Начало:
Разговоры о снаряге. Горнолыжные ботинки. Часть 1
Разговоры о снаряге. Горнолыжные ботинки. Часть 2
Помимо того, что ботинки отличаются по жёсткости, размеру, ширине и некоторым нюансам, глобально, сушествует разделение на целевые группы, где тоже есть свои особенности, о которых и пойдёт речь далее. Также поговорим о конструкции.
Целевые группы
Можно разделить ботинки на несколько целевых групп. Чем выше уровень ботинка, тем точнее его специализация.
Универсальные ботинки для катания по трассе
Прекрасно подойдут любому любителю. Если можно так выразиться - это любительские экспертные ботинки. Они не имеют определённой узкой специализации, конструкция простая - без каких либо примочек. Сапожок чаще всего обычный тряпочный термоформуемый (не запекаемый). Из полезных ништяков в таких ботинках могут присутствовать резиновые накладки на подошву, которые облегчают передвижение пешком по твёрдой поверхности.
Сразу хочу отметить такой момент. Мы уже говорили, что подобрать ботинки по ноге достаточно сложно. Поэтому, не обязательно зацикливаться только на одной категории ботинок. И если даже вы катаетесь по трассе, есть смысл мерить некоторые модели из нижеприведённых групп, которые также могут подойти для обычного туристического катания. Подробнее об этом скажу ниже по тексту.
Узконаправленные ботинки
Это ботинки для: фристайла, фрирайда и скитура.
• Сперва про ботинок для фристайла - это довольно специфическая категория. Отличается в первую очередь углом наклона голенища - он меньше относительно вертикали. Короче, он более прямой. Кроме того, такие ботинки мягче для амортизации на приземлениях. Кататься в них можно, но, всё же, лучше выбрать модель именно для катания. Но в крайнем случае, если только ботинки для фристайла вам сели по ноге и нет никакой возможности посоветоваться с бутфитером, можно купить такие ботинки для любительского катания. Но я бы советовал рассматривать такой вариант в последнюю очередь.
• Ботинки для фрирайда - все они прекрасно подходят для катания и по трассам и вообще являются вполне универсальным инструментом. Фактически, по своему назначению это высшая степень развития экспертного универсального ботинка. По своей сути же это приспособленный под нужды фрирайдеров спортивный ботинок. Вне трасс требуется больше амортизации и гашения ударов, поэтому фрирайдные боты мягче дубовых спортивных. В подошве присутствует супинатор (резиновая вставка - либо под пяткой, либо на всю длину подошвы) для гашения вибраций и амортизации при прыжках на естественном рельефе. Лайнер более комфортный и тёплый, чем на спортивных ботинках. На "верхних" моделях ставят запекаемый лайнер. Подошва ботинок часто с резиновой накладкой. Бывают сменные накладки - резина / пластик. Но, к сожаоению, не всегда. Об этом скажу позже. Если такие ботинки сели на ногу лучше других, можно смело брать для катания как по трассам, так и рядом, да и вообще для всего. В том числе для первых трюков в парке вполне подойдут.
• Ботинки для скитура. Отличаются в первую очередь наличием переключателя ходьба-катание. Не путать с мягкими ботинками для кафе, где переключатель, как говорят маркетологи, нужен для удобства перемещения между барами. Здесь он нужен для того, чтобы было удобнее ходить на лыжах посредством скитура (google). Также имеют резиновую либо сменную подошву. Это основное.
Я разделяю ботинки для скитура на две категории.
Ботинки для хождения с функцией катания
Это, пожалуй, самый специфический девайс из всех ботинок. Он максимально заточен под передвижение на скитуре, а также пешком по разной горной местности, в том числе по камням. Часто имеет полноценную толстую резиновую подошву, например, Vibram и пиновые крепления (google). Такие ботинки актуальны заядлым скитурщикам, скиальпинистам и никак не подходят любителям по целому ряду причин. Эти ботинки часто несовместимы с обычными креплениями. Это надо учитывать.
