+17

Реквием по Уоррену Миллеру

Notaqueen Лента автора 30 Января 2018 (16:30) Просмотров: 1100 4
24 января скончался Уоррен Миллер – режиссёр, писатель и фотограф, горнолыжник и серфер, человек с заразительным чувством юмора, стоявший у истоков экстремального кино и известный всему миру благодаря своим фильмам о спорте.


Уоррен Миллер, чье детство пришлось на эпоху Великой Депрессии, и который в итоге стал самым известным создателем фильмов о горных лыжах, ушел в мир иной 24 января 2018 года в своём доме на острове Оркас, штат Вашингтон, в возрасте 93 лет.

Уоррен приобрел мировую известность и армию поклонников благодаря своим фильмам, которые открывали горнолыжный сезон на протяжении более 60 лет. Эти киноленты показывались в сотнях городов по всему миру. Истории Уоррена всегда были преисполнены духом приключений и пронизаны добрым юмором.
«Оглядываясь назад и пытаясь определить, чем же выделялись мои фильмы, полагаю, что главное внимание было на то, чтобы развлечь людей, то есть, заставить их смеяться, а не только показать, как кто-то поворачивает на склоне вправо или влево», - сказал как-то Уоррен.

Талант Миллера распространялся не только на фильмы о горных лыжах. Всего режиссер создал более 500 кинолент, и во многих из них он рассказывал о водных видах спорта, включая серфинг и хождение под парусом. Миллер также был художником, создателем комиксов и писателем, опубликовал более 1200 статей в газетах и журналах и выпустил 11 книг.

Уоррен Миллер прошел Вторую Мировую войну, был горнолыжным инструктором и талантливым лыжным гонщиком, способным серфером и чемпионом в парусном спорте. Он начал заниматься виндсерфингом уже после своего 60-летия, а когда отметил седьмой десяток своей жизни, увлекся путешествиями на моторной лодке, исследуя северо-западную часть Америки и Аляску.

По Уоррену Миллеру скорбит жена Лори, с которой он прожил 30 лет, его сыновья и дочь, внуки и правнуки, тысячи хороших друзей и преданных поклонников, а также три его черных собаки.

По словам жены, наследие Миллера - это юмор, приключения и свобода. «Уоррен больше всего любил делить с другими свои жизненные приключения и слушать от старых и новых друзей, как его истории вдохновили других людей и помогли им жить более насыщенно и наслаждаться своей жизнью. Каждый из нас стал лучше от того, что знал и любил Уоррена».

Если это возможно, посвятите свой следующий спуск памяти этого замечательного талантливого человека, который навсегда изменил мир спортивного кинематографа.

Биография Уоррена Миллера

Уоррен родился в 1924 году в семье Альберта и Хелены Миллер в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. Его детство вряд ли напоминало идиллию – Великая Депрессия пустила под откос карьеру отца в области радио, и тот никогда уже не работал. Часто семье Миллеров было нечего есть, иногда они пытались избежать оплаты аренды за жилье, переезжая глубокой ночью на другое место. «Вместо того, чтобы посчитать свою семью странной, я пришел к выводу, что все семьи вели подобный образ жизни, - вспоминает Миллер в своей автобиографии 2016 года. – Маме удавалось поддерживать нас - она укладывала волосы сестрам, доставала виски для отца, приберегала для меня еду после ужина. Многие жили гораздо хуже, а для меня это было так».

Внешний мир стал для Уоррена спасением. С 8 лет он начал подрабатывать в бакалейной лавке, подметая полы и сортируя яйца, затем разносил газеты и продавал подписку на журналы, а после стал помогать в магазине своего деда, известного инженера и изобретателя. Уоррен преодолевал домашний хаос своего детства, катаясь на боди-серфе по океанским волнам в районе каньона Топанга, отправляясь в пешие походы с группой скаутов в национальный парк Йосемити, рассекая на лыжах по склонам горы Уотерман или по волнам в Сан Онофре на доске для серфинга, которую самостоятельно сделал на школьном уроке труда.

