Что такое джаз, или Снова о технике
Автор: Gregory Gurshman Начнём со стойки
По-прежнему и на видео, и в обсуждениях вижу и читаю о стойках. Обычно инструкторы, обученные в различных школах, очень на меня обижаются и говорят, что без стойки учить невозможно. На это я могу лишь сказать, что они, наверное, правы, если речь идёт о совсем начинающих. Но я как-то не часто вижу, чтобы они и потом от стоек отучивали своих учеников. В любом случае, глянув на склоны, где бы то ни было видишь именно просто массу различных статичных стоек, — корявых и не очень, высоких и низких, и даже порой элегантных. Однако, как только появляется лыжник, едущий без стоек, а меняющий свои положения в ходе поворота, его сразу заметно на склоне. И я говорю не о какой-то суперспортивной технике и даже не обязательно о резаных поворотах. Просто в катании на лыжах должно быть движение и вовсе не стоит зажиматься в какой-то стойке.
Плавные повороты с проскальзыванием могут выглядеть тоже весьма динамично. Именно так катаются многие хорошие опытные инструкторы, и на них приятно смотреть. И режут они, или не режут, — неважно. Важно, что они скользят и двигаются, а не стоят на едущих лыжах. Поэтому я всем рекомендую посмотреть на свои видео и просто почувствовать, как вы движетесь. Есть в вашем катании одна или две стойки? Если есть, избавляйтесь от них. Ну, и подробно об этом я уже давно написал здесь.
Написано это было с долей юмора, но знакомых инструкторов задело, не знаю почему. Видимо, они очень серьёзные ребята.
Ну и, говоря о стойке, нельзя не сказать о двух весьма странных определениях: карвинг и классика. Тут вообще путаница получается. Карвинг — это резаные повороты, а классика вроде бы как повороты с проскальзыванием. На самом деле это совсем не так. И резаные повороты и повороты с проскальзыванием могут и давно уже думаю должны выполнятся в рамках современной техники. Об этом тоже написано не плохо моим коллегой, инструктором с многолетним стажем, вот здесь.
В частности, Леонид отмечает и основные признаки современной техники:
- лыжи параллельны во всех фазах поворота (кстати, обе всё время на снегу, это уже от меня);
- носки лыж на одном уровне, явная продольная разножка отсутствует;
- угол закантовки обеих лыж примерно одинаков;
- параллельные ноги и голени;
- загрузка внутренней лыжи;
- paзгрузка вниз, при которой происходит прохождение лыж под телом и корпуса над лыжами;
- ранняя закантовка и создание давления в линии падения склона.
Классика, думаю, это езда на старых прямых и длинных лыжах (телемарк — это классика). В ней переход был с ноги на ногу, была явная закантовка коленом и т. д. В общем, это совершенно иные движения, учиться которым точно не стоит. Кроме как в России, мне кажется, об этом уже никто и нигде не вспоминает. И даже престарелые инструкторы уже давным-давно переучились и учат современной технике как могут. Так что, по-моему, всё просто, есть резаные повороты и есть повороты с проскальзыванием. И те, и другие могут быть выполнены правильно и динамично, или... не очень. Под правильностью я понимаю эффективность (отсутствие ненужных движений), сбалансированность и контроль. А дальше это уже зависит от условий. Спортсмен может ехать совершенно неправильно для его условий, а любитель или инструктор может ехать правильно для своих условий. Но всё это не подразумевает каких-либо стоек или зажатых положений. Кстати, резание в одной стойке, на мой взгляд, куда хуже, чем динамичное катание с проскальзыванием.
Сгибание голени и (или) сгибание ботинок
Ну, во-первых, скажу, что те, кто катается на продвинутых полуспортивных ботинках (120-130), хорошо знают, что даже при небольшом морозе ботинок просто не гнётся. Если он правильно подогнан и взят по размеру, то и голень (или голеностоп, более правильно) не будет двигаться и гнуться. Поэтому попытки загружать носок лыжи с помощью сгибания голени приводят лишь к проскальзыванию пятки. Небольшое сгибание голени происходит вместе с ботинком только за счёт сил, возникающих в завершающей стадии поворота. В начале поворота не стоит пытаться умышленно гнуть голень даже в мягком ботинке. Это создаёт неверный рисунок движений. Да простят меня инструкторы, обучающие учеников гнуть голень в ботинках, взятых на вырост. Думаю, это всё допустимо, но... опять же, это нюансы начального обучения, а мы здесь говорим, в общем-то, о катании, а не о ползании в плуге.
