Примерно так выглядели ботинки, в которых я начинал. У них откидывается задник для входа и нет привычных ныне клипс. Зато дизайн космический уже в то время. Когда-то вообще было два варианта ботинок: кожаный и пластиковый. Второй считался уже счастьем. Сейчас о тех временах мало кто из катающихся вспомнит. С тех пор многое изменилось. Новые технологии, материалы, огромный выбор. Разобраться в таком широком ассортименте задача нетривиальная. Между тем, горнолыжные ботинки - самая важная часть снаряжения и вместе с тем самая трудная для выбора.
Кстати, Всех с наступившим Новым годом, Рождеством и прочими радостями жизни в праздничные дни!
Материал получился большим и пришлось разбить его на три логические части для лучшего восприятия. В этой части речь пойдёт о том, как выбрать ботинки любителю и прогрессирующему, а некоторые мысли, надеюсь, будут интересны и опытным. Ну и, как всегда, не обойдётся без философии. Разберём сначала общие вопросы, потом поговорим непосредственно о том, как подобрать ботинки по размеру. Заранее прошу простить за повторение одних и тех же тезисов. Приходится заострять внимание на самых важных моментах, чтобы лучше их выделить. Также постараюсь вникнуть во все значимые нюансы и объяснить подробно "что, как и почему". Чтобы не осталось недопониманий и вопросов. Иначе, не вижу смысла писать шаблоны по пунктам. Поехали...
Введение
Если вам вообще неведомо понятие контроля над лыжами и вы не собираетесь развиваться в плане техники и не имеете об этом вот всём никакого понятия и менять ничего не хотите, то это не страшно - переходите к следующей главе.
Для тех, кто хочет постичь хотя бы азы техники, научиться кататься безопасно и если не супер правильно, то как минимум красиво и вообще проводит на склоне больше времени, чем в кафе, скажу пару элементарных вводных вещей.
Ботинок - это способ передачи усилия от вашего тела - вашей ноги, к лыже, на которой вы едете и которой должны управлять. Чем быстрее и точнее вы передаёте усилие лыже, тем лучше она выполняет ваши команды, что логично. Поэтому ботинки должны быть жёсткими. По аналогии с автомобилем, если вы крутите руль и колёса крутятся вместе с ним - это хорошо. Если колёса начинают реагировать спустя несколько секунд - хреново. Думаю, дальше объяснять не надо. Правильный ботинок даёт достаточный контроль над лыжами, а это в том числе безопасность. Поэтому так важно выбрать именно такой.
Кроме этого, правильный ботинок убережёт вас от травм и подарит комфорт. Эти два момента разберём позже.
мягкие плюшевые ботинки для сидения в кафешке с бокальчиком глинтвейна
Ботинки для любителей любителей любителей
Этот абзац посвящается тем, для кого горнолыжка в целом - это исключительно способ отдыха. Уйти от забот, сменить обстановку, немного размяться, попить винишко и т.д. Сами лыжи для них тем более не интересны, как спортивный снаряд, разве что как способ перемещения от одного бара до другого или смены позиции для фоточки. Это нормально, вы хорошие ребята, катайтесь, отдыхайте, главное - аккуратно. И послушайте один совет. Вы по-любому купите мягкие ботинки. Чтобы не жало и не давило, чтобы приятно и тепло. И продавец в магазине вам именно такие и продаст. Будем смотреть правде в глаза. Поэтому, единственное моё Вам послание: померяйте все мягкие удобные ботинки и купите те, которые лучше остальных облегают ногу. Не берите слишком большие. Пусть ваши пальцы немного касаются ботинка - это только внутренний сапожок. Он толстый, он умнётся, так должно быть. Постарайтесь выбрать модель, в которой пятка будет хорошо зафиксирована - не будет подниматься вверх, а стопа не будет болтаться. Ботинки - не валенки. Они должны сидеть плотно.
правильный злой жёсткий башмак
Выбор для катающихся
И вот тут нет промежуточного варианта. Если вы реально приезжаете на курорт кататься, то вам нужны хорошие жёсткие ботинки, подобранные под вашу ногу. Продавцы называют такие ботинки экспертными, чем вводят в заблуждение. Многие думают, мол я не эксперт же. Поэтому мне надо любительские ботинки попроще и помягче. Не надо слушать консультантов про разные индексы жёсткости, ботинки для начинающих, продолжающих, продолжающих ещё дальше и так далее. Есть только два вида ботинок: для катания и для НЕ катания. А уже ботинки для катания подразделяются на более и менее серьёзные, скажем так, в зависимости от условий и мест катания. Это даже больше разделение категорий катающихся в зависимости от их целей. Кому-то скользить по трассе, а кому-то мочить с отвесных скал.
