0

Раз дощечка, два дощечка

Reports Лента автора 1 Апреля 2005 (01:19) Просмотров: 1179 27

Источник: Montagne

Вместо предисловия

Чего это накатило вдруг? То ли зима удалась в этом году, то ли старый стал, захотелось повспоминать, поностальгировать… Забраться бы далеко в прошлое. Склоны пустые, целины — хоть закатайся. Спускаешься на горных лыжах (не важно как) — уже супергерой. Горнолыжник и альпинист - почти не разделимо. Из динамика новенькой катушечной «Кометы» — Биттлз и Криденс. Вода в речках чистая, луга нескошенные. И лыжи Dynamic, со скользяком из целлулоида и запасными кантами. В соревнованиях - никакого регламента. Есть вершина (куда пешком до обеда ползти), есть горный ручей в долине. Старт групповой — кто первый на берег приехал, тот и царь горы. Красотища...

Вот только не получится. Никак не получится. Уже и подъемников везде понатыкали, и про горные лыжи не слышали разве что только самые маленькие жители центральной Африки, и Dynamic уже не тот, и даже "If You Ever See The Rain" почему-то не Криденс поют, а Гарик Сукачев... И в соревнованиях сплошной регламент – длина/ширина, право/лево, красное/синее. Чтобы все были в одних условиях, не накачивались стероидами, и не дай Бог, не применяли нитроускорители. А что тут поделаешь, сами же себе и устроили такую жизнь. Остается только вспоминать…

***


Первые (сезон 1979/80)

Я не помню свои самые первые лыжи. Они были не мои... не только мои, и каталось на них народуууу... Принцип выбора пары был прост... - кто первый, того и тапки. Катались в несколько смен, и не каждый день – день одна группа, день другая. Случались казусы. На самых первых стартах я проиграл, потому что мне достались лыжи с выдранным кантом. Какой-то ухарь поиздевался над ними, пока наша группа отдыхала. Ну, то есть кант не был до конца выдран, и, втыкаясь в снег, чудовищно тормозил. Наверняка это были Пампорово. Кроме них такой ростовочки (до метра) были еще только Еланчики (красные, со змейкой), но они уже были на последнем издыхании. Их купили для школы на несколько лет раньше. Канты, конечно, сверху, по тефлону*, прикрученные шурупами…

В тренерской лыжи стояли вдоль стеночки, каждая пара упиралась в свой крючек. До тренировки – идеальный порядок, после тренировки - такой же идеальный беспорядок. Мокрые ботинки - в решетке у стены, на полу - лужицы талого снега, разбросанные варежки и потерянные шапки. Дожидаясь приезда школьного автобуса, развозившего по домам, тренер показывал сказки, с помощью двух кукол и ширмы или читал книжку про Петрушку. Щеки горят, у ног - отходняк. Валенки просторные, теплые и мягонькие. Не уверен, что шумные покатушки на лыжах мне тогда нравились больше, чем эти минуты в ожидании автобуса.

Я не помню свои первые лыжи, зато я отчетливо помню свои первые ботинки. Черные, кожаные на шнуровке. Ботасы. Шнурки длиннющие! Потрясающая звездная подошва - по краям черная, а середка - красная. Сказка.

* Необходимое отступление: Конечно же, тефлон НИКОГДА не использовался в горных лыжах, как материал скользящей поверхности. В этом качестве уже давно используется спеченный (высокомолекулярный) полиэтилен. Поначалу его еще «кофикс» называли, по имени австрийской фирмы (потом швейцарская «Монтана» стала делать полиэтилен, а до этого Dynamic еще целлулоид клеил). Но в те годы я никогда не слышал, чтобы скользяк называли полиэтиленом. Ни от тренеров, ни от спортсменов, ни от любителей. Тогда еще не было всем известно, что Teflon - это торговая марка, и относится она больше к сковородкам и кастрюлям. Больше того, если я бы сказал "у меня полиэтилен на лыжах покраснел после Холменколя", меня бы не поняли, а после объяснений подняли бы насмех. Полиэтилен — это скорее то, из чего делают позорные прозрачные пакетики и крышки для трехлитровых банок. Слишком низко и прозаично. Поэтому в дальнейшем буду использовать «тефлон», чтобы сохранить ощущение времени.

Гробы (сезон 80/81)

Нормальное такое название для широких желтых Польспортов. По-другому мы их называли «металлы». Наверное, потому, что когда обдирался верхний слой краски, открывалась серебристая алюминиевая пластина. Это было уже очень круто, по сравнению с Пампорово. Канты внутренние, да и давали их не всем. Прекрасно помню, что перед какими-то стартами, тренер решил приготовить мои лыжи. Он содрал циклей столько, что мне стало почти физически больно. Черные стружки под верстаком лежали горой, я не преувеличиваю! Тефлон избавился от всех царапин (а попутно еще и желобка) и стал гладким, и немножко вогнутым. Потом пришел черед пилы, и канты стали острыми, как бритва. После этого чудесного превращения, я не знал, куда деваться. «Гробы» поехали в два раза быстрее. Я совершенно не был к этому готов! Соревнования снимали на кинопленку, и потом, сидя на полу перед простыней-экраном, я помирал со стыда...

Sulov (сезон 82/83)

Следующими лыжами, которые я помню, были Сулов. Крепления конечно КЛС, но могли быть и древние Маркера, которые от КЛС не отличались ничем, кроме надписи на головке. Ботинки - Альпина. На тот момент - джентльменский набор небогатого горнолыжника. Лыжи были белесые, лаковые сверху. Непрестижные и на самом деле никакие, поэтому сразу перейдем к следующим...

К2 (сезон 83/84)

Летом 83-го пришла партия индийских Кадвушек. Это было потрясающе. Приходя на летние тренировки, мы разглядывали коробки с «крутейшими ласточками» (почему-то лежавшими в нашей тренерской). Я даже и представить не мог, что уже осенью встану на них. Первые мои лыжи, на которых был цветной, а не черный тефлон. К тому же модный, без желобка (тогда все лыжи имели посерёдке, вдоль лыжи, желобок). Когда выпал снег, стало ясно, что мне их выдадут. К2 уже были готовы к сезону, на них стояли настоящие «взрослые» крепления Marker M 4-12. Со стопорами. Катаясь на «каменном варианте» я представлял, как возьму их в руки, как одену, защелкнув крепления, как они будут поворачивать... [«Каменный вариант» - это не специальный экип с каменным тефлоном, а драные лыжи, которые уже не жаль. Сначала, пока снега не очень много, на них катаются, натыкаясь то и дело на камни и кусты.]

В ночь, перед событием я очень плохо спал. Ворочался и грезил. Но ожидания не оправдались, лыжи были так себе. Нет, конечно, огромный шаг вперед по сравнению с Суловом, но ожидалось, что они будут фантастическими. Наверное, эффект похож на впечатление от захваленного фильма, который идешь смотреть в кинотеатр и разочаровываешься в нем вдребезги. Я их не любил. Это были первые лыжи, которые я сломал.

Rossignol ballet

Приезжий турист предлагал тренеру поменять мои К2 на балетные Россиньели на 10 см больше ростовкой (150). Тренер отказал. Меня душила «жаба». Россиньели в том году были не просто легендой. Они были атрибутом небожительства, как ботинки Динафит, очки Карера, палочки Керма (с прозрачными ручками, в которых сверкали вкрапления блесток) и одежда от Элизы и Десенты. Еще долго после я представлял себя на Россиньелях, их цвет, в мыслях поглаживал трехцветного петушка на носке лыжи и ногтем осторожно проверял канты. А то, что я их в глаза не видел, заставляло воображение работать особенно бурно.

Раз уж вспомнил про «балетные» лыжи, надо рассказать о десанте фристайлистов, приземлившемся в нашем городке в самом начале 80-х. Слово «фристайл» в те годы еще не было известно широкой публике. Если бы эти загорелые парни говорили не по-русски, думаю, что все были бы уверены, что они приехали с Марса, ну, по меньшей мере, из Австрии. Даже выражения их лиц были другими, неправдоподобно веселыми. Они вылепили гигантский трамплин рядом с выкатом трассы. Как раз между флагштоками, на которые вывешивали на соревнованиях клубные флаги. Геометрия его была такой же, как и сейчас (вылет вертикально вверх). Поверить, что можно прыгать с такого чудовища, было невозможно. На показательные выступления собралось пол города. Я ни до, ни после, не видел такой толпы у финиша. В отдельно взятом городе горные лыжи стали народным видом спорта. Может, и не навсегда, но на один, тот день, точно.

Сначала был балет – взрослые мужики катались спиной вперед, прыгали, картинно выписывали пируэты. Под музыку. Один даже с газетой в руках, усердно делая вид, что читает. Но что такое езда задом-наперед по сравнению со смертельным номером? Полная лажа… Все ждали прыжка. И он состоялся! Один единственный прыжок. Без тренировок. Парень просто поднял руку, показав, что готов. Пару раз толкнулся, разогнался и… взмыл в небо…

Трамплин срыли сразу. В тот же день. Горячих голов было много, кто-нибудь бы да рискнул.

