По материалам Canadian Avalanche Centre (CAC)
Инцидент произошел с группой из 13-14 снегоходов. Особенность в том, что на склоне были следы нестабильности снега, в частности, линия отрыва доски по слабому слою выше по склону у скальных выходов. Но сверху слабого слоя была мощная жесткая доска. На фотографии лавинных отложений видно, что блоки мощные, а следы снегохода на них - что верхний слой доски очень жесткий.
Однако, в случае сильного воздействия на склон, распространение разрушения связей в слоях может произойти на большой площади. Именно так и случилось во время одновременного движения снегоходов по склону.
Верхняя окружность на фото указывает место срыва доски верхним снегоходом. Сошедшей лавиной его протащило к деревьям и частично засыпало (нижняя окружность).
Второй пострадавший снегоход и водитель были сдернуты лавиной (ударной волной) ниже по склону у края зоны транзита и выката лавины.
Начатые спасательные работы были проведены быстро, т.к. в группе были райдеры, имевшие лавинное снаряжение и прошедшие обучение на лавинных курсах.
Следы схода (фото внизу) указывают, что вблизи скальных участков снежный покров имеет меньшую мощность и потому слабый слой имеет большее распространение по глубине, и достаточно небольшого воздействия на склон для схода доски
Можно сделать выводы:
1. Жестский с поверхности снег не означает низкую лавинную опасность
2. Более тонкий у скал снежный покров опасен распространением слабого слоя из-за большой разницы и перепада температур у поверхности, в снежных слоях и в приземном слое атмосферы
3. Стабильность снега следует соизмерять с силой воздействия райдера на склон. Снегоходы имеют зачительно большую глубину воздействия, чем лыжники-бордеры, и это воздействие одновременном движении усиливается
Спасибо всем участникам инцидента за то, что поделились своим опытом и CAC за информацию