картинка взята из интернета в качестве иллюстрации
вместо GIRO могла быть любая надпись
да, примерно так я представляю себе правильный шлем (можно без ирокеза и лучше оранжевый)
Введение
Доброго времени суток. Решил я написать серию статей о снаряжении и его выборе. Начну так сказать с головы и пойду вниз и глубь )) Чтобы был хоть какой-то порядок. Пишу в основном для себя - чтобы структурировать информацию и для друзей-товарищей, которые интересуются вопросом выбора снаряги. Бывают такие случаи, когда пишут знакомые, с которыми не общался много лет. Тогда будет удобно просто дать ссылку. Если кому-то ещё информация окажется полезной тоже буду счастлив. Ну и просто потрындеть в отсутствие снега тоже никто не запрещал. Поэтому будут некоторые отступления (много). Нынче большое количество букв не в почёте. И многие просто не читают текст, когда видят нехилый объём. Да и вообще, люди как-то разучились читать. Инстаграм и Ю-туб приучают к изложению сути вкратце. Я же верю, что если человек реально интересуется темой и хочет получить полезную информацию, то ему будет интересно прочесть больше двух предложений. Пусть на это уйдёт даже пару десятков минут. В последующих статьях не будет вступления и вообще будет меньше воды.
Кто и зачем
Я катаюсь на лыжах больше 15 лет, почти 5 лет занимался в спортшколе, несколько раз работал в горах на организации соревнований. А это значит, что я провёл довольно много времени в разных горах и разных погодных условиях. По крайней мере, по сравнению со среднестатистическим катальщиком. Можно сказать, что я накопил некоторый багаж опыта и знаний, который считаю правильным передать другим. Дело в том, что меня не совсем устраивает та информация, которая сейчас присутствует в интернетах. На мой взгляд мало конкретики и внимания к деталям. Хочется как можно подробнее и одновременно проще изложить информацию. Наверное, сразу так не получится. Мало опыта и много что хочется рассказать. Будем стараться.
Основная проблема интернета кроется в его же основном преимуществе - огромное количество информации. Да, можно найти много полезного, только как его отличить... То есть, главная задача сводится к тому, чтобы понять, какая информация полезная и правильная, а какая - нет.
Многие люди, начиная разбираться в теме просто не знают куда и к кому обратиться, чтобы гарантированно получить качественную информацию. В то же время, есть такие эксперты, которые любят давать краткие советы без обоснования типа: - Вот это говно, а вот это покупай. Человек - существо недоверчивое. И даже авторитетность советчика далеко не всегда может убедить в правильности совета. Часто люди недооценивают полезность таких советов. К тому же, могут и не подозревать об авторитетности советчика. Поэтому хочу постараться вникнуть в нюансы и разложить всё по полочкам. Будет интересно узнать, насколько полезен и удобен для восприятия будет такой формат.
Основная цель - помочь людям. Естественно, категория этих людей - начинающие и продолжающие катальщики. Возможно, те, кто задумывается о выездах в большие горы, о выходе за пределы трасс. Экспертам будет не интересно, а текст покажется слишком банальным. К тому же, у эксперта всегда есть своё мнение. Самые страшные - это те, кто считает себя экспертом, на самом деле им не являясь. Вот они то чаще всего и разоблочают любого реально опытного человека. Потому что "знают" всё лучше, а все вокруг идиоты (нет).
Ну да, у каждого свой взгляд на вещи. Всегда найдутся люди с мнением "А вот я, а вот у меня...". Ну бывает такое, например, что повезло и купил на распродаже дёшево и круто. Только это нельзя назвать системой. Ну да ладно, перейдём, собственно, к обсуждаемой теме.
Надо - не надо
Короче, шлем - нужен. Но нет, так не пойдёт правда? Не поверят. Потому что: А вот мой брат/сват/друг всю жизнь катается в шапочке и ничего... Флаг ему в руки и медаль на шею.