ELAN impulse (осень 84)

Раз дощечка, два дощечкаРаз дощечка, два дощечка Зеленые импульсы. Хронологически, до зеленых, компанией ELAN были выпущены красные, но их существование я помню лишь по большому костру за спортшколой, где сжигалось списанное оборудование, да по фотографиям юного, нет не Ленина, Стенмарка, что тогда, в общем-то, приравнивалось в моей голове. Ну, так вот, эти небольшие (150 см) зелено-белые лыжки произвели на меня неизгладимое впечатление. Мне они достались уже в убитом состоянии, непригодные для спортивного катания. Это был мой «каменный вариант». Все, что прежде я надевал на ноги, оказалось ужасными поделками папы Карло. Насмешкой. Вдруг оказалось, что лыжи умнее ног. Причем настолько, что это вдохновляло. Расставшись с ними, я еще долго примерялся, мечтая восстановить их, дав вторую жизнь. Но в ту пору я рос на 10 см в год и через год, они были уже безнадежным прошлым.

ELAN RC05 (сезон 84/85)

Раз дощечка, два дощечкаРаз дощечка, два дощечка Если первыми лыжами, которыми я был по настоящему очарован, были ELAN impulse, то вторыми моими любимцами были тоже ELAN. ELAN RC05, ростовкой 160см. Ноль пятые Еланы. Они были красивы. Ко всем их горнолыжным талантам прибавлялся дизайн. Не знаю, помнит ли еще кто-нибудь эти лыжи. Встречаются ли они еще на подмосковных склонах? Мне достались они совершенно новыми. Не точеными, не ставленными, не цикленными. В целофанчике. На черном основном фоне две крупные буквы Е. Одна Е – цвета запекшейся крови, вторая – кристально чистая, белоснежная. Боковины у лыж были красные, что контрастировало с обычной тогда чернотой. Плюс ко всему, на лыжи поставили не привычные Marker M 4-12, а совершенно новые Marker MRR. Модель 84-го года. С такими (конечно же, почти такими) креплениями катались по большому Кубку близнецы Фил и Стив Марэ.

Откатав душа в душу сезон, мы с ними попали на первые в своей жизни летние сборы на снегу. В Саянах. Условия жизни – походные. Палатки да спальные мешки. Только столовая была сооружена тренерским коллективом из досок: навес, и под ним лавочки вдоль длинного стола. Привезенный подъемник не захотел работать. Представьте – снег начинается вверх по склону в километре-полутора от лагеря, плюс по снежнику, метров 200. И все это расстояние мы, как бурлаки, тащили тяжеленный двигатель. Человек 15 впрягаются в веревки и тянут. Волоком на железных салазках. По камням, земле, через ручейки и сквозь кусты. Полдня тащили. Уклон местами был до 30 градусов. Затянули, установили, натянули трос, и… он не заработал. Может, сломался после первого включения, не важно. Но весь сбор, все двадцать дней мы поднимались пешком. Тогда, вечерами, залезая в спальный мешок, я всерьез жалел, что наступит следующее утро. Двадцать подъемов по 150 метров с лыжами на плече. Правда, после первых 10 спусков полагалась передышка и шоколадка, которую съедали, лежа в зарослях карликовой черники. Вкуснее шоколада, я с тех пор не пробовал…

Сейчас я не могу сказать точно, были ли они настолько хороши, какими я себе их представляю, но то, что тогда они абсолютно соответствовали моим возможностям, несомненно.

ELAN RC04 (сезон 84/85)

Раз уж начал писать по Елан, надо вспомнить про ELAN RC04. В нашей школе в то время, было несколько пар ростовкой 210 - 215, которые использовались в качестве спусковых лыж. Дубовости они были неимоверной, поэтому по-другому кататься на них не получалось. Так и стояли у стеночки на складе. Наплавленные чистым парафином, чтобы тефлон не сох. Чистенькие, не битые… совсем как новенькие. Нужные только на неделю, раз в год, когда в программе подготовки малышей появляется скоростной спуск. Пожалуй, до сих пор стоят.

ELAN Compact (сезоны 85/86/87)

Это были широкие и коротенькие, подстать своему названию лыжки. Основным их предназначением, думаю, была служба людям, встающим на лыжи по служебной необходимости. Например, судьям, обслуживающим соревнования, работникам канатки, врачам, тренерам. Как и на всех других Еланах той поры, посерёдке, между пяткой и головкой крепления были перечислены награды, завоеванные на лыжах фирмы. Те же крупные буквы Е. Серенькая невзрачная расцветочка. Круглые лоховские носки. Тефлон, как на дешевых польских гробах – угольно черный (разумеется, простой, не графитовый). Это были лыжи моего тренера. По причине скудности снабжения нашей школы нормальным инвентарем, приходилось изыскивать любые варианты. А этот вариант был на самом деле, очень не плох. Но это знали только я и мой тренер. Когда мы выезжали на старты в другие города, конкуренты сочувственно хлопали по плечу, небрежно бросая на снег свои Россиньели, Династары и всякие другие Атомики…

Лыжи были очень цепкими и верткими. В первый день, когда я встал на карвы, это были Head X10, я сразу вспомнил о компактах. И не только благодаря одинаковой ростовке (180). Идеальные партнеры для слалома или плотного гиганта, они прослужили мне два сезона. Для лыж, которые не жалеют и готовят к каждому второму старту – это не мало. Когда я перерос их, они отправились на свалку, канты были сточены в ноль, тефлона было не больше. Вот только полюбить их, как ноль пятые, не получилось. Нет, одевая их на ноги, я чувствовал себя превосходно, но отсутствие грозного имени и симпатичной внешности не давали подсознанию оценить их по достоинству. А еще эти круглые носы!!!

Если ставить всем моим лыжам оценки за мастерство по десяти балльной шкале, то им смело можно было давать 7-8.

Volkl Racer (сезон 85/86/87)

Длинные (два метра), широкие, простоватые с виду лыжи, с высоко задранными острыми носами. Интеллигентные, умные, умелые. Достались мне по наследству от закончивших в 84-м году школу ребят и закончили свою карьеру в качестве каменного варианта на моих ногах только осенью восемьдесят восьмого. Пластиковая боковая поверхность над кантом от удара выломалась, и можно было видеть деревянный сердечник лыжи. Потом порвался и кант. Грустное зрелище.

Мы тогда ездили с командой в Норильск на первый снег. Вместо запланированных двух недель просидели месяц. Буран не давал улететь. Из всего времени катались только дней 10. Погода не баловала. В редкие удачные дни, когда мы добирались до горы (из Норильска до нее еще ехать полчаса), при чистом небе наблюдали не одно солнце, как обычно, а четыре. С каждой стороны горизонта. Очень низко над землей. Солнышко выглядывало только на пару часов. Остальное время - сумерки и ночь. Веселенькое место. Рай для ипохондриков.

Не знаю, по какой причине, видимо, лица у нас были тогда совсем унылые, тренера в добровольно-принудительном порядке предложили проводить нам, самим для себя, политинформацию. О чем они только думали? Оторванный от материка город за Полярным кругом. Самые свежие газеты – за прошлую неделю. И день ото дня свежее не становятся. Товарищи Рыжков, Слюньков и Зайков, встречающие товарищей из дружественного Пиндустана, показанные в лицах и озвученные, веселили нас только неделю, а потом мы дружно отказались от политпросвещения. Нашлись более веселые занятия. Например, у одного из нас заболел зуб, и ему дали рецепт на димедрол (Dimedrolum), от которого он пришел в полный восторг, поспешив поделиться и тем и другим с друзьями :)

По десяти балльной шкале лыжам ставлю 7.

Fisher President, или знакомство на один день

Это уже тогда, в 84 году, были старые лыжи. На более старых мне кататься не довелось. Модель приблизительно 75-го года, но не удивлюсь, что окажется и 72-го. Внешность гренадерская. Ростовка – 215. Серебристая верхняя поверхность с красным ободком по краям, красный тефлон, название фирмы и модель написаны строгим мелким шрифтом вдоль лыжи. Так мелко, что, отойдя на 10 метров, и не поймешь, то ли крашеные доски, то ли лыжи. Историю происхождения никто точно не знал.

Раз дощечка, два дощечкаРаз дощечка, два дощечка

Предполагали, что они могут оказаться тестовыми (полувздох-полустон – о-о-о-о-о, тестовые лыжи!). Предыстория нашего с ними романа такова: на носу были школьные соревнования по скоростному спуску. У меня были Voelkl racer для этого дела, но стоящие в углу тренерской, без креплений, лыжи, тянули магнитом. Тренера не было, он уехал с ребятами постарше куда-то на соревнования. Ключи от тренерской были, и я решился: поставлю крепеж, наточу, проциклю, наплавлю. Будут у меня завтра супер лыжи… Если бы тренер это увидел, он бы этими лыжами и отходил меня, не отходя от кассы…

Самое трудное было поставить крепеж. Нет, я прекрасно обходился с дрелью и вполне мог поставить тогда на новые лыжи крепления. Но они были старыми! Отверстий от предыдущих установок было больше двух десятков на каждой, ну, или около того. Часть - залиты смолой, часть брошены просто так. Решив не множить дыры, я попытался воспользоваться старыми. Ну, досверлил парочку, по-другому не получалось. Шурупы в старые дырки входили с таким скрипом, что пришлось звать подмогу. Вот только сейчас я совсем не уверен, что после моих манипуляций, центр ботинка совпадал с центром лыжи, и что крепления на разных лыжах поставлены одинаково (симметричны) относительно этого центра.

