+63

Разбор лавинного инцидента от 17 января 2014 г. в South Rockes

Храбовченко Владимир Лента автора 23 Января 2014 (11:10) Просмотров: 2062 12

По материалам Canadian Avalanche Centre (CAC)
 

Инцидент произошел с группой из 13-14 снегоходов. Особенность в том, что на склоне были следы нестабильности снега, в частности, линия отрыва доски по слабому слою выше по склону у скальных выходов. Но сверху слабого слоя была мощная жесткая доска. На фотографии лавинных отложений видно, что блоки мощные, а следы снегохода на них - что верхний слой доски очень жесткий.

Однако, в случае сильного воздействия на склон, распространение разрушения связей в слоях может произойти на большой площади. Именно так и случилось во время одновременного движения снегоходов по склону.
Верхняя окружность на фото указывает место срыва доски верхним снегоходом. Сошедшей лавиной его протащило к деревьям и частично засыпало (нижняя окружность).
Второй пострадавший снегоход и водитель были сдернуты лавиной (ударной волной) ниже по склону у края зоны транзита и выката лавины. 
Начатые спасательные работы были проведены быстро, т.к. в группе были райдеры, имевшие лавинное снаряжение и прошедшие обучение на лавинных курсах.
Следы схода (фото внизу) указывают, что вблизи скальных участков снежный покров имеет меньшую мощность и потому слабый слой имеет большее распространение по глубине, и достаточно небольшого воздействия на склон для схода доски

Можно сделать выводы:
1. Жестский с поверхности снег не означает низкую лавинную опасность
2. Более тонкий у скал снежный покров опасен распространением слабого слоя из-за большой разницы и перепада температур у поверхности, в снежных слоях и в приземном слое атмосферы
3. Стабильность снега следует соизмерять с силой воздействия райдера на склон. Снегоходы имеют зачительно большую глубину воздействия, чем лыжники-бордеры, и это воздействие одновременном движении усиливается
Спасибо всем участникам инцидента за то, что поделились своим опытом  и CAC за информацию 
+63
  • 46
  • 33
  • 19
+5  
Храбовченко Владимир    23 Января 2014 (11:18)   #
Коллеги, если вы хотите и далее читать разборы лавинных инцидентов - нажмите, пожалуйста, на зеленую кнопку (стрелку вверх) и\или подпишитесь на блог. Тода мне будет понятно, что эта тема интересна и можно продолжить собирать, переводить, систематизировать и анализировать материалы по разбору лавинных НС
0  
kot-obormot    23 Января 2014 (11:30)   #
Вопрос на троечку, а как тут подписываться на блог? =) 
Тема очень интересна
  • 20
  • 7
  • 7
0  
sister_ksa    23 Января 2014 (11:59)   #
0  
kot-obormot    23 Января 2014 (14:05)   #
Совсем с утра голова не работает ) 
  • 212
  • 92
  • 82
0  
kuba    23 Января 2014 (14:42)   #
в России тоже эта тема актуальна
есть смертельные случаи со снегоходчиками в Хибинах и в Сибири
но у нас осложняется полной лавинной безграмотностью и отсуствия снаряжения
сам наблюдал в ергаках и в приисковым как они утюжат стремные кулуары и лавинные рельефы...
+1  
sondre    25 Января 2014 (10:45)   #
вот что мне нравится так это про лавинную безграмотность у нас, берём хибины-при том потоке снегоходчиков который существует лет пять-всего два трупа и пяток попаданцев,  Саня, ты хоть раз видел снегоходчков(не тех что с обратки таксят,а настоящих? ) на них лавиного оборудования  столько что на фрирайдерах на десять человек только у одного будет,но справедливости ради-один погибший был с активированным АБС..

Второй пострадавший снегоход и водитель были сдернуты лавиной (ударной волной) ниже по склону у края зоны транзита и выката лавины.

у такого типа лавина разве существует ударная волна? 
  • 46
  • 33
  • 19
0  
Храбовченко Владимир    25 Января 2014 (14:16)   #
В оригинале это названо "airblast". Я перевел как "ударная волна". Имеется в виду пыле-воздушная смесь, образовавшаяся при движении разрушенного слоя глубинной изморози и мелких снежных фракций, образовавшихся от разрушения блоков снежной доски. Она движется во фронтальной части лавины и имеет бОльшую скорость чем блоки снежной доски  
  • 46
  • 33
  • 19
0  
Храбовченко Владимир    23 Января 2014 (15:29)   #
Да, у нас тоже такое было. Четыре года назад, во время первого бэккантри фестиваля на нагорье Лагонаки, коллеги снегоходорайдеры утверждали "На Лагонаках лавин нет". После пары инцидентов теперь почти все катаются с биперами, а некоторые еще и с лавинными рюкзаками
0  
Sever75    23 Января 2014 (15:58)   #
они что  все вместе поднимались ? группой ? 
  • 4
0  
АнтонП    24 Января 2014 (14:55)   #
Вы молодец , но разбор слабый. Берите пример с Австрийцев.   http://lawinenwarndienst.blogspot.co.at/
  • 46
  • 33
  • 19
0  
Храбовченко Владимир    25 Января 2014 (14:06)   #
Антон, спасибо за добрые слова и критику. Я не силен в немецком. А что бы вы хотели увидеть в разборе лавинного инцидента ?
  • 4
0  
АнтонП    26 Января 2014 (18:47)   #
Где к примеру Зельден высота 2230 м ЮЗ Склон / 40 градусов
Кто 4 участника, 1 погибший, 3 пострадавших
Когда ( дата)
Лавина - Снежная доска ( сухая) длина 100м ширина 30 м  линия отрыва 0.3 м
Региональная степень опасности - 3 ( существенная)
Сообшение о лавинном состоянии - Обращаться внимание на скопление свежего наностного снега.  Вот могу дать ссылку на книгу она реально очень грамотная!!! Тк катаюсь в Австрии для меня актуальная тема. Тут вся книга идет на разборе инцидентов подобных.

http://free2ride.ru/user/alex_kuzmitskiy/post/3718