В 1-ой части статьи я рассказал, как выбрать ботинки по размеру. В этой статье поговорим о том, почему так важно точно посадить ботинки на ногу и к кому обратиться по этому вопросу. Как раз для этого существуют специально обученные люди, которые зовутся "бутфитеры". Производное от английских "boot"- ботинок и "fitting"- подгонка - это понятие, собственно, то и означает. Специалист по подгонке ботинок также может максимально эффективно помочь вам с выбором ботинок, которые сам же потом и будет настраивать под ваши ноги. Поэтому, главный совет, который я мог бы дать в плане покупки правильных ботинок - это обратиться к грамотному бутфитеру. Но тогда можно было бы ограничиться этой одной строчкой. Факт в том, что грамотные специалисты в этой области, к сожалению, люди редкие и за пределами столицы их практически не найти. Поэтому большинству любителей крайне затруднительно либо совсем невозможно к ним попасть. Если говорить о выборе ботинок, то это можно сделать самостоятельно, хотя обычно при выборе ботинок новички всегда часто ошибаются с размером в бОльшую сторону, ну и не учитывают разные другие нюансы. Касаемо бутфитинга, придётся таки обращаться к мастерам в любом случае. Так зачем тогда об этом разглогольствовать? А затем, чтобы повысить образованность катающегося населения, объяснить необходимость и полезность данного действия. Ведь при желании, найдутся и возможности. А реальность такова, что не только новички, но и зачастую любители, которые катаются не первый год, вообще имеют размытое представление о выборе горнолыжных ботинок, либо не имеют его совсем.
Индивидуальная подгонка - бутфитинг
Я уже упомянул, что выбрать ботинок идеально по ноге практически невозможно. Дело в том, что любой ботинок для катания - это в той или иной степени заготовка. Понятно, что ботинки производят по некоторому шаблону под условно среднюю ногу. А форма ноги у всех разная. Даже у одного человека левая отличается от правой. Поэтому у нас есть возможность подобрать максимально приближенную форму под свою ногу и потом довести её до ума. Повторюсь в тысячный раз: правильные ботинки должны чётко фиксировать ноги, причём по большой площади.
Что может сделать производитель? В мягких ботинках, которые НЕ для катания, вставляют толстый внутренний сапожок, который облегает ногу везде. Правда, где-то лучше, где-то хуже. Он всегда уминается со временем (часто очень быстро). И складывается ситуация, когда в магазине ботинки вроде сидят плотно, а через несколько выездов на гору начинают болтаться. Но мы то выбираем ботинки для катания. Там всё должно быть плотно.
И тут производитель придумал термоформовку внутренника. Это, скажем так, первый уровень индивидуальной подгонки ботинка. Суть в том, что сапожок под воздействием температуры принимает форму ноги и, остыв, остаётся в таком положении. И хорошо, если этого будет достаточно для подгонки. А если нет...
К сожалению, не всегда этого бывает достаточно, так как сапожок тонкий, и остаются точки, в которых давит на ступню. Тогда придётся подгонять скорлупу, то есть пластиковый ботинок, в этих местах. Скажу сразу. Если ботинки подобраны верно, то они хорошо сидят в пятке, подъёме и районе Икры и давит в основном только в области ступни. Дело в том, что точечные давления в области пятки и особенно подъёма лечатся крайне неохотно, либо не лечатся вообще. Устранить избыточное давление по краям ступни - не проблема. Часто так и бывает. Думаю, в этом даже есть рассчёт производителя. Ботинок высокого уровня заведомо делается узким в ступне, чтобы его можно было подогнать под ногу. Потому что увеличить объём ботинка в области ступни можно, а вот сделать ботинок меньше и Уже - тяжело. Собственно, практически в каждом приличном большом магазине есть сервис по бутфитингу. Наверное, не зря. Правда, в России с этим очень туго. В Москве и Питере таких мест по пальцам руки пересчитать. В остальной России не знаю надёжных спецов в принципе (кто знает, советуйте).