На помощь пришли и дедушка с бабушкой по материнской линии – Уолтер и Эдит Хамфри. Миллер назвал два года жизни в их доме лучшим, что могло с ним произойти в то время. «Как только я к ним переехал, вся моя жизнь изменилась. Дедушка с бабушкой всегда поддерживали общение и поощряли разговоры, и им было по-настоящему интересно, что я делал и что думал - это было совершенно новое для меня ощущение».

Подарки на дни рождений от «ангела-хранителя» бабушки Эдит – новые роликовые коньки, велосипед, скаутская форма, членство в молодежной волонтерской организации - еще больше подтолкнули Уоррена в его поисках свободы. Рабочая этика, которую он перенял у своего деда, помогла ему в построении будущей карьеры.

Миллер рос в Калифорнии и любил мультфильмы Уолта Диснея. Он даже позаимствовал из заставки кинокомпании форму буквы «W» для своей подписи. А когда разносил газеты, хвастался, что Дисней был одним из его клиентов. Можно сказать, что первую фотокамеру Миллер купил под влиянием творчества своего кумира.
 
Карикатура Уоррена Миллера для New Yorker 
В возрасте 12 лет Уоррен приобрел свою первую фотокамеру за 39 центов. Он фотографировал своих товарищей-скаутов и продавал им снимки. «Эта покупка ознаменовала начало очень-очень дорогой привычки документировать мой мир». В 15 лет купил свои первые лыжи с кожаными креплениями и бамбуковые палки за 2 доллара из собственноручно заработанных денег, и до того, как отправиться на гору Уотерман с группой скаутов, изучил книгу Отто Ланга Downhill Skiing.
"В мире было меньше 15 кресельных подъёмников, а я купил свои первые лыжи за два доллара"
«Люди помнят свой первый день на горных лыжах, потому что это сильное умственное напряжение. В конце своего первого спуска по склону горы ты становишься совсем другим человеком. Я тоже тогда испытал это чувство, пусть даже на несколько мгновений. Это был первый шаг в направлении, которому я следовал всю свою оставшуюся жизнь», - написал Миллер в своей автобиографии.

Уоррен увлекался разными видами спорта. Годы спустя, будучи студентом Университета Южной Каролины ростом 188 см и весом 82 кг, он состоял в университетской команде по баскетболу, при этом свою самую первую спортивную награду завоевал в чемпионате Южной Каролины по бегу на коньках. Уоррен также играл в американский футбол Trojan, но его страсть к большим волнам и глубокому паудеру всё увеличивалась.

Когда началась Вторая Мировая война, Уоррен записался на программу подготовки офицеров в Университете Южной Каролины и получил звание лейтенанта, вступив в ряды ВМC. Тогда же он с успехом опубликовал свою первую книгу комиксов «Морпех идет в колледж» (The Navy Goes to College). Когда корабль-охотник за подводными лодками 521 попал в тайфун недалеко от острова Гуадалканал в Тихом океане, лейтенант Миллер помог капитану выработать план опасной, но, в итоге, успешной эвакуации команды корабля.

По окончании войны Миллер придумал, как отдать дань своей службе в ВМС– на свое выходное пособие в 1946 году он купил 8-мм камеру Bell&Howell за 77 долларов. Уоррен получил первый опыт одновременного катания на лыжах и киносъёмки на перевале Бадджера в парке Йосемити зимой 1946-47 года, тогда ему ассистировал его товарищ Уорд Бейкер.
Уорд и Уоррен весной 1947 года в походе выходного дня на озере Острандер-Лейк. 
Из парка Йосемити они начали свою многосезонную горнолыжную одиссею на автомобиле Бьюик Фаэтон 1936 года, принадлежавшем Миллеру, создавая известный «трейлерный» фильм о путешествии по национальному парку, горам Альты и Сан-Валли, Джексона, Аспена и Маммота. С целью усовершенствовать свое катание на лыжах, друзья снимали друг друга на камеру, весной и летом занимались сёрфингом и тоже снимали. Результаты съемок показывали друзьям, и чтобы хоть как-то скрыть свой невысокий уровень операторского мастерства, им приходилось не переставая шутить.

