«Это не было несчастным случаем», – сказал Дэнсон семье и представителям СМИ. – На финише этой гонки Кубка мира была смертельная ловушка. Это невозможно, чтобы такой спортсмен, как Ник Зоричич, не сумев приземлиться за один метр до финиша, убился на трассе. Все здравомыслящие люди, конечно, согласятся, что если бы финиш отодвинули на несколько футов, результатом гонки стала бы дисквалификация, но не смерть».
Дэнсон показал видеокадры последних секунд жизни Ника, на которых виден роковой прыжок на том участке трассы в Гриндельвальде, где, по мнению адвоката, неправильно спроектирована финишная зона.
Дэнсона поддерживают все три лыжника, принимавших участие в том злополучном финале. Первый гонщик приземлился на синюю полосу маркировки с правого края трассы, второй гонщик приземлился далеко за пределами своей траектории, а Ник Зоричич приземлился в рыхлый снег на целый метр за пределами трассы.
«Мы должны ответить на этот вопрос. Почему Ник сбился с курса? Не потому ли, что все три элитных спортсмена Кубка мира сошли со своей траектории? Ответ на этот вопрос – потому что их так направил финальный прыжок».
Дэнсон сказал: «Ник находился в идеальном положении во время гонки. Он полностью контролировал лыжи, имел полный контакт со снегом... но он не смог приземлиться на трассу. Он приземлился на то, что лыжники называют «отработка». Вероятно, существуют в мире неухоженные участки склонов вдоль сетки, но не на трассах по скоростным видам спорта! Если бы склон был отратрачен идеально вплоть до защитной сетки, как положено, Ник был бы жив сегодня».
Адвокат сказал, что ограждение было недостаточным для той силы, с которой упал Ник. «Эта сетка категории «В», в данной ситуации она абсолютно не помогла. После того, как он ударился в неё, его отбросило в воздух, затем на финишную прямую. Это как удар о кирпичную стену. Это же не мягкий снег. Он погиб на месте».
На данный момент семья не возбудила уголовного дела. Она настаивает на всестороннем независимом расследовании события.
«Судебные споры ставят всех участников по разные стороны баррикад. Мы хотим, чтобы были рассмотрены все юридические варианты. Мы хотим, чтобы люди выходили и откровенно говорили, честно, не опасаясь репрессий». Четыре источника рассказали семье, что трасса была небезопасной, но не выступили публично от страха потерять свою карьеру. «Такую халатность нельзя скрывать от общественности».
23 апреля, в понедельник, семья Ника направила письма с требованием независимого расследования в FIS, в канадскую лыжную федерацию и швейцарским властям.
«Мы надеемся, что не только в Канаде, а во всем мире, лыжные руководители решили, должна ли эта трагедия быть надлежащим образом расследована? Мы хотим этого с единственной целью – чтобы были сделаны серьезные изменения в этом виде спорта и такое больше никогда не повторилось».
Для семьи Ника конференция была тяжелым мероприятием. Сильвия /Sylvia/, мать Ника, сказала: «Каждая клетка моего тела ноет от понимания, что этого можно было бы избежать». Тем не менее, по ее словам, если эти действия смогут сделать спорт более безопасным для будущих спортсменов, она готова пройти через это. Бебе /Bebe/, отец и лыжный тренер с 30-летним опытом, отметил, что: «Никто не может предсказать, как трое парней будут прыгать в данный момент на скорости 80 км./час?»
Он рассказал, что первым узнал о трагедии: «Тогда я пошел и увидел Ника».
Родители говорят, что они обратились к властям, но уперлись в стену молчания. Адвокат Дэнсон сказал: «Нам говорят, есть исследования, но они не показывают их нам. Мы выразили беспокойство, что Ник до сих пор не похоронен, потому что мы ждем официальной причины смерти. Мы не доверяем никому в данный момент», – сказал Дэнсон. «Мы ждали ответа, а получили молчание... Можно предположить, что причиной трагедии в данном случае была грубая халатность, – сказал он, – нет никаких оснований полагать, что расследование откроет правду. Мы хотим, чтобы мир узнал».
«Ски-кросс замечательный вид спорта, но он должен быть изменен», – сказал старший Зоричич. – Это не может продолжаться после таких несчастных случаев... После такого ни один ребенок не захочет идти в лыжный ски-кросс. Я надеюсь, что эта смерть станет поворотным моментом».
Отец Ника Зоричича был тренером по горным лыжам, когда переехал в Канаду со своей семьей из бывшей Югославии в 1980 году. Он убежден, что смерть его сына на этапе Кубка мир по ски-кроссу в швейцарском Гриндельвальде в марте 2012 не была несчастным случаем, как это изображают официальные власти.
Предаг Зоричич /Predag ??Zoricic/, его жена Сильвия и их дочь Катарина появились на пресс-конференции в Торонто вместе с адвокатом Тимоти Дэнсоном. Семья говорит, что не будет настаивать на возбуждении судебного процесса по поводу смерти Ника, если власти проведут полное и беспристрастное расследование инцидента.
Дансон заявил журналистам на пресс-конференции, что на трассе в Гриндельвальде была «смертельная ловушка». Зоричич прыгнул у финишной черты и приземлился в сетке безопасности. В письме, отправленном в понедельник Джану Франко Касперу, президенту FIS, а также президенту лыжной федерации Канады Максу Гартнеру, Дэнсон писал: «Сильвия и Бебе уже обдумали обстоятельства смерти своего сына и пришли к выводу, что Ник не должен был погибнуть. После серьезного и тщательного анализа, исследований и консультаций со многими горнолыжниками, стало ясно, что смерти Ника можно было избежать. Это неправильно, что такой высококлассный спортсмен, как Ник, не смогу приземлиться за метр перед финишем и поплатился за это жизнью. Сравнение финишных участков разных этапов Кубка мира в разных точках, с финишем в Гриндельвальде, открывает тревожную картину. В отличие от других трасс, в гонке, погубившей Ника, не было надлежащей подготовки зоны вдоль трассы».
Письмо заканчивается призывом к FIS и горнолыжной федерации Канады провести тщательное расследование несчастного случая с Ником Зоричичем с целью повышения безопасности лыжников.
«То, что Сильвия и Бебе желают избежать судебных разбирательств, не значит, что не нужно искать, кто допустил конкретную небрежность или проявил чрезвычайную халатность, некомпетентность или даже равнодушие. Это просто означает, что если независимое, объективное расследование состоится, судебный вариант будет не нужен».
FIS уже назвал смерть Ника Зоричича «страшным, трагическим несчастным случаем». В своем ответном слове на пресс-конференции Гартнер заявил: «Наши мысли и поддержка всецело с семьей Ника и его близкими. Смерть Ника была огромной потерей для семьи, нашей команды и лыжного сообщества. Горнолыжный союз Канады испытывает те же желания, что и семья Ника, чтобы извлечь уроки из этого трагического несчастного случая. В настоящее время швейцарской полицией и органами государственной власти ведется расследование, горнолыжный союз Канады планирует тщательно проанализировать результаты расследования».
«Горнолыжный союз Канады также сотрудничает с Международной Федерации Лыжного Спорта (FIS), чтобы попытаться предотвратить подобные аварии в будущем, и будет принимать активное участие в работе консультативной группы FIS по ски-кроссу, в которую войдут эксперты по горным лыжам и сноуборду» . Ожидается, что назначенная группа обсудит вопросы безопасности в ски-кроссе на ежегодном конгрессе в мае в Южной Корее.