И тут встаёт вопрос ребром. Кто реально готов заморачиваться точной подгонкой? Мало того, что это недёшево, так ещё надо ехать в столицу...
Говоря о точной подгонке, это всегда вопрос комфорта и здоровья. Что я имею ввиду? Если уж мы решили обладать ботинками, близкими к совершенству, то выбираем плотно сидящую модель, которая, вполне возможно, будет доставлять дискомфорт в некоторых точках, о чём писал выше. Иногда это даже приводит к деформации стопы. Когда ноги ломит и карёжит, кататься невозможно в принципе. Вот для устранения этих проблем и нужен бутфитинг. Да, может так случиться, что за один раз не получится всё исправить. Ведь в магазине одни ощущения, а на склоне может что-нибудь вылезти... Скажу так. Если вы прям плотно катаетесь и есть возможность, то оно того однозначно стОит.
Правда в том, что большинство любителей не пойдут на такой шаг. Тогда лучше из тех 2-3-х пар лучше всего подходящих ботинок выбрать более лояльную (вспоминаем статью первую), чтобы потом не было мучительно больно. Пусть не всё будет идеально в плане фиксации, зато будет комфортно.
Замечу, однако, что те новички, которые обратились за покупкой своей первой пары к специалисту и сразу приобрели правильные ботинки и посадили их по ноге, сэкономили не только время и деньги, но и свои нервы. Ибо не пришлось им терпеть тягот и лишений при катании в неподходящих башмаках.
Лайнер
Он же сапожок / внутренник. На всех правильных ботинках стоит термоформуемый лайнер.
Самые распространённые из них - это сапожки, выполненные из разных мягких материалов, которые со временем уминается в критических точках давления и принимает форму ноги. Называться они могут по-разному: TruFit, CustomFit, ещё какой нибудь Суперфит. Бывает, в магазине предлагают нагреть сапожки феном, чтобы лучше сели на ноги. По факту, такие лайнеры и так сядут по ноге по мере катания, как обычные спортивные кроссовки. Так что, в этой процедуре нет необходимости. В целом, это обычный тонкий сапожок. Если ботинки с таким лайнером хорошо сидят, то это нормальный вариант, который используется в более бюджетных моделях ботинок для катания. Второй вариант существенно отличается...
Есть отдельная категория лайнеров, которые имеют в составе запекаемую пену слоем по всей площади, либо полностью выполнены из пены (Ultralon, если быть точным). Такие внутренники запекаются в печке при температуре около 100 градусов. Они очень точно принимают форму стопы и сохраняют её на долгое время, не деформируясь и не уминаясь. На мой взгляд, по сравнению с запекаемыми лайнерами из пены, все эти КастомФиты - голимый маркетинг.
Самые распространённые запекаемые лайнеры - Intuition. Также, некоторые производители ботинок выпускают совместно с компанией Intuition лайнеры под свои ботинки, например Dalbello, Full Tilt, Movement. Фактически, это тот же самый Intuition, просто с логотипом фирмы, производящей ботинки. Есть и другие запекаемые лайнеры, но они довольно редки - например, Sidas.
Считается, что такие сапожки - это продвинутый уровень для опытных райдеров. Не совсем согласен. Такие запекаемые лайнеры на данный момент являются самыми комфортными, если они правильно подобраны и посажены по ноге. Кроме того, благодаря своей пенной конструкции - то есть, пористому материалу, эти лайнеры очень тёплые при крайне малом весе и сохнут в разы быстрее "тряпочных". Ну, если такого счаться достойны только опытные, то ОК. Единственное, справедливо будет отметить, что не каждый любитель станет заморачиваться с подбором и запеканием. Такими вещами в основном занимаются как раз заядлые катальщики. Так что, тут скорее обратная связь. Ну и тем более не каждый готов купить такие ботинки в силу их цены. Только сам лайнер стоит около 15 килорублей. Хотя, модели прошлых сезонов можно найти с огромными скидками в крупных сетях, как лайнеров, так и целых ботинок. Понятно, что при желании попробовать такую технологию, вы купите целый ботинок с внутренником Intuition - сокращённое обозначение I.D. Хотя, лайнер можно купить и отдельно. Все мои друзья обзавелись экспертными ботинками с запекаемыми сапожками по ценам новых любительских ботинок. Так что, опять таки, было бы желание.