Об удобстве
Каким должен быть шлем
1) Пока не отошли далеко от вопроса удобства. При выборе шлема в первую очередь интересуются фирмой, степенью защиты и чем угодно ещё, забывая о главном. Как бы по-делитантски ни звучало, при выборе шлема определяющим фактором является удобство, потом всё остальное. Ещё раз, шлем должен быть комфортным. Почему так? Потому что, если шлем неудобный - давит или наоборот болтается и натирает, то вы не будете его надевать. А если вы им не пользуетесь, то уже без разницы, какая у него степень защиты и насколько классно он смотрится на голове, потому что его там нет. Вообще, люди (в основном женский пол, извините, но это так) часто покупают вещи под впечатлением, уделяя мало внимания удобству и практичности. Типа вот крутая штука со скидосом, красивая, что капец, по-любому надо брать. Потом в процессе эксплуатации выясняется, что эта штука причиняет столько неудобств, что пользоваться ей невозможно. То есть, она и даром такая не нужна. Зато такая красивая и стоила дёшево... То есть, шлем должен быть удобным.
2) О конструкции. Я категорически рекомендую выбирать шлем с мягкими ушами. Потому что он обладает некоторыми преимуществами по сравнению с полностью жёстким шлемом. Он легче и компактней. Такой шлем проще подобрать, то есть в среднем он удобней, чем полностью пластиковый. В таком шлеме лучше слышно. Это и удобней и добавляет к безопасности, если кто-то с дикими криками будет бесконтрольно приближаться к тебе со спины. Ну или если катаешься с рацией, лучше слышно товарищей, которые предупреждают об опасности или хотят срочно передать важную информацию о скидках на пивасик. Все уже в кафешке бухают на халяву, а ты как дурак, наматываешь круги в своём закрытом шлеме - обидно (( Кстати, о безопасности. Насколько слабее защищает шлем с мягкими ушами? - Ой сегодня так больно приложился ухом о склон. Когда нибудь слышали такое? Я тоже. Чаще всего бьются затылком, ок, боком, но удариться ухом - это хрен знает, как надо извернуться. Чисто анатомически уши защищены плечами. Попробуйте встать к стенке плечём и удариться об неё ухом. Я пробовал, только что, не получается ни хрена. Да, идиот, знаю. Вы тоже попробуйте, потом расскажете. Короче, тут проблемы нет. Кроме того, во многих шлемах уши, вот эти мягкие подушечки являются съёмными. Это актуально, например, в жаркую погоду.
3) Намордник (ну я так называю). Часть шлема, предназначенная для защиты челюсти, зубов, лица в целом. Бывает монолитный, как на мотоциклетном шлеме. Не нужен. Более того, может оказаться вреден при падении в некоторых ситуациях. Может поспособствовать повреждению шеи вплоть до перелома позвоночника (если честно, сам не был свидетелем, но неоднократно слышал такое мнение от внушающих доверие личностей, ну и логично это, если подумать). Бывает в форме дуги - то же самое. Дуга не защита от падений, если кто не знал. Она для спортсменов - слаломистов, которые рискуют получить твёрдой вешкой по лицу. Кстати, некоторые из них также катаются в шлеме с мягкими ушами. Сейчас всё чаще можно встретить мягкие уши в спорте. Это возвращаясь к прошлому абзацу, если кто ещё сомневается. Есть вариант специального фрирайдного шлема с закрытым лицом. Там защита расположена близко к физиономии. Ну, может, оно и полезно для сохранения моськи. Однако, даже на соревнованиях по фрирайду почти все используют капу на зубы, как у боксёров. В закрытом шлеме катаются единицы. Честно говоря, сам не пробовал. Подозреваю, что приспособление не очень то удобное. В люболм случае, любителям ни одна из этих приблуд ни к чему. Верьте мне.
4) Вентиляция. В правильном шлеме должна быть вентиляция. Причём, регулируемая. Чтобы можно было открыть и закрыть наглухо. Это может быть реальзовано по-разному. Чаще всего есть переключатель снаружи шлема. Иногда можно встретить конструкцию, в которой надо снимать шлем и ковыряться изнутри. Логично, что первый вариант удобней. Второй, наверное, сейчас уже и не используется. Написал о нём потому, что видел такие каски. Переключатель находится на макушке. Повредить его при падении задача нетривиальная. За это можно не беспокоиться.
