0

Ратраки – какие они бывают

Reports Лента автора 25 Февраля 2004 (18:56) Просмотров: 3413 0

Снега много не бывает. Его бывает мало или недостаточно. Но тут любителям лыж на помощь приходят снегогенераторы, которые в просторечии называют снежными пушками. Правда, есть одна небольшая проблема: снег, который производится снегогенератором, образует кучу. И чем дольше работает пушка, тем выше куча. Немного помогает ветер, но куча все равно есть. Правда, пушку можно перевезти на новое место, но тогда образуется две (или больше) кучи поменьше. И эти кучи желательно растащить по склону и утоптать. Да и пушку тоже нужно чем-то перетаскивать – сама она перемещаться не может, а весить может под тонну. Вдобавок лыжники имеют обыкновение к обеду превратить любой, еще утром совершенно ровный, склон, в некое подобие могульной трассы, бугры на которой нужно или засыпать снегом, или разгладить, или срезать. Кстати: ведь снег, который уплотнен, гораздо дольше может эксплуатироваться лыжниками, так что и свежий натуральный, и искусственный снег необходимо уплотнять. Мягкий и пушистый, к сожалению, быстро сгребается в кучи и образуются «неправильные» бугры… Во всех случаях нужна снегоуплотнительная машина, которую в Северной Америке привыкли называть Snow Cat, а в Европе и у нас в стране - ратрак.

Но какой? Не все йогурты одинаково полезны, не все ратраки одинаковы. В мире львиную долю рынка снегоуплотнительной техники делят три компании: Kassbohrer (Германия), Prinot (Италия) и Bombardier (Канада). Совершенно логичен тот факт, что машины европейских производителей в Европе шире и распространены, а в Северной Америке намного популярнее канадские «снежные кошки» (именно так переводится название Snow Cat). И дело не только в таможенных заслонах, стоимости доставки или защите интересов национального производителя. Все гораздо прозаичнее: все машины рано или поздно нуждаются в ремонте. И конечно, организовать качественный сервис быстрее и проще той фирме, от склада и сервисного центра которой до места, где трудится ратрак, расстояние меньше. Даже школьных знаний по географии вполне достаточно, чтобы выяснить, откуда ближе до Альп: из Канады или Германии с Италией. А вот в случае России все не так однозначно: и из Европы нужно технику и запчасти везти, и из Канады. И при существующих ценах на доставку по море и по суше еще неизвестно, откуда привезти сверкающего свеженькой краской пожирателя целины обойдется дешевле.

У нас в стране работают ратраки всех перечисленных фирм. Многие из них проработали уже более десяти лет и зарекомендовали себя как надежные и выносливые машины. Недаром компании-производители гарантируют наличие на складах запасных частей к любой модели ратрака в течение пятнадцати лет после того, как вы эту модель приобрели. Подобная техника работает действительно долгие годы. Поэтому широко распространена и продажа техники Second-hand, проводятся и специальные выставки-продажи. Однако всякая «пожилая» техника – мина замедленного действия. И если на дороге встанет старенькая иномарка, то в худшем случае ее владелец куда-то опоздает. А вот если в разгар сезона из-за отказа гидравлики (а она начинает течь на всех хорошо поработавших машинах) встанет ратрак – финансовых потерь избежать вряд ли удастся. Да и для ремонта такого «зверя» нужны специалисты не из соседнего автосервиса. Простой, ожидание… Так что низкие цены на неновую машину полностью оправданы.

Пожалуй, можно сказать, что в России по распространенности машин различных производителей сейчас лидирует Kassbohrer, на втором месте Prinot. При этом не стоит считать, что какая-то фирма производит машины хуже, а какая-то лучше: у каждой модели свои особенности, свои сильные стороны, и в каждом конкретном случае решение должно быть принято с учетом всех деталей, даже, на первый взгляд, малозначительных.

К таким незначительным факторам может относиться, например, летняя эксплуатация. Многие зимние машины применимы и летом. Создание и обслуживание трасс для маунтин-байка и мотокросса, выравнивание площадок для тенниса, футбола и многие другие задачи, которые может решать универсальная вездеходная машина, позволит создать курорту круглогодичную загрузку. С пакетом дополнительного оборудования «All Round» (круглый год) на необычных машинах можно выполнять различные сельскохозяйственные и другие природопользовательские работы. Кстати: помимо гусениц, в состав такого оборудования входит и специальная фильтрующая система, которая совсем не является прихотью производителя: ведь основным оборудованием, за счет которого ратрак настолько универсален, управляет гидравлика. И если использовать зимний вариант машины, не оснащенный «летним пакетом» и летом, гидравлическая система из-за повышенного содержания в воздухе пыли, попадающей в конечном итоге в жидкость, будет подвергаться ускоренному износу. То есть дорогостоящая машина быстро потребует и дорогостоящего ремонта, который возможен только с использованием фирменных запчастей – гидравлические системы подобного уровня точности изготавливают в России, пожалуй, разве что для марсоходов.

Есть и еще один фактор, который при покупке принимают во внимание экономные будущие владельцы: расход топлива у аналогичных по производительности машин может различаться на несколько литров в час. А цены на горючее у нас в стране низкими не назовешь. Копейки? Возможно, да. Но если машин несколько и работают они по десять – пятнадцать часов в сутки, то даже на топливе можно сэкономить десятки долларов или Евро в сутки. А за весь сезон?