Сразу скажу пару слов о фирмах. У каждого массового производителя есть как мягкие валенки, так и ботинки для катания. Глобально, они все - ботинки разных фирм, одинаковы по своим катательным качествам. То есть, нет смысла зацикливаться на конкретной фирме. Фишка в том, что разные марки отличаются разной формой колодки. Какие-то в среднем шире и объёмней, другие Уже, разная высота подъёма, объём в области Икры и т.д. Так что, выбирая ботинки, надо мерить разных производителей и разные их модели - они то тоже отличаются в рамках одной марки. Да, довольно сложно для непосвящённого, но зато такое разнообразие даёт возможность подобрать ботинок именно под свои ноги, которые у всех разные.
С этого момента и до конца статьи будем разбираться в концепции правильного ботинка, как он должен сидеть по ноге и почему именно так, ибо это библия для всех.
Жёсткость. В первую очередь надо понять, что правильный ботинок имеет жёсткость (flex index) от 90 и выше для девушек, и для парней от 110 минимум. Ну если вы катаетесь спокойно, то можно максимум на 10 пунктов ниже, но только при условии, что конкретно этот ботинок сел ощутимо лучше. Верхнюю планку определяю на уровне 130 - больше оно ни к чему. В целом, правильный ботинок должен быть жёстким без вариантов. Это показатель, который отделяет ботинки для катания от ботинок для тусовки в кафе. Если ботинок жёсткий, значит всё остальное в нём тоже направлено на катание.
Отмечу, что жёсткость - показатель относительный. И у разных фирм ботинки с одним и тем же показателем могут отличаться по реальной жёсткости, иногда довольно сильно. Например, K2 Pinnacle 130 ощутимо мягче Dalbello Krypton 130. Тоже надо иметь ввиду.
Кроме того, что жёсткий ботинок позволяет хорошо контролировать лыжи, о чём писал выше, он ещё даёт серьёзный плюс к безопасности и комфорту, что не менее важно.
Безопасность заключается в нюансе работы креплений. Дело в том, что нога - ботинок- крепления - лыжа - это связанная конструкция. При критических усилиях ботинок выстёгивается из крепления, уберегая ноги от травм - перелом или разрыв связок. Фишка в том, что чем резче и точнее происходит применение силы, тем больше шансов, что ботинок выстегнется. В мягких ботинках нога зафиксирована плохо, а усилие передаётся системе с запозданием - оно получается размытым. Можно сравнить это с резким ударом кулаком против толчка руками. Энергия в обоих случаях может быть одинаковой, но при резком ударе образуется синяк, а при толчке вы просто отшатнётесь. В плане работы креплений, важно, чтобы усилие не растягивалось во времени, иначе его пикового значения не хватит для раскрывания крепления и будет больно и плохо. Ну и, вспоминая о контроле, когда из-за мягкого ботинка лыжи болтаются, особенно на неровной трассе, это не добавляет к управлению, что тоже не способствует безопасности.
Почему жёсткий ботинок при катании однозначно комфортней мягкого кажется странным непосвящённым, но это правило действует на все 100%. В мягких ботинках нога фиксируется плохо - лыжи гуляют, может даже натирать из-за того, что нога болтается. Катальщик в попытках зафиксировать ногу слишком сильно затягивает клипсы - перетягивает. Как следствие, мягкий пластик продавливается под клипсами, в этих местах ногу пережимает - образуется точечное давление и болевые ощущения. Плюс к этому, передавливает вены - нарушается кровоснабжение, и ноги затекают и мёрзнут. При этом, ботинки всё равно не обеспечивают контроля над лыжами, так как мягкий пластик будет прогибаться, даже если удалось зафиксировать ногу. Кстати, из-за чрезмерной деформации ботинка при катании может давить на подъём ступни, что тоже не добавляет радости.