Ботинки для катания с функцией хождения
Это уже совсем другой ботинок. Это, фактически, обычная фрирайдная модель с добавлением функции хождения, которая даже выражена не слишком ярко. На них точно так же можно прекрасно кататься по трассам и вообще везде, просто не используя этот переключатель, как будто его нет. Хотя, если переключить в режим "ходьба", то перемещаться пешком действительно будет немного удобнее. Подошва всегда с резиновыми вставками, но чаще всего подходит под любые крепления экспертного уровня.
И раз уж речь зашла о хождении. Упомянутые мной резиновые накладки на подошве сильно облегчают процесс хождения и препятствуют скольжению. К сожалению их не всегда бывает достаточно. Ибо полноценная резиновая подошва в любом случае лучше. А если ботинок полностью пластиковый снизу и нет даже функции сменной резиновой подошвы, то это совсем неудобно. Дело в том, что на больших горнолыжных курортах часто приходится преодолевать солидные расстояния от гостиницы до подъёмника, потом от подъёмника до кафе и опять в гостиницу и т.д. И делать это приходится в ботинках. И зачастую под ногами оказывается не мягкий снег, а тротуарная плитка или асфальт... здравствуй, Сочи. Да и в Приэльбрусье приходилось идти по дороге от Азау до Терскола по асфальту (( И вот с пластиковой подошвой это, прямо скажем, жопа. Да и можно убить подошву ботинка, если часто проделывать такие трюки. Постоянно носить с собой кроссовки, разумеется, крайне неудобно (лично мне приходилось). И вот есть такой вариант на этот случай - ski boot traction.
Это резиновая подошва, которая подходит под любой размер ботинка и не занимает много места. Крепется по принципу кошек - натянул / снял. Признаться честно, я не пробовал, но есть положительные отзывы товарищей. Производят данный девайс как именитые фирмы, так и менее дорогие конкуренты. Отзывы и где купить, без проблем можно найти на просторах рунета. В крупных сетевых магазинах столицы представлены и есть в наличии.
Конструкция ботинок и концепция пластикового язычка
Сначала коротко о том, из чего делают внешние пластиковые ботинки. Не вдаваясь в подробности, это разного рода полимеры - пластик, полиуретан, полиамид и т.д... Они бывают мягче или жёстче, немного по-разному, но всегда поддаются индивидуальной подгонке, если речь идёт о ботинках для катания (вспоминаем бутфитинг). Ботинки могут быть сделаны из какого-то одного вида пластика или скомбинированы из разных по свойствам полимеров - где-то более мягкая зона, где-то жёстче. В экспертных моделях пластик достаточно прочный и долговечный, чтобы прослужить много лет, не теряя своих свойств. Есть достаточно людей, которым ботинки служат более 10-ти лет. Притом, это заядлые катальщики. Любителям, которые выезжают на ГЛЦ пару раз за сезон, хороших ботинок может хватить на всю жизнь.
В плане конструкции ботинок есть два основных решения.
Первое - это когда две части ботинок - левая и правая, располагаются внахлёст друг над другом. При застёгивании клипс, этот рулет затягивается и фиксирует ногу. Одна часть рулета - нижняя горизонтальная, к ней в области пятки присоединяется вертикальная часть рулета, которая затягивает область голени. То есть, в целом ботинке мы затягиваем отдельно нижнюю часть посредством двух клипс и отдельно верхнюю так же двумя клипсами. Такая конструкция применяется как в спортивных ботинках, так и в большинстве экспертных моделей любительского уровня и вообще является самой распространённой. В ботинках для фристайла и фрирайда тоже применяют такую конструкцию, но альтернативный вариант завоёвывает всё больше популярности. О нём в следующзем абзаце.
Здесь мы имеем две части пластикового ботинка, которые расположены слева и справа от ступни и которые не контактируют друг с другом. В области пятки крепится вертикальная часть, устроенная по тому же принципу. Посередине поверх них расположен платиковый язычок, который тоже является частью наружного платикового ботинка и откидывается вперёд для удобного входа в ботинок. Этот язычок цельный и начинается с самого носка ботинка. Когда мы застёгиваем клипсы, боковые части ботинка фиксируют стопу по бокам, а центральный пластиковый язычок разом накрывает эти боковушки и придавливает подъём и голень сверху. Такая конструкция называется cabrio design по аналогии понятно с чем. Чаще всего применяется в ботинках для фристайла и фрирайда.
