- Роман, расскажите, когда и как для вас начинался сноубординг?
- Началось все в 96-м или 97-м году - когда я стал кататься сам и поставил на сноуборд детей, то есть стаж в 10 лет уже точно есть! Сначала мы катались на Воробьевых горах, осваивали карвинг, в том первом сезоне съездили в Хибины.
Где-то через год захотелось прогресса, и как раз тогда мы начали строить свои первые трамплины, чтобы учиться с них прыгать. Делали на склоне в Крылатском кикеры с пролетами по два-три метра, которые позволяли безопасно выполнять прыжки с грэбами и первые вращения.
На Воробьевых горах увидели и первых российских райдеров. На трамплине, грамотно вписанном в рельеф склона, тренировались Миша "Кальмар" Кузьменков, Митя Фесенко, Миша "Догги" Лабахуа.
- А когда началась более профессиональная шейперская деятельность?
- В 1999 году, на втором фестивале "Nescafe Чистая Энергия" - на первом я с детьми участвовал в соревнованиях. Тогда организаторами фестиваля были Радик Самирханов, Леша Хохлов, Алексей "Органайзер" Январев, Дима "Корсар" Максимов.
В течение нескольких лет это мероприятие проходило, на мой взгляд, великолепно. Именно в то время в наш сноубординг пришла основная масса ребят и девчонок - многие из них продолжают кататься, и очень интересно наблюдать за их карьерой. На этом проекте я познакомился с Алексеем Январевым и в качестве шейпера в течение нескольких лет участвовал во многих сноубордических мероприятиях. Из них мне больше всего запомнились лагерь в Красной Поляне в 2002 году с самым большим трамплином (стол 24 метра), где я сам сделал несколько трюков, и SPC Summer Camp 2004 - там мне посчастливилось поработать и поучиться у знаменитого Kлауса Марко.
Два сезона я работал шейпером в сноупарке в Ново-Переделкине вместе с Мишей Навалихиным. Максим Ганкин и Виталик Михайлов привлекали меня в качестве шейпера в сноуборд-лагерь на Домбае.
- Что вы строите сейчас?
- Сейчас я полностью занят тренерской работой в Русской горнолыжной школе "Столица". Сноупарк в Центре зимних видов спорта в Ново-Переделкине является нашей основной тренировочной базой, и мне иногда приходится участвовать в строительстве фигур, а иногда и помахать лопатой, корректируя форму кикеров.
- Какими будут трамплины в нынешнем сезоне в Переделкине? Будет ли построен долгожданный хаф-пайп?
- Местный рельеф ограничивает размер трамплина до максимальных 16 метров. В этом сезоне рельеф чуть изменили, биг-эйр будет и поинтереснее, и побезопаснее. Обычно мы ставили там их два - 15 и 10 метров. Это хорошие стандартные биг-эйры для тренировки и работы. На выкате построим два учебных спайна, 3-метровый и 6-метровый - как мы делали уже два-три года до этого. Это очень удобные размеры для любителей и начинающих - самой, на мой взгляд, продуктивной аудитории для обучения прыжкам. Прошлый год показывает, что при правильном каждодневном шейпинге это две самые используемые фигуры в парке.
Хаф-пайп в Ново-Переделкине строится уже три сезона, каждый год в нем проводились чемпионат России и Москвы. Просто по разным причинам срок его работы ограничен.
За это лето его отремонтировали, "в ноль" вывели в земле, все идеально выровнено. Возможно, появятся новые приспособления для нанесения снега.
Задача школой поставлена очень жестко - если зимние условия в этом году будут стандартные, то пайп будет основой парка. Он обязательно должен быть!
Я сам по работе связан с пайпом - это олимпийская дисциплина (биг-эйр в этом смысле никого не интересует). Так что для достижения результатов нужно кататься в пайпе. По двух-трехлетнему опыту работы я понял, что наездиться куда-то и натренироваться в "чужом" пайпе невозможно, это не дает результатов, это не выход.
На выездах не всегда получается удачно работать в пайпе - даже за границей они бывают не в идеальном состоянии, погода иногда не позволяет тренироваться. И результат получается не очень высоким, плюс сколько выдастся таких выездов - все равно в тренировках получатся промежутки во времени.