Широкое ведение лыж
Мне кажется, что широкое ведение многими недопонимается. Всё, конечно же, относительно. Я писал о широком ведении почти 10 лет назад, когда многие и инструкторы и любители ещё катались с ножками, склеенными вместе. Теперь, смотря присланные видео, я наблюдаю иную крайность — излишне широкое ведение. Один знакомый австрийский инструктор, катающийся с ногами вместе, сказал мне как-то, что «широкое ведение нужно тем, кто не обладает хорошим балансом». Доля правды в этом есть. В спорте ведение лыж бывает действительно широким, но там именно это и нужно для равновесия в сложных условиях и на высокой скорости. Однако, говоря о широком ведении, нужно понимать одну простую вещь. В большинстве случаев ни в спорте, ни в обычном катании ноги не должны идти шире плеч. Ширина ведения во 2-й и 3-й фазе поворота создаётся сильным сгибанием внутренней ноги, а не раздвиганием ног в стороны. Это принципиальный момент. Более того, ширина ведения меняется по ходу дуги.
Это происходит за счёт сгибания внутренней ноги и затем и сгибания внешней на выходе из дуги.
Попытки излишне широкого ведения приводят к опоре на внутреннюю лыжу, чем и грешат очень многие. В целине и на буграх работает именно более узкое ведение лыж. В резаных поворотах ширина ведения задаётся шириной бёдер, поэтому правильная естественная ширина для всех разная.
Руки всегда впереди перед собой
Поверьте, не я это придумал . Просто часто слышу именно эту фразу и от инструкторов, и от детских тренеров. Многие связывают такое положение рук с «передней стойкой». При этом даже здесь я получал видео от людей, удерживающих руки впереди и сидящих при этом глубоко сзади всё время. Не углубляясь далеко, скажу, что раз уж мы не используем никаких стоек и всё движемся, то и руки тоже участвуют в движении. В нулевой фазе между дугами руки продвигаются вперёд, а к началу поворота разводятся в стороны, но не назад, а тоже оставаясь впереди корпуса, как показано вот здесь.
Так что «руки всегда впереди» верно, но только отчасти.
Кстати, я никогда не работал со Стефаном Гёрглом, но на определённом этапе обучал его тренеров на семинарах, и вот результат.
До боли похожие движения (фото я честно не подгонял, случайно совпало). Конечно, у него лучше. Поясню, для чего нужны все эти движения рук.
Руки разводятся для того, чтобы смещаться внутрь будущей дуги, создавая давление на внешней лыже. С руками, вытянутыми вперёд и локтями прижатыми к телу, практически сразу идёт завал на внутреннюю лыжу. Далее, по мере того как давление смещается к задникам лыж, руки продвигаются вперёд, чтобы скомпенсировать это и не застрять сзади, а оставаться в сбалансированном положении над задниками лыж (это видно из фото выше — и у меня, и у Стефана носки лыж немного в воздухе). Тем не менее уже к следующему кадру нам удаётся врезать носок внешней лыжи. Так что движения рук здесь весьма уместны и без них было бы сложнее.
Параллельные голени
Я уже неоднократно отмечал в этом блоге, что идеальная параллельность голеней — это не самоцель. Особенно хочу отметить, что в стремлении к параллельным голеням многие просто вообще теряют повороты. Некоторые просто стоят над лыжами и гнут колени из стороны в сторону. Кое-где и инструкторы так учат карвингу. Такая параллельность точно не нужна.
В ряде случаев идеальная параллельность голеней не достижима ввиду анатомического строения ног (особенно у лыжниц). Однако важна правильная выровненность, чтобы обе лыжи нормально работали. Очень хороший пример — это американская чемпионка Линзи Вонн. Она не отличается идеальной параллельностью голеней. При этом выполняет очень хорошие повороты, правильно используя внутреннюю лыжу. Так что важно не искусственно созданное параллельное положение, а результат, выражающийся в работе лыж.
Ну, и ещё один важный момент, описанный подробно вот здесь, заключается в том, что относительно параллельные голени важны именно в фазе-3 на выходе из поворота.
Пропускание лыж под телом
Этот момент тоже многими недопонимается, на мой взгляд. Знаю, что некоторые тренеры учат именно пропусканию лыж под телом. Особенно в слаломе, и особенно на маленьких горках. Как результат, получают несбалансированных лыжников, кидающих лыжи из стороны в сторону и едущих «с пятки на пятку». Иногда это получается быстро, но на реальном склоне или на нормальной трассе это всё не работает. Поэтому просто пропускание лыж под телом — это не то над чем стоит работать. Важно, чтобы лыжи проходили под телом, а корпус двигался вперёд над лыжами, хотя бы незначительно. Одна моя знакомая тренер на семинаре назвала это движение «противоходом» . Думаю, это весьма чёткое определение происходящего. Иначе перецентровки не происходит и лыжа никогда не врежется с носка. Думаю, что вид сзади может как-то это проиллюстрировать.