Такая конструкция обычно предполагает наличие трёх основных клипс, средняя из которых расположена диагонально в области пятки. Она является самой важной и направленно фиксирует пятку, притягивая область подъёма к пятке и как бы вдавливая её вниз и назад. Язычок же является основным ребром жёсткости ботинка. Таким образом, обеспечивается плотное прилегание ботинка к верхней части стопы по всей площади язычка. Также это конструктивное решение положительно влияет на прогрессивную жёсткость ботинка. Язычок выступает в роли пружины, которая смягчает давление в начале применения силы и становится более жёстким по мере её нарастания.
В некоторых экспертных моделях в комплекте идут два таких пластиковых язычка - они съёмные и взаимозаменяемые. Один - мягкий, другой - жёсткий. Соответственно, для более комфортного и более агрессивного катания, когда важно, чтобы ботинок жёстче держал ногу и точнее передавал усилие на лыжу.
Клипсы и их количество.
Они бывают немного по-разному устроены, но все варианты достаточно надёжны. Некоторое недоверие вызывает лишь конструкция Full Tilt, где много нагрузки приходится на тросики.
Типа, там есть чему ломаться. Хотя, жалобы случаются нечасто, а запчасти клипсы продаются отдельно. Dalbello тоже использует тросики в своих фрирайдных и фристайлических моделях, но там всё реализовано гораздо проще и, на мой взгляд, надёжнее. По крайней мере, за 5 лет активной эксплуатации проблем не выявил. Хотя, у некоторых моделей Full Tilt тоже есть конструкции, подобные Dalbello. Видимо, откликнулись на претензии по поводу ненадёжности конструкции.
Если говорить о количестве клипс, в классической конструкции их чащу всего 4, вариант cabrio design подразумевает 3 основные клипсы. Казалось бы, чем больше - тем лучше. На самом деле, в обоих случаях при правильном выборе ботинок, фиксация ноги абсолютно достаточна.
Отмечу ещё, что в моделях для фристайла может быть вообще две клипсы. Думаю, это не лучшее решение для катания, но и назначение ботинка другое.
Ещё клипсы можно настраивать каждую индивидуально. В некоторых ботинках клипсы либо гребешки, за которые они цепляются, переставляются ближе / дальше друг от друга. Это, так сказать, макро регулировка.
Есть и микрорегулировка, когда клипса крутится на резьбе и становится длиннее / короче. И то, и другое очень полезные функции. Не стоит пренебрегать микрорегулировкой. Иногда один-два оборота клипсы могут оказать довольно существенное влияние при условии тонко подогнанного ботинка.
Личный опыт и боязнь жёсткого ботинка
Я уже упомянал, что у меня Dalbello KR2 PRO и говорил, как мне понравился запекаемый сапожок в этой модели. Что же касается концепции, уже можно было догадаться, что я так же являюсь поклонником cabrio design. По моим ощущениям, фиксация пятки выражена наиболее ярко и, как уже упоминал, конструкция более комфортна в плане амортизации, а сама концепция позволяет достаточно хорошо фиксировать ногу при высоком уровне удобства. Скажем так, соотношение фиксация - комфорт на высоком уровне.
В плане разницы конструкций хочу заметить один момент. Как я говорил, что в ботинках cabrio присутствует пластиковый язычок, который посредством клипс прижимает ногу, а в классических ботинках клипсы стягивают пластик вокруг ноги. Так вот в классическом варианте часто возникает ощущение точечного давления в местах нахождения клипс. В конструкции cabrio это менее выражено, так как пластиковый язычок способствует распределению давления по площади. Вообще, мне кажется, ботинки классической компановки сложнее подобрать и правильно посадить по ноге. Cabrio design более универсален в этом плане. И тут уместно сказать о жёсткости ботинок. В мягкий ботинках классической конструкции всегда чувтсвуется давления в местах крепления клипс, тупо потому что мягкий пластик проминается. Чем жёстче пластик - тем меньше этот эффект. В принципе, это утверждение верно и для ботинок с внешним пластиковым язычком. Чем он жёстче, тем меньше эффект проминания, так сказать. Кстати, у друга была такая проблема - язычок проминался и при деформации давил на область подъёма. Решилось всё заменой язычка на более жёсткий. Поэтому я считаю жёсткость в разумных пределах залогом комфорта. Особенно при выборе ботинок классического дизайна.
