Если вы следили за этапами FWQ 2018-2019 или просто подписаны на кого-то из райдеров (назовем их TOP-5 российского соревновательного фрирайда), то наверняка обратили внимание на активное участие последних в нескольких… да что там в нескольких – в целой десятке этапов FWQ.
С переменным успехом, падениями, сложными условиями, финансовыми проблемами, преодолевая лишения и давясь багетами с вонючим сыром, команда двигалась по Европе, зарабатывая заветные очки, так нужные для рейтинга и, как следствие, повышения класса соревнований – 2, 3 и даже 4 звезды.
Цели у всех разные: кто-то хочет просто попробовать, сравнить себя с зарубежными спортсменами, кому-то непременно требуется в FWT и срочно, а кто-то просто получает удовольствие от происходящего и прокачивает скиллы.
Наша команда уже побывала во Франции, Австрии, Швейцарии, и вот добралась до Андорры. В этом году пиренейская зима была крайне малоснежной, локалы очень жаловались на сливной по фрирайду сезон, и первый нормальный, по их словам, снег приехал вместе с нами. Говорят, в начале сезона Grandvalira (самый крупный курорт Андорры) вертолетами накидывала снег на трассы, как это вообще возможно?!
Малоснежность – одна из причин столь долгого ожидания этапа FWT в Андорре, результатом чего явилось проведение соревнований на очень пологом (для этого класса) и достаточно простом склоне, прямо под основным подъёмником курорта Arcalis. Под наш приезд курорт поднапрягся и хоть как-то подготовился – в виде того, что выпал свежий снежок, в объёме, который в Поляне мы называем «нанопаудер».
FWQ в Андорре традиционно собирает орды спортсменов, ведь, фактически, это один из последних и относительно дешевых способов добрать очков в копилку под конец соревновательного сезона. Организаторы долго держат запись открытой, и увидеть в стартовом протоколе 85 лыжников (это только лыжников-мужчин, помимо остальных категорий!) – вполне нормальная ситуация для Андорры.
Итак, команда! Сноубордисты: Игорян и вечно путешествующие Тоха и Надя Кругловы. Лыжники: представители Приэльбрусья Идрис и Салим, неожиданно приехавшие на машине всей семьёй, Таня и Тимофей с маленькой дочкой (она пока не соревновалась, это пока), Настя Ануфрикова – главная надежда отечественного фрирайда, в ближайшем будущем, надеюсь, участница FWT, и я с женой (слава богу, не участвует) и нашей малышкой (вырастет пианисткой и/или шахматисткой, никаких лыж). Прекрасный получился табор, иначе говоря, сборная России. Участие в соревнованиях командой мне лично дает огромный прирост энергии, запас уверенности и поддержку от друзей. Все, несмотря на внутреннюю конкуренцию, стараются поддержать каждого из команды, болеют и кричат до потери голоса и переживают, когда случается какая-нибудь хрень. Вместе мы выбираем линии, советуемся и помогаем друг другу, раскатываемся, разминаемся – и точно так же вместе не приходим на награждения (тсс, спойлер).
Толпа русских приехала в Андорру – ха, здесь этим мало кого удивишь, но тот факт, что вся эта толпа собирается участвовать в соревнованиях и настроена крайне решительно – это, пожалуй, что-то новенькое. Решили взять количеством, ведь так у нас все войны выигрывались, если верить интернет-экспертам (я не верю, кстати)?
После первого же спуска всё стало ясно – легко не будет, безопасно не будет уж точно! Попытка снегопада укрыть бритвенноострые камни (ребята их назвали акульими зубами) завершилась полным провалом, склоны стали ещё опаснее, относительно спокойно было только там, где до снегопада лежала плотная снежная подложка, а в остальном – как на минном поле. Вот именно на него мы и попали – нам-то откуда знать, где там снег у них обычно лежит. В общем, периодически вылетая на камни, приходилось спасаться: ставить лыжи плоско, подпрыгивать, как на раскаленных углях, и вытворять другие цирковые номера.
Может, в чём-то и показалось, и не всё было так плохо, но было дико ссыкотно. После пары таких спусков и некомфортного ощущения в голеностопе (за несколько дней до вылета повредил ногу, из-за чего пропустил Khibiny Open Cup) я поехал заминаться – катал коляску по узким улочкам Андорры, а ребята остались на горе ещё на несколько кругов. Вечером пошёл снег, точнее дождь, но это внизу, а там... Снег лёг неравномерно из-за сильного ветра, и местами его было достаточно для огненного мягкого катания, а местами лежало не больше 5-10 сантиметров.