Добавлю, что купленный отдельно лайнер можно вставить в любые ботинки. Тут крайне важно правильно выбрать его по размеру и толщине. Без соответствующего опыта легко промахнуться. Но такая практика существует и позволяет повысить комфортабельность ботинок. Кстати, о комфорте, пусть вас не смущает жёсткость "пенных" запекаемых сапожков. При первом знакомстве оно так часто кажется. На деле, они обладают непревзойдённым уровнем удобства, выражаясь языком маркетинга )) Надо также учитывать, что удобство наступает после запекания, потому что в первозданном виде сапожок представляет из себя усреднённую заготовку. И ощущения "до" и "после" могут сильно разниться.
Ролл или язычок
привычный язычок конструкция "улитка"
Есть два варианта конструкции лайнера. Первый - это когда присутствует язычок, как в обычной обуви. Это самый распространённый вариант. Такие лайнеры бывают как неформуемые, так и формуемые и запекаемые. Второй вариант - когда лайнер состоит из левой и правой части, которые накручиваются друг на друга, обжимая ногу. Такая конструкция часто называется ролл или "улитка" и используется в запекаемых лайнерах, в том же Intuition и, скажу вам, заслуживает пристального внимания.
Ролл-конструкция, как мне показалось, жёстче и лучше удерживает ногу, меньше поддаётся прогибанию. Такая форма сама по себе является дополнительным каркасом жёсткости ботинка, плотно облепляя голень. По крайней мере, мне "улитка" понравилась больше. Друзья, купившие такие лайнеры по моему совету, тоже остались довольны.
Есть ещё одна модификация внутренника, точнее - дополнение. Применяется в близких к спортивным и верхних фрирайдных ботинках. И это шнуровка:
Слева мы видим ботинки с классической шнуровкой, как на спортивных моделях. Справа - эксцентрик, то есть система утяжки тросика посредством колёсика сбоку сапожка (в данном случае). Это вариант фрирайдного лайнера. Насколько надёжна "крутилка" - вопрос спорный. Факт в том, что если сломается, починить будет гораздо сложнее, чем купить новые шнурки (да можно даже использовать репшнур на крайняк). Да, шнурки дают хорошую дополнительную фиксацию. Насколько это надо... Спортсменам точно не помешает. Любителям, по-моему, особо ни к чему. Если, конечно, вы не заядлые любители "ходить" трассу. Как-то незаметно мы перешли в сегмент спорта, где обычно без чужих советов все знатоки )) В общем, мне хватает запекаемой "улитки" без всяких шнурков. Считаю этот вариант универсальным для фри-катания - то есть как по трассам, так и за их пределами.
Стельки
Стельки тема отдельная. Мало кто знает, но в ботинках для катания, стельки - это заготовка. Кататься с такими стельками можно. Они даже имеют некоторую боковую поддержку и анатомическую форму. Многие и не заморачиваются и чувствуют себя вполне нормально.
Если вы катаетесь постоянно и помногу, есть смысл озаботиться и приобрести индивидуальные стельки. Я разделю их на две категории. Первая - готовые стельки, выбранные по вашему размеру с учётом некоторых особенностей ноги. Такие стельки можно просто купить в магазине, вставить в ботинки и сразу в путь. Они обладают лучшей поддержкой стопы и могут иметь разную высоту подъёма, то есть тоже в какой-то степени минимальная настройка под определённую ногу.
