В первые годы катания вне трасс главным является обучение - технике, безопасности, тактике, культуре. КП по концентрации гидов сейчас даст фору любому курорту на постсоветском пространстве. Вариант ехать в Альпы не рассматриваю, потому что учиться лучше на родном языке, да и стоимость дня фрирайда с гидом там в 1.5-2 раза выше.
Что же касается удовольствия от катания, то во-первых, в КП очень разнообразный (по сравнению с Гудаури) и при этом относительно безопасный (по сравнению с Чегетом) рельеф, по которому интересно кататься и без свежего снега. Во вторых, по статистике выпадения осадков - это самое надёжное место на Кавказе. И хотя тёплый климат может подпортить жизнь, вероятность попасть на снег - выше среднего.
Для жены, начавшей осваивать сноуборд, КП тоже подходит - несмотря на бешеный ценник индивидуальных занятий с инструктором, здесь есть курсы в Riders School: 5 дней (4 часа в день на склоне + теория) групповых занятий стоят 20 000 (с кэшбеком Тинькофф и вовсе вышло 17 200). Забегая вперёд - инструктора отличные, программа продуманная и гибкая. Жена осталась очень довольна, а я смог спокойно кататься сам, не беспокоясь о ней.
Когда ехать?
Ехать кататься вне трасс лучше под прогноз, но необходимость оформления отпуска и желание провести его с семьёй в хорошем месте за вменяемые деньги, иногда перевешивают. Для фрирайда в КП самым надёжным периодом при бронировании заранее мне видится середина января, традиционно щедрая на снегопады и мороз, но работа позволяла поехать только в конце января, поэтому вышло 25.01 - 03.02.
Дорога
Мы из Ростовской области, и самый удобный способ добраться в КП - ночь в поезде. Сели в 2 часа ночи в Ростове, сразу спать, в 9 вышли на перрон в Лазаревской, а через 15 минут с этого же перрона уехали на Краснодарской ласточке, которая в 11:50 прибыла на вокзал РХ. Можно бросить вещи в камеру хранения вокзала и раскататься на Альпике или ГП по послеобеденному скипассу, но я предпочёл вместо раскатки спокойно обустроиться, так что - бесплатный автобус, и мы на Розе. Обратная дорога - аналогично.
В поезде брали два купэйных места друг над другом - удобно размещать длинные лыжи без чехла вертикально у двери. Чтобы без нервов провезти в лавинный рюкзак, написал письмо в поддержку РЖД, прикрепив правила IATA. Положительный ответ получил через пару дней - охрану на входе в Ростовский вокзал его распечатка устроила, на других вокзалах рюкзак никого не заинтересовал.
Жильё
Надежд на гуманный ценник в общепите не было, поэтому рассматривали только апарты. На НГ-праздниках Библиоглобус выдал на наши даты двухместный "Deluxe" в 3-м корпусе Valset 9 ночей за 42860 - это гораздо ниже обычной цены, но дороже, чем я обычно предпочитаю платить за жильё. Были неплохие варианты бюджетней, но... 300 метров до подъёмника, минимум общения с транспортом, большой номер с балконом, отличный вид и родник рядом с подъездом - кайф!

Погода и катание
Прогноз непосредственно перед поездкой был бесперспективный. Намечался один снегопад на воскресенье при средней точке замерзания 1600, а потом неделя солнца и ещё большей жары - в общем, так ругаемая всеми краснополянская слякоть. Мысленно приготовился к неделе отработки навыков катания по буграм и трассам...
26.01, суббота. В ближайшие два дня предстоит кататься с гидом Храбовченко Владимиром. Мы не знакомы, но я давно и с удовольствием читаю его статьи на ski.ru, отмечаю про себя, что кандидат географических наук среди гидов - редкость, а цена в 3 т.р. в день мне кажется вполне гуманной. Последний снегопад прошёл во вторник - его давно раскатали и перспективы найти мягкий снег нулевые.
Ранний подъём, встречаемся в 8:45 на верхней станции Заповедного Леса. Внизу тепло, наверху всё раскатано в бугры, видимость средняя - делаем пару спусков около трасс, выполняем упражнения на трассах, много говорим про технику. Я в новых ботинках - катаюсь ужасно и всё время расстёгиваю клипсы. Спускаемся по Южному склону и неожиданно обнаруживаем микро кусочек с нетронутым глубоким снегом перед заходом в овраг - группа приободряется, но надежд на большее почти нет. Траверсим под Кавказским Экспрессом - ещё парочка не сильно раскатанных спусков с приличным уклоном - неплохо для отработки техники, но без особого удовольствия. Заходим в кулуар Сладкий - уклонисто, широко, основательно разбито, но я там впервые, поэтому интересно. В правой части Крейзи попадаются относительно мягкие кусочки, но дальше всё разбито - что ж, работаем над техникой.