А два-три месяца хорошей домашней работы в пайпе обязательно дадут ощутимый результат. Сейчас такая задача поставлена, и если все сложится удачно, особенно с погодой, не будет таких экстремальных зим, как в прошлом году, тогда все ученики обязательно добьются прогресса.
- Какими еще фигурами порадует Ново-Переделкино?
- В этом сезоне заказаны 3 стандартных рейла - одна кинковая конструкция из двух труб, прямой падающий рейл (6 метров) и 4-метровый прямой рейл. В Ново-Переделкине для перил не очень много места, но я думаю, удастся их вместе с уже имеющимися двумя боксами расставить грамотно.
- Расскажите поподробнее о тренерской работе?
- Сейчас я очень серьезно настроен поработать с девчонками - это Оля Смешливая, Маша Прусакова, Женя Гольдман, Алена Алехина. Собираемся хорошо потрудиться с ними в пайпе, потому что все результаты, не связанные с пайпом, обычно ни о чем не говорят.
Впереди у нас - сборы в ноябре в Австрии.
- А из ребят-сноубордистов у кого сейчас хорошие перспективы на соревнованиях?
- Думаю, в FIS-овских соревнованиях хорошо выступит Сергей Тарасов - он парень очень упорный, ставит перед собой реальные цели. У них хорошая семья, они серьезно к подходят к тренировкам. Кроме того, сейчас в ФГССР (Федерация горнолыжного спорта и сноуборда России) на него выделяется больше всего денег - Сергей молодой и перспективный спортсмен.
Хотя я считаю, что система вкладывания денег в одного сноубордиста - не совсем правильная: а что, если человек, который помимо официального спорта является профессиональным спонсируемым райдером, поменяет мнение и уйдет из сборной?
В этом отношении федерация работает сложно, они не ведут работы по подготовке собственных кадров, предпочитая брать уже готовых сложившихся спортсменов - а они все люди со своим мнением, связанные обязательствами со спонсорами; к ним надо искать подход, а делать этого никто не хочет. Подобную ситуацию ФГССР уже пережила с Юрием Подладчиковым. Очень надеюсь, что с Тарасовым они выберут другой стиль работы, дадут ему реализовать свои интересы и смогут заинтересовать. Хотя вопросы в отношении "мягкого" сноубординга ФГССР не решает уже много лет подряд.
- Кого еще из спортсменов можете назвать?
- Я считаю, что очень хорошие спортивные перспективы у моих детей - Артема и Вити Теймуровых, которые в 2005 году выступали в этапах Кубка FIS с неплохими результатами.
В прошлом году они целиком ушли в съемки видео, в профессиональную коммерческую работу. Я считаю, что в 18 - 20 лет нужно выступать в соревнованиях с известными мировыми ПРО, повышать уровень катания, а уже потом заниматься этой деятельностью - мне хотелось бы видеть своих ребят побеждающими, тем более у них есть для этого все.
- Почему в наш сноубординг приходит так мало новых райдеров?
- Это для меня загадка. Сейчас продолжают кататься все те, кто пришел в спорт пять лет и раньше назад, новых лиц очень мало. Мне кажется, это происходит из-за рекламы джиббинга. В многомиллионной Москве очень мало парков с хорошими трамплинами и пайпами, но достаточно перил и парапетов. Молодежь идет джиббить.
И понятно почему. Трамплины - это сложно, это долго. Быстро этому научиться нельзя, это долгая работа, накат; надо ездить в горы, проводить часы в парках, совершенствовать физическую подготовку.
А джиббинг - это сразу выход и известность! Тем более что по затратности это практически дешевле, чем скейтбординг - там и доски ломаются, и кеды стираются, а в джиббинге достаточно всего лишь дешевой доски.
Райдер проскользил по перилке - девчонки визжат, на него направлен фотоаппарат, подходят спонсоры: "Давай к нам в команду, будем тебя спонсировать". Получается, кататься уметь не обязательно и трудиться особо не надо - зачем?
Подготовила Наташа Полетаева