На Новый Год мы вообще сначала хотели поехать в Марокко. Привлекал контраст тёплого побережья и снежных гор. Но – дороговизна авиабилетов, нераскачанность арабов, в октябре не знающих цен на Новогодье и прочие, типично восточные трудности вынудили нас отказаться от этой идеи. И, поскольку времени на раздумья оставалось недофига, кинули шапку об пол и решили закрыть ещё один незакрытый гештальт – Чимган и Бельдерсай. Посидеть под чинарой в Бричмулле и т.п.
Сказано-сделано. Порыли отчеты, поболтали с катавшими там друзьями. Они почему-то хором хмыкали довольно критично на нашу идею, говорили, что жить можно только в Бельдерсае, что один раз ради экзотики сгонять – не более и т.п. Но мы были тверды в своей уверенности в светлом будущем и решительным жестом поехали! И за всё наше упорство получили такой подарок судьбы, что до сих пор о нём тоскуем, хотя уже и комфортабельные Альпы позади! Не заслонили.
Спокойствие, только спокойствие!
Давайте сначала всю идиотическую бытовуху напишу, т.к. с неё всё начиналось. А потом уж про горное волшебство, которым всё закончилось.
Подготовка самостоятельной поездки в Узбекистан с нуля требует немалого терпения.
Во-первых, нет информации в интернете практически вообще.
Во-вторых, законы республики Узбекистан гласят, что турист обязан в течение трёх дней где-то прописаться. Т.е. поставить в паспорт штамп. Диких туристов там не признают и побродить просто так с палаткой по закону нельзя. Если ты турист – живи в гостинице! Иначе штраф при выезде, около 1000 долларов. Посредников, делающих прописку, найти можно. Но в праздники РОВД не работает, т.е. паспорта у нас отобрали на неделю, что нас немного нервировало. Но, забегая вперёд, скажу, что всё обошлось и всё можно было сделать гораздо легче и проще.
За коттеджи Бельдерсай Оромгохи нам целый месяц считали цены, отговариваясь тем, что высокое начальство ещё добро не дало, – и в середине ноября, наконец, выкатили нелепую сумму, включающую в себя в обязательном порядке новогоднее шоу, трёхразовое питание в гостинице и ещё дополнительное барбекю (!). Поржали. И сняли за сумму втрое меньшую три дома в посёлке Чимган с одними завтраками, рассудив, что дешевле каждый день на такси кататься, чем платить за обеды и полдники, которые мы всё равно не будем есть, и за анимацию, которая нам нафиг не нужна. Оказались правы. В кишлаке жить удобнее. Там есть хоть какие-то магазины и между подъёмниками и кишлаком – две кафешки. В Бельдерсае же нет ничего вообще. Только база и её столовая. До него от кишлака 9 км по серпантину, таксиста в неурочный час туда фиг дозовешься.
В-третьих, курс валют в обменниках и курс валют на рынке отличаются более чем в два раза. Например, доллар в обменниках банков меняют на 124 сума, а на рынке – на 300! Но – на рынке менять валюту запрещено, и если тебя поймал милиционер – он имеет право отобрать и валюту, и сумы. Но все меняют. Втихаря, оглядываясь, из-под полы. Иногда попадаются, если тот, кто на стрёме, забыл вовремя свистнуть). В Чимгане и Бельдерсае валюту поменять негде! Но... по договоренности можно. Опять же втихую.
В-четвёртых, там система безопасности доведена до кретинизма. Все вокзалы и аэропорты перегорожены, зайти туда можно только по билетам на текущий день. Всё просматривается, просвечивается, обыскивается. И за перекрытым насмерть забором беснуется безумная, крикливая толпа таксистов, носильщиков, встречальщиков и прочих суетливых личностей, готовых тебя разорвать на части, едва ты выйдешь из чистенького безопасного пространства.
В-пятых, банкоматов в Узбекистане практически нет. Где-то в центре Ташкента есть парочка-троечка. И валюту они выдают по официальному курсу (!) , т.е. в два раза ниже реального. Кэш, кэш, только кэш. Не везите денег на карте ни в коем случае.
В большом кишлаке Чимган (2,5 км от подъёмников) два магазина. И у подъёмников еще один. Ассортимент – как в захудалом сельпо. Кроме того, магазин может и не работать. Оттуда высовывается испуганная продавщица и захлопывается дверь: «Какой магазин? Тут нет магазина. А вывеска – ну, вывеска, это не магазин!». Надо стучать в окно и говорить шепотом, что тебе нужно. Это значит – проверка, ходят инспекторы, им надо платить бакшиш (откат), продавцы пытаются спрятаться
Цены в магазинах довольно высоки. Деноминации у узбеков не было. Поэтому деньги считают в тысячах сум и носят с собой толстые пачки, купюры номиналом крупнее 5000 сум там нет (800-1000 сум стоит тандырная лепешка, чтоб понимать порядок цен и толщину пачек).
Мы приехали на поезде Оренбург-Ташкент (28 декабря кривые дорожки – наше всё. Летели в Оренбург и оттуда по ЖД, вышло вдвое дешевле, чем из Москвы).