Образ жизни «на парковке» состоял из овсянки, приготовленной из замороженного молока на примусе Coleman, отстреленных уток и кроликов на ужин, подделанных билетов на подъёмники, ужина на горе с Miss Nicelunchowski (фирменный рецепт томатного супа от Миллера – добавить горячую воду в кетчуп и запивать этим так много крекеров, сколько уместится во рту), и выигрыша в горнолыжных гонках в качестве членов Парковочной лыжной команды Сан-Валли (Sun Valley Parking Lot Ski Team). Это была типичная жизнь в жанре приключений бродяги-горнолыжника, которая могла бы стать справочником для будущих поколений.

«На парковке в Сан-Валли мне нравился плывущий над абсолютно безмолвным вечером запах жарящегося кролика. И в то же время я мог поднять взгляд в небо и разглядеть созвездие Ориона в черном балдахине зимней ночи. Никогда и никому не было еще так хорошо, как мне тогда. Разве что Уорду Бейкеру, который готовил для нас кролика».

После расслабленной жизни в Сан-Валли, которая включала в себя непродолжительные романы с целым списком образованных девушек из высшего общества, Уоррен был не вполне готов к пятидневной рабочей неделе в офисе, стандартно-статистическому количеству детей в 2 с половиной штуки на семью и дому в кредит. Вместо этого он выстроил карьеру самого известного в мире режиссера фильмов о горных лыжах. В течение нескольких десятилетий он проводил в дороге 175 дней в году -  или снимая на пленку экзотичных местных жителей, или лично презентуя свои новые картины на просторах Америки от Пасадены до Питтсбурга.

В сезоне 1948-49 годов Уоррен работал горнолыжным инструктором в Айдахо. Среди учеников одной из групп оказались президент и главный бухгалтер компании Bell&Howell, выпускавшей «кинокамеры мечты». Ученики настолько расположились к Уоррену, что предложили начать пользоваться 16-миллиметровой камерой на условиях будущей оплаты (а Уоррен смог расплатиться за нее только через три года). Но именно с этого момента началась профессиональная кинокарьера Уоррена Миллера.

В 1949 году Уоррен основал кинокомпанию Warren Miller Entertainment и заложил традицию выпускать ежегодно по полнометражному фильму о горных лыжах. Он был создателем своих кинопроизведений от начала до конца: писал сценарии, снимал, занимался монтажем, редактировал, подбирал музыкальное сопровождение, озвучивал, следил за рекламой и продажами.

«У меня не было абсолютно никакой подготовки в области кинопроизводства. Я не знал, как перейти от моих 37 отснятых бобин с пленкой длиной в сто футов каждая к финальному полуторачасовому фильму о лыжах на двух 45-минутных катушках. Я создавал фильм ценой многих ошибок».

Когда Уоррен решил показать свою первую киноленту широкой публике, ему отказали девять лыжных клубов. Большинство из них прокомментировало, что необходимо заменить его собственный голос на голос профессионального диктора, но Уоррену не хватало денег, чтобы нанять такого специалиста. «Десятый клуб, к которому я обратился со своим фильмом, был Ski Club Alpine – группа лыжных гонщиков из Южной Каролины, ведущий на тот момент горнолыжный клуб в этой части мира. И они сказали: «Давай покажем!» Зрители смеялись над моими историями, и это были отнюдь не вежливые улыбки, они надрывали живот от смеха. Фильм имел успех, хотя у меня не было никакого сценария, кроме того, что я держал в уме».

Этот «инаугурационный» показ Deep and Light в кинотеатре Пасадены пятничным вечером осенью 1950 года стал для Уоррена точкой отсчёта его путешествия длиною в жизнь. В воскресенье он катался на серфе, а в понедельник забивал гвозди на стройке за 2,25 доллара за час. И именно тогда он понял, что должен снять фильм номер 2.

Создание фильмов никогда не было простой задачей, и на пути было много преград. Несколько лет Уоррен жил на «подножном корме»: весной и летом строил дома, чтобы заработать на жизнь, а каждую весну приходилось закладывать машину, чтобы оплатить производство очередной картины. Зимой, после нескольких месяцев путешествий, во время которых он демонстрировал зрителям свое новое произведение, Уоррен расплачивался с банком, но средств всегда не хватало. Показы он планировал недалеко от горнолыжных курортов, чтобы до вечерних сеансов успеть снять несколько кадров для фильма следующего года.