5) Варианты комбинации шлема и балаклавы и шапки. Это ещё к вопросу о выборе размера. Можно увидеть людей, которые катаются в шапке и шлеме. Чаще всего, это фристайлисты и ваще модные райдеры. Ну... есть в моей горнолыжной жизни некоторые проё... пробелы. Я не знаю, зачем это надо. Я понимаю, что бывает очень холодно и приходится утепляться, но так катаются в разную погоду. Подозреваю, что им просто так удобно. Может, шапка даёт дополнительную амортизацию, а шлем так плотнее сидит на голове (наверное, кстати, тогда его проще подобрать по форме, если предполагать, что будешь надевать вниз шапку). Но это актуально для фристайлистов и прочих райдеров. А может так гигиеничнее? Может, это удобно, когда постоянно снимаешь шлем на улице типа при катании в парке. И чтобы не оставаться с голой головой ты такой хоп и уже в шапке по умолчанию. Я понимаю, что сам себя подставил и опытные товарищи закидают меня шапками, теми самыми, которые надевают под шлем. Да, какой из меня эксперт и как я могу называть себя бывшим спортсменом-фристайлистом, если не знаю всех прелестей комбинации шапки и шлема (не считаю себя экспертом, если что). Это действительно странно. Ну простите, просто я никогда не обращал на это внимание. У меня очень удобный шлем и мне никогда не было в нём холодно. Спокойно катаюсь в любые морозы в одном шлеме. До -20 вообще без проблем. Ну если совсем мороз и ветер, надеваю тонкую балаклаву или просто тонкий бафф на голову под шлем и всё. Было такое несколько раз в жизни. На объёме подшлемного пространства не сказывается вообще. Не было у меня ни разу желания утеплить голову так основательно или зачем-то ещё нацепить шапку. Чаще было жарко. Касаемо парковых особенностей, давно уже не прыгаю, хочу сохранить все части тела и помереть с родными суставами )) Кто в теме, поясните мне, идиоту. Я понимаю, что это чем-то обосновано, просто не мой вариант вообще.
6) Про крутилки, то есть регулировку размера. На мой взгляд, опять таки, на МОЙ личный взгляд ненужный девайс. Но у меня он есть :DDDDD Ненужный потому, что регулировка не достатона для того, чтобы, например, увеличил и надел под шлем шапку (мать её), снял шапку и уменьшил. В то же время это дополнительный узел, который может сломаться. Нафига нам лишние проблемы. Можно подобрать шлем по размеру и без всяких крутилок. У меня получилось так, что удобнее всего сел шлем с крутилкой, вот я и купил с крутилкой. Она вообще не была определяющим фактором. Если у вас получится так же, то ОК. Пусть будет. Где-то слышал, что конструкция регулировки может стать причиной травмы шеи при падении. Смотрел смотрел на эту конструкцию и даже потрогал - ничего опасного не увидел.
7) Про цвет. Не зря я под картинкой написал про цвет. Это, конечно, мелочь, но шлем по цвету должен сочетаться с трусами и носками (нет). На самом деле цветовую палитру всего снаряжения очень желательно выбирать так, чтобы она была как можно более заметной на склоне, а цвета как можно сильнее отличались от тех, что встречаются в природе. Касается особенно райдеров, которые уже научились лазить за "буйки". Банально, так проще найти потерявшегося или не дай бог травмированного катальщика. Ну и на трассах проще разглядеть разноцветную яркую фигуру, а не белое пятно на белом фоне. Не, оно как бы может и красиво выглядит в кафешке, но хреново вас видно на склоне, мадам, особенно в туман и снег. А лучше всего на фоне природы видно ярко-оранжевый цвет. Не я придумал, давно известный факт. Поэтому спасжилеты оранжевые и "чёрные" ящики тоже.
Вроде, всё сказал, что хотел. И, как ни странно, самая простая часть - про подбор шлема.
Как выбрать
P.S.
Понятно, что если вы впервые поехали кататься на лыжах-доске и первое ваше катание будет проходить на детском склоне с инструктором (а я по-другому и не представляю, на мой взгляд так должно быть), то шлем как бы и не нужен. Можно, конечно, взять в прокат, но, глядя правде в глаза, никто так не делает. А вот если вы уже определились, что у вас появилось новое хобби, пусть даже вы планируете выезжать на ГЛЦ несколько раз за сезон на праздники и выходные, то рекомендую таки обзавестись каской. Если ставите на лыжи ребёнка, то наденьте ему шлем с первого же спуска. Не уверены, что он пристрастится к вашему увлечению - возьмите в прокат.P.P.S.