Пила, напильник, брусок, дубовая плашка, железная цикля, полиэтилен для заделки дыр на тефлоне, эпоксидная смола. Я провозился с ними до десяти вечера. Утром наплавил, проциклил, одел целофанчик и, взяв их и просмотровые лыжи, пошел на старт. Народ дико косился, но ничего не говорил. В итоге я проехал на них один спуск. Больше желания не возникло. Поворачивать удавалось только с помощью переступания. Понял я это сразу, на первом же вираже, как набралась скорость под 70. Я ставлю лыжу на кант, а она едет прямо. Волосы под шлемом, наверное, шевелились. В итоге я проиграл тому, кто ехал на моих фельках, и причем очень много. Хотя по жизни не проигрывал никогда. Зато прикоснулся к истории. Если их не сожгли, я бы не прочь встретится снова.

Да, чуть не забыл закончить историю… Тренер то ли не заметил, то ли ему оказалось достаточно того, что все живы и здоровы. Ожидаемых репрессий и отстранения от тренировок не было.

Опять K2 (сезон 85/86)

Раз дощечка, два дощечкаРаз дощечка, два дощечка Помню, что были, как выглядели… но как они себя вели на снегу, не помню. Катался недолго, месяц или два. Судя по всему, качества они были невыдающегося. Но успехи лысоватых братков Марэ на Кубке мира заставляли ценить К2 очень высоко. Поставлю им из десяти - 6.

Помню байку про то, как наш спортсмен на Универсиаде выменял у штатовского фирмача на меховые варежки пару К2 с трехзначным заводским номером. Трехзначность номера трактовалась тем, что лыжи тестовые (т.е. спортцеховские). Эдакий обмен «ролекса» на «командирские», между Белуши и Шварценеггером в «Красной жаре». Не верить в рассказ повода не было. Исходил он из вторых уст, то есть парень, рассказывавший историю, знал героя лично.

Чего только не бывает, когда наши «юные» спортсмены выбираются подальше от тренера за рубеж. Встретились в тесной интернациональной компании, «мир-дружба-водка», и понеслась. А то, что удачливый меняла не доехал на Универсиаде до финиша в слаломе, факт абсолютно достоверный. Что тому виной, радость приобретения или «удвоенное» количество ворот, не знаю. Байке верю, но лыж не видел :)

Fisher C4 (сезон 85/86)

Синий спусковой Фишер, 223, модель примерно 78-го года. Лыжи с легендой. Не у каждой пары лыж, которые имели нескольких владельцев, была такая страшная история. Начнем с того, что первый их владелец, очень неплохой спусковик, взрослый (как мне тогда казалось) парень, поступивший в институт, отмечая восемнадцатый день рождения с друзьями, разбился на машине. Они ехали с пляжа. Пьяные. На скорости 120 км/час, на пустынной дороге, ночью, врезались в бетонную чушку. Из семи человек выжили трое. Для нашего маленького городка это была ужасная трагедия. Так или иначе, их знали все. По городу ходили страшные истории, что машина превратилась в лепешку, двигатель вошел в салон, а ребят доставали из багажника…

Следующий их владелец, парень на год меня старше. Неудачно упал на них, на соревнованиях по скоростному спуску в Шерегеше, и кантом рассек бедро. Напряженная мышца лопнула как перезревшее яблоко. На летнем сборе в Евпатории от одного вида этого шрама на его ноге становилось страшно. Бррр… До сих пор мороз по коже.

Раз дощечка, два дощечкаРаз дощечка, два дощечка

Я слышал рассказы о мотоциклах, которые отдавали за бесценок, потому что на них разбивались их владельцы. Была легенда о черной Хонде с пятью крестами, которую не могли продать вообще. И вот эту пару с ТАКИМ прошлым доверили мне. И что бы вы думали? За два дня до всероссийского первенства общества Буревестник, на тренировке, почти на ровном месте, на всем ходу я падаю. Одна лыжа отстегнулась, другая нет. Я, пролетев метров 30, остановился.

Постепенно привыкая к мысли, что живой, ощупываю себя на предмет переломов. Вроде все в порядке. Цел. Только коленка ноги, где не отстегнулась лыжа, жутко болит. Бочком спускаюсь на финиш. Врач осматривает, и, выдавая заключение – сильный ушиб, замораживает колено. Клёвая такая штука – эта заморозка. Ампула с узким отростком, отбиваешь кончик, и вырывается струя. Кожа сразу покрывается инеем. Совсем не больно…

У этой истории хороший конец. Я отлежался день и встал на лыжи. Конечно же, меня по причине травмы из команды школы отстранили, заменив более «целым» спортсменом. Но я выступал лично. Сам за себя. Из четырех видов в своей возрастной подгруппе, я выиграл три, а в спуске, был третьим.

На мой взгляд, лыжи были дубоваты, хотя наверняка они не предназначались таким мелким пацанам. В 85-м мне было только 13.

Рыжий Fisher RC4 (сезон 86/87)

Модель сезона 83-го года. Неплохие лыжи. Выделялись на общем фоне моих других лыж сезона 86/87, как айсберг. Совсем другой уровень. Такие длинные лыжи (210), для технически сложного вида соревнований, достались мне впервые. Настоящие мужские гигантские лыжи. Без скидок на возраст и рост. Изящный носок, украшенный тройным Фишеровским треугольничком, почти фосфорицирующая рыже-белая верхняя поверхность, с красно-синей надписью RC4. Красно-оранжевый тефлон. Настоящие фотомодели. Длина совсем не мешала, но только при катании длинными дугами. Когда вдруг я влезал на них в слаломную трассу, то результат был всегда один – вылет в десятых воротах.

И еще запомнилось то ощущение счастья, когда, улыбаясь, берешь «рыжиков», ковыряя ботинками снег, идешь к подъемнику, а кругом весна, март, и все сияет и переливается под стать лыжам. В воздухе запах талого снега… тепло. Расстегиваешь куртку до живота и сидя на бугеле, подставляешь лицо солнцу. А потом, со всей дури, чувствуя лыжи каждой жилкой, на одном дыхании пролетаешь гору насквозь, все 1200 метров и 38 ворот. Твердо упираясь в кант и проглатывая воздух и расстояние. Ненасытно. Это трудно объяснить. Особенно тому, кто не стоял ни разу на лыжах. Весенний воздух не сопротивляется тебе, он просто твой. Его так много и он такой сладкий и прозрачный, что насытится им невозможно. Ты часть его, часть снега, часть ветра и часть дикой животной энергии, которая выплескиваясь, не исчезает, а набирает силу… И еще, чувство твоего совершенного тела, которое может на лыжах все.

Сейчас часто можно услышать: «Прыгать с парашютом/ездить на авто/рисовать тушью и т.д. – это лучше, чем секс». Как с ума все посходили, всё с сексом сравнивают. Когда кто-нибудь произносит это про горные лыжи, меня коробит. Глупо сравнивать. Глупо и пошло.

Лыжам оценка – 8.

Красный Fisher RC4 (сезон 85/86)

Модель, наверное, сезона 82-го года. Эти лыжи интересны тем, что имели очень неравномерное качество. Среди серой, невыдающейся общей массы, попадались бриллианты. Из примерно 10 пар, которые пришли в нашу школу, две были - очень классными. Внешне, они - копия рыжих Фишеров, но вместо рыжего - все красное. Наверное, это была модель ступенькой ниже, или модель предыдущего сезона. Но если рыжий Фишер, попавший в нашу школу, был явно произведением спортцеха, то красные – поточное производство. И еще, в конце жизни, они стали непредсказуемыми. Это относится и к рыжим.

Я износил обе пары до нуля. Помню, что на последних для рыжих Фишеров соревнованиях - первенстве Союза в Междуреченске (87 год), тефлон на пятках вдоль кантов выкрошился. И если на середке тончайший слой «скользячки» крепко держался за подложку (на которой и нанесен рисунок), то вдоль канта тефлон переставал держаться и отрывался.

Поделать ничего было нельзя. Все усилия заделать дыры оставались тщетными. Тефлон из бледно красно-белого стал ярким. Лыжи сначала проявили характер и стали правой и левой. Если поменять их местами, то поведение и даже радиус дуг совершенно менялись. Потом совсем сошли с ума. Я чувствовал себя совершенно беспомощным. На утренней тренировке это одни лыжи, на вечерней - совершенно другие. Не входят в поворот, хотя делаешь все абсолютно то же. Пять лет активного использования оказались для них смертельными. Лыжи устали.

В пору рассвета красным Фишерам поставлю 7 баллов.

Atomic F-6 (сезон 86/87)

Могу сказать много слов об этих лыжах, и все они будут плохими. О каком-то качестве, с потребительской, горнолыжной точки зрения, говорить не приходится. «Младость» наверное, была того же качества. А как я радовался, когда вместо Еланов, наконец, нам начали давать настоящие Атомики!!! И как я плевался потом.

Сейчас даже больше, чем тогда, потому что, получая их в начале сезона, я ломал себе технику. Не напрочь, нет. Но тонкие ощущения, подзабытые за летне-осенние месяцы, стирались и заменялись тупым недоумением. Знаете, когда вы растете на 10 см в год и так достаточно препятствий для того, чтобы последовательно улучшать из года в год свою технику, а когда подкладываешь такую свинью в виде незнакомых и ужасных лыж, то ориентиры сбиваются к чертовой матери.

Затрудняюсь с отметкой, хочется влепить минус 5.

Fisher Cresta (сезон 86/87)

Эти были тоже изрядным «г». Но если Atomic F-6 были «Г» с большой буквы, то эти просто «г». Они были не очень хорошими, но предсказуемо плохими и вменяемыми. Поставлю им троечку.