И вторая категория - индивидуально изготовленные стельки. Этот вариант будет учитывать все нюансы вашей стопы, включая плоскостопие и прочие болячки. Такие стельки формуются и запекаются под конкретную ногу. Результат, конечно, максимальный. Минус - цена примерно от 8-10 килорублей и для этой процедуры надо обращаться к специалистам, тем самым бутфитерам, которых раз-два и обчёлся. Что я могу сказать исходя из своего опыта: если у вас реальные проблемы с ногами, которые мешают кататься, и вы не намерены это терпеть, необходимо заиметь такие стельки. Они реально помогут, особенно если в остальном ботинок тоже подогнан правильно. Если нога стандартная и каких-то критичных проблем нет, то вполне можно обойтись обычными НЕзапекаемыми анатомическими стельками. Ценник около 3-х К, что тоже деньги, зато стелек хватит надолго, а здоровье ног дороже. Ну а если вас этот вопрос совсем не колышит, катайтесь в родных стельках, как большинство, и не парьтесь. Правда, если попробуете кастомные запекаемые стельки, вряд ли захотите их на что либо менять ))
"родные" стельки анатомические стельки с поддержкой стопы
пример индивидуально формуемых стелек до запекания
Для тех, кто постоянно мёрзнет, существуют стельки с подогревом. Работают от аккумулятора, который крепится снаружи ботинка.
Эта штука на самом деле эффективно подогревает ноги в холодную погоду и реально поможет "мерзлякам". Минус, как водится, один - недешёвое удовольствие.
Как можно видеть, со стельками не так всё просто, как может показаться. Советую задуматься.
Технология Vacuum
Хочу отдельно поговорить о технологии Vacuum от Fischer и ей подобных. Мы уже поговорили о запекаемых лайнерах и стельках. Но это ещё не предел. Есть такая технология, когда по ноге запекается целый ботинок вместе со скорлупой. Скажу сразу, для меня эта тема довольно спорная. Давайте разберёмся. Vacuum - это технология формовки одновременно лайнера и скорлупы (пластикового ботинка), которая со слов создателей гарантирует правильную посадку всего ботинка с учётом всех особенностей ног клиента. Ботинки целиком запекаются в печке и в специальном чехле с помощью вакуумного эффекта облегают ногу и, остывая, запоминают форму. Есть похожие технологии и у других брендов, когда наружная скорлупа также запекается, только уже без вакуумного эффекта. И, казалось бы, все проблемы решены. На самом деле, не стОит безоговорочно доверять этим технологиям. Сразу скажу, Vacuum от Fischer выглядит самой продвинутой на данный момент и, судя по отзывам, самой эффективной. Тем не менее, у этой термоформовки тоже есть свои пределы. И если вы неправильно подобрали размер или колодка ботинок Fischer Vacuum вам совсем не подходит, то далеко не факт, что получится как положено посадить этот ботинок под вашу ногу.
Конечно, достаточно обладателей так называемых Ваков пребывают в полном восторге от своих ботинок. То есть, технология на самом деле хорошо и эффективно работает при грамотном подходе. Я лишь хочу подчеркнуть, что Vacuum - не панацея. И есть вариант, что вышеупомянутые ботинки просто не подходят вам от слова "совсем". А значит, надо быть внимательным, и при выборе ботинок в любом случае советоваться со специалистом.
Касаясь похожих технологий от Salomon, Atomic или каких-либо других фирм. Честно говоря, сколько ни сталкивался, само по себе запекание, как правило, не даёт идеального результата, особенно при условии проблемных ног. Иначе все бы уже давно катались в таких ботинках... Так что, маркетологам доверяй, а сам будь начеку.
Личный опыт
Сам я использую лайнер Intuition на протяжение 5 сезонов. У меня самый тонкий и плотный вариант "улитки". Фактически, он состоит из одной только пены. Он отлично садится по ноге после запекания, не промокает, потому что синтетическая пена практически не впитывает влагу, и превосходно держит тепло. Короче, если вам подойдут ботинки с таким лайнером, либо вы заморочитесь и займётесь подгонкой таких ботинок, то наверняка обретёте большое горнолыжное счастье. Кстати, запечь такой лайнер можно самостоятельно в домашних условиях. Об этом я расскажу как нибудь в другой раз.