У каждого производителя, выпускающего ратраки, линия состоит из трех базовых моделей, различающихся по мощности двигателя, габаритов и производительности. От мощности двигателя, в свою очередь, зависит не только крутизна обрабатываемых склонов, но и количество оборудования, которое может быть одновременно использовано на машине. Ведь и лебедка, и фреза тоже требуют своей доли мощности двигателя, как и отвал для перемещения снега. Можно, кстати, установить и оборудование для прокладки лыжни для бега на лыжах, да и трассу для снегоходов проложить вокруг горнолыжного центра. Сейчас самым распространенным в нашей стране является наименее мощный вариант. Дело даже не в цене: для небольших склонов рекомендуется брать небольшие машины, а в нашей стране с большими, по-настоящему просторными склонами пока дела обстоят не слишком хорошо. Однако основное функциональное различие между моделями – именно запас по мощности, который у «старших» машин достаточен для выполнения любых задач. Мощный ратрак может работать с большими объемами снега, а с лебёдкой – эффективно трудиться на самых крутых склонах. Лебедка, которая сейчас входит уже в обязательное оснащение каждой машины, рассчитана таким образом, чтобы скорость намотки троса была полностью согласована со скоростью передвижения ратрака, что позволяет максимально качественно, без проскальзывания гусениц, готовить трассу даже в крутых местах. И еще об объеме снега: при создании ландшафта, скорее всего, тоже придётся переносить много снега – поэтому для специальных комплектаций, рассчитанных на работу в парке, также используется наиболее мощная модель.

Ратраки обрабатывают трассы не только для горных лыж, но и для беговых – дополнительное оборудование для прорезки лыжни устанавливается даже на самые маленькие и легкие модели. Существуют модификации и для уборки снега (а точнее – перемещении его на новое место, на расстояние до сорока метров).

Однако любая техника максимально эффективно работает лишь в умелых руках. Особенно такая интеллигентная машина, как ратрак, управление которым требует от оператора (язык не поворачивается назвать его привычным в некоторых регионах словом «ратратчик») определенного уровня интеллекта – это не грубый бульдозер, вопреки бытующему распространенному у малосведущих людей мнению. Обучение в России пока никакая фирма должным образом не проводит просто потому, что… не может. Даже то двухнедельное обучение, которое предлагают провести на своей фабрике фирмы-производители, крайне малоэффективно. Пока в нашей стране единственный вариант – личная договоренность с каким-либо курортом о том, что оператор ратрака будет какое-то время работать в качестве подмастерья у опытного специалиста, хорошо знакомого с тонкостями управления умной машиной. В отличие от распространенных бульдозеров, ратраком командует цифровая электроника, с помощью которой осуществляется управление и контроль привода, а также согласованность режимов управления и работы ходовой части машины. Вся информация, характеристики и фактические процессы отражаются на дисплее, оператор имеет возможность постоянно контролировать оборудование и показатели производительности машины, а управление производится при помощи штурвала и джойстика, очень похожего на компьютерный. Так что если подходить к управлению этой техникой с позиций «лома и кувалды», то ремонт потребуется очень и очень быстро.

А если говорить о сервисе и обслуживании сложной и недешевой техники, то имеет смысл привести лишь один пример: специальные боксы для обслуживания ратраков есть пока лишь у компании СКАДО, представляющей в России интересы компании Kassbohrer. А серьезного склада запасных частей пока нет ни у одной фирмы, поставляющей технику в нашу страну. И хотя общее число машин в России достигло уже нескольких сотен, их парк очень разнообразен. Из-за такой «пестрой» картины, содержать более или менее серьезный склад запасных частей без мощной поддержки производителей, которые могли бы взять на себя часть расходов по созданию и поддержанию такого склада, у Российских фирм пока нет возможности. Масло, фильтры и прочие «расходники» не в счет. Вдобавок доблестная таможня вносит свою лепту в увеличение не только стоимости как самой машины, так и запасных частей, но и в увеличение сроков простоя техники в случае поломки.

Ставит свои «рогатки» и государство. Как и в случае с подъемниками, специализированные организации должны обязательно дать свое «добро» на эксплуатацию сложной техники. И конечно же, специалисты из этих деньговзимательных контор впервые «в живую» видят эту самую технику, которую они должны сертифицировать, только когда их привозят на предприятие-изготовитель…

Но не будем о грустном, лучше подумаем о более приятном: о самом катании. В нашей стране, как и во всем мире, постоянно растет число любителей внетрассового катания, и если подъёмник не достаёт до самой высокой точки горы, это может подтолкнуть владельцев курорта к развитию нового сервиса – любители фрирайда захотят проехаться по нетронутой целине, поднявшись к началу спуска на ратраке, как это происходит на склонах Эльбруса. В том случае, если планируется предоставление такой услуги, может потребоваться оснастить машину пассажирской кабиной. На мощную машину можно установить кабину емкостью до шестнадцати человек! Скорость ратрака достигает двадцати километров в час, так что при грамотной организации таких туров это и привлекательный дополнительный сервис, и дополнительный доход для курорта. Подобные туры - элитное катание, фактически представляют собой альтернативу хели-ски. Однако организация такого рода катания – непростое дело. Могут потребоваться и оснащение машин спутниковой системой навигации, чтобы они могли безопасно найти дорогу домой в случае непогоды, и быстровозводимое укрытие для лыжников в верхней точке подъема, и довольно мощные радиостанции, и лавинно-поисковое снаряжение, и дополнительный ратрак, который в экстренном случае будет играть роль техпомощи, и услуги гидов. Правда, грамотная реализация подобного проекта может по затратам приблизиться к установке нового кресельного подъемника. Зато в некоторых регионах подобные туры могут существенно удлинить сезон. Но это уже выходит далеко за рамки настоящего материала.

Автор: Георгий Дубенецкий
Источник: SKIS/Ru
0