Утренняя зарядка на перроне. Казахстан. На улице +20.
Но зато проблема денег решилась легко: поменяли рубли и доллары прямо в вагоне (перед границей ходили уточками быстроглазые тётеньки с почтальонскими мешками через плечо). Узбечки, едущие с нами, подсказали, что лучший курс и на рубли, и на доллары – у Маши. Так оно и было. Нам выдали реально мешок денег – по шесть-семь пачек тысячных купюр. «Это, не чимадан, слушай, это кошелёк!» (с)
Вообще, в поезде нас узбеки очень любили, всё рассказывали и угощали апельсинами. Мы только на границе Казахстан – Узбекистан поняли, почему. В наш вагон, где ехало восемь наивных, улыбающихся и румяных туристов, таможенники зашли, сильно удивились, потыкали пальцем в наши чехлы, спросили, не спятили ли мы – в Ташкент ехать с лыжами? – быстро собрали паспорта у всего вагона, проштамповали и отпустили.
В соседних же вагонах прошмонали весь багаж, выкидывали какие-то телевизоры на улицу, пару несчастных узбеков, не вложивших в паспорт купюру, выволакивали в тамбур и били. Не сильно. Профилактически. Нас же они постеснялись, и всё узбекское население вагона радовалось как дети, что им так свезло, проскочили таможню без потерь. А волокут они домой всё – микроволновки, шины зимние, бытовую радиотехнику… жалко бросить!
На вокзале нас должен был встречать водитель Андрей. В лицо мы его, понятное дело, не знали. Иду к дырке в заборе, за которой беснуется та самая безумная толпа, и вижу, как над ней возвышается здоровенный русский мужик и орёт мне:
- Сюда иди, давай сюда скорее!
- Вы Андрей?
- Да, да, пошли быстрей! – И хватает мой 35-килограммовый чехол как пушинку.
Ну, мы, все 8 человек, и поскакали. Подходим к какой-то нексии, в которую мы явно не помещаемся, и начинаем недоумевать. И тут подбегает дядька поменьше с моим именем на листке и говорит:
– Уф, слава Богу, нашёл! Вы – Света? Я Андрей!
Немая сцена. Потом спрашиваю первого ЛжеАндрея:
– Мужик, а ты-то кто?
– А я первый вас поймал! – заносчиво отвечает мужик, – и вы едете со мной, такие у нас тут правила! Или платите мне за то, что я сноуборд ваш таскал!
Тут настоящий Андрей спокойно, многоэтажным русским матом ЛжеАндрея послал, указал ему популярным жестом, на каком сноуборде он таких наглецов вертел, а нам указал ленинским жестом дорогу и мы, сдерживая хохот, поплюхали к "спринтеру" через площадь. Урок был хороший. В дальнейшем мы всех товарищей с претензиями просто посылали, хотя и не так многоэтажно. Срабатывало.
Короче, судьба, лишив нас возможности пообщаться с ругаемыми на всех форумах марокканскими ленивыми арабами, предоставила нам достойную компенсацию в виде феодального узбекского государства. Конечно, через несколько дней мы попривыкли и стали ко всему относиться с юмором. А когда задружились с местными, обжились – то и замечать весь дурдом перестали. Но первые дни изумлённый вопрос «Как же вы тут живете?» мы задавали всем подряд Местные пожимали плечами и отвечали: «Ну да, конечно, законы у нас тут кошмарные и невыполнимые, взятки дерут везде... Ну да – зарплата средняя 100 долларов, а цены как в Москве. Но зато – терроризма нету!». И правда – нету. Ни одного теракта за последние 15 лет царствования в Узбекистане не было. А супермаркеты им нафиг не нужны. Кто туда будет ходить? Все выращивают овощи на огородах и ездят на рынок за мылом, мукой и мясом. Или наоборот.
Президент республики Узбекистан ездит по отдельным дорогам. По ним не имеет права ездить больше никто. Когда президент не едет никуда – дорога стоит пустая. А за высоким забором, на параллельной дороге, терпеливо ползёт пробка.
Когда президент едет в свою резиденцию в Чарваке, то по отдельной дороге едет кортеж с 20 машинами охраны. А в небе другой дорогой летит воздушный кортеж – три вертолёта. И никогда никто не знает точно, в какой из машин или в каком из вертолётов находится президент. Вообще, его почти никто не видит. Зато покушение на него практически нереально. А киргизский президент ходит по улицам, говорит с народом, в Иссык-Куле плавает без охраны и на него покушаться можно запросто. Об этом почему-то гордо рассказывают узбеки. Наверное, им это по телевизору говорят.
Ну, и грязь, конечно. Везде. Шумно, бестолково, нечищено. Как только выезжаешь из цивильного и хорошо отстроенного центра Ташкента – кругом начинаются одни времянки, сараи, ларьки, халабуды. В общем, те, кто был ранее в Гульмарге, в первый же день начали ржать, нежно вспоминая нищий штат Кашмир. Там примерно такая же картина: бюрократия, кругом охрана, грязь, нищета, кретинические законы, всё через пятую точку.