Узкий жёсткий ботинок изначально хорошо облегает ногу, и его не надо слишком сильно затягивать для обеспечения необходимой фиксации. Поэтому в жёстких ботинках, если они правильно подобраны и настроены, ногам комфортно и тепло, не смотря на более тонкий внутренний сапожок... О котором пару слов. Любой горнолыжный ботинок состоит из внешней пластиковой скорлупы и внутреннего сапожка из мягких материалов. И сапожок можно легко вынуть из пластика.
Из всего вышесказанного вытекает, что фиксация = точность управления, безопасность и комфорт. Так вот если сапожок толстый и мягкий, то ни о какой надёжной фиксации не может быть и речи. Поэтому в экспертных ботинках тонкий сапожок. И это не значит, что он будет холодным, по-крайней мере если не касаться профессиональных спортивных ботинок, о которых в этой статье я вообще не говорю. Надо понимать, что пластик служит стопроцентной защитой от ветра и влаги - такие уж у него характеристики по умолчанию. Это уже серьёзный залог тепла. Плюс ещё внутренник из ткани, и не забывайте про носки. В общем, при отсутствии нарушения кровоснабжения и с учётом активных действий (катание на лыжах) в ботинках будет достаточно тепло, по-крайней мере, в адекватном температурном диапазоне - примерно до -15 - -20. А если стукнет мороз, то при долгом пребывании на улице ноги замёрзнут в любом случае в независимости от толщины валенка в вашей скорлупе. Надеюсь, убедительно.
Ботинки для девочек и мальчиков. Это две разные категории. Ботинки для девочек ниже, мягче и имеют меньший объём. Каблук, как правило, выше - это сделано с учётом женской анатомии. В общем, не советую путать )) Хотя, некоторые дамы катаются в мужских моделях, но такие, как правило, сами знают, что им лучше.
Носки
В следующей главе пойдёт речь о примерке. Поэтому нельзя не сказать о носках, ибо это действительно важно. Важнее, чем может показаться. Горнолыжные носки высокие, потому что сам ботинок высокий. Они бывают разной толщины и могут быть выполнены из разных материалов. Это всегда комбинация материалов. Я голосую за максимально плотные ботинки. Для таких ботинок лучше всего подойдут максимально тонкие синтетические носки без всякого ворса. Обычно есть уплотнения в области пальцев, пятки и голени. Это нормально. Также может быть некоторое содержание шерсти мериноса. Ещё раз подчёркиваю: носки - это критичный элемент, если вы планируете точно подгонять ботинки под ногу. Например, я вообще не могу кататься в толстых носках с ворсом, даже если не затягиваю клипсы, потому что давит. В тонких носках всё хорошо. Если вы не собираетесь заморачиваться в плане точной посадки ботинок, можно взять любые более менее тонкие горнолыжные носки. В любом случае, важно примерять ботинки именно в тех носках, в которых вы собираетесь кататься. Потому что носок должен коррелировать с ботинком, они вместе с вашей ногой - единая система.
Самое частое заблуждение: в тонких носках мёрзнут ноги, в толстых будет теплее. Всё с точностью до наоборот. Если ботинки подобраны правильно, в толстых носках слишком тесно и ногам не хватает кровоснабжения, они затекают и поэтому начинают мёрзнуть.
И ради всего святого не пихайте внутрь ботинка ещё и термобельё и не надо надевать два носка! В ботинке должен быть один горнолыжный термоносок!
такую штуку можно увидеть в магазине, куда вы придёте мерить ботинки
"сухие" замеры дадут некоторое представления, но я советую не полагаться
на эти показания, а больше прислушиваться к ощущениям во время примерки
Размер
Безусловно, очень важно подобрать ботинок по размеру. Выделю три направления: размер по длине, ширине и по объёму. По длине ботинок должен сидеть вплотную. То есть, когда вы только надели ботинки, застегнули и встали со скамейки, пальцы должны касаться сапожка ботинка. Когда начинаете приседая давить голенью на язычок ботинка, пальцы должны чуть-чуть отходить - переставать касаться. Это в идеале. По ширине стопа должна сидеть плотно и не гулять влево-вправо. Равно как и вверх-вниз, конечно. При этом, нигде не должно начать давить до боли и затекать, после того, как вы проведёте в ботинках несколько минут. В идеале, ботинок должен сидеть плотно при незастёгнутых клипсах. А при застёгнутых, фиксироваться идеально. Равномерное давление на ногу - это хорошо. Этого не надо бояться. Местное давление в определённой точке - плохо. И про степень затяжки. Правильно подобранный ботинок не нужно сильно затягивать. Хорошо, когда мы для достижения фиксации застёгиваем каждую из клипс примерно на середину зубчиков. Если приходится затягивать слишком сильно - значит ботинок скорее всего велИк. И не так страшно, если клипсы застёгиваются на первый-второй зубчик - это нормально.
