Подготовка велосипеда к эксплуатации
Регулировка положения седла
Седло имеет регулировку в трех направлениях.
1. Высота седла
Высота седла должна быть такой, чтобы нога свободно доставала пяткой до педали при ее нижнем положении. Желательно производить регулировку седла в той обуви, в которой вы будете кататься. Если установить седло слишком низко (велосипедист сидя в седле достает ступнями ног до земли), - будут быстрее уставать мышцы ног, так как ноги не будут распрямляться и мышцы могут "забиться". Низко опускают седло только представители экстремальных видов спорта.
Не рекомендуется устанавливать седло слишком высоко. Во-первых, нога не будет доставать до педали - существует опасность перегрузки мышц спины, поскольку при педалировании велосипедиста будет "перекашивать". Во-вторых, посадка будет слишком высокой и вам тяжело будет удержать равновесие при старте и слезании с велосипеда.
1. Регулировка велосипеда по росту
Как правило, подседельный штырь свободно перемещается в подседельной трубе, однако бывает и так, что он "застревает" (из-за ржавчины и т.п.). В этом случае можно использовать смазку. После того, как вытащите подседельный штырь, не забудьте вытереть оставшуюся смазку.
Итак, Вы находите нужное положение (обратите внимание на риски на подседельном штыре), и фиксируете подседельный штырь закручиванием болта или эксцентрика.
2. Наклон седла
Как правило, седло устанавливается горизонтально относительно земли. Хотя многие находят для себя и другие положения.
Если носок седла (передняя часть седла) чересчур приподнят - могут возникнуть ощущение "заваливания" назад при езде, если, наоборот, слишком наклонен, соскальзываешь вперед. И то, и другое доставляет неудобства при езде, поэтому мы рекомендуем устанавливать седло в горизонтальном положении.
Для того, чтобы отрегулировать положение седла, необходимо ослабить механизм зажима седла в подседельном штыре - открутить соответствующий болт/гайки, установить в удобном положении и закрепить закручиванием болта/гаек (при классическом креплении понадобятся накидные или рожковые ключи для откручивания двух гаек, для регулировки седла с болтовым креплением необходимо воспользоваться шестигранным ключом для ослабления затяжки болта).
3. Регулировка вперед-назад (смещение)
Возможность регулировки седла вперед-назад обычно ограничена несколькими сантиметрами. Но и здесь есть свои правила. Бывалые байкеры дают такой совет: горизонтальное положение седла должно быть отрегулировано так, чтобы расстояние от локтя до кончиков пальцев было не больше, чем от носка седла до выноса руля.
Для того, чтобы отрегулировать положение седла, необходимо сделать то же, что и п. 2.
После каждой регулировки уровня наклона седла или регулировки "вперед-назад", проверяйте, хорошо ли Вы закрутили замок подседельного штыря. Велосипедные седла "любят" разбалтываться, и если долго кататься с седлом в ослабленном положении, специальная насечка может стеретьсяи седло уже будет не "закрутить" ни при каких усилиях.
II. Регулировка руля
1. Регулировка высоты
Высота руля зависит от той посадки, в который вы собираетесь ездить.
Если руль поднят слишком высоко, затрудняется движение в гору, при слишком низко опущенном руле труднее контролировать дорожную обстановку.
При езде по дорогам с автомобильным движением рекомендуется, чтобы спина велосипедиста находилась по углом примерно 30" к вертикали. Для фитнеса, легких прогулок рекомендуется наклон корпуса 45"-60"/60"-90". Для пожилых людей, детей рекомендуемый наклон корпуса составляет 60"-90".
Не все велосипеды имеют возможность регулировки руля в достаточно широких пределах. На велосипедах с безрезьбовыми рулевыми колонками руль можно поднять только на несколько миллиметров, установив дополнительные проставочные (дистанционные) кольца. Уменьшить выосоту руля можно только поставив вынос в другого типа.
Однако многие велосипеды имеют такую конструкцию выноса руля, которая позволяет регулировать высоту руля в пределах 25-35мм. Для того, чтобы поднять или опустить руль, необходимо ослабить болт выноса руля с помощью шестигранного ключа. Установить нужную высоту и затянуть болт выноса.
2. Центровка руля
На руле расположены метки центра руля. Обычно руль установлен правильно, если эти метки скрыты в месте крепления руля. Однако (очень редко) случается, что этим метки нанесены неверно. Если вы на глаз обнаружили оплошность производителя, придется центрировать руль с помощью рулетки.
3. Центровка переднего колеса относительно руля.
Немного ослабив крепеж руля, ставим переднее колесо между ног (байк лицом к вам) и отцентровываем его перпендикулярно по отношению к рулю.
III. Проверка исправности перед выездом
1. Проверка регулировки тормозной системы
Покрутите оба колеса при отпущенных тормозах. Тормозные колодки должны находиться на расстоянии 1-3 мм от обода и должны быть приближены к ободьям всей плоскотью. Они не должны касаться покрышки или находиться ниже обода.
Нажмите и отпустите тормозные рукоятки несколько раз. Они не должны упираться в ручки руля ("проваливаться") и не должны "западать", то есть с трудом возвращаться в исходное положение. Тормозные рукоятки не должны быть слишком мягкими и слишком тугими.
2. Проверка на наличие люфтов и не закрученных болтов
Убедитесь, что руль жестко закреплен в выносе, а рулевая колонка не имеет люфта.
Проконтролируйте надежность крепления обоих колес в вилках (поверьте, не самое приятное ощущение, когда например, переднее колесо выскакивает и укатывается вперед Вас!).
Проверьте надежность закрепления подседельного штыря в трубе рамы и сиденья в подседельном зажиме.
3. Настройте переключатели передач
Рекомендуемое давление помечено на боковине покрышки. Не накачиваейте покрышки выше максимального давления. Высокое давление соответствует езде по твердому, сухому покрытию. Низкое давление подходит при езде по снегу, сухому песку, скользким и глинистым дорогам. Лучше всего накачивать покрышки насосом с манометром. Если нет манометра, то можно примерно оценить величину, на которую прогибается покрышка под тяжестью велосипедиста - она должны быть в пределах одного сантиметра.
Проверьте состояние покрышек, и, в случае сильного износа, замените на новые. Стертые покрышки - частая причина неожиданных проколов камеры.
5. Прочее
P.S. Не забудьте надеть шлем!
Удачного катания!
Источник: Велодрайв |