Что касается пластикового ботинка, а это Dalbello KR 2 PRO ID flex 130 (считаю его неимоверно комфортным при 130 жёсткости... нет, мягче не хочется), он довольно узкий и давил мне по бокам ступни. Временами начинало ломить так, что еле передвигался по склону. Поэтому пришлось обратиться к бутфитеру для решения проблемы. К счастью, серьёзного вмешательства не понадобилось, и всё обошлось корректировкой ширины ботинка. Казалось бы, всего-то корректировка... а улучшения кардинальные. Так бывает, когда работают настоящие профессионалы. Теперь ботинки сидят очень комфортно. Можно находиться в них весь день, не снимая и не чувствуя неудобств. Стельки поменял на обычные анатомические. По ощущениям стало удобнее и нога сидит точнее. У меня и до этого не было проблем в этом плане, и ноги вполне стандартные. Главное изменение заключаются в том, что раньше при долгом пребывании в ботинках стопы начинали ныть, как если долго стоять босиком на ровной твёрдой поверхности. С новыми стельками такого не наблюдается.
Хочу ещё добавить из личного опыта. Есть такой момент, связанный с весом. В зависимости от изменения массы вашего тела, ноги могут совсем по-разному ощущать себя в ботинках. Говоря конкретно, когда я покупал свои ботинки, весил около 86-и кг и тогда они мне казались адски узкими и ваще супер впритык. Через пару лет вес упал почти на 10 кг и стало норм. После подгонки вообще не осталось проблем. Так же слышал историю, когда человек за лето так поправился, что не смог кататься в своих ботинках из за боли в стопе. Так что, этот момент тоже надо как-то учитывать. Правда, не знаю как... Ну типа не меняйте вес, что ли ))
Подытожив, могу уверенно сказать, что бутфитинг - это необходимость для заядлых катальщиков, когда надо точно попасть в яблочко, расположенное между фиксацией и удобством. Иногда достаточно просто запечь внутренний сапожок. Чаще приходится решать проблему комплексно. Так или иначе, пока у вас не появятся качественные посаженные по ногам ботинки, всё время будет присутствовать недосказанность. Там не то, это не так... И постоянное желание что-то улучшить. К слову, на конкретный вопрос, можно ли идеально посадить ботинки по ноге, мастер, который фитил мне боты, однозначно сказал, что можно. То есть под любую ногу можно подобрать и подогнать ботинки. Звучит обнадёживающе, не так ли? ))
В Москве несколько специалистов, к кому можно обращаться по поводу выбора ботинок, бутфитинга и изготовления стелек. Они присутствуют на форуме, и их без труда можно найти, задав соответствующий вопрос. Я делал ботинки у Александра Гордеева в Спортмастер Про на Варшавском Шоссе - доверяю его богатому опыту и отзывам благодарных клиентов. Собственно, результат работы абсолютно положительный, как и писал выше. Саша - настоящий профи. Большое Тебе спасибо! Прошу понять правильно - это не значит, что остальные плохие. Это значит, что Саша Гордеев - молодец ))
В заключение хочу ещё раз напомнить о важности правильного выбора ботинок, о целесообразности подгонки по ноге, потому что это в том числе ваше драгоценное здоровье. И пользуйтесь услугами только квалифицированных грамотных специалистов. И будет вам большое горнолыжное счастье.
А в следующей и заключительной статье пойдёт речь о разных группах ботинок в зависимости от их назначения и целей катающегося. Также поговорим о некоторых технических моментах и конструкции ботинок в целом.
P.S. Что касается моего мнения по некоторым вопросам по поводу подбора снаряжения и того, почему что-то я считаю лучше другого, и почему лучше поступать так, а не эдак - это всё мой личный взгляд. Я советую исходя из своего опыта. Благо, его маленько имеется.
Продолжение
Пока не читал.
Тоха вот что значит нет снега, для тебя.
Всмысле теперь опусы строчишь.