Высказывалось мнение, что в бывших владениях Тамерлана везде так. Афганистан, Пакистан, Кашмир, Иран, Таджикистан, Узбекистан… культурные традиции чистых персидских городов убиты дикарями – завоевателями. Ну, я не историк, спорить не стала. Возможно, так оно и есть.
Жильё: нам повезло. Хозяева у нас у всех были казахи, разумные и адекватные. Устроили нас хорошо и относились внимательно. Кормили, привозили фрукты, ездили в Газалкент (город в 40 км от Чимгана, там рынок). Поэтому контакты двоих (третий под конец немного накосячил) с чистой совестью выкладываю:
Дом Бахтияра. 15-местный (три небольших трёхкомнатных апарта – две спальни и диванчик в гостиной – т.е. по 5 мест в каждом, отдельные душ-туалет, общая кухня и столовая). В комнатах тепло, водонагреватели. В столовой стоит буржуйка, но всё равно утром очень прохладно.
Бахтияр (глава семьи, очень адекватный, интеллигентный казах, делает прописку) – +998 931 85 27 346
Динара, его невестка, умница, рулит в отсутствие свёкра – +998 90 926 09 73
Дом Иргаша. 8-местный, большие комнаты, тёплая кухня, большая викторианская столовая с телепанелью в полстены. Есть ещё маленький домик на 5 мест, во дворе.
Хозяин Иргаш, хозяйка Катя: +998 93 627 19 61, +998 93 589 70 85
По цене – торгуйтесь. Где-то 40-60 тысяч сум с носа за день без еды – реальная цена.
Прописка, все формальности и трансферы из Ташкента: нам делала все Даша Баранова, очень заботливая, адекватная девочка, даже прилетевших ночью ребят с детьми устроила спать у себя дома, пока ждали с утреннего рейса остальных. Прописка стоит 5 долларов с носа. Трансферы - от 30 долларов за легковую машину или минивэн, и выше (спринтеры 18-местные в разы дороже, но на круг так где-то и выходит).
Телефон ее+998903527483, почта: pit-dasha@yandex.ru, скайп: dasha.baranova
Такси: стандартная цена за человека до Чимгана – 1500 сум. До Бельдерсая – 7000 сум. В сильный снегопад цена добавляется на 500-1000 сум, т.к. ехать страшно и пробки)). Таксисты часто сначала заламывают по 40 000 за машину, получив насмешливый отказ, уезжают и через 3 минуты возвращаются уже за реальную цену, делая вид, что они тут впервые едут
В машину помещается столько человек, сколько можно туда запихать ногами. Двое на переднем сиденье – это вообще норма. Бывает и трое Обычная практика. Узбеки вообще на капоте переполненной машины спокойно ездят до соседней деревни. Машины все ВАЗ-ы, Нексии, Шевроле. Безумно популярна Нива. Старая добрая Лада. Кучи иномарок, как в Киргизии – нет. Только в Ташкенте, в богатых кварталах.
Берите как можно больше телефонов таксистов! У каждого берите. Потому что, хотя их и много пасётся, ленивы они крайне и если вам нелёгкая приспичит возвращаться позже обычного – поедет далеко не первый, а пятый-шестой, и то неохотно. Нам один раз пришлось шпинделять в снегопад до трассы Ташкент – Чарвак, это километров пять. Таксисты не ехали в Бельдерсай. Ни один.
Питание: если планируете готовить сами – закупитесь продуктами в Ташкенте. В Чимгане продуктов очень мало, они невкусные и дорогие.
Если планируете питаться в кафе – их два или три в Чимгане. Вкусно кормят в «Островке». Да, выглядит он занюханным зелёным сараем, и места внутри очень мало. Но – в хорошую погоду можно поесть и за столиком на улице (к тому же, это дешевле, меньше процент «за обслуживание», чем в помещении).
А кухня там правда хорошая! Однако, к семи вечера почти все меню съедается, вдогонку спешно наваривают дополнительную кастрюлю чего-нибудь одного, типа шурпы, лагмана или пельменей. Однако, шашлык жарят допоздна и мясо есть всегда! В «Бургере» невкусно.
Вообще, на удивление, кухня в Узбекистане практически без приправ. Соль и перец ставят на стол, а также кое-где уксус и толчёный чеснок. А еду подают почти несоленой, с минимумом трав.
Всегда можно договориться с хозяйкой дома, чтоб она готовила. Будет подешевле, чем в кафе, но вкус еды зависит от талантов хозяйки)
Спиртное: Можно у местных или на рынке в Газалкенте купить домашнее вино. Как повезёт. Нам один раз повезло – хозяйка привезла с Газалкента вино на НГ – и оно было очень вкусное и веселящее. Один раз нет – купленное вино было кисло-сладким, воздействие его – мутноватым, и даже варка глинтвейна его не особенно спасла. В конце-концов мы однозначно остановились на коньяке «Самарканд». Не самый дорогой, но объективно лучший бренди. Чистый, без последствий для головы, хорошо согревающий и снимающий усталость после каталова. Водку местную лучше не пить, дрянь. Вино из магазина тоже с осторожностью.