Теперь о фиксации и объёме. Главное в ботинках - фиксация пятки. Пятка должна сидеть очень плотно в расстёгнутых ботинках и фиксироваться идеально в застёгнутых. При нажатии на язычок ботинка голенью, пятка не должна шелохнуться ни в какую сторону. Если вы начнёте тянуть ногу из ботинка, как если бы пытались его снять, незначительное движение вверх (пару миллиметров по ощущениям) допустимо, но в любом случае пятка не должна отрываться от стельки. Чтобы вы понимали, когда я снимаю ботинок (расстёгнутый естественно), пятка выходит, скажем так, со скрежетом.
Самый важный показатель на мой взгляд - это объём. Ботинок должен облегать ногу со всех сторон и во всех местах. Как я уже говорил, самое главное - фиксация пятки. А это в том числе значит, что ботинок должен прижимать её со стороны подъёма стопы. Если подъём ступни слишком высокий, в этом месте будет давить, если подъём низкий, а в ботинке - напротив, то пятку не зафиксировать, пусть даже остальные параметры будут правильные. Поэтому, я советую обращать пристальное внимание именно на объём ботинка в целом, на то, как он сидит по ноге в общем, а не зацикливаться только на длине. Конечно, важно также обратить внимание на объём в области Икры / голени. Там тоже должно быть плотно при застёгнутых клипсах, но не пережимать до состояния затекания.
Придётся потратить солидное количество времени, примеряя ботинки в магазине. С одной стороны, можно надеть ботинок, и он в первую же минуту покажется классным, а на склоне окажется, что он болтается. С другой, может сперва показаться, что он везде давит, а через несколько минут, когда нога привыкнет, всё нормализуется. Короче, ощущения в магазине в тепле в статике могут достаточно сильно отличаться от ощущений на горе на холоде в движении. И все неудобства, замеченные в магазине, могут усилиться. Так что, подойти к выбору надо очень тщательно - походить в ботинках, поприседать, эмитировать поворот на лыжах. Когда вы купите подходящие ботинки, я советую как следует потестить их дома при разной затяжке клипс. Ботинки по закону и, к счастью, по факту тоже, можно сдать обратно в течение двух недель, если вы в них не катались. Либо поменять на другой размер.
Добавлю ещё один момент, который поможет выбрать ботинок правильно. Всегда нужно мерить отдельно внутренний сапожок - лайнер, и отдельно скорлупу. С лайнером понятно - он должен облегать стопу, как носок и быть впритирку со всех сторон - как спереди и сзади, так и по бокам.
Со скорлупой немного сложнее. Есть такое понятие, как шелл-тест. Это когда вы вставляете ногу в голую скорлупу без лайнера. Теорема гласит, что если упереть пальцы в носок ботинка, то расстояние от пятки до скорлупы ботинка должно быть примерно 1,5 - 2 см. Ещё одна теорема гласит, что по ширине пластик ботинка должен касаться ступни по бокам, а если добавить между ступнёй и ботинком стельку ещё одним слоем, таким образом приподняв ступню над подошвой ботинка, то касание должно либо пропадать, либо становиться еле заметным.
Часто этот способ реально помогает правильно подобрать размер по длине и ширине и в целом помогает выбрать подходящий по размеру ботинок.
Но ботинки - это не только длина и ширина в нижней части, а совокупность параметров, которые надо рассматривать в комплексе... Вспоминаем про объём.
Подытожим: общее правило при выборе ботинок - чтобы везде сидели плотно и нигде не жали, не создавали отдельных точек давления, которые со временем начнут болеть, и чтобы нога не затекала. Основное - фиксация пятки, куда ж без этого. Конечно, найти такой ботинок невозможно очень сложно. Поэтому правильный ботинок нуждается в индивидуальной подгонке. Это отдельная тема для разговора.