Atomic AL 7 (сезон 86/87)

Лыжи из серии Atomic F-6 и Fisher Cresta. Но эти - самый лучший вариант. Самым большим недостатком была их хрупкость. Это была вторая и последняя пара, которую мне удалось сломать. Я спускался через лесок по накатанной тропке к старту и прозевал ямку. Просто въехал в нее, чертыхнулся, и, не останавливаясь, поехал дальше. Любые другие лыжи не заметили бы этого происшествия. Но доблестные AL 7 сплоховали. Одна из лыж под прямым углом сломалась сразу за пяткой креплений. Загнулась, и торчала, удерживаемая только кантами и верхней волокнистой пластиной. Внутри лыжа, кроме вспененного черного материала, ничего больше не содержала. Но зато они были мягонькие, неплохо держали дугу и … были просто легкими. Поставлю им четверку.

Перламутровый спусковой Atomic ARC (сезоны 87/88/89)

Раз дощечка, два дощечкаРаз дощечка, два дощечка Модель приблизительно 80-го года. Благородные, длинные (225) лыжи, перламутрово-голубой расцветочки, с тяжелым носком. Нет, он не был физически тяжелым, просто геометрия его была такова, что он казался прибитым к снегу, прилипшим. На лыжах стояли крепления GEZE. Не пластиковые красные детские «пушки», а железные убийцы ботинок. Крокодилы. Пятка креплений, при закрывании, била по ботинку с такой силой, что на морозе ботинок трескался, и его пятка отваливалась.

Особенно радостным этот факт выглядел, если происходило это прямо перед стартом. Думай потом, у кого бы взять подходящие ботинки, чтобы не пролететь мимо соревнований. Правда, ботинки научились хорошо клеить после такой аварии немецким клеем «Tip Top» для склейки транспортерных лент (применялся на дробильно-обогатительных фабриках на конвейерах). Но радости мало…

Лыжи, как я сказал, были благороднейшие. Это прослеживалось во всем. И в неспешности реакций (на тихом ходу), и в плавности хода, и в устойчивости на высоких скоростях. Несмотря на их длину, они были очень гибкими. На них вполне можно было ездить слалом-гигант, но лучшие свои качества они открывали на трассах скоростного спуска. Их предсказуемость давала мне уверенность, что все будет в порядке.

Для тонких юношеских ног такие «подарки» были тяжеловаты. Чтобы понять, о чем я говорю, Вам надо встать на лыжи, приподнять одну ногу и покрутить в горизонтальной плоскости относительно ботинка (как бы помахать носком лыжи). Если вы в состоянии мгновенно остановить движение лыжи в любой момент, лыжи Вам по силам. Эти я остановить мгновенно не мог. Сила инерции была для меня слишком велика. Поэтому в трассе, да еще на скорости, мы с лыжами превращались не в одно целое, а в три снаряда, которые едут вместе, только благодаря мастерству наездника и послушности бегунов (вернее, даже не мастерству, а отсутствию критичных ошибок в управлении).

Оценка – 8.

Volkl SuperG (сезоны 87/88/89)

В тот день, когда я первый раз на них встал, было пасмурно. Ночью подсыпало немножко снежка, но совсем чуть-чуть. Едва пять сантиметров. Мы были на соревнованиях в Междуреченске. Гору там в то время готовили болотоходом (из всей гусеничной техники у него были самые широкие гусеницы). Трасса – снежный бетон. Бетон, присыпанный слоем пуха... Предстояло выйти на них сразу на старт слалома-гиганта. Чтобы попробовать хоть чуть-чуть, что это за звери такие, я скатился на 50 метров от старта (недалеко, чтобы не опоздать на старт).

Первое ощущение – восторг: - «Ребята!!! Я на авианосце». У таких коротышек (205 для супергигантских лыж - это очень мало) такие повадки! Лыжи с носами кобры, подраспустившей воротник (трапеция с резкими переходами). Больше ничего понять не удалось, надо было карабкаться наверх и разминаться…

Вызывают на старт – подхожу к калитке, стартер кладет руку на плечо. Может, он от природы был таким разговорчивым, может, очень хотел помочь мне сосредоточится: «Ты, наверное, баскетболом занимаешься?» Недоуменно смотрю на любопытного и выдавливаю: «Нет, горными лыжами». Зашипела рация. «Готов?» «Готов» Резко приседаю, шумно выдыхая. На льдистой поверхности старта, лыжи нервно подрагивают. Поводил коленками. Все готово.

Стартер начинает командовать: «На старт!» Чуть сдвигаюсь вперед и ставлю палки за калиткой, приседаю, вывесив носы лыж в воздух. Со стартового бугра отчетливо видно несколько первых ворот, и рисунок, оставленный первыми участниками. «Внимание! Три!…Два!...Один!» На «один» – выпрыгиваю со старта, резко бросая вперед лыжи. Крик стартера: «Марш!» - уже в спину. С конька, вперед, бегом до первых ворот. Ввожу лыжи в поворот. Все пока здорово. Закантовываюсь… сгибание… вдавливаюсь в кант, такое ощущение, что упираешься в подвижную, но очень серьезную опору. На плохих лыжах этого нет... В общем, проехал я на уровне своих возможностей, но понял, что вторую попытку я на них не поеду. Ни за какие деньги!

Лыжи с чумовым ходом, прекрасно подходящие для снежного «бетона», сильные и умные, не дают мне ехать без тормозов. Не получалось делать дуги нужного диаметра. Не могу довести дугу, хоть плачь. Больше в гигант я на них не лез. А вот в супергиганте они меня многому научили. Хорошие лыжи могут многому научить того, кто готов их услышать.

Оценка – 10.

Atomic team Bionic (сезон 87/88)

Опять лыжи на один старт. Я до конца не понял, что они из себя представляют. Именно эта модель лыж была представлена в разрезе со всем внутренними слоями в журнале «Техника Молодежи». Возможно, оценить по достоинству помешал тот факт, что на одной из лыж была вырвана головка крепления и поврежденная таким варварством верхняя пластина отслоилась и порвалась. Залеченные лыжи уже совсем не те, что новые.

Оценивать не буду, наверняка ошибусь.

Fisсher vacuum RC4 SL (сезоны 87/88/89… и по сей день)

Раз дощечка, два дощечкаРаз дощечка, два дощечка Модель 87-го года. Лыжи, на которых я катаюсь по сей день. Обошлись весьма недешево моей семье, но достаточно дешево, если учитывать их уровень. 750 рэ вместе с креплениями MRR (на шкале креплений - 28 делений!). Сначала они были слишком длинными (ростовка - 205) мне для слалома (специализация у лыж – слалом). Но так как вариантов не было, ездил на них. Через годик после дебюта этой модели на Кубке мира лыжи появились в продаже (ну, конечно, по великому блату) в России (говорю Россия, понимаю Москва). Я видел потом очень похожие лыжи у туристов и даже спортсменов. Но это совершенно другие лыжи. Мои - настоящий спортцеховский Фишер, полученный для стартов на Кубке Европы и Мира.

Длина их смущала не тем, что я не мог с ними управиться, нет. Переходя со слаломных лыж длиной 190 см на 205, я долго привыкал к их габаритам. Чтобы не запутаться в вешках, не цеплять их внутренней лыжей в слаломе, надо чувствовать свои габариты очень тонко. Да и получить деревянным дрыном между ног, оседлав ворота, совсем не улыбалось (знаете, тогда не так часто на соревнованиях появлялись падающие вешки, я по ним прокатился первый раз, только на первенстве СССР в 88 году). Красный тефлон. Кроваво красные сверху. Под ботинком загадочная диаграмма с изгибаемой лыжей. За пяткой креплений огромными буквами написано VACUUM. Внешность не очень примечательная. Но мне нравится. После первых недель катания отец так вскользь поинтересовался: «Ну, как лыжи?». Я задумался, и, памятуя о привыкании к длине, ответил: «Ничего так себе, не мешают». Он почернел лицом: «Ты что? Чемпион мира что ли, что они тебе не мешают?» Вполне вязалось бы с тоном, если он вдогонку добавил: «Гавнюк». Было бы естественно :)

А ведь это так и было. Они мне не мешали, но и особо не помогали. До них надо было вырасти. И произошло это только через несколько месяцев, под конец сезона. Я уже писал про ELAN impulse, что лыжи могут быть умнее лыжника. Это именно так, но, чтобы оценить их ум, надо быть к этому готовым.

Оценка лыжам, по десяти балльной шкале – 12.

Atomic ARC, RS (сезон 88/89)

Раз дощечка, два дощечкаРаз дощечка, два дощечка Модель 87-го года. На этот раз рассказывать я буду в основном не про лыжи :) Лето 89-го. Я приехал в Москву поступать в институт. На улице - обилие иномарок. Не так много, как сейчас, когда отечественную машину реже встретишь, но по сравнению с глубинкой, иномарок очень много. Больше всего мне тогда нравились «бочечки» Audi 80. Обаяшки…

Стою на остановке возле магазина «Байкал», жду транспорт. И тут происходит это… На небольшой скорости подъезжает ослепительно белая семерка BMV и прямо передо мной стремительно разворачивается на 180 градусов. Без визга покрышек, без перекошенного лица водителя, без резкого крена кузова. Быстро, с достоинством, с огромным запасом силы. По тигриному. Я был потрясен. Очарован. И в этот момент я понял, на что похожи были мои Атомики. На этот бимер.

Меня немного раздражала форма носков на этих ярко красных лыжах с графитовым тефлоном. Странной формы, как будто большим лыжам пытались прилепить носы от маленьких, и получилось ни то, не се (маленькая бабочка решетки радиатора, на носу у огромного BMV). Та же скрытая мощь, при малейшем усилии вырывающаяся на поверхность. Минимализм деталей внешнего оформления и строгость. Вот такие это были лыжи.