В 1953 году, когда кинокомпания впервые подала признаки хоть какой-то прибыли, Уоррен был счастливо женат и воспитывал полуторагодовалого сына Скотта. Затем его жена Джин, преданный партнер, лыжница и модель, умерла от рака позвоночника. В течение нескольких месяцев после этого Уоррен почти облысел и набрал 16 кг веса.

В 1957 он женился на Дороти Робертс. У них появился сын Курт и дочь Крис. Всего же Уоррен женился пять раз, и его последний брак продлился 30 лет – в два раза дольше, чем все предыдущие браки вместе взятые. Он почувствовал, что поймал удачу за хвост, когда обручился с Лори.

Киноленты Уоррена, наполовину художественные, наполовину документальные, становились все популярнее и приносили больше прибыли с конца 1950-х. Шутки, скрывавшие огрехи производства в более ранних произведениях, стали визитной карточкой фильмов Миллера. А сами фильмы были признаны культовыми спортивными видео, при этом в них не было ни намека на секс, насилие и даже ругань, а зрителями стали люди всех возрастов - они смотрели и смеялись над трюками и шутками. 

Фильмы, большинство из которых начинались с рок-музыки и потрясающих кадров проездов известных лыжников и сноубордистов, которых на вертолёте доставляли на девственные высоты, всегда вызывали бурную реакцию у зрителей. Эти фильмы были смесью путешествий, волшебной кинематографии и фарса. А фирменная фраза, произносимая Миллером «Want your skis? Go get 'em!» до сих пор звучит на некоторых американских подъёмниках.

Компания выпускала новую кинокартину каждую осень, и на протяжении всего горнолыжного сезона ее крутили по разным городкам и курортам. А сам Уоррен ежегодно проезжал тысячи миль по дорогам и откатывал сотни миль на склонах, встречая в своих путешествиях множество замечательных людей. 
Он путешествовал по Европе в качестве режиссера и запечатлел лучшие горнолыжные курорты, а по его фильмам можно проследить развитие горных лыж в Северной Америке. Когда в 1957 году компания Jantzen набирала представителей для участия в национальной рекламной кампании бренда, Уоррен Миллер присоединился к Бобу Коузи, Баду Палмеру, Фрэнку Гиффорду и Кену Вентури в качестве члена промо команды. Одновременно он расширил выпуск фильмов об активном образе жизни, включая хронику злополучной экспедиции на лодке по реке Колорадо через Гранд-Каньон.

В начале 1960-х кинокомпания набрала обороты. Уоррен увеличил штат сотрудников и переехал в новый офис в Хермоса-Бич, штат Калифорния. Его произведения воодушевляли сотни тысяч людей встать на горные лыжи, а в период 1950х - 1970х годов в США было открыто около 500 горнолыжных курортов. Уоррен снимал рекламные фильмы для горнолыжных курортов, включая Вейл и Теллурид в Колорадо, Сан-Вэлли, штат Айдахо, Сноубёрд в Юте, Шугарбуш, штат Вермонт.

Уоррен всегда требовал от команды, чтобы кинокартины одновременно развлекали и информировали зрителей, и настаивал на том, чтобы рассказывать правду так, как он ее видел. Иногда такой подход оборачивался против него. Однажды, во время малоснежной зимы на северо-востоке США в конце 1960х, во время выступления в передаче «Доброе утро, Америка» Уоррен посоветовал лыжникам ехать на запад страны в поисках хорошего снега. После этих слов ряд курортов на востоке США навсегда запретили ему парковаться на их стоянках.