Подробнее о ширине. Ботинки для катания обычно бывают шириной 98-100 мм. Некоторые модели имеют ширину 101-102. Всё, что шире - почти всегда мягкие валенки для кафе. Единичные модели, типа Dalbello Boss - 103мм, также довольно жёсткие и подходят для катания. Но больше я таких не знаю. Всё, что уже 98, уже для спортсменов и нам не очень интересно. И тут бесполезно мерить стопу. Надо смотреть по ощущениям. Большинству подойдут ботинки 98-101 мм. Я свои ноги намерил примерно на 110 мм. Ботинки у меня 98. Короче, если замеры длинны ступни на ногомерке ещё актуальны для понимания того, какой примерно размер вам мерить, измерение ширины ничего не даст, по-крайней мере, самостоятельное. Только специалист, изучив вашу стопу, может внести ему одному известные корректировки и сделать какие-то правильные выводы. Тут надо отметить, что есть товарищи с очень узкой стопой, которую удаётся зафиксировать только в узких спортивных ботинках с шириной колодки 95 мм. В этом случае есть смысл мерить спортивные ботинки с данной шириной. Ничего страшного, что они будут по-спортивному жёсткими. Просто выбирайте самые мягкие варианты из жёстких. Бывает, катальщик совсем хрупкого телосложения и нога совсем маленькая. Такая ситуация возникает в основном у девушек. Тогда есть смысл обратить внимание на юниорские спортивные ботинки.
Добавлю ещё технический момент – ширина колодки ботинка обычно указывается производителем для размера 26-26,5. С увеличением размера на единицу, ширина колодки фактически вырастает на 2 мм. Если в характеристиках ботинка стоит ширина колодки 100мм, то это параметр для размера 26-26,5. То есть, эти же ботинки в размере 27-27,5 будут иметь фактическую ширину колодки 102мм.
Один нюанс по размерной сетке, который надо знать. Ботинки бывают целого размера - 26, 27 и т.д. Бывают 26,5 и 27,5. Так вот ботинок 26 и 26,5 имеет одну и ту же скорлупу, то есть размер и плюс половинка - это один и тот же пластиковый ботинок 26-26,5. Разница только в размере лайнера, который может быть меньше скорлупы на полразмера. Например, ботинок размера 27 имеет скорлупу длиной 315мм и лайнер размера 27. Этот же ботинок в размере 27,5 имеет ту же скорлупу 315мм, но лайнер уже чуть больше - на полразмера. Поэтому, если вы надели ботинок 27,5 и поняли, что он вам большой, то, фактически, нет смысла мерить ботинок 27, надо сразу брать 26,5, где скорлупа будет на сантиметр короче. Чаще всего, лайнер со временем разнашивается и в этих полумерах вообще не остаётся смысла.
В заключение о выборе ботинок
Не смотря на видимую трудность, фактически, исходя из наших целей, размера и вообще совокупности факторов, нам подойдёт буквально 2-3 пары ботинок из всего ассортимента. То есть, тех ботинок, которые сели ощутимо лучше остальных и между которыми можно уже выбирать тщательно. Другое дело, что отнестись к их поиску надо ответственно. Я бы советовал объехать все имеющиеся крупные магазины, где представлен более или менее отличный друг от друга ассортимент. Пусть на это уйдёт несколько дней. Лучше так, чем потом долго страдать за свои же немалые деньги, которые окажутся выкинутыми в пустоту. Ибо если ботинки совсем не подходят, то придётся их менять, а б/у получится продать за копейки.
В следующей статье коснёмся вопроса подгонки ботинок. Также поговорим о том, какие бывают лайнеры и что делать со стельками.
P.S. Это первая часть из трёх, и если я чего-то не сказал, значит, скорее всего, это будет в одной из следующих частей.
P.P.S. Я пишу статьи исходя из того, как бы я ответил на вопрос, что посоветовать по снаряге. Некоторые моменты могут быть упущены намеренно, потому что я считаю данную информацию лишней.
P.P.P.S. К счастью, эта часть оказалась самой длинной. Две последующие будут гораздо короче
Продолжение
Если не ошибаюсь,тут зависит от фирмы, в какую сторону половинки одинаковые. Когда мерил Скарпу, у размеров 29 и 29,5 был разный размер скорлупы.