А теперь, когда вы предупреждены, а значит – вооружены, можно вздохнуть, отнестись ко всему этому кретинизму как к сансаре, и предаться тому, ради чего всё и затевалось – каталке!
ПОГОДА
Благодарение всем Богам – с погодой повезло. Приехали – было не особенно снежно, на солнечных местах камни торчали. Но как раз хватило пары дней, чтоб погулять под солнцем, осмотреться, поужасаться и повосторгаться. А 1 января повалил хороший, густой, крупными хлопьями снег. Валил он всегда вечером и ночью. И только один раз, на вершине, застали снегопад днём. Четыре снегопада было за 15 дней, причём длительных подготовок неба к снегопаду, туманов, низких облаков и т.п. практически не было (один раз сидело облако на Кумбеле, будем справедливы. Но верх был солнечным). А так – либо снег, либо солнце. Прекрасно!
Снег тоже похож на кашмирский – тёплый такой, крупный и идёт очень густыми стенками. Внизу плюс, наверху -5 – -10, один день было -12. В общем, климат мягкий.
ЧИМГАН
На Чимгане есть креселка и есть бугель. И то и другое доходит едва ли до половины горы. С креселки вариантов скатки немного, и подняться от неё никуда нельзя, в основном, ей пользуются «шапки», экскурсанты. Наверху стоит большой пластмассовый олень и другие персонажи. С ним все и фоткаются. Выпивают, обнимают подружек и едут на креселке обратно.
А вот с бугеля можно и в различные кулуары скатить – и подняться выше, к гребню Чимгана. Всё обычно работает. Рога «швабры» сделаны из длинных обтёсанных деревянных брусков, и тебя на них сажает специально обученный дяденька – самой сделать это очень затруднительно
Трассы есть, ратрачатся, но раскатываются очень быстро в бугрятник. Внизу, «от пятой опоры» бугеля, катаются начинающие на прокатном оборудовании. Есть ли прокат в Чимгане? Есть!
Тут же и лошади, и санки, и ватрушки, и снегоходы, и какие-то багги – весёлый азиатский содом и каша
А вот внетрассовой каталки на Чимгане – изобилие. Самое простое – раскатывать кулуары справа от креселки, по обе стороны бугеля.
Чуть более энергозатратная задача – потропить пешком наверх метров 50-100 от бугеля и выбрать себе кулуарчик по вкусу, их изобилие. С карнизами, дропчиками, пушистым снегом! Но тут уже лавиноопасно, надо быть осторожным. Зато можно кататься в дни плохой видимости – редкие ёлочки очень хорошо дисциплинируют пейзаж!
И для тех, кому не жалко полтора часа времени и пол-литра пота потратить для радости и счастья – Гребень Чимгана.
Первый раз мы забрались туда пешком по призыву местных райдеров с форума экстремалов Узбекистана. Они собирались на Гребень 31 января с местной легендой – дядей Гришей Требисовским. На каждой горе есть свои Люди Горы. Вот Григорий Требисовский – человек Чимгана, он живёт там больше 30 лет и знает все маршруты в округе, водит группы зимой и летом.
Говорить с ним можно бесконечно. Как иногда бывает у горных людей, информация рвётся из него. Он в те полчаса, что мы протусили с ним наверху, пытался впихнуть в нас такой мощный пласт рассказов о склонах, типичных опасностях, возможных маршрутах, истории прохождения того или иного кулуара – что мы взмолились о пощаде. Вместить плод опыта всей жизни в полчаса нереально, увы. Но основную канву мы запомнили: справа в каждом кулуаре свои карнизы и доски, катабельно всё, вплоть до водопада, но линию нужно выбирать ювелирно, на поля не покупаться, только по линии падения воды. И ни в коем случае не спускаться на дно кулуара раньше, чем начнутся деревья!
Крут Чимган. И высок. Лавиносбросы у него – по километру и больше. Поэтому прыгать с карниза и ехать по низу сужающегося кулуара – чревато. Даже стенку не так опасно снести, там ещё есть шанс зацепиться. А внизу можно просто не успеть убежать, везде сужения, скальные стенки и сбросы.
До вершины горы с гребня – еще около 1000 м перепада! Сама вершина – чистый скальник, она некатабельна. Но метров 300 плюсом набрать можно, забирая ещё правее, и катнуть «французский» кулуар. Узкий, с косым заходом, при ошибке выводящий на Чёрный Водопад – ледовый сброс. Но – при грамотном подходе вполне катабельный и очень интересный!
По центру – Чёрный Водопад. А чуть правее – Французский.
В этот день дядя Гриша выгуливал младшую дочку, поэтому мы смело поднимались изрядной кучкой, с душевным спокойствием отпустили на спуск с ними менее опытных райдеров, а сами двинули в сторону правых кулуаров. На Французский с налёта замахиваться не стали, второй гребень показался нам стремноватым на заходе (карнизище висел) и просматривался лишь до перегиба, а вот третий, хоть и требует ушек на макушке – нам очень нравится, и линия чётко просматривается до самого начала кустов. Его мы и катнём!