Компания Уоррена Миллера продолжала нести горнолыжное знамя по всему миру, включая такие страны, как Россия, Израиль и Китай. Если где-то был снег, подходящий для горных лыж, команде Миллера удавалось до него добраться. Правая рука Уоррена, Дон Бролин, снял первые фотографии горнолыжников за Железной стеной в начале 1970х. Когда компания снимала фильм на горнолыжном курорте в Израиле, на заднем плане были слышны выстрелы артиллерии.
Команда Уоррена Миллера снимает рекламный фильм о Домбае в 1989 году
В 1968 году Миллер привлек в партнеры известного промоутера рок-музыки Терри Бассетта и решил урезать свой 16-часовой рабочий день и перенасыщенный график поездок. Но после пяти лет сотрудничества стало понятно, что бизнесмены в области организации концертных туров ничего не понимают в уникальном бизнесе Миллера – они даже хотели послать его на курсы постановки речи, полагая, что его голос не совсем подходит для озвучки фильмов! В 1989 он продал компанию своему сыну Курту Миллеру и его бизнес-партнеру Питеру Спику. Но, оказалось, что без его голоса и вмешательства в съемочный процесс фильмы во многом потеряли: исчезла творческая искра. 

В 2001 году Курт Миллер и Спик перепродали компанию корпорации Time Warner Inc., которая незадолго до этого приобрела журналы SKI и Skiing. Корпорация продолжила снимать под маркой Уоррена Миллера, выпуская чужие киноленты под его именем. Сам Уоррен перестал взаимодействовать с кинокомпанией в 2004 году, и только в 2016 он появился в фильме, что совпало с публикацией его автобиографии.

Однажды в холодный ветреный день в Сан-Валли в домике Warming Hut на горе Бэдли Миллер встретил Лори Пенкет Кауфман. Эта встреча стала поворотным моментом в судьбе Уоррена. «Я не имел понятия, что день 27 декабря 1984 года навсегда изменит мою жизнь к лучшему». Лори стала его верным соратником, партнером и, наконец, женой – они сочетались браком 9 марта 1988 года. Она также познакомила его с островами Сан-Хуан в штате Вашингтон – там, на одном из островов под названием Оркас (Orcas Island), супруги и возвели свой дом, в котором прожили вместе 26 лет. В 2002 году Миллер построил на острове скейтборд-парк, который стал впоследствии одним из самых известных в мире.

Уоррен и Лори Миллер купили в 1987 году дом в Вейле, где Уоррен смог разгрузить свой напряженный рабочий график, начал использовать в полной мере паудер дни и завел несколько хороших знакомств, переросших в долгую крепкую дружбу. Он также стал уделять много времени писательскому делу, вел еженедельную колонку в газетах, и число статей в итоге превысило 1200.

В 1998 году Миллер сделал ставку на молодой частный лыжный и гольф клуб Yellowstone Club в Биг Скай, штат Монтана, где стал директором по горным лыжам. Уоррен и Лори пережили вместе с клубом плохие и хорошие времена, а сейчас членами клуба являются многие спортсмены из высшей лиги. Миллер был неким «моральным компасом» в развитии клуба, а Лори называли «Королева-мать» (Queen Mum). Миллеры построили дом на склоне горы (Warren Miller Lodge) и в течение 19 лет проводили 4 месяца зимнего сезона в Монтане, а остальное время на острове Оркас. 
В 2010 году школа Ophir в Биг Скай превратила один из своих спортзалов в современный театр и назвала его The Warren Miller Performing Arts Center, чем Уоррен очень гордился. 

За свою долгую карьеру Миллер получил десятки наград. В 1978 году он был представлен в Зале Славы лыжного спорта США, а десятилетие спустя его наградили престижной AT&T Skiing Award за вклад в развитие спорта. Миллера избрали в Зал Славы горнолыжного бизнеса журнала SKI Magazine (SKI Magazine's Ski Business Hall of Fame) в 1995 году. Он также получил награды за заслуги от International Skiing History Association в 2004 году и от California Ski Industry Association в 2008.