Соревнования – день 1.
Ранний подъём, причём у всех участников, так как тропа на точку старта пересекает траверсом один из стартовых склонов. Склона будет два и, по задумке авторов, за день надо успеть осуществить два спуска. По первому склону изначально едут лыжники, а по второму сноубордисты, сноубордистки и лыжницы, потом меняемся. Сперва даём огромный траверс в седловину (приёмный распределитель), из которой все расползаются по своим стартам. На вершине свистит ветер, прохладно, даже на подъём пешком не хочется снимать пуховую жилетку.
С лыжного старта отлично просматривается соседний склон, и у нас есть возможность поболеть за друзей, вот только ветер заглушает наши крики поддержки. Начинает свою линию лыжник прямо напротив нас, наблюдаем за ним, хоть ещё и не успели закончить подъём – от седловины уже можно не спешить, а стартовать ещё не скоро.
На нашем уровне отличный камень под бэкфлип и…оп-па, он уже летит вверх ногами. Чистое приземление и хорошая амплитуда, но через каких-то три метра лыжа попадает на камень, попытка устоять не получается – и дальше он летит головоногом, скорость была уже основательная. Какое многообещающее начало, наш старт закрывают, тем временем с соседнего старта выпускают сноубордистов. Хорошее решение для экономии времени, и оно определённо сработало, но уборок настолько много, что паузы периодически случаются, а мы стоим и мёрзнем. Начинаем активно разминаться, ходить, приседать и периодически, по возгласам других участников, понимаем, что пропустили очередной трюк или попытку какого-то безумия.
Как всегда, много трюков: трёшки, бэки, даблбэки, уже стоя на финише, видел попытку cork 720 – всё на контроле, стильно, но без уезда... Снег непростой. За пару номеров до моего старта криками провожаем Тимофея, который очень стильно и стабильно прокатил верхнюю часть склона, но слегка потерял линию внизу, чем очень сильно напугал нас с Идрисом. На соседнем склоне Тоха срезал большую доску, которая пересыпала комками весь центральный кулуар, но сам благополучно свалил, показав отличный проезд.
Дальше стартую я, на первом прыжке толкаюсь чуть раньше, чтобы перепрыгнуть острые камни на краю скалы – колбасит, но приземляюсь чисто. Тут надо резко валить в сторону, помню про камень, который торчит на приземлении, ещё немного колбасит, но в целом успеваю. Маленький прыг, опять под лыжами какая-то чушь, соответственно, что – правильно, снова колбасит, начинает уже раздражать.
В центре склона хороший трансфер через небольшую скалку, не очень понятного размера, но в голове план-капкан – взять ходов поменьше, и, если что, прыгнуть его даблом (на словах так себе ясно, рекомендую ознакомиться с видео). Но получается перепрыгнуть и хорошо увезти, что добавило уверенности в последнем прыжке, а на него-то я и делал основную ставку.
Хорошая скала прямо на заезде в кулуар, приземление достаточно комфортное: длинное и широкое. Даже в случае падения выкачусь молоточком из кулуара по линии падения воды. Но нет, не падаю, но чутка подсадило на приземлении, зато пролёт того стоил. Комок снега вылетел из под лыжи и залепило камеру (дальше этого момента видео можно не смотреть). Со смешанными чувствами еду на финиш, колбаса-колбаса-колбаса в начале, маленький бесполезный прыжок в середине и backseat в конце.
Уверен, что шансов на попадание в пятерку практически нет, но на финише меня встречают ребята и говорят, что проезд получился огненным. Как всегда в таких ситуациях, думаешь, что подбадривают, чтобы не расстраивать, но всё равно приятно.
Шахматы, тем временем, продолжаются – ходят белые, ходят чёрные. Всё достаточно динамично, но уже и так понятно, что финала не будет и всё решится по итогу этого проезда. Игорян показал суперстабильный и стильный проезд, Таня проехала очень круто! Когда только успела раскататься, сезон почти без лыж, а предыдущий с животом – талант не пробеременеешь.
