Цитата
Грег, добрый день! Хотелось бы узнать об определении уровня спортсмена, о российском и международном рейтинге, так называемых "очках" или "ФИС-поинтах", и почему Российские очки отличаются от международных (лидер имеет 0 российских очков в рейтинге ФГССР на их сайте) ФГССР это как государство в государстве, вернее, федерация в федерации .
Есть ли такая практика в других странах?
Зависят ли очки только от процента отставания от лидера или еще от сложности трассы и как эта сложность определяется?
Попытка гиганта на 60 секунд на ледяном крутяке однозначно даст больший разрыв между лыжниками заметно разного уровня, чем такая же по времени, но на пологой, жесткой но не ледяной, и более открытой трассе, где человек ниже уровнем лидеру проиграет в попытке на минуте уже скажем не 15 секунд а лишь 10... Будут ли полученные очки в рафинированных условиях после такого проезда лучше, чем после первого в сложных?
Что-то слышал про "цену секунды" - как она считается? от плотности результатов и уровня остальных участников?
Также хотелось бы узнать про уровень соревнований, Скажем, уровень Кубка России. Фразы встречаются ингда вроде "покатался тут со спортсменами уровня МС, на России в 10-ке по-любому..." Как понять, что имеется ввиду - рейтинг по итогам года в списках ФГССР, или то, что на этапе Кубка России, куда почему-то не съезжаются лидеры этого самого рейтинга, спортсмены иногда попадают в 10-ку?
То есть и на "Кубке России" этап этапу рознь? как по количеству невылетевших лидеров, так и по количеству принявших участие?
Ревкуц Александр.
Есть ли такая практика в других странах?
Зависят ли очки только от процента отставания от лидера или еще от сложности трассы и как эта сложность определяется?
Попытка гиганта на 60 секунд на ледяном крутяке однозначно даст больший разрыв между лыжниками заметно разного уровня, чем такая же по времени, но на пологой, жесткой но не ледяной, и более открытой трассе, где человек ниже уровнем лидеру проиграет в попытке на минуте уже скажем не 15 секунд а лишь 10... Будут ли полученные очки в рафинированных условиях после такого проезда лучше, чем после первого в сложных?
Что-то слышал про "цену секунды" - как она считается? от плотности результатов и уровня остальных участников?
Также хотелось бы узнать про уровень соревнований, Скажем, уровень Кубка России. Фразы встречаются ингда вроде "покатался тут со спортсменами уровня МС, на России в 10-ке по-любому..." Как понять, что имеется ввиду - рейтинг по итогам года в списках ФГССР, или то, что на этапе Кубка России, куда почему-то не съезжаются лидеры этого самого рейтинга, спортсмены иногда попадают в 10-ку?
То есть и на "Кубке России" этап этапу рознь? как по количеству невылетевших лидеров, так и по количеству принявших участие?
Ревкуц Александр.
ОТВЕТ
Саша, привет. Вопрос ты задаёшь не простой. Попробую объяснить как смогу.
Прежде всего - по очкам национальных федераций (Американским или Российским очкам) и очкам ФИС.
Очки ФИС можно получить только на официальных ФИС-стартах, для этого склон должен быть хомологирован (официально замерян на длину и перепад). Например, в России таких склонов не много. Хомологирование направлено на то, чтобы, например, склон гиганта был не безумно длинным и пологим, или наоборот очень коротким и крутым. Таким образом, вносится некоторая упорядочееность в результаты спортсменов. Но.... только некоторая, так как и перепад, и длина должны быть в определённом диапазоне, и от этого зависит сложность склона. Чем сложнее склон (крутизна и рельеф), тем сложнее на нём получить низкие очки. На относительно пологом склоне люди, иногда, получают очки ниже своего реального уровня, так как на прямой и пологой трассе отставание от лидеров "несущих очки" может быть небольшим.
Но, всё это, в целом, корректируется тем, что в ФИС-список попадают очки за два лучших старта (в конкретный период - берётся среднее значение). Период между выходом списков сейчас - где-то полтора месяца или около того. Далее всё корректируется с помощью пенальти. Например, если спортсмен удачно проехал гигант на пологом склоне дважды (на 45 и 48 очков) в течении зачётного периода, то в список идут его текущие очки 46,5. Однако, если в течении следующего периода он не выступал (травма это отдельная история) или не показывл результатов на 46,5 очков, его очки в следующем списке идут вверх. Самые лучшие очки у лидера КМ в этой дисциплине - у него ноль. Дальше всё пенализируется на основе результатов.
Система гибкая и пересчёт идёт, как бы, по ходу. Поэтому, и случайно хорошие, и неудачные результаты решающего значения не имеют. Правильность проведения ФИС соревнований контролирует ФИС-делегат. В принципе, он следит за тем, чтобы не было фальсификаций. Иногда они бывают, сборников на местных ФИС стартах просят не гнать, и дать молодым получить очков. В России и в СССР такое бывало частенько. Но это всё становится явно уже на следующих стартах. Сейчас подобной практики стало везде существенно меньше, отчасти, в связи с тем, что списки ФИС выходят более часто и не совсем честно заработанные очки уже не нужны.
