ПРЕДИСЛОВИЕ
Внимание! Статья для новичков, кто только учится кататься. В ней повествуется о "том движении", что помогает или мешает управлять сноубордом "агрессивнее, быстрее, интереснее" на подготовленных склонах. Статья не относится к фристайлу или некоторым стилям фрирайда. В этих дисциплинах "это движение" может иметь место.
Статья не о Косте Сан, Райане Нэптоне или технологии работы креплений NOW, они не более чем декорации, расставленные на сцене перед тем, как разыграется главное действо о "вот этом движении".
Написанное ниже не значит, что в компании NOW предполагали именно такое основное использование, и возможно Костя говорил не об "этом движении". Однако, зная чему учат многие инструктора, я хотел бы рассмотреть весь этот материал именно в таких декорациях.
И так... Свет, занавес, начинаем
ПЕДАЛИНГ
Пролистывая утром ленту одного мессенджера, запрещенного на одной территории, я наткнулся на видео Кости, которое подтолкнуло меня к идее этой статьи. В обзоре креплений Now c технологией SkateTech Костя Сан предлагает делать "вот это движение, для постановки и удержания доски на канте":
Видео №1. Вырезка из обзора Кости на крепления NOW.
"... А это значит вы можете ехать быстрее, агрессивнее, интересней" — говорит Костя Сан.
И так, "это движение" действительно может облегчить "постановку" доски на кант на небольших углах закантовки и/или на небольших скоростях. Однако, в той же мере, в которой оно "облегчает", оно же и ограничивает. В сущности, это один из вариантов локальной оптимизации комфорта, которая глобально вредит технике катания, если интересует именно "агрессивное и быстрое" катание. О другой нерелевантной оптимизации можно прочитать в статье "Настройка креплений сноуборда. Какие углы и ширину стойки поставить?".
Давайте рассмотрим "это движение" подробнее. Вот как его видит компания Now:
Видео №2. Принцип работы креплний NOW. Взято с оригинального сайта
Т.е. "встать на пяточки" за счет движения "мыски вверх и голень назад": через давление на хайбэк доска ставится на кант. Казалось бы, всё хорошо. Но дьявол в деталях.
К слову, вот, что на этот счет содержится Патенте US 9,592.438 B2:
<<...>> In some embodiments, at least a portion of the binding system is moveable (e.g. pivotal, tiltable, etc.) with the rider's foot and with respect to the board. This relative motion between the rider's foot and the board may be associated with movement (e.g. pivoting, tilting and/or the like) of the rider's foot <<...>>
Домашнее экспериментирование
Наденьте сноубордические ботинки. Встаньте в свою стойку, можно даже без доски. И попробуйте за счет движения "мыски вверх" увеличить угол закантовки до хотя бы 45 градусов (угол образуемый подошвой и полом). Что происходит с коленями? Они разгибаются, если, конечно, были до этого согнуты.
Посмотрите как ведут себя колени при подъеме мысков вверх:
Видео №3. Pedaling
Почему? Движения в голеностопных суставах с одной стороны ограничены ботинками; а с другой стороны ограничены анатомически: без изменения положения голени нельзя поднять стопу от пола больше, чем на 20 градусов. По факту, в сноубордической стойке не получится и больше, чем на 10 градусов.
Следовательно, чтобы поднять мыски вверх у нашего тела остается не так много опций, а именно разогнуть колени с уводом таза назад, что увеличит наклон голени и через давление на хайбэк поставит доску на кант. Плечи и корпус для компенсации увода таза назад уйдут вперед и мы получаем вот такую картинку:
Такое положение очень уязвимое.
Во-первых, если вам понадобится увеличить угол закантовки, вы не сможете этого сделать, ибо нечем. А это может понадобиться, если вы захотите больше стабильности, например, солнце ушло, появилась тень и локальное обледенение, которого вы не заметили.
Во-вторых, полностью выпрямленные ноги не позволяют активно позиционированить центр масс, он фиксируется примерно посередине креплений и любая непредвиденная ситуация рискует "сдвинуть" его вперед, что может привести к одному из следующих событий:
а) разгрузке и срыву хвоста, с падением назад;
б) перегрузке носа, с полетом через нос;
в) залипанию в дуге, когда не можешь из неё выйти => траверс и вылет с трассы.
Таким образом,
подобные движения с тупнями
не имеют ничего общего c
"агрессивным и быстрым катанием"
На небольших скоростях и/или небольших уклонах и особенно у новичков "это движение" позволяет подменить собой перенос центра масс. Т.е. вместо того, чтобы учиться управлять доской тем единственным, чем можно управлять доской, а именно позиционированием своего центра масс в пространстве, люди закатывают ЭТО💩, движение "вредное для нормальной работы", или коротко, паразитное. Если речь не идёт о фристайле, конечно, а тут речь идёт не о нём.
"Это движение" не поможет вам стабильно ставить доску на углы закантовки больше 45 градусов, а именно с высокими углами закантовки связано быстрое и агрессивное катание.
"Это движение" может помочь как-то при-закантовать доску, не уводя центра масс с доски, что вероятно может пригодиться в некоторых элементах фристайла или фрирайда.
Зачем нужны большие углы закантовки?
Если отвлечься о того, что угол закантовки — это то единсвенное, чем управляется радиус резанного поворота (мотивировку этого утверждения я постарался наиболее просто изложить по ссылке, ну а вообще можно почитать классическую работу Howe (1983) или хороший современный обзор Komissarov (2020) "Balanced pure carving turns in alpine skiing"); то можно сказать, что чем выше угол закантовки — тем лучше сцепление доски со склоном, лучше контроль и больше стабильность. Всё это необходимо для "агрессивного и быстрого катания".