Ждём, когда уже поедут Салим, Идрис, Настя, и тут... Лыжник сильно стартовал наверху, в центре сделал гигантские 360 и на огромной скорости понёсся в нижнюю часть склона, левее моего проезда, а там очень узкий кулуар, да ещё и с поворотом. Потеря контроля, и дальше всё как в замедленной съёмке: его несёт на скалу, скорость просто дикая, ударяется (не помню, чем, по-моему, спиной или шлёмом) – и дальше не видно ни единой попытки сопротивляться падению. Как манекен в фильмах с дешёвыми спецэффектами – разметая руки и ноги в разные стороны, долго переворачиваясь, вылетел из кулуара, уже без палок и лыж, сделал ещё несколько переворотов и остановился без движения. Мне кажется, пауза длилась вечность, смотреть было очень страшно, комок застрял в горле.
Один человек без лыж по сугробам ломанулся вверх к пострадавшему, через какое-то время побежали ещё и ещё люди. Сверху приехал один спасатель, затем другой. Нам было мало что видно, но движения так и не было. Время остановилось, сделать ничего нельзя, а парень там лежит и ничего не происходит. Пару раз слышался шум приближающегося вертолета, но это был самообман, очень уж мы хотели его увидеть. Спустя, как показалось, целую вечность прилетел вертолёт и эвакуировал пострадавшего, процесс был тоже небыстрый.
Спасательная операция длилась долго, и после окончания спасработ организаторы приняли решение отменить соревнования, засчитав очки всем, кто успел стартовать. В нашей категории не стартовало около 10 человек, сноубордисты почти все и половина лыжниц. В итоге Настя, Идрис и Салим не стартовали. В подавленном состоянии и какой-то неразберихе мы отправились домой. Нервов и сил было потрачено прилично, а что делать дальше, организаторы не сообщили. Как выяснилось впоследствии, нас немного ждали после соревнований, с той лишь одной целью, чтобы вручить призы, ведь мы оказались на пьедестале почёта! Причём, заняв все три первых места во всех категориях, которые успели отстартовать в тот день. Возьмусь предположить, что подобной смеси хамства и раздолбайства не ожидали даже андорранцы.
Соревнования - день 2. Травма попы.
Тут, вероятно, я не смогу написать много, по причине своего досрочного отбытия на процедуры. Но обо всём по порядку.
Второй день соревнований, точнее, следующие соревнования – с рейтингом три звезды. Последний шанс подзаработать ещё очков (а для некоторых участников шанс на выход в FWT). Как следствие, конкуренция, ещё больше спортсменов, ставки выросли. Для соревнований взяли склон, по которому вчера спускались сноубордисты и девочки-лыжницы, слегка расширив зону старта и добавив парочку сложных кусков. Принцип такой же: вся толпа поднимается в седловину, дальше линия подъёма закрывается, и начинаются соревнования. Это значит, что счастливчики с трёхзначными номерами на майках будут прилично замаринованы в ожидании своей очереди.
Условия несколько усложнились тем, что склон вчера раскатало человек 50, и сошла пара досок, так что ровным его не назовёшь. Также, будучи расплавленным днём, снег за ночь покрылся отвратительной коркой, что увеличило, в свою очередь, шансы попадания в незапланированные участки спуска. Визуально на подъёме такие выводы было сделать трудно, но после первых нехарактерно слабых проездов, падений и, к сожалению, опять вертолёта, очевидное стало явным – сегодня хуже, чем вчера. Спасательная операция, ожидание, сомнения райдеров. На часах уже полдень, а участников отстартовало мало, и видно, что народ переживает. В какой-то момент несколько человек не выдерживают напряжения и просто уезжают вниз, не дождавшись своей очереди.
Время уже к двум часам, а я ещё на старте (мой номер ровно в середине) – хожу кругами и думаю, отменят, не отменят... Настя стартует и падает в коре, Таня едет очень аккуратно, не так агрессивно, как вчера, Салим показывает уверенный проезд на контроле, но сверху мне кажется, что не очень быстрый, однако снизу, как я потом посмотрел, это выглядело очень хорошо.
Вот уже объявляют на старт, я слегка не готов (орги явно начали спешить), застегиваю ботинки, лыжи, подхожу к старту и... Прямо передо мной выпускают лыжницу, которая неспешно едет в направлении моей линии, и тут же сверху слышу: сри, ту, уан, дропин. В смысле, дропин? Поворачиваюсь к судье, мол, там же девица, как я поеду, я ж ей на голову прыгну?!?! Он там чего-то по-испански или по-каталански щебечет и кричит: давай мол, дропин!