Немного поползав в кустах внизу, нашли-таки дырку между скальниками и вывалились в самый низ того кулуара, об опасности которого Требисовский нас предупреждал. По мягким стеночкам выкатываемся на поле, если пройти его на ходах, то вылетаешь к мосту, от которого 50 м до бугеля. Отлично!
Забегая вперед, скажу, что в ближайший паудердэй этот кулуар разгрузился сам, полностью, почти у нас на глазах. Длина лавинного выноса была больше километра, глубину я даже представить боюсь.
Вот целиком следы скатки снизу
Нижние кулуарчики Чимгана мы катали с удовольствием в дни плохой видимости. А они были… снег валил преимущественно ночами, но собираться начинал с обеда, а иногда и «утро было так туманно, что насилу рассвело» (с). Но сколько радости доставили нам эти недлинные спуски! Серф по пухлому снегу между валунов, весёлые метровые карнизы, с которых так здорово прыгнуть в конце или в начале спуска, мягкие ёлки, хорошо видные в любую погоду. Натропили вверх от бугеля метров 50 – катнули вправо, катнули влево. Натропили ещё 50 – катнули вправо, катнули влево. Потом купились на какой-нибудь красивый заход и натропили ещё аж 100 метров!)) Везде довольно простой выкат к бугелю. Шарман!
Кстати, приятная безлюдная каталка в непогодный день к турбазе «Спартак». Там даже можно подкинуться на бугеле. Но бугели… песня. Это просто трос. Тебе могут выдать короткую веревочку типа бельевой с крючком. И всё. В эту верёвочку надо просунуть лыжную палку, ловко втыркать её под попу и быстро зацепиться крючком за идущий трос, затягивающий тебя наверх. Я думала, что для меня не существует трудных подъёмников, сама когда-то училась на старом бугеле с крючками на стропах и палочкой между ног. Но на этом подняться за 10 минут не смогла и позорно ретировалась под насмешливыми взглядами детей из лыжной школы Чимгана, спокойно проделывающих этот фокус
И ещё раз мы поднимались на гребень Чимгана, 8 января. Большие кулуары уже разгружены после снегопада, оба. На этот раз затропили скитуром прямо снизу, по длинному гребню. По времени одно и то же получается, что бугель+пешка, что скитур снизу – около двух часов. Но скитуром идти, конечно, легче и интереснее, несмотря на то, что пешему бугель дает старт высоты.
И опять, пока восторженно тусуем наверху, к нам выбирается горный человек – Альберт. Старший лавинщик Чимгана. Не удержался, в такой прекрасный день тоже решил скатить линию!
Ещё остановка для бесконечных разговоров о горах и предостережений, потом собираемся было на Французский – но тут один из троих начинает жаловаться на плохое самочуствие. Ну, что ж – тогда нашим будет длинный, роскошный спуск, показанный Альбертом. Выходит он в тот же разгруженный кулуар, но с другой стороны. Эххх!
А вот и огромный вынос. Мы на него выскочили в конце
Про обратку Чимгана я вообще молчу, сглатывая слюнки. Я её фотографировала десятки раз, со всех точек. Крупного, симметричного рельефа отроги, вылитый гульмаргский SunShine! Могучая шишка, за которую зацепляются облака. Длинные роскошные спуски во все стороны, десятки вариантов! Но – выход только пешком, к дороге выкатиться можно лишь с той части горы, где есть подъёмники. Оставили на будущее, такой трип надо начинать в 5 утра.
НОВЫЙ ГОД. КЫЗЫЛДЖАР
В Новый год мы не стали отступать от традиций. Во-первых, у нас был карнавал!
Во-вторых – дед Мороз раздавал подарки. И не просто так, а только за стишок или песню!
В-третьих, часов в шесть утра мы собрались, взяли снаряды и двинули пешочком на ближайшую вершину – Кызылджар. Встречать Первый Рассвет Года. Тропа туда натроплена за пустующими девятиэтажками (бывшая гостиница Чимган Оромгохи), забираться легко и весело, дольше обходить гору по дороге. Но мы пели песни и хохотали, дошли незаметно. Утро облачное, поэтому чёткого момента появления солнечного лика не определили. Но всё равно, поприветствовали розовые его кружева и чепчики, порадовались, пофоткались и сделали первую в этом году скатку по длинному фановому склону прямо к ручью за кишлаком. Ура!
Спать легли в 11 утра. Но – дело того стоило!
ЧАРВАК
Для экскурсий, в общем-то, единственное направление – это Чарвакское водохранилище и Брич-Мулла (таджикский поселок Бурчи-Мулло, на самом деле). 12 км от нашего кишлака, можно пешком дойти, а можно поймать какой-нибудь транспорт:)
Мы один раз прогулялись на полдня, до озера, а ребята наши ездили туда на целый день, красивое место! Много туристов, приезжают пофоткаться и покидаться снежками.
БЕЛЬДЕРСАЙ (ГОРА КУМБЕЛЬ)
Подъёмники
На Бельдерсае очень длинная неспешная креселка, явно сестра Хибинской креселки и, кряхтя, передает ей привет). Идёт вверх полчаса, подсаживает народ с базы.
