Вчера правительство России одобрило поправки к закону "Об основах туристской деятельности в РФ", подготовленные Федеральным агентством по туризму (Ростуризм). На следующей неделе этот законопроект, предусматривающий введение финансовых гарантий туроператорской деятельности, будет внесен в Госдуму. Участники рынка согласны, что фингарантии в целом могли бы помочь защите прав потребителей. Но при этом они указывают на серьезные недоработки в документе, от которых могут пострадать средние и мелкие туроператоры.
Новые поправки в туристическое законодательство содержат те же положения, что и более ранняя редакция этого документа, которую Ростуризм пытался внести в Госдуму этой весной, но так и не получил одобрения правительства. Напомним, что с января 2007 года вступают в силу поправки к закону "О лицензировании отдельных видов деятельности", отменяющие лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. Лицензионный контроль за туроператорами планируется заменить механизмом финансовых гарантий. По словам заместителя руководителя Ростуризма Натэлы Шенгелии, законопроект вводит обязательные фингарантии для туроператоров – банковскую или страхование гражданской ответственности в пользу третьих лиц. Для занимающихся международным – выездным и въездным – туризмом их размер составит 10 млн руб., для операторов внутреннего туризма – 1 млн руб. "Получившего гарантию туроператора внесут в единый федеральный реестр туроператоров,– поясняет госпожа Шенгелия.– Это будет свидетельствовать о надежности фирмы". Деятельность турагентств, согласно законопроекту, будут регулировать правила, разрабатываемые сейчас Ростуризмом.
Участники рынка в целом одобряют введение фингарантий для туроператоров. "Эта мера защитит права туристов и наведет порядок на рынке,– считает гендиректор компании 'Натали Турс' Владимир Воробьев.– Важно лишь, чтобы ее реализация не парализовала индустрию, как это было при введении ЕГАИС на алкогольном рынке".
При этом в турфирмах опасаются, что механизм ударит по мелким и средним туроператорам. "Законопроект выгоден прежде всего крупным туроператорам, для многих средних компаний, чей годовой оборот не превышает $3 млн, заявленные 10 млн руб.– очень высокая планка",– отмечает гендиректор туроператора "Анкор" Ольга Санаева. По словам гендиректора туроператорской фирмы "Юнона трэвел" Павла Черепанова, в регионах очень много мелких туроператоров, которые, основываясь на личных договоренностях с местными предприятиями, отправляют их сотрудников, например, в один-два крымских санатория. Формально они попадают под определение туроператора выездного туризма и обязаны будут платить гарантии по максимуму, хотя их оборот не позволит им сделать это. "Гарантии в их сегодняшнем виде направлены на урезание мелкого и среднего туроператорского бизнеса – необходимо варьировать размер гарантий в зависимости от оборота компании",– говорит он.
Комментировать