Сравните проезды этих трех райдеров:
Видео №4. Большие и малые углы закантовки
Очень удобно: один хорошо кантует доску, другой почти хорошо, а третий никак. Картинка отличается разительно. Работа с тупнями позволит вам ехать, может быть, как третий, и то сомнительно. Работая с тупнями вы никогда не поедете так, как едут первые два.
Почему же многие "этому движению" учат,
а компания NOW даже разработала крепления для этого?
Потому что научиться "этому движению" проще, чем научиться управлять доской за счет изменения положения центра масс. А также оно может использоваться во фристайле.
Хотите ездить быстро, красиво и агрессивно? Как-нибудь вот так:
Видео №5. Пример красивого райда
Не работайте с тупнями — не занимайтесь падалингом :)
Информаицю о том как научиться кататься самому можно найти в телеграм-канале @SciCarve
P.s. Всё написанное ни в коем случае не умаляет достаточно высокого уровня катания Кости, которое выглядит во много раз интереснее, чем таковое у большинства фрирайдеров, в т.ч. известных.
Видео №6. Фильм Кости Сан
P.p.s. Что-то похожее о работе с тупнями рассказывал на своем канале Malcolm Moore:
Видео №7. Malcolm Moore и работа с тупнями
ПОСЛЕСЛОВИЕ
По следам комментариев стоит акцентировать внимание, что угол закантовки дают не крепления, не пластины и не доски. Угол закантовки даёт человек своими движениями на доске. И статья была об одном из таких движений. О "педалинге" — движении чаще вредном, чем полезном, особенно на этапе обучения. И крепления здесь ни при чём. В любых креплениях и в любых ботинках можно "это движение" делать или его не делать. Выбор зависит исключительно от человека, который управляет доской.
Что же касается крепежа NOW, то я на нём не катался и даже в руках его не держал. Однако, если присмотреться к сути патента US 9,592.438 B2, а также видео-разборов с сайта компании NOW (фрагменты которых приводятся в статье), то можно увидеть, что этот механизм если и может что-то упростить, то управление доской на небольших, а вернее, отсутствующих углах закантовки. Это явно следует из предположения авторов о том, что подобный "динамический" завал креплений в сторону рабочего канта лучше распределит давление тела и увеличит его [канта] загрузку. Конечно это будет так, при условии, что давящее тело находится НАД доской.
Когда тело не умеет или не хочет уводить себя и свой вес с доски, регулируя угол закантовки и загрузку канта за счет позиционирования центра масс, но очень хочет получить сцепление с поверхностью, то такая опция от крепежа возможно позволит лучше надавить на кант и как-то его прогрузить, без изменения угла закантовки. Собственно о чём и пишут авторы на своём сайте:
«...»Traditional bindings lose energy when the rigid baseplate flexes and bends unevenly against the mounting disc. The energy loss forces you to crank your straps tighter and ride with more forward lean to gain the same control.«...»
Прим. "forward" — если речь идёт о повороте на переднем канте.
То есть их крепления позволяют получить "the same control" без "more forward lean" — без выноса (инклинации) центра масс. Однако, стоит ещё раз подчеркнуть, что корректно работать это может только на плоскости, когда доска находится на скользяке или углы закантовки небольше, и тело вместе с центром масс находятся преимущественно НАД доской.
Что такое "небольшие углы закантовки"? Углы, скажем, 10-20 градусов — это никакие углы закантовки. Если увеличить их хотя бы до 40-45 градусов, то в игру вступят разнообразные физические силы, которые будут помогать грузить кант, если корпус и центр масс занимают правильное положение в пространстве. Подробнее об этом можно прочитать в прекрасных статьях nick5t5, например этой: "Что должен делать лыжник, чтобы его лыжи надежно резали склон.". Тот же материал, но более просто, я попробовал изложить по ссылке.
Хотя бы примерное понимание физики поворотов сильно упростит понимание сути происходящего, а также идеи почему:
для постановки доски на кант и удержания необходимых углов закантовки полезно, в первую очередь, научиться позиционировать свой корпус и центр масс, а не прибегать к индустриальным костылям.
Качельки же в креплениях NOW будут скорее мешать точному управлению сноубордом в широких дипазонах углов закантовки, а следовательно и мешать контролю траектории, если речь идёт о скоростном и динамичном катании. Это будет происходить по двум причинам:
- Во-первых, из-за люфтов. Фактически, мы осознанно добавляем огромные люфты в главную ось передачи усилий и контроля доски;
- Во-вторых, из-за фактически формируемого предзавала; т.е. наклона креплений в сторону поворота. Просто пример их жизни: для облегчения бэксайд-поворота обычно заостряют угол хайбэка или угол наклона голенища, т.е. наклонаяют конструкцию в противоположенную от поворота сторону, что позволяет увеличить амплитуду и отзывчивость рычага. От "качелек NOW" можно получить ровно противоположенный эффект, размер которого будет определяться жесткостью бушингов: во фронтсайд повороте крепления наклоняют вперед, а в бэксайд повороте — назад. Блестяще! :)
Таким образом, может быть, что-то эти крепления и облегчают. Что-то возникающее в тех ситуациях, когда райдер не хочет или не может позиционировать свой корпус и/или центр масс куда-то/где-то за пределами проекции доски. Едва ли такое положение объектов в пространстве может быть связано с "быстрым и агрессивным" катанием.
тут спорить с автором трудно, "с тупнями вы никогда не поедете" бросайте тупней, и езжайте!