Здесь тоже много экскурсантов, поднимаются на кресле пофоткаться. А поскольку пластмассовых оленей там не поставили – то пластмассовыми оленями работаем мы)) Бросаются, просят сфотографироваться. Я сначала думала – им сплиты нравятся, потом поняла, что даже слово «сноуборд» они вспоминают не сразу, им кажется героическим сам факт того, что люди осмеливаются катить там, где они едут вниз на креселке
Вторая очередь – бугель. Включают его после десяти пинков со стороны катающихся, канатчикам лень ехать вниз за ключом, лень звонить начальству, лень чистить площадку. Вообще, лень шевелиться. Но надо пинать. Ибо с бугеля открывается самый роскошный вид и там начинается уже настоящая каталка!
Впрочем, часто народ забивает и уходит вверх пешком, к полудню после снегопада тропа уже натроплена.
Начальник ГК Бельдерсай – Игорь Голубой. Его сильно все не любят. А вот технический директор – Наташа, очень адекватная дама, волнующаяся за свою работу, заставляющая ратрак тщательно отделывать трассу каждый день, несмотря на переменчивую азиатскую погоду. Один день было так, что вверху валил снег, а внизу шёл дождь. И снег, вдумчиво свозимый чайниками вниз, потихонечку смывал. Ночью, понятное дело, всё оледенело – и трассу не открывали до тех пор, пока из этого ужаса не сделали приемлемую для катания поверхность. Мы, спустившись, пофыркали – жесть, мол, на трассе, ратрачнику самому бы на таком катнуть! Услышала, прибежала с жаром доказывать, что ратрак сделал подвиг в данной ситуации, что она лично сейчас прокатит и все проверит, где опасно! В общем, молодец. Просить об открытии бугеля лучше её.
И ещё одна популярная личность: Владимир Ильич Ульянов (правда-правда). Ташкентский центр циклона, организатор великого множества всяких движух, местных и выездных, человек неутомимой энергии! Скитурщик и пуходав, легко бегающий в гору и гоняющий в Бельдерсай при каждом удобном случае!
В первый же день мальчишки забрались пешком на вершину. А там, на краю земли, стоит домик:
Это метеостанция, на которой всю зиму живет киргиз Сапар-ака, улыбчивый и гостеприимный дядька. Если задружишься, то можно зайти и выпить чаю. И не только чаю)
А можно договориться пожить на вершине горы – у него есть пара комнат для гостей. В общем, нам обстановка на станции сразу понравилась и мы подружились. Заходили к нему не раз, приносили разные ништяки (на вершинах гор магазинов нет, любые вкусности, сласти, напитки – всегда в тему), беседовали о разных разностях.
Представляете, жить там и каждый день видеть примерно вот такое?!
Пока бугель стоит, можно мочить прямо под бугелем – отличные, многоснежные спуски! Когда его включают, естественно, вокруг все быстро раскатывают.
Опять какой-то смутно кашмирский кадр: длинные дуги, рыжие березки...
Можно уйти немного правее и сначала пройти мягчайшие два кулуара вниз, а потом траверсом уходить к креселке. А можно уйти левее. Самая доступная и чудесная скатка – по гребням, параллельным ЛЭП.
Докатываешься до поля на середине канатки, чуть не доезжая до него будет разумно дать вправо и когда упрётесь в крутой гребень – вылезти через него к трассе (тропу мы натрапливали в первый же день после снегопадов, наверное кто-то это делает и кроме нас), иначе улетите в нижний ручей, откуда выбираться дооолго!
Можно наверх и не ходить, а сразу от креселки уйти направо и стартовать от синенькой кабиночки эМЖо, вылетите на те же сладкие гребни и выгребаться так же недолго, минут 15, можно, и даже лучше, пешком.
Мы катали эти пуховые места с кайфовыми дропчиками к ручью каждый раз после снегопада. И каждый раз бывали счастливы!
Но душа требует большего и – не зря же у нас в рюкзаках камуса! И вот, по совету местных райдеров, Кирилла с Сашей, мы решили для начала раскатать большой цирк напротив Чимгана. Его хорошо видно с Гребня, можно поразглядывать с автодороги Чарвак – Ташкент, не доезжая поворота на Бельдерсай.
Разве он не хорош? Это вид на него с Чимгана, для понимания всей красоты линий
От домика метеорологов уходим левее, на самый дальний гребень и ныряем в цирк. Вот здесь можно и спрямить! Снег настолько глубок, что поворачивать в нём как-то даже неприлично, серфим вниз, взлетая из ямок! Однако, со всеми китайскими церемониями, поодиночке и стараясь не исчезать из глаз товарищей.
На втором участке Мидвед первым обруливает контрфорс и уходит под большую шишку. Откуда орёт в рацию: «Стойте, стойте, не едьте сюда!». Выскочил прямо на скальный сброс. Ну, ничего, камусимся и вытрапливаем немного выше и левее, на длиннейший чистый гребень, по которому с восторгом скатываемся прямо до ручья. Скатка километров пять!