Когда я выбирал ботинки, сразу рассматривал самые жёсткие варианты, помятуя о спортивном прошлом. Типа нас ничем не испугать. Ну и, как оказалось, мы не зря ничего не боимся. Экспертные модели и даже самые "верхние" ботинки жёсткостью 130 достаточно комфортны и лояльны к лыжникам любого уровня. И вообще, я не стал бы так однозначно проводить параллель между жёсткостью и комфортом, как это принято в среде любителей. Понятно, в спортивных ботинках, которые вообще не гнутся, можно даже голень себе отбить при катании. Если их исключить, все остальные современные ботинки просто не могут быть жёсткими настолько, чтобы причинять дискомфорт, какими бы профессиональными они ни были. Тут дело в другом - часто более жёсткие ботинки одновременно и более узкие и менее объёмные. При этом, даже самые жёсткие и бескомпромиссные экспертные ботинки позволяют прекрасно чувствовать себя в течение всего катательного дня. Тут как раз влияет в основном посадка ботинок. Если они не давят и не пережимают ногу, то при всей их жёсткости, какие неудобства они могут причинить? Взять, опять таки, те же злые Dalbello KR2 PRO, у которых даже резиновая подошва не предусмотрена. Они вообще позиционируются, как ботинки для соревновательного фрирайда и спорта - многие могулисты и акробаты выступают в этих ботинках или похожих фирмы Full Tilt. Кто-то подумает, мол это супер про модели, нам, любителям, такое не надо - будет жёстко и некомфортно. А на мой взгляд использование спортсменами это как раз показатель их комфортности при очень высоких ходовых качествах. Потому что в могуле и акробатике очень важна амортизация. Надеюсь не надо объяснять, для чего... Я думаю, что гораздо больше вероятность найти кучу проблем в мягких ботинках, чем в правильно подобранных и посаженных по ноге жёстких ботах. Более того, даже профессиональные гоночные спортивные ботинки могут быть вполне комфортными при условии хорошей подгонки. Просто их сложнее посадить по ноге. Ну и они холоднее - этого не отнять. Но иногда спортивные гоночные ботинки - единственное решение для катальщика с нестандартно узкой и малообъёмной ногой. Так что, не стОит бояться flex index 130 от слова "совсем".
Чтобы не сложилось однобоково впечатления о конструкциях, скажу в завершение, что ботинок cabrio конструкции не является однозначно предпочтительным. Надо мерить любые и разные варианты и выбирать исключительно из собственных ощущений. Я, например, много лет катался в ботинках Rossignol. Также мне хорошо подходит колодка ботинок Lange. Кстати, колодки у этих фирм одинаковые. Неоднократно слышал, что эти ботинки штампуют на одной фабрике по одним лекалам. По ощущениям, так оно и есть.
Выбор cabrio design - это моё личное предпочтение, которое не является руководством. Однако, это действительно удачное решение для универсального ботинка и заслуживает внимания. Часто, фрирайдеры и фристайлисты всех мастей выбирают именно такие ботинки. Думаю, не просто так.
В плане выбора ботинок для любителей и, скажем так, продолжающих, я сказал всё, что хотел. Некоторые моменты намеренно обошёл стороной, посчитав их лишними. Если что-то забыл - добавляйте. Если что-то попутал - уточняйте. Дискутировать - можно, критиковать - нельзя
Другие модели съемных "галош" компактней, но менее удобны при ходьбе.
И вдогонку. Ботинки конструктива cabrio design пришли с Кубка Мира 80-90-х годов. Светлана Гладышева еще недавно выгуливала на горке нашего Гаранта, обутая в Raicle Flexon