Архызе с 24.02.25 по 1.03.25 24 Февраля 2025 - 1 Марта 2025 Россия, Архыз
Покататься в Архызе с 24.02.25 по... 24 Февраля 2025 - 1 Марта 2025 Россия, Архыз
Ищу попутчика для поездки в Архыз в... 13 Января 2025 - 20 Января 2025 Россия, Архыз
+11

RideThePlanet. Западный Кавказ. Архыз - вертолеты, храмы, телескопы

RideThePlanet Лента автора 11 Апреля 2017 (15:04) Просмотров: 1792 0

Об Архызе

Как и все горные регионы Кавказа, Архыз имеет целый ряд особенностей. Архызская котловина, лежащая между отрогами Большого Кавказского Хребта, по-своему уникальное в природном плане место. Считается, что именно здесь находится «полюс ясности» Кавказа. В этом районе наблюдается наибольшее количество солнечных дней в году. В то же время, регион достаточно снежный в зимне-весенний период, относительная близость Черного моря позволяет проникать сюда локальным морским циклонам, часто приносящим осадки.

Архыз в формате хели-ски сопоставим с Приэльбрусьем и Домбаем, но при этом средние высоты горных массивов и долин здесь несколько ниже. Регион катания достаточно большой и разнообразный – есть и массивные ледники, и зоны лесного катания.

По мнению многих экспертов-фрирайдеров, Архыз – одно из лучших мест на Кавказе с точки зрения ски-тура: по характеру рельефа склонов и долин, снежной обстановке, продолжительности сезона. И если вместе с развитием инфраструктуры курорта “Архыз” и прилежащих ущелий, со временем, в горах появятся хижины для многодневных зимних походов и бэккантри, как в Альпах или в Норвегии, то будет здорово.

Архыз, как и многие другие районы Кавказа, имеет богатейшую историю. По данным археологов, люди жили здесь еще за несколько тысяч лет до нашей эры. Около двух тысяч лет назад сюда пришли ираноязычные кочевники – аланы и основали здесь свое поселение, ставшее узловой точкой для множества северокавказских племен. По мнению многих ученых, именно здесь была столица древней Алании – средневекового полиэтнического государства – город Магас, что в переводе означает «город солнца». Благодаря сравнительно несложным перевалам и наличию выхода к Черному морю через Санчарский перевал, здесь проходил отрезок Великого шелкового пути – караванной «трассы» из Китая через Среднюю Азию в Европу.

Архыз постоянно оказывался ареной борьбы – за обладание этой ценной территорией сражались племена, сменялись народы и устройство жизни. До наших дней из наследия аланов, создавших здесь центр раннего христианства, сохранилось не так много – руины древних городищ и несколько храмов, стоящих на этой земле с 9-10 веков. Они считаются древнейшими православными храмами на евразийской территории.

Специальная Астрофизическая Обсерватория РАН в Архызе

Еще в 60-е годы прошлого века, из-за уникальных природных и климатических особенностей долина Архыза была выбрана для постройки здесь одной из крупнейших в мире обсерваторий. Специальная Астрофизическая Обсерватория РАН и по сей день входит в число ведущих мировых научных центров.

Главный инструмент обсерватории – оптический телескоп БТА. Он расположен на одном из северных отрогов горы Пастухова на высоте 2070 м. До начала 90-х годов, на протяжении 18 лет, БТА (Большой Телескоп Альт-азимутальный), был крупнейшим в мире. Потом более крупный прибор заработал на одном из гавайских островов.

История создания этого телескопа заслуживает отдельного упоминания. На изготовление монолитного параболического зеркала диаметром 6 метров потребовалось 11 лет – 4 года создавалась заготовка и 7 лет ее обрабатывали. Для доставки зеркала с завода в подмосковном Лыткарино для начала сделали «дублер», проделавший весь путь, и только после этого отправили само зеркало – сначала по воде до Ростова-На-Дону, затем кавказскими дорогами. Права на ошибку не было, ведь на создание нового зеркала ушло бы столько же времени... В крупнейшем сейчас на планете гавайском телескопе зеркало состоит из отдельных сегментов, поэтому у БТА сохранилось звание рекордсмена – его зеркало является самым массивным монолитным стеклянным изделием планеты, весом 42 тонны...