Внизу поосторожнее: деревья, скальнички, дропчики, рельеф не позволяет расслабиться. Но очень интересно, прыгуче, динамично! В лесу лучше забирать немного левее, вниз по течению, чтоб не шлепать чересчур далеко по руслу, максимально проехать на ходах.
Сыпухи в лесу от деревьев и камней – типичные Кумбельские лавинки. Аккуратнее.
Камусимся и вытрапливаем. Не ленитесь снимать лыжи при переправе
Снежный вигвам. Куба, ау!))
Выходим к маленькому коттеджу МЧС-ников, а через него на трассу, до конца её метров 300.
Кто сказал, что на сплитборде нельзя ехать, как на лыжах?))
Отличный маршрут, каталка на весь день, натрапливаешь цирк и раскатываешь его в своё удовольствие. Народу никого, несмотря на близость к бугелю. Абсолютно никого.
Потом мы уже разглядели, что проехать до конца можно было и первую линию – был справа выкат, обруливающий скальники, а под ним ещё прекрасное большое поле. Но – сверху не увидели. Ладно, будем знать.
Так уж сложились наши кривые дороги, что все улетали 9 января, а мы с Максом Шевченко только 12-го. И эти три дня мы решили провести на вершине Кумбеля. Договорились с метеорологом, сложили вещи внизу в чехлы, оставили у Динары в лыжехранилище и двинули жить наверх, поближе к звездам!
На наше счастье, включили бугель и тяжелые рюкзаки с заброской не пришлось тащить на себе скитуром. Бросили всё в домике и побежали скорее катать! Нервно обсуждая, куда же, куда успеем сегодня?
И Боги послали нам в помощь ангела. У верхней станции подъёмника стоит на лыжах и всматривается вдаль Гали – старший лавинщик Бельдерсая (там, вообще, катающих вне трасс мало, а уж про то, что приехали россияне и бродят, принюхиваясь к дальним кучерям, тут же узнала каждая собака и нам даже не приходилось искать хороших людей – они сами нас узнавали по скитурной сбруе и подходили знакомиться. Знакомы мы были и с Гали, встретили его как раз у домика МЧС после каталки в Большом цирке). Если вы можете себе представить татарского ангела с небесно-голубыми глазами – то это и есть портрет Гали. Такой открытости и лучащейся доброты душу редко встречаешь. От чистоты его даже как-то поначалу неудобно за факт своего существования. Но потом заражаешься этим ангельством и еще долго улыбаешься всему миру)).
Так вот: Гали обрадовался, замахал руками и говорит:
– Я стою и думаю, кому показать этот склон, кому? А вот и вы! Сегодня он чудесен, идите скорее, успеете! Там всего полтора часа скитуром до него, я и быстрее добегал!
Подумал и добавил:
– Хотел вас отправить сначала на длинный спуск, на обратку, там семь километров, я мерил – но уже не успеете вернуться, завтра, завтра рано утром выходите и вперед!
И показывает нам в качестве сегодняшнего угощения на левый отрог Кумбеля, на который надо перейти через ложбину. А с него стекают потрясающие длинные, гладкие хребты, по каждому из которых пройти – счастье! Даже издалека видно, что снега там минимум метра два, не выдутый, не перетаявший, хороший, густой хэви сноу! Включаем все резервы оперативной памяти, чтоб запомнить четкие инструкции Гали: идти строго по гребню, если встретится «нож» – лучше свалиться под карниз, чем на обратку, стартовать, целясь на одинокую арчу, а потом медленно, в процессе серфа, мягко забирать вправо по разветвлениям гребня, дойдя до линии лесов – постараться перескочить хотя бы один ручей на ходах. А лучше два.
– Ну, а там дальше вытропите!
И мы побежали. Даже заход на тропу уже переполнил нас счастьем: хороший, крутой, многоснежный спуск без единого следа – все катающие боятся и сворачивают под подъёмник через 50 м, а мы свистим его до конца!
За Максом гонятся дракончики :)
Дальше камусимся и тропим вверх. Тропить несложно, да – встречаются ножи, но они вполне обходимы. А вот идти быстро невозможно никак. Потому что не только левый гребень Кумбеля, но и обратка его оказываются безумной, странной красоты.
Повсюду торчащие сталагмиты, вниз уходят узкие кулуары, камни-ворота причудливой формы. Что там, за воротами? Какие порталы?
Роскошные карнизы, вид на весь западный Тянь-Шань – как можно пробежать это всё без остановок? Конечно, фоткаем каждый камень, каждый заход в кулуар, каждый неожиданный перегиб, гора переполняет нас ещё до старта! И цель наша, вот этот гребень с одинокой арчой – как можно спокойно на нее смотреть?
