Резких взлетов и падений на дальнем зарубежье было немного, что подтверждает тезис о стабильности рынка. Судя по всему, ценовые и чартерные войны между операторами играют на руку потребительскому спросу. Уже много говорилось о несовершенстве российской статистики в области туризма, однако надо отметить, что на этот раз данные Федеральной пограничной службы во многом совпадают с ощущениями участников рынка.
Чехия, по данным Росстата, подросла более чем на 100%, но туроператоры с этими цифрами не согласны. То есть, увеличение спроса на этом направлении они подтверждают, но только на 30-40% - и по объемом продаж, и по количеству вылетевших бортов, и по их загрузке. Как считает генеральный директор компании «Тревеллэнд» Елена Ермакова, спросу способствовала активная реклама Чехии, в том числе чешского пива. Большое значение имеет и то, что, по сравнению с другими европейскими странами, Чехия остается одной из самых дешевых - 300-350 евро за недельный турпакет. «И, конечно, очень важно, что консульство Чехии в Москве во второй половине 2004 года работало, как часы», - говорит Елена Ермакова.
Австрия дала прирост в 51% - прежде всего, за счет горнолыжных туров. По мнению коммерческого директора компании «Мондо турс» Любови Чистяковой, в прошлом году пики спроса проявлялись в конце февраля - начале марта и в ноябре-декабре. С этим согласен генеральный директор фирмы «Асент-тревел» Борис Бурыкин. Он считает, что Австрия перетягивает на себя тех лыжников, которые научились кататься в Андорре, Словакии, Болгарии и хотя испытать себя на более сложных трассах. Кроме того, на австрийском направлении работает довольно много активных фирм, из-за чего случается демпинг. «Это плохо для бизнеса, но хорошо для потребителей», - говорит г-н Бурыкин. Сходятся туроператоры во мнении и относительно летней Австрии. Если экскурсионка всегда продается неплохо, то отдых на озерах Каринтии так и не смог раскрутиться на российском рынке - наши соотечественники предпочитают море.
Спрос на Италию вырос на 31%. Генеральный директор компании «ПАК групп» Илья Иткин рост летних продаж по фирме оценил в 27%, а вместе с зимними – до 40%.
24,6-процентному росту спроса на Болгарию, по мнению генерального директора компании «Солвекс» Ирины Петровой, способствовало две причины. Во-первых - серьезное развитие туристической инфраструктуры в стране, в частности, активное строительство гостиниц и на морских, и на горных курортах, что увеличивает емкость рынка. Во-вторых – открытие консульств Болгарии в Екатеринбурге и Новосибирске, что дало дополнительный импульс в продвижении этого направление на региональном рынке. Рост болгарских продаж по «Солвексу» Ирина Петрова оценила в 28%.
Франция выросла на 23,6%, и пока, по мнению туроператоров, по-прежнему, прибавляет за счет туров в Париж и индивидуальных программ. Горнолыжная составляющая в структуре спроса стала меньше - из-за несоответствия цены и качества. Как считает Любовь Чистякова, склоны во французских Альпах великолепные, лучшие в Европе, но отели безумно дорогие. В результате стандартный лыжный тур во Францию получается в два раза дороже, чем в Австрию и Италию при одинаковых условиях размещения. В частности, в 2004 году отмечен резкий спад на курорт Куршевель - мода прошла.
В прошлом году, наконец-то, перестали падать и даже прибавили Финляндия (+15,2%) и Испания (+13,5%). Илья Иткин считает, что спрос на Финляндию вернулся, потому что на российском рынке не так уж много предложений по семейному зимнему отдыху. Тем более что цены на этом направлении в последнее время не росли, а круг почитателей Финляндии давно сформировался. Вернулся спрос и на Испанию - как говорит Эллада Пискова, синусоида пошла вверх. Способствовало этому, в частности, внедрение системы «все включено» во многих испанских отелях 3-4* – между прочим, в ответ на пожелания именно российских туристов. Более того, гостиницы в Испании взяли на вооружение и другие факторы турецкого опыта – например, большую территорию отелей, серьезные анимационные программы и т.д., и при этом последние несколько лет практически не повышали цены. Также операторы по Испании отмечают улучшение работы консульства в Москве после приезда нового консула осенью прошлого года.
