Риск постоянно присутствует в нашем бытие во всем его диапазоне. Но если во вставании с дивана он исчезающе мал (но все же есть!), то при занятии бейсджампингом, он стремится к максимуму.
Как включать калькулятор риска и остаться целым, или "бойся когда страшно".
С удивлением прочитал в википедии весьма мудреные трактовки этого слова. Больше всего запомнилось: «Риск — это произведение вероятности на убыток».
И если во многих областях нашего существования уже существует менеджмент рисков - их страхование, то в обыденных, житейских ситуациях мы не всегда осознаем степень риска, и вероятностей убытков. Если твоя жизнь как-то связана с «выходом из зоны комфорта», то об этом приходится часто задумываться. Для тех, кто увлекается экстремальными видами отдыха, просчет рисков – вопрос жизни и смерти. В лучшем случае - вопрос длительности лечения и стоимости запчастей для тела.
Вероятность и последствия рисков
Объясняю на пальцах:
Вероятность авиакатастрофы для пассажира – минимальна, последствия максимальны – смерть.
Совершенно обратная ситуация — катание на лыжах по целине – вероятность падений максимальна, последствий — минимум. Потому что снег глубок и мягок – гасит, смягчает последствия до ноля. Это легко увидеть на многочисленных трансляциях FWT – где фрирайдеры рушатся как последний раз в жизни, а потом улыбаются в камеру. Может не самый удачный пример, но наиболее близкий из пришедших в голову лыжника.
Можно ли управлять личными рисками?
Не можно, а нужно!
В обыденной жизни за нас очень хорошо работает «риск-менеджер» — инстинкт самосохранения. Он, возможно, слегка перебарщивает, но его сигналы (страх, боязнь, «играющее очко», истерика и прочее) в любом случае заставляют нас «включать мозг», оценивать реальные риски и выбирать стратегию последующих действий или отказ от них.
Вот мы идем по заснеженному тротуару и вдруг наскольженная «ледянка» на уклончике. Почему бы не проехать? Варианты обычно стандартны:
— если страшновато, то не зря! Идем мимо. (Инстинкт сделал свое дело)
— да, немного адреналина не повредит! А от ушибов, если что, еще никто не умирал! (последствия и вероятность на подсознательном уровне – приемлемы)
— ну, на фик! Разложишься, а потом как на лыжах катать?!!! (Осознанная работа личного риск-менеджера).
Как видим, человек, связанный с экстримом, включает личный риск – менеджмент даже в банальной ситуации. Однако, почему же эти люди чаще других получают травмы и теряют части тел, вплоть до головы? Давайте разбираться.
О чем должен думать летящий в пропасть до взлета?
Тут подоспел как раз типичный пример – мой личный. Я - человек, который управляет не только личными рисками, но и рисками туристов, которых сопровождаю как гид, проводник. То есть, должен это делать на достаточно высоком уровне, хотя, мои походы больше тянут на экскурсии по свежему воздуху. Более 20 лет работы геологом в горах, тундре, тайге, армия и 40-лет катания на лыжах дали определенную подготовку. Плюс никогда не манкировал курсами и опытом других более опытных гидов.
Когда ты уже в процессе полета в пропасть, обычно ничего осознанно не думаешь - все на уровне инстинкта — перевернуться на спину (там рюкзак), попытаться затормозить пятками ног, ухватиться за что-нибудь руками. Если падение без опорное в воздухе — сгруппироваться, обхватить голову руками. Если хорошо скоординирован — постараться прийти в приземление ногами. Если же ты хорошо думал над рисками до возможного полета, то он не состоится.
Итак, фактура. Был просто несложный выход в горы.
С несложной разведкой места для возможной базы для скитуринга, в места где уже был ранее дважды. Отметки высот 1500 – 2100 м, протяженность 7-8 км. Соответствующе настроение — посмотреть на осенние горы перед первым снегопадом.
В целом – расслабон:
И началось!
- пошел один (все же хайкинг и не адский);
- вышел поздно, около 11:00. Еще бы пол – часа задержки и отменил бы. Расчетное время на маршрут в обо конца оценил в 4 часа (неверно);
- пропустил время точки возврата* (см примечание в конце) и начал возврат на 1,5 часа позже. Произошли непредвиденные задержки;
- решил в процессе разведать дополнительно путь, не имеющий отношения к задаче маршрута;
- когда стал понимать, что время осталось в обрез, чтобы успеть спуститься на канатной дороге, стал суетится и ошибаться, местами блудить;
- в опасном месте, на крутом участке склона (бараньем лбе), точно оценив риски спуска как не приемлемые, пытался выбраться назад, но в суете ошибся в тактике – не выдержали корни за которые цеплялся.
С этого места уже была видна дорога – как говорится «еще 5 минут и золотой ключик у нас в кармане».