В зависмости от состава участников по формуле выводится константа соревнований и пенальти (цена секунды выводимая по данным трассы)- это то количество очков, которое прибавляется к константе, подсчитвыаемой по очкам лучших стартующих участников. Итак если константа 35, это очки которые получает победитель.
Далее, учитывая цену секунды, высчитываются очки для всех отставших. Если человек, например, отстал на три секунды, то он получит 35+ (16-18). Цена секунды в тех. дисциплинах обычно в диапазоне 5-6 очков. В спуке в среднем 10-11. Там секунда дороже. На обычных ФИСах очки дают всем доехавшим. На Континентальном Кубке нужно попасть в 60 на вторую попытку, на КМ в 30ку. Поэтому очки ФИС там сложно получить. За одну попытку их не дают. ФИС-очки присваивают всем финишировавшим, а вот чтобы получить очки КМ (мировой рейтинг) нужно ещё и попасть в процентное время от победителя. Например, в прошедшем сезоне, Хорошилов пару раз приезжал по месту не плохо, но сильно отставал и очки КМ не получал.
Система с национальными очками построена так же, но отсчёт идёт от лучшего Российского спортмена, которому присваивается ноль очков. Однако, трассы не хомологируются. Поэтому, сейчас в России можно и гигант вроде бы на 20-ти секундах провести и посчитать Российские очки. Возможно, не прав, но раньше точно такого не было. Мастера, да и кандидата можно было выполнить только в горах. Сейчас вроде бы выполняют уже и на пригорках. Знаю из разговров с тренерами на семинарах. Не умаляю ничьих заслуг, просто говорю что слышал от тренеров.
По Кубку России сказать сложно. Россия большая и состав стартующих может быть как сильным, так и очень слабым. Опять же - знаю со слов тренеров. Та же ситуация в Штатах. Только там - просто обычный старт на нац. очки не называют громко этапом Кубка Страны. Там это просто соревнования под эгидой американской лыжной ассоциации. По стране таких проходят десятки каждый выходной. Везде очень разные склоны на разных этапах. Так что, думаю, относительно объективным критерием будут именно очки, а не занятое место. Ну что может говорить место в слаломе где 15- 20 хороших людей повылетали и человек попал в десятку проиграв 6-7 секунд. А такое ведь бывает. А названо это всё Кубком России. Тогда человек и в десятке на России, а не просто на обычном старте.
Но если говорить о текучести любой системы с очками, то и, так любимые звания, КМС и МС тоже вроде бы не должны быть постоянными. Три года назад ехал человек на МС, а сейчас может и нет. Или один МС проиграл другому аж 4 секунды. Уровень-то совсем разный получается. Вроде бы раньше звания нужно было подтверждать. Но тут я не спец и могу быть точно не прав. Ко всем со званиями отношусь с большим уважением, говорю лишь в общем. Конечно МСМК и ЗМС - это отдельняа история. Но там и ФИС очки уже очень серьёзные, как правило.
В работе мы используем именно очки как некий уровень катания. Званий-то у нас нет. Поэтому частенько говорим, это пятидесяти-очковый лыжник, а этот тридцати-очковый и т.д. Это, как тренеры, мы можем сказать чисто визуально. Подразумевается, что потенциально человек едет по технике на этот уровень и на бумаге это или уже есть, или скоро будет. В общем, техники должно хватать вот на такие очки.
Пресловутые 30 очков, например, это уровень техники, при котором человек может всё выполнять достаточно сбалансированно на склоне средней крутизны. Однако, на крутом "впрыснутом" склоне пропадает и стабильность, и сбансированность и все мелкие огрехи начинают вылезать очень явно. Это, в моём понимании, именно уровень, с которого начинается настоящая работа. Есть тренеры, которые доводят людей до этого уровня. Их довольно много везде. Тренеров, умеющих взять человека с 30-35 очками и довести до уровня 12-15 (или ниже), существенно меньше. В России тоже такие тренера будут очень нужны, как только мы начнём производить больше 30-очковых спортсменов из наших сегодняшних детишек.
Труднее всего подтвердить очки на КМ. Там, зачастую, люди имеющие 10 очков показывают очки в районе 30ти. При этом, на стартах более низкого уровня, они привезут человеку с 30-ю очками и 5-6 секунд в сумме. Это уже проверено годами. Именно поэтому ребят с КМ иногда можно видеть и на Кубке Европы и даже на ФИСах. Им нужно подтверждать очки. Тем, кто стабильно финиширует в 20-ке на КМ, конечно, не нужно ничего подвтерждать, и их на стартах низшего уровня увидеть сложно, хотя, иногда, бывают. А вот спортмены с Континентального Кубка на ФИСах бывают. Стремятся именно там очки понизить, чтобы получить лучший старт на КЕ.
Все эти дела с очками и выбор стартов - это наука, требующая от тренера определённого опыта и знаний. Описал это в книге в главе про менеджемент спортсмена и старты разного уровня. Иначе можно просто тупо ездить на все старты подряд и почти не улучшать очки.
надеюсь ответил,
Грэг