Из тех направлений, спрос на которые снизился, отметим Германию - минус 11%. По большому счету, туроператоры снижения своих продаж не ощутили, но, тем не менее, отмечают трудности оформления визы. По некоторым оценкам, примерно 20-25% пожелавших посетить Германию отказываются от этой идеи из-за необходимости ехать в Москву на собеседование.
Cовсем немного - 5,4% - сбавила, по данным Росстата, Швейцария, но даже с этим малозначимым показателям участники рынка не согласны. Любовь Чистякова, напротив, отмечает, что интерес к стране растет, соответственно швейцарские фирмы начали активно искать партнеров в России. Тем более что визу можно получить за 1-2 дня, и никаких проблем с набором документов. В основном, едут индивидуалы в экскурсионные туры - горнолыжный отдых в Швейцарии в три раза дороже, чем, например, в Австрии.
Глава представительства Швейцарской национальной туристической корпорации в России Мария Макарова, комментируя цифры Росстата, отметила, что российская методика обработки данных пограничных служб немного отличается от швейцарской. В Швейцарии все въезжающие считаются в какой-то степени туристами, ведь они живут в гостиницах, питаются в ресторанах или кафе, совершают покупки в магазинах и т.д. Например, российские бизнесмены, приезжающие в эту страну по делам, непременно остаются на несколько дней, чтобы отдохнуть. Поэтому Швейцарская национальная туристическая корпорация в своей статистике не выделяет отдельно туристические и деловые поездки. «Наш статистический отдел еще не подвел итоги 2004 года, но по оценкам швейцарских и российских экспертов количество туристов из России как раз увеличилось на 3-4 % по сравнению с 2003 годом, - говорит Мария Макарова. - А количество ночевок - для нас это наиболее важный показатель - выросло на 5-7%. То есть россияне стали не только больше ездить в Швейцарию, но и остаются на более долгий срок».
Численность российских граждан, выехавших за границу с целью туризма (2004/2003/2002 гг.)
Турция 1445815 1038593 690098
Китай 941032 687521 617130
Финляндия 377067 327246 406236
Польша 322030 422003 635451
Германия 255954 278094 208977
Испания 190891 168360 227870
ОАЭ 175187 145796 172558
Италия 156093 118981 149710
Франция 138459 112149 87363
Чехия 104783 51420 46484
Болгария 90949 73133 55485
Хорватия 50861 33493 44310
Австрия 43829 28811 24170
Швейцария 42352 44608 65684
Швеция 20612 14017 9623
США 19142 12860 12875
Сербия и Черногория 16969 12880 18288
Норвегия 14964 17064 13967
Всего выехало с целью туризма 6557116 5678447 5051305
Общий выезд 24506946 20571903 20428365
- 120
- 38
- 18
Согласен, Швейцария стремится создать концентрацию капитала, причем не Швейцария как таковая а наши туроператоры, преподносят ее как очень дорогую страну.
В чем секрет пока не пойму. Послезавтра лечу в Вербье, с целью понять что же там такого за что надо много отваливать. Пока для справки: размещение аппартаменты ( 4 спальни - 4 семьи + гостинная) рядом с подъемником - 1000 франков за 7 дней. Со всех. т.е. 250 франков с семьи.
В чем секрет пока не пойму. Послезавтра лечу в Вербье, с целью понять что же там такого за что надо много отваливать. Пока для справки: размещение аппартаменты ( 4 спальни - 4 семьи + гостинная) рядом с подъемником - 1000 франков за 7 дней. Со всех. т.е. 250 франков с семьи.
5 Апреля 2005 (17:03) #
Друг Суворов, проясни, плиз, что имеется в виду под словами "в Австрии апартаментов почти нет"?
Для справки: были два года подряд на весенних каникулах в Австрии. В апартаментах. Двое взрослых, двое детей (13 и 15 лет).