Ну, и вид спереди тоже.
Укол палкой впереди у носка лыжи или около ботинок
С правильным применением (или не применением) уколов тоже возникает путаница. Зачастую люди смотрят на фотографии и не видят укола, или им кажется, что укол выполняется не совсем там. В своё время я весьма подробно написал об уколах вот здесь.
Давно эту статью сам не смотрел, но думаю, что всё, что там написано, остаётся в силе и сейчас . Укол выполняется в основном для перецентровки и ритма. Чем сложнее ситуация, тем сильнее укол. В простых условиях укол можно не делать, хотя я рекомендую его хотя бы намечать, чтобы нарабатывалось правильное движение. Чем больше диапазон перецентровки, тем дальше впереди делается укол. В простых условиях на не очень крутом склоне укол действительно может делаться чуть сзади, и под определённым углом будет казаться, что укол выполняется прямо у ботинок. На самом деле это не совсем так и укол всегда делается спереди. Для наработки движения рекомендую делать уколы вот как здесь.
Или здесь.
Носки лыж на одном уровне без разножки
Итак, как мне стало очевидно, с разножками и положениями лыж не всё ясно. Очень многие продвигают внутреннюю лыжу вперёд для опоры. Это элементарное отсутствие необходимого равновесия. При этом лыжник «борется с разножкой», причём безуспешно. А улучшать нужно равновесие . В принципе, об этом уже тоже давно написано моим коллегой Леонидом вот здесь.
Вытащил оттуда лишь маленькую цитату, в которой Леонид говорит о разножке:
«... В любом варианте это ведет к большей загрузке внутренней ноги в начале поворота. При этом теряется контакт голеностопа внутренней ноги с языком ботинка, иными словами, теряется контакт ноги и лыжи, то есть внутренняя лыжа на какое-то мгновение теряет загрузку при входе в поворот. Ощущение более стабильного положения при продольной разножке верно, но только при статичном «запертом» положении. В движении, особенно на большой скорости, из такой стойки невозможно выполнить одновременную динамичную закантовку обеих лыж так как угол закантовки внутренней лыжи будет всегда меньше чем наружной».
Именно это — плоскую внутреннюю лыжу — я весьма часто и вижу на присылаемых видео. Ну а, учитывая, что эта плоская лыжа должна стать «новой внешней», перецентровка в следующий поворот будет осложнена, так как до носка этой лыжи просто дальше добираться
Однако многие смотрят на фото спортсменов и говорят: «Посмотрите, какая у них там разножка». Все эти фото отражают завершающую (третью фазу поворота). Поэтому отвечу на это коротко и конкретно. Разножка в первой (или нулевой) фазе поворота — это однозначно плохо. Положение, при котором внутренняя лыжа слегка выдвинута вперёд в третьей фазе поворота, вполне допустимо. Однако важно, чтобы лыжи выровнялись к нулевой фазе. Поэтому «разножка» — это проблема начала поворота. Но и в конце это должно быть естественно, например, как здесь.
Попытки искусственно удерживать носки лыж буквально на одном уровне приведут к вращению корпуса и соответствующим проблемам в конце дуги. Так что, в зависимости от формы дуги, внутренняя лыжа всегда немножко впереди.
В общем, разножка — это проблема начала поворота.
Равное давление (50 на 50) на обеих лыжах или давление только на внешней лыже
Казалось бы, очевидная вещь, но... О давлении 50 на 50 можно по прежнему услышать от инструкторов и даже тренеров. Некоторые считают, что это-то и есть карвинг . Смотрят на почти одинаковые следы, вырезанные на склоне и думают, что обе лыжи загружены одинаково. Это, конечно же, не так. Подробно о распределении давления в повороте я тоже довольно давно написал вот здесь.
Давление, близкое к 50 на 50, может быть полезно в мягком снегу, в целине и на буграх. Однако это зависит от смещения внутрь поворота. Чем больше, например, езда по целине начинает приближаться к обычным открытым поворотам на скорости, тем ближе распределение давления к тому, что описано выше.
Давление только на внешней было хорошо, но давно , когда внутреннюю приподнимали и стояли на канте внешней. Но и стояли, в общем-то, довольно вертикально . А как сейчас удержать давление только на внешней, когда уходишь внутрь? Например вот так.
Никак, но утрировать давление на внешней в начале дуги — это очень неплохая практика. Я часто делаю и различные упражнения на вход в поворот с приподниманием внутренней лыжи.
