнить, что наша туристическая деятельность имеет свое, четко выраженное направление. Мы принципиально не занимаемся привычным массовым горнолыжным и пляжным отдыхом. «Команда приключений Альпиндустрия» работает в области приключенческого туризма, и география этих туров охватывает практически весь мир. В программе есть горные трекинговые туры, восхождения на высочайшие пики, водные и велосипедные туры, комбинированные путешествия, в целом — все, что касаемо активного отдыха.
Ski.ru: Насколько востребованы данные программы? Ведь удовольствие не из дешевых.
Зон-Зам: Программы востребованы и могу смело сказать, что подобный туристический сектор имеет устойчивую прогрессию. Все больше и больше людей отдают предпочтение активному отдыху и достаток этих людей — не основной фактор в выборе тура. Основное — это желание необычности и ощущение незабываемого послевкусия от тура. Все это мы и даем нашим клиентам. Кроме того, наши клиенты получают комплекс услуг, многие из них являются постоянными клиентами магазина.
Ski.ru: Говоря о магазине. Является ли розничная торговля основным доходным делом компании?
Зон-Зам: Да, это так. На данный момент в спортивной сети «Альпиндустрия» находится 10 розничных магазинов, и они приносят 80% общего дохода компании. Кроме того, Альпиндустрия является дистрибьютором ряда известных европейских компаний работающих на рынке outdoor. Прежде всего это Petzel, Patagonia, Meindl. Оптовая торговля приносит компании в пределах 15% прибыли и 5% приходит от туристической деятельности.
Ski.ru: Я знаю, что еще в прошлом году Альпиндустрия являлась эксклюзивным дистрибьютором ряда лыжных брендов.
Зон-Зам: Да, это так. В прошлом году это были такие бренды, как Rossignol, Stockli и Kastle. В данный момент компания отказалась от дистрибуции Rossignol.
Ski.ru: Неожиданное решение... А в чем причина, ведь Rossignol — весьма известный и популярный бренд, имеющий множество поклонников в России?
Зон-Зам: Взяв дистрибуцию Rossignol, мы отошли от своих принципов. Повторю, что основная стратегия компании — это ски-тур, фрирайд и беккантри, и мы с облегчением отказались от ноши, которую влечет за собой дистрибуция лыж и экипировки для массового покупателя.
Мы ориентируемся на свою специфику и специфику нашего клиента, а потому не продаем гламурную одежду. Если внимательно изучить ассортимент наших магазинов, то можно заметить, что в большей массе это высокотехнологичная одежда. Наши клиенты — в основном универсальные лыжники и люди, увлеченные беккантри и фрирайдом, и они покупают одежду и лыжи, исходя из соображений качества и функциональности, а не внешнего вида.
Ski.ru: Уж коль мы заговорили о таком явлении, как фрирайд, известно, что компания «Альпиндустрия» активно поддерживала развитие отечественного направления и являлась основным спонсором чемпионатов, которые проводились и в Красной Поляне, и в Домбае, и в Приэльбрусье. Каковы на данный момент отношения Альпиндустрии и фрирайда?
Зон-Зам: Очень теплые. Мы поддерживали соревнования по фрирайду, начиная с 2000 года.
Другое дело, что не всегда условия позволяют нам это делать. В этом году мы хотели провести финальный этап именно в Архызе, но финансовая ситуация не позволила нам осуществить задуманное. Надеемся, что в предстоящем сезоне мы упущенное наверстаем.
Ski.ru: Говоря о финансовых проблемах, хотелось бы задать такой вопрос. За те 23 года, что существует Альпиндустрия, множество профильных компаний ушло в историю, многие из них взлетали очень ярко и быстро, и также быстро уходили в небытие. Альпиндустрия пережила все штормы, которые возникали на рынке спортивного снаряжения. В чем секрет стабильности и финансовой устойчивости компании?
Зон-Зам: В бизнесе всегда существуют взлеты и падения. И наша компания переживала трудности. Основа стабильности заложена в стратегии и, конечно, в команде. Оглядываясь назад, я могу твердо сказать, что наши проблемы возникали тогда, когда мы отходили от первоначального пути. А наш путь — это сохранение и поддержание той субкультуры, которую мы сами воспитали, вырастили за время своего существования. Люди, которые разделяют наши жизненные ценности, выбирают именно Альпиндустрию.

Первый магазин. Бывали моменты, когда Сергей Семенович и сам садился за кассу
Ski.ru: Сергей Семенович, если ты не против, я отойду от вопросов относительно компании и задам несколько личных. Если не секрет, каково происхождение столь редкой и интересной фамилии?
Зон-Зам: Не секрет. В нашей семье хранятся сведения о том, что один из моих предков был пленным австро-венгерским солдатом по фамилии Зонн, что могло означать либо «сын» либо «солнце». В дальнейшем он угодил в царскую армию, где и получил метрику с фамилией Зон-Зам. Возможно, было два Зонна и потому одного из них решили отметить добавлением Зам.
Ski.ru: С чего начались твои личные пристрастия к альпинизму? Наследственное?
Зон-Зам: Вовсе нет. Просто мои родители дружили с таким известным в альпинистских кругах человеком, как Николай Черный. Именно он стоял у истоков первых советских гималайских экспедиций. Соответственно, я дружил с его дочкой, и очень часто посещал их дом. Там я и «подхватил этот вирус». И когда после школы поступил в институт, то сразу записался в секцию альпинизма. Дошел до к.м.с. по альпинизму.