По 13 дней (15 ночей), катание - 12 дней.
Прошлый год - 3700 евро. В этом году - 3500.
Укрупненно: авиабилеты "Сибирью" через Мюнхен - по 200 долларов плюс аэрпортовские сборы, всего - около 1000 долларов;
аренда авто в Budget - 39 евро в день (итог - около 550);
ски-пассы на 13 дней - по 252 евро, но только со взрослых (дети при таких сроках - бесплатно);
апартаменты - 1200 в прошлом году и 950 в этом (соотв., 88 евро и около 65 в день, плюс последняя уборка и небольшие курортные сборы).
Само проживание и бензин - уже копейки, можно уложиться сотен в 5 (но можно и больше!).
Из расчета "цена делим на километр подъема на подъемнике" в полтора раза дешевле Чегета (нет очередей и скоростные подъемники).
Если с цифирью не утомил - спасибо за внимание.
Для справки: были два года подряд на весенних каникулах в Австрии. В апартаментах. Двое взрослых, двое детей (13 и 15 лет).
По 13 дней (15 ночей), катание - 12 дней.
Прошлый год - 3700 евро. В этом году - 3500.
Укрупненно: авиабилеты "Сибирью" через Мюнхен - по 200 долларов плюс аэрпортовские сборы, всего - около 1000 долларов;
аренда авто в Budget - 39 евро в день (итог - около 550);
ски-пассы на 13 дней - по 252 евро, но только со взрослых (дети при таких сроках - бесплатно);
апартаменты - 1200 в прошлом году и 950 в этом (соотв., 88 евро и около 65 в день, плюс последняя уборка и небольшие курортные сборы).
Само проживание и бензин - уже копейки, можно уложиться сотен в 5 (но можно и больше!).
Из расчета "цена делим на километр подъема на подъемнике" в полтора раза дешевле Чегета (нет очередей и скоростные подъемники).
Если с цифирью не утомил - спасибо за внимание.
Только, чур - цыц - шефу моему не говорите.
Горнолыжный отдых в Швейцарии на самом деле не в три раза дороже,
как здесь пишут. Просто швейцарцам надо, чтобы Вы готовы были приезжать туда с денежками. И тратили их там. Побольше.
С этого года визу уже не делают за 1 день как раньше. Теперь помимо справки о заработке в посольстве требуют еще и выписку из банка о состоянии Вашего лицевого счета, или тревелчеки на сумму не менее $100 из расчета на день пребывания в Швейцарии. Якобы все это для того, чтобы минимизировать риски невозвращенцев.
Но дело, други мои не в этом.
Швейцария активно рекламирует на российском туристическом рынке непользующийся спросом на других развитых рынках турпродукт.
Вот свежий пример gazeta.ru/travel/2005/02/25_a_245020.shtml
Что такое Вербье или Заас-Фее?
Да езжайте, по-моему, Вы лучше во Францию!
Даже не Санкт-Мориц, и не Церматт не сравнить по красоте местности и по критерию цена-качество с Юнгфрау-регионом, например или даже с Ленк-Адельбоденом!
Но там с туризмом все ОК. Зачем привлекать туды русских, когда и так все ОК?
Конечно, швейцарцы не довольны маниакальной экономичностью своих европейских соседей. Зато очень довольны объемами – Их потоками! И как ведь не сделать цены подешевле в продуктовых супермаркетах где-нибудь в Гриндельвальде, например?
Да ни дай бог большие цены! Турпотоки Шпрехензидойч размещают только в циммер в Австрии и в ферейнвохнунген в Швейцарии (пансионах и шале-апартаментах т.е.)
Уйдут потоки из ферейнвохнунген если отдых в апартаментах будет дороже (в Австрии апартаментов почти нет или они там дороже, для тех кто не знает).
Ферштейн, други мои?
А Вербье или Заас-Фее что? Отдыхают от потоков. Так вот туда то и надо привлечь русских.
И цены задрать под потолок. Чтобы- уж если и расслабятся потом, так чтобы не так быстро.
А нам что? - Да только картинку покажи. Чупа-Чупс, блин