Родоначальники карвинга - Elan
Привычный сегодня сноуборд был придуман Джейком Бертоном в середине 70-х годов. Да, широкие снаряды для скольжения по снегу были известны задолго до сноуборда, но именно Джейк разработал геометрию 302-265-295 мм, а радиус бокового выреза сделал просто удивительным - 6 метров. Благодаря такому радиусу новый спортивный снаряд был удивительно послушным и легким в освоении, а большая площадь обеспечивала отличное поведение в целине. Но тогда конструкторы лыж не задумались над новыми вариантами лыж.
И только в год московской Олимпиады компания Elan сделала гигантский шаг – вместо привычных 48 – 50 метров, они выпустили модель с радиусом выреза 41 м. По тем временам это был революционный шаг – еще не существовало лыж с разной геометрией, все модели были примерно одинаковыми, различаясь материалами, жесткостью и ее распределением вдоль лыжи. Так, слаломные лыжи были жестче в передней части, лыжи для гиганта включали в свою конструкцию алюминиевые пластины, а любительские модели были наиболее мягкими.
Впоследствии несколько компаний делали попытки создать лыжи с необычной геометрией, но до начала 90-х годов широкого распространения они не получали.
Следующим гигантским шагом к современной геометрии лыж стали разработки Юрия Франко – в прошлом спортсмена-горнолыжника из Словении, благодаря поддержке которого начал воплощаться в жизнь придуманный инженером Павелом Скофичем проект горных лыж с глубоким боковым вырезом. Произошло это еще в 1988 году, а проект получил название Sidecut Extreme – SCX.
Параллельно с этим проектом, который сначала все же больше походил на прототип – то есть идея есть, а решения нет, Elan создал и стал активно внедрять в производство массовых лыж свой кэп - MBX Monoblock. Параллельно, кстати, появилась и конструкция Salomon. И спустя буквально пару лет горнолыжный мир охватила настоящая лихорадка переоборудования фабрик: каждый производитель считал своим долгом вложить миллионы в оборудование, которое обеспечивало выпуск лыж по новой, заметно более дешевой, технологии. Так с тех пор и существуют параллельно, иногда скрещиваясь в различных моделях, миры сэндвича и кэпа.
Развивался и проект SCX. На протяжении последующих нескольких лет из лаборатории Elan выходили очень странные сооружения. Юрий Франко разрезал обычные лыжи вдоль и со стороны пятки, и с носка, а сверху устанавливал подобие струбцин – винтовую систему регулировки ширины пятки и носка прототипов. Конечно, учесть скручивание широкого, да еще и разрезанного носка было трудно, так что эксперимент был не слишком точным, но полученные в ходе экспериментов с прототипами данные помогли Юрию Франко и Павелу Скофичу найти точку отсчета для новой, карвинговой геометрии революционных моделей. В 1991 году они разработали успешный прототип лыж для гиганта с радиусом бокового выреза 15 метров и геометрией 110-63-105 мм. Выступавщие на этих лыжах спортсмены показывали в локальных стартах впечатляющие результаты.
Параллельно над созданием прототипов лыж с карвинговой геометрией работали Kneissl и Atomic, отталкиваясь от лыж-коротышек (Big Foot – Kneissl) и идеи бывшего спортсмена-горнолыжника из Болгарии, Ивана Петкова, который придумал, а летом 1992 года и заказал на новой фабрике Atomic в Пампорово несколько пар лыж с геометрией 113-61-91 мм.
В течении 1992 года все три производителя лыж новой геометрии демонстрировали свое детище на сэйлз-митингах и среди инструкторов, и повсюду им сопутствовал успех. Однако достаточно длинные лыжи были и весьма тяжелыми. Для снижения веса было принято решение снизить длину. В результате к 1994 году появились модели Elan длиной 163 см, продажи росли. Именно в этот период Юрий Франко, пытаясь объяснить непонятливым журналистам форму дуги поворота, использовал слово parabolic – параболическая форма. Слово понравилось пиарщикам, и новый термин, вызывающий до сих пор массу разногласий относительно формы выреза лыж, получил путевку в жизнь.
В последующие годы все ведущие производители взяли на вооружение идею лыж новой геометрии и появилось огромное количество вариантов, симметричных и асимметричных, в основном с талией шириной до 70 мм (за исключением уникальных вариантов целинных лыж). Особняком в пестром ряду стоит модель Elan Stealth с талией шириной 45 мм и высокой платформой, но такие узкие лыжи нельзя было использовать на большинстве склонов – снег был слишком мягким! Но насколько они были красивы и необычны!
Так что задумавшись о покупке пары новых лыж, не забудьте посмотреть и на модели лыж из Словении – они и сегодня буквально набиты уникальными технологиями.
- 18
- 7
- 5
Походу про параболики.
Живучая идея!
В прошлом сезоне ( и в этом тоже) Элан возобновил выпуск лыж с такой геомерией!https://www.ski.ru/az/blogs/post/elan-parabolic-vozvrascheni e-k-istokam/
- 45
- 7
- 7
Да. Просто Kneissl такую рекламную волну со своей ERGO погнал... Помнится я не эту мульку в журнальчике тоже купился
Хотя эту ЭРГУ я ни разу на просторах нашей родины в живую не видел. А вот Элановскую карву - да, в году 93 или 94 - в старом офисе Элана, вроде он в лихие девяностые где-то в районе Хорошевки располагался. Впечатление было чумовое от чумовой геометрии и возможности пощупать ее руками. Но по общему тогдашнему мнению кататься на этой лыжине было невозможно. Точнее - непонятно как.
- 45
- 7
- 7
Саня, ты манИак!!! Как можно помнить, какие лыжи были у кого в избе 20 лет назад???
Я хоть и не маниАк, как Саша, но чужие лыжи тоже помню. У Валеры Акопяна (он потом с лыж соскочил, стал завозить к нам всякие доски Ripcurl) в середине 80-х были редкий в наших краях Olin Mark. У моей одногруппницы Леськи Пожарской в 1973 году (я в эту зиму впервые горные лыжи увидел - и прямо на Чегете) был уникальный по тем временам темно-бордовый Fischer Consul. У Тягачева, когда мы попали к сборной на летний снег в Лагонаки , был тренерский, относительно короткий (кажется в районе 175 см) серебристый Rossignol Salto с круглыми носами - мечта идиота. Там же в Лагонаки впервые увидел ботинки Salomon. До этого момента почему-то полагал, что Salo делает только крепеж… А этот парень уже вовсю на ботах от Salo катался -
На Чегете в 80-х был неплохой катальщик (не знаю, как его зовут, не из местных) на редком, коротком, с круглым носом, кислотно-зеленом ROY. До сих пор не знаю ничего про эти лижи. Ну и ботинки - тоже... У Хаббибулаха Курданова на Чегете в самом начале 80-х был роскошный желтый San Marco - мечта идиота. У Малеинова в те же времена - тоже роскошный и тоже желтый Dachstein. У Сереги Панина (фотограф из "Студенческого меридиана") в начале 80-х был зеленый San Marco, тоже редкий экземпляр, с задним винтом, весил каждый башмак килограммов десять наверное... Вот он тут - на фотке
Так что вроде память еще не до конца пропили.
А Саломон как бы ни при чем? ...