Бывало, и гидом работал. (С.С. Зон-Зам второй справа)
Ski.ru: Тебя смело можно назвать предпринимателям, который сделал себя сам. Какова была мотивация при выборе пути предпринимателя?
Зон-Зам: Самореализация. Я сознательно не пошел работать по профессии, которая призывала меня поворачивать сибирские реки. Некоторое время я проработал в совхозе и потом сбежал в горы. Поскольку именно горы в те времена давали возможность самовыражения и иллюзию самореализации. Обычный путь обычного советского гражданина был предопределен, поскольку социального «лифта» система не предусматривала. Инженером можно было проработать до глубокой пенсии, набирая лишь незначительные баллы. Альпинизм давал видимость так называемого «клеточного роста», которые базировались на разрядах и преодолении все более сложных маршрутов. В большей степени это удовлетворяло душевные потребности. И кода я «закрыл» к.м.с., передо мной встал выбор. Либо я шел дальше, а это уже профессиональный путь, поскольку звание мастера спорта по альпинизму приравнивалось ко второму высшему образованию и возводило в ранг профи, либо что-то иное.
На тот период я понял, что пресловутая мотивация «клеточного роста» утеряна, а желание самореализации необходимо куда-то пристроить. А тут 88 год и «ослабленные вожжи» как начало предпринимательской эпохи, куда я и устремил свою самореализацию, вылетев с гор, как пробка из-под шампанского.

Участие «Альпиндустрии» в первых отечественных спортивных выставках. Начало 90-х
Ski.ru: Когда ты заработал свой первый миллион?
Зон-Зам: Я не первый раз слышу подобный вопрос и всегда прошу уточнить — в какой валюте?
В те времена, когда я начинал, девальвация рубля происходила так стремительно, что каждый второй через пару месяцев становился миллионером. Если говорить о том, что принесло первые деньги компании и зацементировало ее фундамент, то это промышленный альпинизм. Промышленные альпинисты зарабатывали весьма неплохо. Еще на первом курсе института я и мой друг подрядились очистить купол церкви от растительности. Поскольку смета высотных работ предусматривала построение и демонтаж строительных лесов, за данную работу нам причиталось 125 рублей. А это месячная зарплата инженера по тем временам. Используя веревки, а не леса, мы выполнили работу за полчаса, и еще два часа сидели на куполе, потому что стеснялись спуститься вниз и получить за это такие деньги. И когда была организована компания, то деньги от промальпа пришли сразу.
Ski.ru: Читал ли ты, какие либо книги по ведению бизнеса?
Зон-Зам: Да, конечно. Постоянно читаю, постоянно хожу на тренинги, но все больше убеждаюсь в том, что построение бизнеса — процесс уникальный и базируется на собственном опыте. Те люди, что ведут бизнес, живут в нем, строят его, не будут писать книги. У них на это попросту нет времени. Возможно, интересны мысли бизнесменов вышедших на пенсию, но, как правило, они редко уходят от дел даже в серьезном возрасте. Те книги, которые я читал, скорее, были для меня интересны, нежели задали определенную стратегию.
Ski.ru: Исходя из нетленки, «Золотого Теленка»: «Шура, сколько вам необходимо денег для полного счастья?»…Так сколько же денег нужно, чтобы успокоиться и уйти на эту пенсию, или предпринимательство — это бесконечный процесс?
Зон-Зам: Основа — это процесс, а вовсе не результат. И я полностью поддерживаю мысль о том, что процесс — это жизнь, а результат — это смерть. И если процесс приносит удовлетворение, то это и есть то, ради чего стоит жить. Деньги — всего лишь фишки в игре. Расстояние измеряется километрами, вес килограммами, а вот бизнес измеряется деньгами.
И, поскольку бизнес — это самореализация, то для этого необходимо быть полезным людям. Делать для них нечто нужное. Если люди принесли тебе деньги, это и есть «спасибо», даже если при этом они тебя ругают, а вот если «спасибо» без денег, значит им твоя услуга не очень нужна.
Ski.ru: Твои высказывания звучат непривычно романтично для данной темы разговора. Считаешь ли ты себя романтиком?
Зон-Зам: С точки зрения жизненных ценностей — да. Занятие альпинизмом способствует этому. В горах все равно, какая на тебе одежда, со стразами или без, в горах все равно, сколько у тебя денег, кто твой папа и какой у тебя автомобиль. В горах важно кто есть Ты. Это и определяет прагматический романтизм.
Кроме того, наша компания и есть то, что предоставляет людям этот романтизм. Ведь нашу одежду покупают не для того, что бы ходить в ней по городу и сидеть в офисе. Нашу одежду покупают ради эмоций, которые дарит природа. А потому мы продаем людям не хлеб и зрелище, а эмоции.
Ski.ru: И последний вопрос. Твой прогноз на будущее. Что ждет индустрию через 10 лет? «Альпиндустрия» «съест» «Интерспорт» или наоборот?
Зон-Зам: Индустрия будет развиваться, другого пути у нее нет. А вот относительно кто и кого съест, то все определяет стратегия и специализация. Мы выбрали свой путь, заняли свою нишу и надеемся удержать в ней лидерство. Что касается крупного спортивного рынка, — как говорится, «Белеет наш парус, такой одинокий на фоне стальных кораблей».
Редакция ski.ru выражает благодарность Председателю Совета Директоров группы компаний «Альпиндустрия» Сергею Семеновичу Зон-Заму за предоставленное интервью.
Если я правильно понял Зон-Зама, то Кестле и Штокли фрирайд- беккантри бренды, а Россиньол нет!