Следы на снегу волнуют не только Александра Гая. Многочисленные исследователи и ученые всевозможными способами «естествоиспытуют» снежный покров, чтобы извлечь из него некие универсальные механические характеристики, пригодные для описания поведения лыж и бордов на снегу с целью, конечно же, их дальнейшего совершенствования.
Они, ученые то есть, придумывают всевозможные приспособления и машинки, от безнадежно простых до весьма изощренных, заставляя их вдавливать, вбивать, вталкивать, вкручивать в разнообразный снег разнообразные же тестовые предметы, а то и лыжи целиком. Ну, а потом, конечно же, кропотливо изучают следы на снегу, этим всем образованные.
Вся эта бурная и, безусловно, полезная деятельность заслуживает, пожалуй, оригинального названия рассказа М.Твена: «Punch, Brothers, Punch!», русскоязычный вариант которого работает у нас заголовком и может трактоваться гораздо ближе к нашей теме.
В самом деле, во всех этих экзерцициях отсутствует важный, на мой взгляд, компонент, а именно движение лыжи вперед. А ведь и повороты-то у нас «резаные» и не вызывает отторжения выражение «лыжа режет снег как лезвие... ну, там чего-нибудь». Да и практический опыт у нас за плечами: мы не станем резать колбасу там или батон, просто давя на них ножом. Нет, мы будем делать ножичком «вжик-вжик», то есть будем двигать его вперед-назад, зная, что так всё режется гораздо проще и красивше. Вот и с лыжей должно что-то такое происходить, не зря же мы её точим.
Сейчас мы попытаемся взглянуть на процесс резания лыжей снега с точки зрения ножа, не претендуя, разумеется, на исчерпывающую полноту картины. Просто выводы, следующие из этого рассмотрения, кажутся мне занятными, и, к тому же, многие чувствуют их интуитивно.
Представим себе, что мы совершаем резаный поворот и, чтобы остановиться, аккуратно заезжаем на склон, чтобы не попортить следы. Затем аккуратно же достаём из следа одну из лыж и смотрим, что там на снегу осталось. Мы увидим примерно такую картину, что изображена на рис. 1.
Что же это для нас означает? Это означает, что за счет продольного и бокового изгиба и скручивания, передняя часть лыжи деформируется так, что линия канта при движении лыжи вперед занимает некоторое наклонное положение в снегу, относительно, скажем, его «плоскости». То есть и кривое, и наклонное. Чтобы нам не заморачиваться с тем, что оно кривое, мы ограничимся рассмотрением небольшого элемента передней части лыжи, который условно можно считать прямолинейным. Соответствующая картинка приведена на рис. 2.
Теперь мы снова уберем из снега элемент лыжи и посмотрим на след, который от него остаётся. Наглядней посмотреть сзади, что и представлено на рис. 3.
Ну, в первую очередь он зависит от угла α. А чему он равен? Примерно его можно оценить по глубине следа и контактной длине лыжи от носка до середины ботинка. Это будут единицы градусов. Но на разном снегу и глубина следа разная, к тому же и жесткость лыжи переменная по длине, что тоже приведет к вариациям. Так что бог с ним, не так уж он и важен. Достаточно того, что такой угол есть.
А вот если мы начнем наклонять полотно ножа, то картина будет меняться, пока не придет к своему оптимальному положению, когда направление действия силы лежит в плоскости симметрии лезвия. То же самое и для лыжи. На рис.4«б» такой поворот задаётся углом β, который есть не что иное, как угол ангуляции в том виде, как он определяется здесь или здесь (истинное УП).
Между этими двумя углами и углом резания существует простая геометрическая зависимость, образец которой графически представлен на рис.5.
Получается, из этого кратенького рассмотрения одной лишь геометрии, что вроде как ангуляция должна приводить к лучшему держанию лыжи. Возможно, это тоже одна из причин того, что лыжник в критической ситуации предпринимает все эти телодвижения типа «спиной вперед»? Это как раз то, что обеспечивает максимальный угол ангуляции в данных условиях.
Хотя здесь мы рассматривали уж сильно идеальный поворот, эффект резания будет проявляться и если поворот сопровождается сносом лыжи. Разве что количественные оценки будут другими.
Автор: Игорь Изыльметьев
Другие статьи автора на сайте
Виртуальный бугор и разгрузка вниз
Две оси на одно колено
По следам «Пяти навыков…»
Закантовка. Технический роман из жизни лыжи в двух частях с иллюстрациями
Лыжные травмы коленей
Лыжи и светлое будущее
Ещё раз про внутреннюю лыжу
Карвинговая лыжа. В поисках идеала
Лыжи и оружие пролетариата
Занимательная геометрия для любознательного лыжника (в 2-х частях)
Atomic Double Deck и перманентная революция
Про карвинг, лыжеборд и Atomic Vario Cut
Магия чисел и индекс жесткости ботинка