Оценка – 10.

Обрезки, типа сноублейды (сезоны 87/88/89)

Лыжи были нами сделаны специально для поездок. Про то, что существуют специальные лыжи - сноублейды, я узнал намного позже. Мы свои называли «коротышками». Вижу немой вопрос: «Как, сделаны?» Ну да, сделаны. От старых списанных лыж отпилили пятки, оставив 90 см от носка, прикрутили крепеж и вперед. Чтобы поменьше с собой возить. Обычно багаж поездки на соревнования выглядел так: пять пар лыж (с нескольких сняты крепления) в одном чехле и рюкзак с одеждой, ботинками, креплениями и т.д. Почему пять пар? Зачем так много? На каждый вид соревнований по паре (скоростной спуск, супергигант, слалом-гигант и специальный слалом), плюс просмотровые лыжи.

Рюкзак был такой тяжелый, что поднять самостоятельно, чтобы закинуть на плечи, я не мог. Приходилось поднимать его сначала на стол, а уже затем влезать в лямки (которые постоянно отрывались).

Навсегда запомню дорогу в Бакуриани от станции железки, до нашей гостиницы. Нас не встретили. Крупными хлопьями валил снег, видимость нулевая. 50 метров просматривается, далее белая пелена. Бредём по щиколотку в снегу. Тренера убежали вперед. Им проще, у них одна пара. Пот заливает глаза. Слышу далеко сзади гуд. Оборачиваюсь. Едет машина. Не видно, но уже слышно. Пожалуй, надо с середины дороги отойти к обочине. Делаю пару шагов, подскальзываюсь и… не могу встать. Машина едет. Ну, думаю, надо по частям. Меня-то он может и не переедет, испугается, а вот лыжи задавит. И, толкая перед собой чехол, на четвереньках отползаю. Теперь смешно, а тогда я совершенно не был уверен, что он сможет вовремя остановиться…

Коротышки были занятными. После первого опыта, даже в тренировках, стали их использовать. Те, кто ездил в задней стойке, сразу почувствовали их эффективность на своей пятой точке. Да и подурачиться на них, поиграть в догонялки было тоже здорово. Оценивать не буду, но штука приятная.

Volkl World cup SL (сезон 87/88)

Раз дощечка, два дощечкаРаз дощечка, два дощечка Слаломные лыжи ростовкой 190 см. Модель 87-го года. Очень классные, как, впрочем, и все фёльки, на которых довелось кататься. Особенно здорово вели себя в слаломе. На мягких трассах с естественным снегом. Ах, как здорово было пробежаться на них по наметившимся на слаломной трассе ямкам!!! Основные ощущения – комфорт и родственность. Они все делают, чтобы прикладываемые усилия были в кайф, не забывая, конечно, о скорости. Такого взаимопонимания не было ни с одними лыжами, ни до, ни после. Если Atomic ARC, RS 210 были тиграми, а Fisсher vacuum - академиками, то Volkl World cup SL 190 были своим в доску. Да, и еще, при катании на них я никак не мог отделаться от ощущения, что я - пирамида. С очень широким основанием. Абсолютная устойчивость и незыблемость.

Оценка лыжам – 10.

Dynamic VR27

Раз дощечка, два дощечкаРаз дощечка, два дощечка Модель, наверное, 83-го года. На этих лыжах я прокатился только один спуск. 1200 метров. Почему я их запомнил, ведь на один спуск мне удавалось попробовать великое множество лыж, про которые я сейчас ничего не смогу сказать? Это были лыжи для ледяных трасс. Может быть, брехня, не знаю. На них катался мой товарищ по команде из г.Чайковский (Урал). Динамики были очень редкими лыжами. Еще раз в те годы я столкнулся с Динамиками только однажды. На Союзе в Междуреченске. Парень из Грузии участвовал на них в скоростном спуске. Вернее не так. У него была только одна лыжа Динамик. Вторая лыжа в этой паре – Россиньель :)

И ведь неплохо ездил. По своему году он был в спуске в десятке! (для никому неизвестного парня из Грузии это было достижением). Ходила легенда, что Жан-Клод Килли выиграл свои три золотые медали на Олимпийских играх 68-го года на одной паре Динамиков (ростовкой 210), что казалось невероятным (в его книжке я ничего про одну пару не нашел). Поэтому я не мог упустить случай и не покататься на этих лыжах. По рассказу приятеля выходило, что это лыжи Гульнар Постниковой (была такая чемпионка СССР, участвовавшая и в Кубке мира, и в Олимпиаде в Калгари).

Ратраков по Cоюзу почти не было, трассы заливали. В Братске, например, слаломная трасса была вообще покрыта натечным льдом, как на катке. Я ничуть не преувеличиваю. На таком льду любые лыжи держали, мягко говоря, не очень. До конца я ему не поверил, потому что ни до, ни после, лыж для льда я не видел. Но легенды ходили. Поменялись лыжами, еду. Как по рельсам. Пятки сбросить невозможно. Едешь только четкими дугами, с канта в кант. Прикольно, но ужасно дискомфортно.

Rossignol FP

Раз дощечка, два дощечкаРаз дощечка, два дощечка Сразу скажу, я на них не катался. К превеликому моему сожалению. Лыжи, на которых Жиров побеждал на Кубке мира, оказались мне недоступны. Но у меня на глазах был опыт превращения обычного «чайника» в элегантного горнолыжника, посредством Россиньёлевского волшебства. Так вот - один врач, совершенно начинающий горнолыжник, не поскупился и сторговал у какого-то сборника в 81-м году на Спартакиаде РСФСР пару Rossignol FP ростовкой 200 см. Отвалил больше тысячи рублей.

Тогда это было много. Человек, который с детства не стоял на лыжах, обычный советский врач, который имел возможность вставать на лыжи только на пару недель в год во время отпуска, получил такую интеллигентную технику катания, что вам и не снилось! Конечно, может, он вечерами рассматривал кинограммы спусков Стенмарка, и засыпал с книжкой Жубера. Я не знаю.

Еще один пример того, что хорошие лыжи не могут не научить. Чем он отличался на горе от других любителей горных лыж? Он не делал лишних движений, не напрягался, рисовал пологие дуги и радовался. Самое главное, что было в его технике - это осознанность и скупость...

Head X10 (сезон 2001/2002)

Наконец, после длительного перерыва, я решил попробовать что-нибудь новенькое. Современное. С новой геометрией и возможностями. Ярко желтые лыжи. Не из топовых. Даже, пожалуй, далеко не топовые. И вот тут я понял, как далеко шагнул вперед инвентарь. Если брать мою шкалу и ставить оценки, то я поставил бы Хэдам не меньше 7 – 8. Конечно, пришлось сильно ломать себя, - ездить на двух ногах сразу. Ездить на двух ногах, это Вам не конфеты со стола тырить :)

Вживленная в мозг привычка к одноногости не может быть побеждена за раз. Но после того, как начинаешь чувствовать нагрузку, распределяющуюся на оба канта, на обе ноги, жизнь открывается в новых красках. Во-первых, так ездить намного легче, во-вторых, быстрее, в третьих, устойчивее. Нет, клёвая штука прогресс все-таки!

***


Дописывая текст, я вдруг понял, что не знаю, чего во всем этом больше. Ностальгии по старым временам? А может, болезненной привязанности к вещам (даже немного странно лыжи называть вещами)? Ведь я многие свои лыжи помню лучше, чем людей, с которыми проводил долгие часы тренировок. Как-то все это срослось. В большой и яркий клубок. Потянешь за ниточку и идешь за ним. Хорошая забава для длинных, зимних вечеров у камина, после снежного дня, наполненного солнцем, ветром и сумасшедшими спусками с гор.
Автор: HappyNY
0
   5 Апреля 2005 (01:42)   #
Удивительное ощущение времени. Довелось начинающим любителем кататься и на Металах и на Эланах 04 и 05, белых Фёклах и слышать про чудные свойства Атомиков F-6 и прочево г. Поразительно адекватный
комментарий парня про разные лыжи... Уровень катания, понятно, разный, но ощущения по памяти- схожие.
Про нынешние описания тестов: для информации- полезно, для покупки лыж- есть друзья и собственная голова...
   5 Апреля 2005 (21:21)   #
Statja ochen horoshaja. Ja konechno lubitel, a ne profi no tochno znaj chto datu i posledovatelnost Elan naputanu.

Is google.com search na Stenmark (ja ug zasomnevalsa):
3-time World Cup overall champ (1976-78); posted 86 World Cup wins in 16 years; won 2 gold medals at 1980 Olympics.

Ja nachal zanimatsa etim narkotikom v 1972. Togda buli metallu i eshe Elan krasnuj impuls so zmeeje - samoje/samoje. Zmeja bula libo chernaja (sportivnuj lugi) libo sinaj (poproshe). Kstati nazuvalis Impulse. Cheres god pojavilis "chernuje Impulse" - eto te ge foto molodogogo Stenmarka. V 1975 u mena pojavilsa polsport. A v 1977 godu (ja eto tochno znaju, t.k. eti lugi mena sdelali, i v etom godu ja zakonchil institut i kupil ix sebe za 350 rublej. V metro na kuncevskoj vetke. chuvak ochen bojalsa prodavat hota ja shel po rekomendacii esessenno) pojavilsa zelenuj Elan RC04. Na noskax bula emblema Elan a skolzachka bula prozrachnaja. PROZRACHNAJA! Cooll...