За несколько десятилетий в арсенале архызской обсерватории появилось множество различных телескопов и установок для изучения ближнего и дальнего космоса, в том числе уникальных. Здесь находится крупнейший в мире радиотелескоп с рефлекторным зеркалом диаметром около 600 метров – РАТАН-600. Основные исследования ведутся в отношении слабых объектов, строения Галактики, внегалактической астрономии, а также наблюдается радиоизлучение Солнца. В САО работает более 400 сотрудников, из которых более 100 – научные работники. Время работы на большом и малых телескопах обсерватории распределено между учеными из российских и зарубежных институтов более чем на полгода вперед, согласно заранее поданных заявок и утвержденных программ исследований.

Интервью с райдером Александром Бойко

Александр Бойко – профессиональный фрирайдер и горный гид по программам хели-ски, заместитель руководителя противолавинной службы курорта «Роза Хутор» в Красной Поляне.

Вся моя жизнь, так или иначе, связана с горами. Я живу в Красной Поляне в непосредственной близости к Главному Кавказскому Хребту и его отрогам. С детства я ходил в несложные походы на соседние горы, учился кататься на горных лыжах. Частенько мы с друзьями прогуливали школу, чтобы покататься в горах или сплавиться на камере от грузовика по горной реке. В старших классах пересел на мотоцикл и ездил с друзьями в лес. В институте плотненько подсел на альпинизм, участвовал во всех организованных краевой федерацией сборах и соревнованиях.

Прошло много лет, но у меня все те же увлечения. Я гоняю по горным тропам на легком мотоцикле, катаюсь на горных лыжах и хожу в горы на скитуре. Однако, это уже не детство. У меня сейчас двое детишек и прекрасная жена и это, конечно, меняет жизнь и доставляет приятные хлопоты.

Для меня быть в горах и на природе – счастье, там я ощущаю себя комфортно. В моей жизни найдется место для любой, даже самой сложной работы, главное – в горах. Если бы в свое время я не занялся стройкой противолавинных систем, я бы не стал лавинщиком, если бы я не стал лавинщиком – я бы не стал гидом и т.д.

В проекте RideThePlanet я принимаю участие второй раз. Проект объединяет райдеров из разных мест, дает возможность вместе кататься и путешествовать, открывать для себя новые регионы. В Архызе я побывал впервые, хотя давно мечтал ознакомиться с этим местечком, и был приятно удивлен. В первую очередь – рельеф и флора. Сильно расчлененный долинами горный рельеф вместе с хорошей высотой дна долины дает возможность зимой и весной найти снег любой кондиции в зависимости от высоты и экспозиции. Из того, что мне удалось увидеть в Архызе, можно сделать вывод, что район максимально приспособлен для для ски-тура и хели-ски. Здесь большие горы (высота района, рельефы, присутствие ледников) накладывают свой отпечаток в плане ветровой и температурной нагрузки, что в свою очередь, делает лавинный режим здесь более суровым, чем скажем в Красной Поляне или Абхазии.

Я не большой любитель съемочного процесса, поскольку обычно это долгий процесс. Но в случае c RideThePlanet – это совсем другая история, здесь и команда супер, и возможность побывать и покататься вместе в самых укромных уголках, выбрать интересные линии спусков, которые всегда проезжаются и снимаются с первого дубля. Конечно же, работая с группами на коммерческом хелиски в Красной Поляне или в Абхазии, по таким линиям и в такой компании не погоняешь, факт!

В ближайших репортажах RideThePlanet:  новые фотоистории и интервью с фотографом Андреем Британишским.  Следите за эфиром!

Еще больше фотографий со съемок этого эпизода - по ссылке здесь.

Проект осуществляется при поддержке:
Adrenaline Rush, VARTA, Subaru, АО “Курорты Северного Кавказа”, экшн-камеры GoPro, вертолетная компания Heliaction, телеканал «МАТЧ. Наш Спорт», журнал «Полный Привод 4х4», Championat.com, Odnoklassniki.ru и сервис OK Live
Информационные партнеры в интернете:
ведущий экстремальный портал Рунета risk.ru, портал о горнолыжном отдыхе nedoma.ru, горнолыжный портал ski.ru, экстремальный приключенческий портал vvv.ru, портал о путешествиях по России strana.ru, интернет-журнал theSnow, лыжный портал Twintip.

Источник: ridetheplanet.ru
+11