Причин для покупки раций было две. Альпы и одна из местных гор, на которой не везде работает GSM. Катаемся мы сугубо семейно, без всякого экстрима.
Покупка раций была произведена осенью 2004 года. Основным толчком послужили статьи и обсуждения на форуме www.ski.ru. После осмотра Интернета и совета со знакомой фирмой, профессионально торгующей рациями, были выбраны Icom-4088E.
В Альпах рации были два раза. В январе 05 и январе 06. Оба раза – в Ишгле (Австрия). В первую поездку они работали в "родном" режиме, т.е. на мощности 10мВт. Во вторую – после "доработки" и "раскрытия" мощности (вроде как до 50мВт).
Достаточно трудно оценить общими словами дальность связи. Поэтому я просто приведу данные по Ишглю. Когда связь получалась, а когда – нет.
Вот здесь есть карта региона катания. Я укажу номера трасс и подъёмников. Думаю, любой может посмотреть карту и соотнести её с тем местом, где он хочет пользоваться рациями.
Первая поездка (мощность 10 мВт, 2 рации).
Устойчивая связь – только в пределах прямой видимости. Практически – в одной долине. Любой уход за более-менее приличную скалу – связи нет. Например, в долине Idalp связь устойчива. Стоит только подняться наверх подъёмника В2 (верх трасс 10 и 11), связь пропадает. Там верхняя станция закрыта от долины скалой. Выехал из-за скалы – связь есть.
В условиях города – буквально один дом перекрывал связь совсем.
Надо отметить, что даже в таких условиях использование рации понравилось. Для связи с начинающим сыном в пределах одной трассы она очень помогала.
Вторая поездка (мощность 50мВт, 3 рации)
Всё стало совсем хорошо. Дальность связи улучшилась просто радикально. Можно стало общаться не только в пределах любой из долин (причём без проблем с небольшими скалами), но и между соседними. Приведу примеры удачных относительно дальних сеансов:
Из неудачных могу отметить попытки связи между долинами Idalp и Alp Trida. Всё-таки и расстояние большое, и горы мешают серьёзные. Idalp – верх подъёмника N2: так же связи не было.
В городе связь тоже улучшилась. Мы не таскали рации с собой непрерывно. Но после раздельного спуска связь от низа подъёмника до гостиницы была. Подробно описывать не буду. Если кто знает – от нижней станции А3 до гостиницы Vista Allegra. Правда, стоило только сесть за открытую стойку бара отеля Элизабет, как связь исчезала:). Всё-таки большая гостиница.
Итого могу сказать, что для семейного катания такие рации (после "раскрытия" мощности) – очень хороши. Сотовый телефон использовался во время катания буквально пару раз, да и то на расстояниях "город-горы".
Несколько сопутствующих слов
Разрешения на использование и т.п.
В Европе рации 433МГц 10мВт – безлицензионные точно. Насчёт 50 мВт ничего не скажу. Но их ведь не видно :)
В родной стране эти рации имеют статус типа "с облегчённой регистрацией". Причём только в варианте 10мВт, далее – нельзя. Я честно прошёл у себя в городе (не в Москве) всю процедуру, благо знакомые из фирмы-продавца занимаются этим непрерывно. Они подготовили все документы. И в соответствующих органах назвали мою фамилию (очень помогало для ускорения).
Реально получается три этапа (и где платят деньги, правда – не помню сколько точно :).
По количеству визитов у меня получился такой расклад. Прошу помнить, что я ходил не "с улицы" и фирма-продавец имеет сертификат на тестирование :).
Полезность и нужность этой процедуры оценивайте сами :). Я по природе законопослушен.
Через границу
Рации перевозились оба раза региональными чартерами. Один раз через Зальцбург, во второй – через Мюнхен. Прочитал где-то, что рации положено перевозить со снятыми аккумуляторами. Так и делал. Физически они ездили внутри г/л ботинок.
В нашем городе на таможне слова "зелёный коридор" не знают :). Все пишут декларации, хоть и "пустые". В первый раз я задумался и вписал рации в декларацию. Таможенник прочитал с интересом, сказал: "А! Это "безлицензионные" ! " и спросил, как они ведут себя в горах :). Больше я в декларации никогда ничего не писал. Каждый раз у нас вещи ДВАЖДЫ проходили просветку в каждую сторону (безопасность и таможня), вопросов не было никаких.
В Зальцбурге вообще не помню, есть ли просветка до того, как сдашь багаж. Вроде нет.
В Мюнхене безопасность "светила" серьёзно. Нам пришлось открыть чемодан, чтобы показать детский железный пистолет :). Когда попросили открыть ещё и сумку с ботинками, я подумал про рации. Но их заинтересовал пучок проводов для подключения портативного ДВД к телевизору :). Рации интереса не вызвали.
Автор: Алексей (АлекСт) |