Na sled. god ta ge model (i popreznemu napisano "impulse" - no v narode zvali "selenuj" Elan) no chut gestche i na noskax vmesto emblemu slovo "Elan". Potom (79-80??) pojavilis chernuje i krasnuje RC05 i RC04 vmesto zelenux. Chernuj RC05 buli horoshije lugi... no moi zelenuj mne nravilis bolshe - kak pervaja lubov, ja imenmno na nix nauchilsa karvit. A v 81/82 beluj Felkl.... Rossinjol bul ROSSINJOLEM. Pomnu kak v institute na zanatijax francuiskim (u nas v fiztexe bulo 2 obazatelnux jazuka) ja ubil prepodavatelnicu pereveda eto slovio na russkij (solovej). Chto-to nedostigimo zaoblachnoje.... ROSSIGNOL...

...sejchas vse inache. rossi nu i rossi. eka nevidal. odni iz mnogix brandov i daleko ne samuj luchij. ravnuj sredi ravnux. I da kak ne xoroshi buli moi zelenuje... 2 nedeli nazad posle mesaca bessnegija kogda vse stalo zestko i ldisto i moi magkije big fattties twintips perestali mena radovat, ja kupil Nordica Speedmachine 14 170 cm (high performance carving) - i povesli oni mena po ldu kak po relsam... moi zelenuje tak bu ne smogli. A 4 dna nasad nasupalo opat, odel opat shirokije Beasts i popluli oni poverxu... kuda tam moim zelenum do etogo. Progress vesh horoshaja... eto tochno smile.gif))
   5 Апреля 2005 (21:52)   #
ah... zabul..
eshe pomnu. eto eshe v shkole, klasse tak v shestom. Prijatel moj Zenka Arxangelskij pritashil v shkolu zurnal is kakojto burguinii. Oblogka cvetnaja a foto vnutri chernobeluje. No gurnal glancevuj i shirokoformatnuj. I na foto lugniki, i goru, i lugi, i krasivuje zenshinu v kosunkax/sharfax i v chernux ochkax, i vse na lugax. A lugi.... Na vsej dline zvesdu... no kak!!! ... polzvesdu na odnoj luge, a pol na drugoj i ponat chto eta odna razrezannaj zvesda mogno lish kogda eti lugi stojat radom vmeste...

tak chto i ne srazu pojmesh chto eto zvesda... belaja rasresannaj svesda. vo vsu dlinu luzi. I malenkije zvesdochki na noskax. I napisano "White Stars" (mu v anglijskoj shkole uchilis - hvatilo soobrasilovki). I eshe slovo kakoj-to, v slovare ne bulo "Kneissl".... Pohoze v etot moment mena i zacepilo... ja uge znal chto eto kajf. v zizne pojavilas cel...
0  
HappyNY    7 Апреля 2005 (14:28)   #
Спасибо большое alap, за воспомниания про Эланы! Правда Ваше замечание про то, что последовательность Эланов напутана, несколько не про то :-) Я не перечислял лыжи в порядке их появления на рынке. Годы (сезоны) приведенные к каждой паре, это время когда мне удалось на них покататься. Когда написал эту статью, столкнулся с тем что не могу найти иллюстраций. В сети невозможно найти фото из старых лыжных каталогов! Архивных фото почти не осталось, а сейчас уже нечего по большей части фотографировать:-( Про Зеленые Импульсы я вообще вспомнил благодаря комиссионному магазину на Нагорной, где они прибиты на стенку:-)
Вообще то хотелось бы видеть интернет страничку, где разные люди писали про свои лыжи разные истории и описывали ощущения от катания на них. Фото лыж и небольшой форум. Про каждую модель, свой раздел. Мне бы точно было интересно почитать, обменятся мнениями. Вспомнить как это было 10, 15, 20 лет назад. Наверное я не один такой... Почитать о лыжах на которых не катался тоже интересно. Мне так и не удалось покататься на White Stars. А ужасно хотелось! Помню как Владимир Макеев приезжал в Шерегеш на какие то всесоюзные старты году эдак в 86. С полной линейкой Кнайсселов! Кнайссл + Тироль. Обаятельнейшие лыжи. А уж что делал на них Володя!!! В супер гиганте, не выиграв у своих молодых соперников на верхней (крутой и ледяной) части, выехав на пологий длинный нижний участок, он казалось не потерял в скорости ни капли, и даже прибавил. Из каждой дуги выходил с ускорением. На старте тренера перешучивались, гляда на это чудо - "Ну вот, Макеша турбонаддув включил". Не хочется врать, но кажется он тогда выиграл на нижней части (длинна примерно 400 м) около 4 секунд!!! А кроме Макеева на Кнайссл ездили Шранц и Кламмер. Какие имена, какие победы, какая (по тому времени) техника!
Кнайссл, Блиццард, Кэстле, Сполдинг... да мало ли было легендарных лыж.
   7 Апреля 2005 (20:47)   #
hey, HappyNY. Ja i sam osoznal chto moje zamechanije ne togo po povodu posledovatelnosti. Posle togo kask postanulsa smile.gif Kak u diplomata, luchsije musli na lestnice. Prosto rezanulo glaz foto stenmarka s Impulsami i radom godu let na 10 sdvinutu. vu ug prostite.

A mogno mne vas sprosit is drugoj operu? vu ved pomoemu pisali sdes drugije statji, vu ved v whislere instructor?

Vopros moj takov. Kak bu vu uchili vsroslogo novichka na sovremennuh lugax?

Ja sam nachal vo vsroslom sostojanii i uchilsa golovoj 30 let nazad. Prishel k vuvodu chto posledovatelnost dolgna but takoj. (IMHO,IMHO,IMHO)

Super nachalnuj etap:
1. Stojka. normalnaja nad stopami, ni vpered ni nazad. zad ne vustavlat, plechi vpered ne gnut
2. Perestupat vlevo vpravo na pologom/polupolgom/pokruche

Nachalnuj etap
3. Bokovoje soskalzuvanij na odnoj luge
4. Kosoje soskalzuvanije na odnoj luge
5. Igra kantov v kosom soskalzuvanii/kosom traverse
6. Skruglennoje soskalzuvanije v odnu storonu do polnoj ostanovki na odnoj luge na bolee krutux sklonax.

srednij etap. sdes mu uge imeem lugnika kotoruj moget uge esdit gde hochet.
7. To ge samoj no posle ostanovki prugkom v sled. skruglennoje soskalzuvanije na drugoj luge
8. To ge samoje no ne prugkom, bez otruva lug.

Kagduj sled. shag tolko kogda predudushij polnostju zakreplen.
Esli vse 8 shagov sdelanu imeem normalno katajishegosa cheloveka s odnonongnoj texnikoj. dalle ona shlifuetsa, dobavlaetsa uglovoje pologenije, uglovintovoje, vertikalnaja rabota nog, popstojanno ispravlajutsa detali.... Potom perehodim k carvingu.

Vse na odnoj luge.

Ja tak nauchil seba (dolgo - slishkom mnogo bulo sovetchikov) i potom neskolko prijatelej (bustro)

Kluchevoje slovo: na odnoj vneshnej noge.
Dla mena bulo kolossalnum usiliem perejti k dvum nogam. A ved dve nogi absolutno neobhodimu:
1. v celine. poedete na odnoj, ona prodavit sneg, a drugaja vspluvet i budet boltatsa kak sosiska
2. na novux lugax po zestkomu (nu tut ja bu ne scazal chto absolutno - nichego ne sluchitsa esli karvit na odnoj), no na dvuh mnogo luchse.

v resultate poluchaetsa paradox. luche katatsa na dvuh, no nauchitsa na dvux mogno tolko esli horosho umeeesh na odnoj. No ja sovershenno ne predstavlaju kak mogno nauchit kattsa na dvux srazu. A vu?
0  
HappyNY    8 Апреля 2005 (17:57)   #
Добрый день, alap :-)
На самом деле я никогда не работал инструктором и Вистлер для меня, это больше кодовое имя альфа версии windows XP, чем название курорта в Британской Каламбии.
Те считанные единицы, которым я пытался передавать опыт, до сих пор наверное вздрагивают по ночам и просыпаются в холодном поту. Я же не всегда знал, что родных и друзей ни в коем случае не стоит браться учить! Выглядело всегда это примерно так - допекаемый моими байками родственник/друг нежданно-негаданно вдруг решал, что прожитая до этого жизнь была пуста и бесцельна без белого большого лыжного безумия, и начинал приставать - давай пойдем кататься. Ну что-ж, пойдем! Сам/сама напросились! До посадки на подъемник все всегда чинно-благородно. Какой мне свитер одеть? Милый, застегни мне застежки. А почему надо золото из ушей вынимать? Это не модно? Мне идёт эта шапочка? А эта? Постепенно умиление превращается в досаду. Пришли, садимся на подъемник. Ну о чем можно говорить с неофитом сидя на бугеле? Ну конечно о сломанных ногах и оказании первой помощи при попадании в лавину. О преимуществах тонких ботинок, перед толстыми, когда их пытаются снять со сломанной ноги (их часто разрезают, а не растегивают). О проткнутых во время неудачных падений конечностях. Об обморожениях и отходняке после перетянутых ботинок. О 18 см лавсана вшитом моей знакомой вместо разодранной связки. Да мало ли о чем приятном можно вспомнить! Неофит сначала осторожно поддакивает, потом бледнеет, начинает глубоко дышать и цепляется мертвой хваткой в бугель. На этом первая часть заканчивается. Еле еле выдернув бугель, ссаживаю. Осторожно озираясь по сторонам, новичек выкатывается на трассу и замирает. И что??? Мне туда!!!???? А можно я без лыж? Ой как курить хочется. А тут можно курить? Дай мне зажигалку. (Ненавижу когда курять на горе. Вообще не люблю табачный дым, а на горе тем более.) В общем отказываю в "последнем" желании, и предлагаю размяться. Ключевое слово - предлагаю. Новичек на горе совершенно беспомощен, и выполняет любое, даже самое на первый взгляд бессмысленное указание. На самом деле, новичка, первый раз встающего на лыжи, лучше не тащить на подъемник, а покататься с ним пешком, но тогда не получится самому покататься, поэтому я о катании пешком скромно умалчиваю. Потом надо внушить красному от напряжения лыжнику/це, что ездить на лыжах, это просто, главное не бояться и помнить две вещи - все когда нибудь кончается, и это чужие лыжи, их надо отдать целыми!.... В общем после пары километровых спусков (ни разу не было, чтобы не удалось за три часа на горе сделать даже с самым-самым новичком меньше пары/тройки спусков), новичек готов осваивать технику самостоятельно. Он готов на любые подвиги, только бы без инструктора (меня)!!! На первом спуске, он/она филигранно выполняет гирлянды поперек склона и всяческие плужения, на втором - повороты из плуга и экстренное торможение всеми конечностями в лесном сугробе. Понимание того что лыжи на ногах две, и есть техники катания на одной и двух лыжах, приходит сильно потом, после недели катания. Сначала приветствуется не техника, а сам факт, спускается сам и на лыжах, или приходится спускать на рохле....