Ангуляция (слом в бедре)
Потратил уже литры чернил на эту тему . Тем не менее, более чем на половине присылаемых сюда видео, лыжники находятся в сильно «заангулированном» , зажатом положении. Более того, подобная ангуляция и преподаётся как инструкторами, так и некоторыми тренерами, как метод закантовки. Отсюда и многие юниоры так ездят. Несколько примеров таких юниоров есть даже в этом блоге. В общем, нужно понять, что ангуляция в общем практически не нужна на скорости. На меньших скоростях в слаломе или коротких поворотах ангуляция если и бывает нужна, то лишь в завершающей фазе поворота. А так любой поворот должен начинаться со смещения внутрь будущей дуги, как показано здесь.
Кстати, это относится и к целине, и к другим условиям.
Далее корпус выравнивается, но лишь ближе к концу дуги.
Всё это я бы даже не называл ангуляцией бедра в чистом виде. Изгиб происходит не в бедре, а в нижнем отделе позвоночника. Нужен он для противовеса движению внутрь, особенно на низких скоростях.
Так что ни утрированной ангуляции, ни контр-вращения, ни прочих глупостей точно не нужно . Те, кто действительно серьёзно интересуется этим, могут обратиться к вот этой сложной статье, написанной для тренеров.
Корпус всегда прямо и плечи параллельны склону и
Корпус всегда идет с лыжами или всегда смотрит вниз
Эти аспекты техники тоже уже пережёвывались не раз. Тем не менее вижу много и параллельных плеч, и вращений корпуса за лыжами. Начну с первого. В принципе удерживать корпус смотрящим вниз по склону — это всегда очень неплохой совет. Особенно хорошо это работает в коротких поворотах. Однако попытка держать плечи постоянно параллельными склону приводит к ангуляции и статичности, и в целом мешает смещению внутрь дуги. Не знаю, почему до сих пор этому учат многие коллеги .
Если корпус всё время смотрит вниз, то он идёт с лыжами как минимум половину поворота (если не две трети). Далее, в зависимости от формы дуги, создаётся большее или меньшее расхождение между направлением корпуса и лыж. В принципе, много писал уже об этом в этом блоге. В частности, даже вот здесь комментировал некое мракобесие, называемое «спиной вперёд».
Хочу отметить, что в поворотах на скорости более эффективно когда корпус идёт почти с лыжами. Это зависит от формы дуги на выходе из поворота. Не всегда это возможно выполнить, не теряя внешней лыжи. Тем не менее, если это удаётся в гиганте или супере, то выход из поворота получается более мощным. Но... Это уже чисто спортивные нюансы. А так корпус вниз, плечи расслаблены, и всё получится как здесь или лучше.
В дополнение скажу, что все, кто ещё ратует за какие-либо движения корпуса и, в частности, говорят о контр-вращении как об основе техники, просто ничего в этой технике не понимают . Да, корпус может оказываться под углом к лыжами и к ногам. Но отнюдь не за счёт движения корпуса, а за счёт того, что лыжник «приезжает» в это положение в третьей фазе поворота, в то время как корпус идёт прямо. Надеюсь, это видно и из фотки выше.
Об агрессивности, технике и агрессивной технике, или Что быстрее
Что же мы понимаем под истинной агрессивностью? Агрессивность — это создание больших углов смещения в начальной фазе поворота над линией падения склона. Таким образом, при агрессивном катании спортсмен не «борется» поперёк склона в третьей фазе (под воротами), а вырезает большую часть дуги над флагом. Это, конечно, лишь идеал самого эффективного и быстрого катания. Но именно к нему нужно стремиться. Без правильной техники это невозможно.
«Агрессивное« катание в типичном российском понимании приводит к ямам под вешкой и явной борьбой на выходе из поворота. Поэтому никакой псевдоагрессивности, приводящей к дерганьям, однозначно не нужно, а вот агрессивное смещение внутрь дуги именно и приводит к плавному, но динамичному катанию.
Объяснил, как смог. Надеюсь, что и тренеры, и спортсмены, и даже ветераны, которые особенно любят дергаться в трассе, попытаются понять, что это вовсе не агрессивность. И главное — нужно понять, что ни к скорости, ни к результатам это однозначно ничего не добавит. Дерганая езда всегда медленнее, несмотря на некоторые иллюзии, которые могут возникнуть на коротких слаломных трассах на пупырях.
Итак, агрессивное смещение вперёд и внутрь дуги, а не дергания, стоя над лыжами — вот путь к успеху, как в трассе, так и просто в свободном катании. По настоящему агрессивная езда — это результат техники, а не умышленной агрессии.