Хочу сказать, что с собой был ледоруб и веревка. Причем ледоруб использовал для форсирования предыдущего каньона по маршруту. Если бы не суета, то, наверное, более точно оценил риски при отступлении и использовал и ледоруб и веревку.
А так около 15 метров (да рухнул с пятиэтажки!) летел по скальнику и метра 3-4 из них в свободном падении.
Встал быстро, памятуя, что болевой шок накроет позднее, выбрался на дорогу, благо до нее было метров 30.
Ну, дальше по классике: набрал с телефона сына (ему по ходу маршрута скидывал координаты и его телефон было легче втыкать), сбросил координаты.
Пытался разжечь костер, не получилось — руки плохо слушались. Темнело, резко похолодало. Одел флиску, легкую курточку, ветровку — не согрело.
Поняв, что могу получить переохлаждение заставил себя идти по дороге навстречу помощи.
Было больно ногам, связки потянул. Второй раз за этот год орал от боли и слезы текли, но шел. Примерно через 1,5 – 2 часа встретился с джипом МЧС.
То, что сделал неправильно написал выше. Теперь, то что мне помогло купировать негативные последствия:
- запас теплой одежды;
- зажигалка (хоть и не смог разжечь костер, но стоял бы вопрос жизни/смерти – разжег бы, с собой был непромокаемый пакет с документами и использованными билетами в заповедник);
- с собой была аптечка, а в ней кетанол. Если бы дальше становилась боль сильнее – выпил бы.
- был с собой повер-банк. После падения осталось 15% зарядки на телефоне и актуально подключил — спасы перезванивали раза 4. В больничке глянул — телефон зарядился до 54%. То есть в случае ночевки хватило бы до утра для связи и для фонарика.
- регулярно по пути передавал свои координаты сыну, и он был заранее в курсе моего маршрута.
Спорный вопрос с ледорубом. С одной стороны, если бы его не было (а в обычные горные экскурсии с туристами я его не беру), то повернул бы назад перед первым каньоном (там риски были однозначные) и вернулся бы прежним маршрутом без приключений. С другой стороны, мог задействовать его на фатальном участке. И даже лежа в рюкзаке он меня спас от возможной травмы спины.
Трек маршрута на возвращение. Четко видны блуждания. Место падения - второй ручей, на треке слева. Масштаб - по стороне карты 2 км
Мораль – не забывай дома калькулятор рисков
В целом считаю, мне крупно повезло, что отделался «испугом» - пяток швов на башке, «асфальтовыми» ранами на руках и растяжением мышц на ступнях. Могли бы быть переломы и фатальный трындец.
А всего-то надо было в критический момент: сесть, перестать спешить, перекурить, достать ледоруб, сделать станцию и спокойно, не торопясь вылезти.
Помните вначале было: «Риск — это произведение вероятности на убыток». Здесь по этой формуле получался миллион! Но не просчитал… Тот случай, когда калькулятор риска забарахлил.
В любом случае, когда «что-то пошло не так» нужно остановиться, сесть и врубить личного риск-менеджера на максимальный режим.
Даже если на другой стороне пропасти (или в конце обычной ледянки) вас ждут страстные телочки. Будете живы и здоровы.
Все произошедшее со мной в этот раз (как и то, что регулярно приводит меня в больничку каждые 2-3 года) — ни что иное, как собственная глупость. Мне нет нужды учиться на чужих ошибках – своих совершено вполне достаточно. А вот перенимать «опыт сын ошибок трудных…» — очень полезно.
И если хоть кому-то из дочитавших до конца сий опус в сложной ситуации вспомнится: «А про риски кто-то что-то писал…» — миссия выполнена!
И обратите внимание на содержимое моего рюкзака – вышел на 4 часа, а набрал как с ночевкой. Но почти все пригодилось.
Большое спасибо спасам из краснополянского МЧС и сыну Дмитрию за спасение. Хирургу краснополянской больнички за «штопку и шитье» дурной кубинской башки – отдельная благодарность!
Примечание: *Время точки возврата в маршруте считается просто: от времени на весь маршрут отнимаешь 1 час и делишь его пополам. В моем случае вышел в 11, время возврата 17, время в маршруте 6 часов, минус 1 час (на непредвиденные задержки), 5ч:2=2,5 часа. 11ч + 2,5 ч =13:30 ч.
Несколько картинок с маршрута:
Собсвенно цель путешествия -идеальное место для скитурной базы
Этот жабенышьс трудом помещается на ладони. Не стал брать в руки- говорят от человеческой кожи у них ожоги
Тот самый каньон со стенками в 50 нрадусов где помог ледоруб
Дикая пшеница. С голоду не умрешь - на ландорики хватит!
не все красавчики после 15 метровых полетов остаются красавчиками
Иншала, братья и сестры, и пусть у вас не будет таких фоток!
Никогда не посчитать, не рассчитать.. Природа и Случай всегда выше нас. Полагаться надо только на Удачу и свою Подготовку. И не бояться первого шага.