Я абсолютно согласен с Вашими выводами. Они обязательно научат кататься. Может это не самые оптимальные упражнения, но уместные и необходимые. Правда сейчас можно заменить по тексту, везде где фигурирует одна нога, - на две, но приписать, что 70-80% веса все равно на нижней! Двуногая техника не отличается координально! Это всего лишь шаг, а не полная смена технических приемов.

Все что я понял, разглядывая обучающихся новичков, малышей, тренеров, инструкторов, на самых разных склонах, это то, что нет единой методики, абсолютно подходящей всем и всегда. Каждый новичек индивидуален. Самое главное на первоначальном этапе, не отбить охоту кататься! Современный инвентарь позволяет сразу уверенно кататься на двух ногах. Не обязательно делать все эти ужимки и прыжки, которыми так славились Килли, Зайлер, Тёни и даже Стенмарк. Все предельно упростилось, стало более интуитивным. Для уверенных спусков по самым разным склонам, надо иметь внушительный багаж технических приемов. Чем больше тем лучше. Это тот самый случай, когда запас карман не тянет.

Для того чтобы отучится ездить на внешней ноге, здорово помогает катание на внутренней. Нужно просто доверится второй ноге. Это самое трудное, как мне кажется. Если Вы не падаете каждый раз, когда едете на внутренней ноге подняв внешнюю (эдакие журавлики), то встать на обе ноги сразу, будет намного проще!
Впрочем все мои советы, предельно непрофессиональны.
Учить людей кататься на лыжах и кататься самому, это две большие разницы! Можем вспомнить великого хоккейного тренера - Виктора Тихонова, или братьев Гомельских (женский волейбол/мужской баскетбол), которые в пору занятий спортом не достигали того уровня мастерства, как их подопечные. К тому же, я всегда очень настороженно относился к дистанционному обучению горным лыжам. Помоему все теоретические изыски ничего не стоят без нормального показа и объяснений на уровне - да ты не так ногу подгибай, медленней, медленней, а теперь другой... задницу убери, что ты ее отклячил... :-)))
   8 Апреля 2005 (20:20)   #
hey HappyNY, spasibo za reply.

Samoje interesnoje, chto vash sovet
Для того чтобы отучится ездить на внешней ноге, здорово помогает катание на внутренней. Нужно просто доверится второй ноге. Это самое трудное, как мне кажется. Если Вы не падаете каждый раз, когда едете на внутренней ноге подняв внешнюю (эдакие журавлики), то встать на обе ноги сразу, будет намного проще!

... immenno eto mne i pomoglo.(pomogaet)! sperva ja muchil seba zadiraja kak sobachka vneshnuj nogu. potom zadirat lapku perestal, vezu ej po snegu, no muslenno zastavlaju zagruzhat vnutrennuj. potom stal uchitsa carvit iscluchitelno na vnutrennej. eto mne zdorovo pomoglo.
   13 Апреля 2005 (17:49)   #
Сергей!
Спасибо за статью! Спасибо за ... балладу! Это частное мнение стороннего наблюдателя - любителя лыж. Читалось с удовольствием. Спасибо!
0  
Doors    14 Апреля 2005 (15:11)   #
Блин, когда открыл статью, увидел скока читать и хотел закрыть, но... начал читать первый абзац и так до конца и не остановился... (-: Хоть я и моложе гораздо, тех лыж не видел (у меня тока Атомики АРЦ были, но я еще чайник тогда был), все равно интересно было прочитать!

риспект!
   3 Мая 2005 (18:20)   #
Насчет катания на двух ногах. У меня совершенно необычная ситуация. Я не стоял на лыжах 20 лет. Много очень факторов не срасталось. В 1984 году как раз на красных и зеленых ELAN на Чегете 2 недели закончил. А в этом году все выходные в Домбае. Совершенно не подозревал что существуют карвы, вообщем ситуация вам понятна... Могу честно сообщить что кататься на лыжах как на велосипеде. Если раз поймал это чуство, мозжечок его вспоминает в течении первого часа. Может поэтому легко встал на карвы потому что тонкие ощущения забыл. Внутренную ногу загружал сразу. Сейчас не понимаю как можно было по целине в пояс кататься на классике эланах 202 при весе в 70 кг :-D Перепробывал за сезон кучу лыж, как по ростовке, так и по жесткости и геометрии. Понял для себя главное- жесткость на первом месте, потом ростовка, глубина выреза далеко не главный показатель. Остановился на Rossignol oversize, у них вырез 14 м, но большие дуги режутся запросто. Когда есть настроение погонять от души, без проблем. А статья классная, понастольгировал от души, спасибо.
0  
HappyNY    12 Мая 2005 (09:43)   #
То что Вы встали так легко и просто после длительного перерыва, на мой взгляд говорит о том, что двуногое катание более инстинктивно, дети ведь во все времена до поры на двух ногах катаются.
Кстати не совсем согласен, что на лыжи так просто встать после перерыва. Попробовали бы вы встать через 20 лет на ту двухметровую классику! Про велосипед бы точно мыслей не появилось :-)) Разве что про одноколесный. Я когда первый раз приехал домой на зимние студенческие каникулы и встал на лыжи, вообще был в дикой панике. казалось вообще разучился. А ведь всего год не стоял на лыжах. С тех пор резко не начинаю. Перескоки, косые спуски, гирляндочки...
0  
xPlorer    12 Мая 2005 (23:43)   #
[quote=HappyNY]Я когда первый раз приехал домой на зимние студенческие каникулы и встал на лыжи, вообще был в дикой панике. [/quote]
Индивидуально. У кого как.
   8 Октября 2005 (04:51)   #
ya estranjero
spasibo za statw ochen ponravilas!!!
vi navernoe budete smeyatsya no skagu - uchilsa ya na naschenckih " #-o snegovikah" #-o