Я как бы слегка смущен, но думаю, поеду, как-нибудь девулю обрулю, может, повезёт – перепрыгну. Но буквально на первом же повороте, после микро-дропа, из-под снега меня хватают за лыжу. Уж не знаю, белые ходоки ли, зомби или просто охотничий капкан, но равновесие я теряю мгновенно. Лететь там, где я полетел, в мои планы не входило, но раз случилось, значит, надо лететь. Кувырк, кувырк – встаю на ноги, поворачиваю голову наверх, а там из камней, словно ракета на старте, торчит моя потерянная лыжа. Лыжа отвалилась – это NS, значит, спешить уже некуда, но и наверх лезть не хочется.
Буквально через 30 секунд выше по склону появился мужик, я ему покричал и указал на место откуда торчит моя лыжа, и дальше, пока он её выковыривал из камней, я слегка отвлёкся. Потом слышу – какая-то суета, резко оборачиваюсь, сверху небольшое облако снежной пыли (видимо, этот тип с моей лыжей, спускаясь ко мне, тоже за что-то зацепился и потерял равновесие), а из облака вылетает моя пропажа и врезается мне прямиком в бедро. Какая прелесть, только перелома мне ещё не хватало, но понимаю, что боль какая-то тупая, странная, и тут же вспоминаю, что забыл переложить айфончик в рюкзак перед стартом.
Пока суть да дело, мужик рассыпается в извинениях, а я надеваю лыжу, в голову приходит мысль: а не жахнуть мне по пути ещё пару дропчиков, всё равно терять уже нечего, но тут сзади ощутимо веет холодом. Прямо туда, прямо сзади.
Странное дело, обычно так бывает, когда молнию на штанах забываешь застегнуть, но это спереди, а тут весьма непривычные дуновения. Тянусь рукой назад – чёрт, кровища, много кровищи. Похоже, дропчики придется пропустить. Говорю с мужиком, показываю ему окровавленную руку и прошу заказать для меня красно-белый такси.
По самочувствию всё норм, только кровь хлещет: чувствую, уже до ботинка по ноге дотекло. Еду аккуратненько вниз, в надежде на то, что таксишка уже там, мне же всё по-простому, лягу в тележку, да можно ехать. Сколько я катил с порванной задницей? Думаю, не особо быстро, но и не настолько медленно, чтобы обнаружить внизу даже не спасателя, а всего лишь одного из организаторов – и никаких такси...
Объяснив всю тяготу и пикантность ситуации, убеждаю его в том, что мне срочно требуется помощь, а для убедительности приглашаю к визуальному осмотру того самого места, которое меня так тревожило. Ещё немного ожидания (минут 10), и спасатель, ехавший мне на помощь, проскользил мимо нас, явно увлекшись процессом. Ок, ещё чуть-чуть подождем: вот он лесенкой, вот он ёлочкой и конёчком движется назад. Спустя ещё какое-то время, явно смущённые оригинальностью травмы, ребята наконец-то вызывают скорую. Видимо, пока три человека не заглянут куда надо, здесь решение не принимается. В общем, примерно минут через 20 меня наконец-то упаковали в транспортное средство и повезли в травмпункт.
Подробностей оттуда описывать не стану, скажу лишь, что всё было оперативно, чётко и, конечно же, весело, учитывая специфику предстоящей операции. Зашили попу, и уже в 15:30 я отправился на поиски 400 евро – попы в Европах бесплатно не шьют. Вот так, слегка раздосадованный незадачливостью своего заключительного проезда и крайне озабоченный новыми ощущениями в правой булке, я закрыл свой соревновательный сезон 2018-2019 г. Кстати, примерно через час после этого, у нас наконец-то заработал халявный Wi-Fi, и мы с радостью и ликованием обнаружили, что на вчерашних соревнованиях заняли все первые места!
И настроение моё улучшилось...
Видео проездов со сторонней камеры не появилось?
И что значит "никаких лыж" в отношении дочки? Профессионалом. , может, и не обязательно, а просто кататься в своё удовольствие почему нельзя? Папа научит, и радуйся себе всю жизнь?