Уоррен начал снимать свои фильмы, когда в Америке было всего несколько горнолыжных курортов, и задокументировал развитие горных лыж в стране. В течение многих лет знаменитых бизнесменов, политиков, актеров, спортсменов влекло к Миллеру, к его камере и его яркой личности. Он сидел за одним столом с Гэри Купером и Эрнестом Хемингуэем в Сан-Валли. Однажды он «позаимствовал» кольты у телохранителей шаха Ирана, пока они обедали в Roundhouse. Объекты внимания его объектива варьировались от семьи Кеннеди и Маршалла Тито до Роберта Редфорда. Вместе со своим хорошим другом Джеком Кемпом он правил больную спину премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху с помощью импровизированного массажа на обеденном столе. Он регулярно рекламировал горные лыжи в программе «Доброе утро, Америка» и в передаче Джонни Карсона, а также давал советы политику Дэну Куэйлу в области горнолыжной моды. Он подружился с будущими титанами горнолыжной индустрии Клаусом Обермейером, Дэйвом МакКоем, Говардом Хедом, Богнерами, Эвереттом Кирхером, Биллом Янссом и Питом Зайбертом еще до того, как о них узнал мир.
Марк Картер, Трэвис Райс, Уоррен Миллер, Джастин Тимберлейк и Скотт Шмидт
Были и сожаления по поводу многих жизненных моментов - от недостаточного бизнес-образования до своей роли в качестве отца. «Я никогда не обучался бизнесу, так как не думал, что у меня когда-либо будет свое дело. И я не прошел ни одного курса по бухгалтерии, так как полагал, что у меня никогда не будет достаточно денег, чтобы возникла нужда их считать. В результате из-за незнания этих двух очень важных предметов я был несколько раз на грани банкротства, но по наивности не осознавал этого. Всегда легко говорить, что надо было сделать что-то, чего ты не сделал, но это что-то невозможно изменить, даже если очень захотеть».

Все переезды, долгие часы работы и различные жертвы во имя будущего фильма окупали себя с лихвой, когда Уоррен Миллер выходил на сцену. «Сегодня, много лет спустя, люди до сих пор останавливают меня, чтобы рассказать, как они росли на моих фильмах. Горнолыжный сезон не начинался, пока местный лыжный клуб и горнолыжный магазин не прокатывал для своего городка самый последний фильм. Люди рассказывают мне, как я выходил на сцену и представлял свой фильм в их городе, и они помнят звук моего голоса и мою лысину, сияющую из угла сцены. Мне повезло, что они это помнят – все они помогли поддержать мой образ жизни!»

Когда Миллеру было 86 лет, он сказал в одном из интервью: «Я всем сердцем верю, что первый поворот, который ты делаешь на лыжах, является твоим первым глотком абсолютной свободы, когда впервые ты можешь ехать куда угодно - куда бы ни завел тебя твой адреналин. И я показываю это в моих фильмах. Я не проповедник, но однажды ты испытаешь это чувство свободы. Я сам рассказываю об этом 100 раз в году и пришел к выводу, что поиск свободы заложен в наших генах. Каждый хочет именно этого».

 
Источники:
http://warrenmiller.org
http://www.warrenmiller.net
http://www.oregonlive.com
https://www.aspentimes.com
https://www.risk.ru
http://extreme.com.ua

 
+17
  • 1
0  
luch9    30 Января 2018 (23:42)   #
Великий человек был, поскольку не только сам познал радость и свободу от катания на горных лыжах, но и приобщил к этому, очевидно, многих и многих людей.
  • 29
  • 7
  • 1
+1  
Vaniamad    2 Февраля 2018 (21:26)   #
Спасибо за статью, я то же вырос на его фильмах, в моем городе были кассеты VHS с фильмами Милера задолго до появления интернета! Например идея постройки деревенного трамплина была взята из его фильма, там чуваки строили трамплин в поле из тюков сена, это было додумано до деревянного, такие вот пересечения...) 
  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    2 Февраля 2018 (22:28)   #

Например идея постройки деревенного трамплина была взята из его фильма, там чуваки строили трамплин в поле из тюков сена, 

У них там еще снежная пушка самодельная.

  • 111
  • 33
  • 7
0  
Notaqueen    5 Февраля 2018 (13:00)   #

Vaniamad   2 Февраля 2018 (21:26)   #

 

Спасибо за статью, я то же вырос на его фильмах, в моем городе были кассеты VHS с фильмами Милера задолго до появления интернета!

Спасибо! Миллер вдохновляет самой атмосферой своих фильмов.