В начале сезона в Москве и на других территориях для проживания фрирайдеров традиционно проходят курсы, лекции, семинары по лавинной безопасности.
Они пользуются большой популярностью.
В этом году были теория/практика на Лыжном салоне от Сергея Веденина, семинар в Альиндустрии Michael Rust , читал лекцию Игорь Комаров. И вот я тороплюсь в магазин «IСEAGE» (Ледниковый период) чтобы выслушать слово о лавинах от Макса Панкова, заодно и познакомиться с ним. А лучший способ познакомиться – поговорить.
Коротко о Максе: Служил в армии
Закончил в 2001 году МГУ имени Ломоносова по специальности гляциолог, специалист по снежным лавинам.
Работает гидом более 10 лет в альпинизме и фрирайде.
Более 10 лет является прорайдером различных команд и брендов.
Занимал много раз призовые места в чемпионате Москвы, России по альпинизму, скалолазанию, в горнолыжных контестах.
Ведет авторские курсы по Лавинной безопасности
Организатор и гид Russian Backcountry Team
Организатор и гид ежегодного Backcountry лагеря в Адыл-Су (Приэльбрусье).
Сноуборд: Катается с сезона 96/97. Направление «Backcountry-Freeride».
В данное время работает: Снеголавинная служба. Отдел активного воздействия. в Красная Поляна, на курорте «Роза Хутор».
Увлечения: альпинизм (с 1985 г), сноуборд (вackcountry, freeride с 1996 г), кайтсерфинг, вase, параплан
Пишет статьи про лавинную безопасность, учавствует в проекте www.snowavalanche.ru
Хоть Макс нигде не пишет, что он еще и фотограф – мне нравятся его фотографии. Они очень хорошо передают настроение природы.
И вот мы говорили, говорили…
А.К.: Макс, долгое время ты был «свободным художником», занимался своими проектами, был участником других команд. И вот ты резко сменил «журавля в небе» на «синицу в руке» - устроился на оседлую работу. Это какой-то осознанный шаг или просто спонтанное решение?
Макс: Это для меня не импровизация, а решающий шаг.
Я рассказывал уже, что в зрелом возрасте, после армии, поступал в институт, который даёт возможность изучать лавины. Это не выбор МГУ как МГУ, а потому что там дают эти знания, то есть, у меня была чёткая направленность: я хочу изучать именно эту стихию.
И долгое время, после того как закончил университет, у меня не было возможности работы по специальности. Одно время меня звали на Сахалин, но, к сожалению, не сложилось.
И я начал просто работать горным гидом со своей командой и мне помогали те знания, которые у меня были. Сейчас представилась такая возможность — работать по специальности, именно так, как я мечтал, хотел и для чего я учился - работать лавинщиком, использовать все свои знания, и я, конечно, на неё согласился.
Поэтому это совсем никак меня не ограничивает ни в плане работы, катания гидом, потому, что есть свободное время, есть выходные.
Поэтому всё это для меня как гида, очень положительно, и, в общем-то, жизнь продолжается…
Так всё удачно сложилось, что ты можешь и продолжать себя в прежней ипостаси?
Да... Когда мне предложили там работу, я согласился практически не думая, потому что я об этом очень долгое время мечтал и когда-то этим жил. Вот и всё.
Почему гибнут гиды? По определению эти люди обладают многими знаниями, и оборудованием, опытом и интуицией и тем не менее каждый год гибнут?
Ну, на мой взгляд, здесь несколько факторов.
Во-первых, любая гибель человека — это ошибка, сто процентов. Редко бывают какие-то случайности, не зависящие от человека. Чаще он что-то сделал не так, и поэтому погиб. На мой взгляд, большая часть гибнет именно региональных гидов, которые работают в «родном» районе. Очень мало гидов, которые приехали и погибли в чужом районе.
Потому что в незнакомых районах ты стараешься как-то себя осторожнее вести. Хотя были случаи — Андрюха Железнов погиб в Кыргызстане на хели ски. И потом мы через десять лет узнали, что, оказывается, были бракованные ABS баллоны с двойной прокаткой этой фольги. Когда его АВS достали, там был удар от иголки, но она не пробила два слоя фольги. Только вот сейчас мы узнали, что выпустил брак этот ABS, и мы не понимали, почему он им не воспользовался. Но оказывается, он действительно дёрнул…
Но это исключительные случаи.
Если вернуться к регионам, то мне кажется, что виновата уверенность в том, что ты знаешь эти места. Ты катался там всю жизнь, и на твоей памяти вроде ничего там не случалось. Ты привык к этому. Ошибка в том — что люди верят, что именно с ними ничего не случится. А надо быть осторожнее даже в тех местах, которые ты знаешь, потому что снег же меняется, и в какой-то момент просто человек ошибается, из - за своей уверенности: статистика показывала, что здесь никогда ничего не было. Такая ошибка приводит к гибели. Наверное — вот как-то так...
Получается, что всем свойственно ошибаться?
Ну, это однозначно.
И даже профессионалы когда-то ошибаются?
Конечно. Ну, я же говорил, что гид — это тоже человек, который может допустить ошибку также по невнимательности...
У тебя есть любимый бренд доски, на которой ты катаешься?
Есть. У меня Never Summer — самый любимый бренд.