В общем, два часа мы шли. Мокрые как мыши, но с радужными крыльями, вырастающими за спиной. Первый признак горной болезни – эйфория :)
И еще минут 20 тусили на старте, навигировались, перекамусивались, пили чай, делились эмоциями на ангельском языке
И вот – старт! Идти первой по таким маршрутам не очень хорошо – вместо того, чтоб отдаться волне снега и верещать от восторга, ты должна думать о том, кто идёт за тобой, чётко проложить след-ориентир, предупредить вовремя о своих ошибках, чтоб их не повторяли, выбрать место, где бы можно было передохнуть и собраться с силами для быстрого перескока через ручьи, сфоткать хоть что-то – и т.п. Но всё равно, мне хватило, чтобы захлебнуться счастьем с головой! Максу – тем более
Один ручей мы перескочили на ходах. А вот во втором застряли… карабкаемся по отвесным скальникам, цепляясь за кусты. Макс оптимистично говорит: «Мне кажется, я знаю это место, мы примерно отсюда и выбирались на трассу, сейчас выйдем к подъёмникам, поднимемся, успеем и на станцию!" Хмыкаю, понимая что «это место» находится через три гребня как минимум, и нам их надо траверснуть, ибо на подъёмники мы вряд ли успеем. Выйти лучше повыше.
Но сначала мы надеялись на подъёмники. Потом надеялись, что выйдем на трассу к концу светового дня. Потом мы надеялись, что к концу светового дня выйдем на ЛЭП. Потом поняли, что если мы сейчас не втопим из последних сил – то мы и до ЛЭП не дойдем, будем блуждать в темноте среди ёлок. И мы втопили. Как раз к моменту полной потери видимости я обняла такой родной и тёплый деревянный столб линии электропередач Ну что ж, по крайней мере, у нас есть ориентиры, по ним можно идти с фонарями, линия ведёт к вершине, на ней работают метерологические приборы и та самая банька, которую Сапар-ака обещал нагреть для нас.
Через час вдруг в темноте подо мной быстро съезжает десятиметровая доска сантиметров в 30 толщиной: камус начал отклеиваться, топаю, чтоб не скользить – вот и натопала на крутяке. В ужасе зову Макса, но он левее, в безопасной точке. Уф. Надо быть осторожнее. Убить такие сходы не убьют, но засыпать в темноте идущего ниже могут запросто! Не ожидаешь же
И как мы радуемся, когда видим верхнюю станцию кресла! Взлёт по крутой второй очереди уже кажется весёлой прогулкой Девять вечера – и мы дома.
Домик на краю земли, выходишь на крыльцо – и за обрывом не видно ничего, космос, бескрайнее звёздное пространство. Чечевичная похлебка, коньяк Самарканд, кот Васька, пасущийся у стола, нагретая сауна, добродушно смеющийся над нами Сапар-ака – что ещё нужно для счастья после столь великолепного дня?
Назавтра завели будильники на шесть, чтоб с рассветом стартовать на тот самый семикилометровый спуск, успеть вытропить по тракторной дороге потом. Но увы. Утром домик наш тонул в метели, не видно было даже метерологического шара! Конечно, о подвигах не шло и речи. По рации говорят, что внизу дождь – т.е. и по трассам каталка удовольствия не принесёт. Мы расстроились, оделись, побродили по верхам, подумали и… вернулись обратно. Провели день примерно вот так:
А назавтра у нас был самолёт. Утром прояснилось. Наш позавчерашний маршрут опять призывно сияет райским заоблачным пухом...
Но мы можем себе позволить только финальную радость этого января – пройти первыми, самыми первыми, пока ещё не включили ни один подъёмник, пушистую верхушку Кумбеля и со свистом профигачить по нератраченной ещё трассе вниз, поймав все кайфы скоростного спуска по ровной снежной поверхности! Верхушка не подвела, а вот трассу… отратрачили! Причем очень жёстко – видимо, за ночь все замерзло в лёд. В ужасе сваливаемся в ручей и едем вдоль него – нафиг-нафиг, катание по трассам сегодня куда опаснее, чем за верёвочками
Машина наша запаздывает, и мы успеваем ещё разок заехать на кресле и катнуть любимые гребешки под ЛЭП, проложить первый след, понырять в пуховых ямках...
– Ну всё. Всё. Всё. Надо ехать, Свет, надо ехать... Весь снег не перекатаешь…
Но Боже мой, как жалко уезжать в паудердэй! Может, не поедем?!!!
И тут прямо на мою всхлипывающую рожицу вылетает из пуховых облаков ангел. Гали! И говорит:
– Я за вами смотрел позавчера: ах, как вы хорошо прошли, как здорово! Я катал этот маршрут не раз, но тут прямо пожалел, что не пошёл. Вы когда в следующий раз приедете, сразу найдите меня, я и сам с вами схожу, на обратку Чимгана сходим, вы ведь там наверное не знаете, как подойти!
Ну, т.е. для него даже не составляло сомнений, что мы вернёмся
И мы, конечно, вернёмся. Если честно, ни одну гору не вижу я с тех пор так часто во сне, как Кумбель и обратку Чимгана…
А дальше машина, опять смешные узбекские реалии:
В Ташкенте нас встречает Владимир Ильич и везёт кормить в Дом Плова. Вот это настоящая восточная кухня, пальчики оближешь! Короче, места надо знать.
Забравшись в самолёт прямо в катальной одёжке, "пахнущей фрирайдом", вижу в окне уплывающие бескрайние хребты, вьющиеся дороги и синий овал Чарвака…
И Чимган освещает дорогу мою. И безумно прекрасен собою.
А это кто-то из ваших был?