VERNITE AKAUNT ---ESTRANJERO---
0  
Syok    8 Октября 2005 (13:11)   #
Акаунт активен еще с четверга. Если возникли проблемы - пишите в личку
  • 1
0  
Telemark    пн. 19 Декабря 2005 (12:44)   #
спасибо. плакал. это просто мифический материал! спасибо.
+5  
Xek    26 Февраля 2007 (18:11)   #
Я тоже хорошо помню свои Elanы с кантами на болтах в 80м. ПОтом Польспорт. А еще тренеру Россиньол подарил лыжи (Макеев его ученик), тренерские - форма как у карвов сейчас. А их спиз... из будки подъемника...
0  
Микля    5 Мая 2011 (01:00)   #
А еще стоит упомянуть, что в году 83-м уже появилась новая модель ЕЛАН 05, лыжи были красного с белым цветов. Стенмарк после черных, на таких катался.
Не могу понять ростовки ваших лыж. У меня друг был горнолыжник, так он пользовал на слаломе 185см, гигант 195см, а на спуске 205см. Помню спусковые у него были Кнайсл, черные, на каждой лыже пол звезды, когда их вместе ставишь, получается звезда. Очень хорошо помню его счастье, когда у него появились Россиньоли ФП и СМ. Т.к. человек был перпективным спортсменом и тренировался у тренера, который вывел в люди Валерия Цыганова, то очень много экипировки ему перепадало и на комбезе Десенте и лыжах было маркером написано Tzyganov. Одна из баек того времени: у Валерия Цыганова,который ездил на Росселях, спросили, а как тебе ЕЛАН? Ответ был прост: дрова!!!
В те, 80-83г перед моими очами проплывали еще такие горнолыжные фенечки, как, параблоки-такие треугольные или П-образные вертикальные приспособы на расстоянии 15-20см от носка, что бы лыжи не скрещивались. Галошки-сделаны из пористой резины(я такдумаю, ощущения такие) наклеивались прям на носки только спусковых лыж, говорят сопротивление уменьшалось и как противовес, когда ты вылетел с бугра они перевешивали вперед и не давая спортсмены завалиться на спину. Когти-надевались на носки слаломных лыж, что бы если въезжаешь лыжой в вешку, то вешка уходит во внешнюю сторону, не попадая при этом между ног.
Еще интересная деталь в одежде горнолыжников. На спуск ходили в комбенизонах, а слалом и гигант в спец свитерах и штанах фирмы Доломит.
Теперь о стоимости лыж. В те года, про которые я пишу, Россиньоли стоили действительно дорого, я помню цифру порядка 600р. Один мой знакомый попросил у другого знакомого пару, съездить на соревнования. И я был свидетелем, когда человек заехал в яму на вираже и далее сошел. Он сломал лыжу. Вернее она расслоилась. Человека было не узнать, на нем лица не было. Лыжи нужно было возвращать, а стоимость!!!
Так что я думаю вашего доктора, кто-то из хитрых спортсменов обманул.
Сам я горнолыжником не был, чайник т.с., поэтому комментарии по поводу качества или характеристик тех или иных лыж дать не смогу. Пишу только о том, свидетелем чего был.
Ну а автору огромное спасибо за рассказ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
0  
Beard    6 Мая 2011 (17:48)   #
поднимем тему)))
шикарная статья, читал не отрываясь)
добавил в коллекцию)))
спасибо)
  • 3
  • 1
  • 1
0  
Polsport    7 Мая 2011 (21:09)   #
Да, шикарная статья!)))) Польспорт, элан.))) Я на "карпатах" начинал, а ботинки по-моему даже не "ботас" были, а что-то еще похлеще. А мы еще в детстве периодически с местными махались, когда после тренировок домой возвращались. Ужас. Причем били били в основном нас, т.к. мы были младше и нас почему-то всякий раз оказывалось меньше.))))
0  
Микля    16 Мая 2011 (08:34)   #
Кстати, фото ЕЛАН RC 05 красных, образцо года так 83-го здесь
http://www.epicski.com/forum/thread/69076/...ro-memories/150
0  
Фёдор С    16 Мая 2011 (22:05)   #
Когда в 1972 г. вместо Карпат и Эльбрусов на шнуровке мне дали Метал и кожаные Ботасы на клипсах, счастью не было предела. Эти лыжи сами едут и сами поворачивают!!! Потом был KF-72 (с шашечками, такси их звали), потом Epoxy Special (рыбья кость, тоже звали так, польские обе). А потом много пар Alu, тоже польские, хватало на пару недель. А вот потооом!!! Элан Импульс (кто знает - Питоны!), а еще Элан зеленые тоже импульс (это пестня!!), потом Фёклы туристские, потом опять зеленый импулсь. Дальше - Фишер (флюоресцентный, автор про них писал), Атомик Карбон (или Барон или Кевлар, они одинаковые какие-то)... Ну а потом уже карвинговые поехали. В-общем, вспомнить все только если очень сильно постараться, но.... классно!!! Когда человечка приводили первый раз на гору, тут же находили его размер и нужную ростовку, кого-то разували, человека 4 советчика, главное за бугель научить хвататься, а потом общий чай в будке размером 2 на 5 человек 20 вмещалось, а потом - "Ну чо? Ходить будешь сюда еще?" - и хрен кто отказывался.
(а дивчаты любили нас за красоту дуги и пральные аккорды, а не за толщину.....кармана)
  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    16 Мая 2011 (22:28)   #
Цитата(Фёдор С @ 16.5.2011, 22:05)
Атомик Карбон (или Барон или Кевлар, они одинаковые какие-то)..

Не-не..
Борон - это фишер был! icon_biggrin.gif
Кстати единственная в том сете лыжа была категории S - то бишь спортивная!
И не Барон , а Борон
Ну типа не титул , а сплав там был с Бором вроде как.. icon_biggrin.gif
...я за ней 5 часов в очереди стоял, а оказалась г... icon_sad.gif icon_sad.gif
0  
Фёдор С    16 Мая 2011 (22:47)   #
Цитата(Mr.XX @ 16.5.2011, 22:28)
Не-не..
Борон - это фишер был! icon_biggrin.gif
Кстати единственная в том сете лыжа была категории S - то бишь спортивная!
И не Барон , а Борон
Ну типа не титул , а сплав там был с Бором вроде как.. icon_biggrin.gif
...я за ней 5 часов в очереди стоял, а оказалась г... icon_sad.gif icon_sad.gif

Аааа, да, точно, это Фишерок был, точно г...стенький такой, а Атомики были такие... ну.. кислотного малинового цвета, они между S и A были ближе к S но мягковаты для трассы и льда.
0  
Stephanich    16 Мая 2011 (23:13)   #
Цитата(Mr.XX @ 16.5.2011, 22:28)
Не-не..
Борон - это фишер был! icon_biggrin.gif
Кстати единственная в том сете лыжа была категории S - то бишь спортивная!
И не Барон , а Борон
Ну типа не титул , а сплав там был с Бором вроде как.. icon_biggrin.gif
...я за ней 5 часов в очереди стоял, а оказалась г... icon_sad.gif icon_sad.gif

Ну, вот, и встретились icon_biggrin.gif
почему-то первые лыжи стоят в памяти особо. Карпаты. На какой- то день катания я их сломал, обе в носках. других в секции не было. Друг работал в авто-механическом ин-те. Там в цехе сделали две алюминиевые пластины, см 35 длиной, и сверху на винтах прикрепили. Снизу головки упрятали, а сверху винты так и торчали поверх гаек. И в таком состоянии я сезона два возил их в метро -зрелище то еще было. Ботинки парафинили для жесткости-само собой. В 66-и повезли в Кировск, впервые в горы. жили на географической станции МГУ. , иногда возили на городской склон или на 25-й, а в основном. утаптывали бдижайшие склоны сами без подъемников. Все сборы сопровождали записи Азнавура. Изабель.О-О-
Очков никаких не было. Заболел снежной болезнью , Жуть. В Москву везли с повязкой на глазах
Потом были поездки в Картаты. Ну. там Адамо. Снег идет. Какие лыжи были уже не помню, всякая фигня, типа польского металла. Зимы были снежные, склоны относительно мягкие. Вроде ездил уже ничего. А тут гололед случился. Еду а повернуть не могу, лыжи не держат. Оказывается , канты надо было точить. Тут появились ботинки Ботасы. Сразу начали расти шишки на ногах от ужасной колодки. Отдельная песня - приобретение ботинок. Тогда -Альпина. Толкучка у комиссионки на Рязанке. Сразу нужный размер не найдешь, двойные, тройные обмены. Одну пару выменял у внучки Свердлова в доме на набережной..
ПАмять фикcирует Элан RC-05. Черные Любил я их сильно. Стал призером сразу трех спортивных обществ в Москве Труда и Спартака и Буревестника. А тут появились Фелки белые рейсеры-это вообще сказка. Предприятие мне купило , аж, две пары. и я на этих двух парах ездил 16 лет и решил не изменять Фелкам и прикупил Фелки по-моему Р-20 или 200. Оказались так себе, . Потом Р30. Все уже на карвингах, а я на этих 198см. И только в 2001 появились Фишера, RC-4. А потом пошло Династар, Атомик, Хед, Саломон-спортцех. Как ездить на них-понятия не имел, вот, учусь на форуме.
Но люблю я до сих пор белые Фелки. Обе пары у меня дома, иногда я достаю одну из них и любуюсь. Канавки уже нет, сциклевана. А когда еще пускали на Воробьевку, я брал их и ездил по прямой. Думаю, еще поезжу
  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    16 Мая 2011 (23:34)   #
Цитата(Stephanich @ 16.5.2011, 23:13)
Ну, вот, и встретились icon_biggrin.gif

В 66-ом в Кировск....
млин! Мальчишка я некузявый icon_redface.gif а туда же...в ветераны лезу icon_biggrin.gif

Про Ботасы не напоминай icon_evil.gif До сих пор ноги в шишках! Их еще "Чешская месть звали" icon_biggrin.gif
Дык я их по такому блату доставал!!! не поверишь, через КГБ icon_eek.gif
Белые Volkl Racer!!!!!!!!!!!!!!! Песня наша! Все (!) кто на них катал , их добром вспоминают...
Ну и Адамо ... " Падает снег" cray.gif
0  
Stephanich    16 Мая 2011 (23:44)   #
Цитата(Mr.XX @ 16.5.2011, 23:34)
В 66-ом в Кировск....

Юбилей в этом году - 45-лет. И каждый год ритуал в перый же день-2 бутылки пива, не больше+ палтус. Даже сейчас потекли слюнки.
Впервые увидел там спуск. Его тогда делали с южного склона, если смотреть снизу, чуть правее, где мы сейчас катаемся, с жуткого крутяка, потом в кулуар. Тогда еще участвовал в соревнованиях глубокий старик , по нашим тогдашним меркам, 38-летний Александр Филатов, 29-ти кратный чемпион страны по горным лыжам!!!!!.
Да, ты, конечно пацан еще icon_biggrin.gif , мы даже в одну возрастную группу у Тристы не попадаем.
   21 Января 2016 (21:17)   #

После многолетнего перерыва в катании поехали как-то в КП в 2002м году на 4 дня. Лыжи решил взять отцовские, красные эланы с чёрной змейкой, 205см, середины 70х.. Поставил современные крепления (не помню уже какие). О как же они быстро разгонялись, и как же тяжко было ими ворочать!)))