У меня есть знакомая, которая в форуме о себе написала тремя словами «Верная, добрая, вечная». А ты можешь себя охарактеризовать тремя словами?
В принципе — романтичный... эмоциональный, добрый.
У тебя есть такая страна, или место, где очень хочешь побывать?
Да. Это — Аляска и Антарктида.
Наши мечты совпадают. Насколько это реально? Я знаю, единственный путь в эти места попасть — это с Костей Галатом…
Нет, нет! Не только с ним.
Я считаю - у нас в руках все возможности есть, это реально, сто процентов.
И были возможности по жизни и у меня. Когда я поступал в университет, мне предложили поехать туда механиком, на вездеходе работать. Но я сказал, что я сдаю экзамены, если сдам — буду учиться. Я сдал — и не поехал. Второй раз, когда мне предложили, то надо было ехать надолго. А я уже был женат к тому времени, и у нас был внутренний семейный конфликт, чтобы уехать на такой большой срок.
Сейчас в Антарктиде есть работа с Андреем Абрамовым. Это человек, который закончил наш географический факультет, сейчас занимается буровыми работами, связанными со льдом и вечной мерзлотой. И в Антарктиду ездил уже раз пять, наверное. Он занимается и на Камчатке такими же работами. В принципе ничего нет невозможного. И по «науке» можно попробовать попасть туда.
По твоему мнению, гид — это человек - универсальный профессионал, может работать в любом регионе, или он всё-таки локальный профессионал?
Я считаю, что гид — это локальный профессионал, приоритет за гидом, который живёт в этом районе и знает эти места хорошо.
Я не сторонник того, как работают некоторые гиды: приезжают в новый район — и сразу хватают группу. Ты не знаешь нюансов этого района, ты можешь совершить ошибку, и пострадают люди.
Мы, когда начинали свои программы бэккантри Хибины, и Адыл-Су в Приэльбрусье — эти районы обкатывали сначала сами, своим коллективом гидов, смотрели, как чего построить. Я долгое время работал на леднике и изучил там все трещины, прежде чем привести туда людей. Я считаю, что это очень важно, чтобы гид был местный, который знает местность, потому что за короткое время её очень сложно узнать полностью — всё равно ты можешь каких-то нюансов не узнать.
Но, остальная подготовка, включая там и первую помощь, снаряжение, которое у гида должно быть. И надо не только уметь им пользоваться, но и иметь какие-то первоначальные альпинистские навыки. При работе зимним гидом бэккантри, фрирайд это обязательно, потому что фрирайд — это не только поле, а иногда и сложные кулуары, стенки — и так далее. Рельеф может быть разнообразным. Вот примерно такой позиция у гида должна быть.
В горах бывают разные люди, опытные, не очень и перворазники. Какие универсальные три правила, которые должны осесть в мозге любого: КАК НЕ ПОПАСТЬ В ЛАВИНУ? Не чтобы спастись, а чтобы именно не попасть.
Во-первых, должен быть руководитель (гид), должна быть дисциплина работы в группе. Гид должен выбрать безопасное место катания. Группа должна двигаться по его указаниям. Если вы сами катаетесь, то вы должны тоже следовать определённым правилам: в опасных местах кататься по одному, выбирать безопасные точки.
Мои правила безопасного фрирайда:
Первое - самое основное: предварительная подготовка к катанию – изучение места – рельеф, линии спуска, маршруты выхода и подхода в район катания, анализ снеголавинных и метео- показателей и факторов за день и на момент катания. Необходимо взвешивать и анализировать каждый свой шаг.
Второе правило – правила поведения (безопасности) в горах и на потенциально лавиноопасных склонах:
- Никогда не путешествуйте в одиночку.
- Тщательно продумывайте маршрут движения, стараясь избегать лавиноопасных зон. Всегда имейте запасной (аварийный) план выхода с маршрута.
- Двигайтесь по возвышенным местам, хребтам, гребням.
- Выбирайте залесенную территорию.
- Передвижение группы по лавиноопасному участку склона должно происходить строго по одному участнику, в то время пока остальные находятся в безопасном месте!
- Анализируйте метеорологическую обстановку (количество снега, интенсивность снегопада, температуру, скорость и направление ветра и др.). Помните, погода — главный архитектор лавин!
- Не стоит выходить на маршрут в плохую погоду (дождь, интенсивный снегопад, сильный ветер, туман, резкие перепады температуры и т.п.)
Третье - это снаряжение лавинное и вспомогательное (спасательное, альпинистское). Просто задумайтесь :что вы с собой берете? Что у вас в рюкзаках? Иногда недостаток снаряжения в нужный момент, может стоить Вам жизни!!!
Рюкзак фрирайдера статья находится здесь
Спасибо! Удачи! До встречи!
В заключении несколько иллюстраций с семинара Макса Панкова.
Они заставляют бояться и думать:
Макс - лектор.
Но учтите: «прослушивание лекции само по себе не даёт 100% бессмертия и не активирует "режим бога".
Так что не пренебрегайте тренировками с друзьями (желательно на соответствующем рельефе)» (с).
Благодарю магазин «Ледниковый период» и лично Марьянова Кит за организацию семинара Макса Панкова и возможность познакомится с ним.