После обеда снова траверсим под КЭ, но чуть дальше, и перед нами открывается большая нетронутая поляна с надутым снегом, на которой Владимир решает нас пофоткать. Мне ехать первым, я не вижу, что за перегибом, чуть не убираюсь с первого же поворота от неожиданно мягкого снега, но вхожу в ритм и ловлю кайф от спуска. В голове крутится: "день удался!".

Видимость ухудшается, часть группы отправляется отдыхать, а мы на крайний спуск идём пешком к Монашке. Поднимается сильнейший ветер, и я, непривыкший к подъёмам, наверху падаю без сил. Владимир, проанализировав состояние снега, командует возвращаться на трассу - признаться, к моему облегчению. Протраверсив Обер влево, выходим на очень крутой и не сильно разбитый "кулуарчик" с кустами по стенкам - тонкий верхний слой снега ощутимо ползёт из под лыж, я с занемевшими от новых ботинок ступнями бесславно скребусь вниз, но от всего происходящего тащусь. И представить не мог, что удастся сегодня так круто катнуть.
27.01, воскресенье. Снег несильный, но идёт со вчерашнего вечера - подсыпало 10-15 см. Начинаем по свежим стенкам в Обере - отлично! Делаем классный спуск правее Горизонта - широко и можно валить длинными дугами. Дважды катаем Сладкий и задорно прокатываем Крейзи вначале всей группой слева, а потом сокращённым составом - справа через узкий овраг. В течение всего дня продолжаем работать над техникой и до меня начинает доходить нижняя разгрузка. День прошёл на одном дыхании, а снег и не думает прекращаться!

28.01, понедельник. Спится плохо - постоянно стреляют газексы. Настроение тревожное, но я хотя бы не один - с вечера договорились покататься с Hock. Почти с самого открытия попадаем наверх, идёт снег и видимость никакая - под КЭ лезть не вариант, чуть ниже терпимо. Делаем несколько спусков 2-3 следом в районе Каскада и под Кабаном - сантиметров 20 свежака, не меньше. На табло светится зелёным Обер, но пока мы туда добираемся его снова закрывают. Едем на Юга и открываем первым следом поляну ниже Крокуса. На Эдельвейсе ожидаемо попадаем в очередь, но выбираемся минут за 15. Решаем больше не рисковать с Югами и пробуем лес ниже подсадки и в районе Дриады - снег ниже 1600 очень влажный, подраскатано, техники не хватает. Крайние спуски делаем под КЭ и в районе лавинных заграждений, но и там уже всё в следах. Нас всего двое, перспектив открытия Обера и Крокуса нет, а лезть в серьёзные места рискованно - благодарим друг друга за отличную компанию и вполне довольные идём по домам.
29.01, вторник. Осадки кончились, вылезло солнце. Hock уехал с товарищем в Альпику катать Шумихинский, а у меня последний невыкатанный скипасс на Розе, так что остаюсь один. Пробую познакомиться в канатке и наверху с другими райдерами, чтобы вписаться в группу, но никто не горит желанием брать левого человека, а хвостом ехать не хочу. В итоге еду один возле трасс по Оберу - вчера он был закрыт, так что следов мало. На выходе из Тундры замечаю открытый Крокус и бегом туда. Под подъёмником всё уже убито, но если спуститься немного по Фиалке - ни одного следа. Снег не пушистый, но притопленный и мягкий, как масло - напоминает Гудаурский. Народ продолжает колбаситься под раскатанным Крокусом, в очереди всё больше широких лыж... а я раз за разом спускаюсь по Фиалке, а потом кайфую, пересекая только свои же следы. Чуть позже встречаемся с товарищем из группы, с которой катались в выходные, - становится ещё веселее. Остаток дня так и провели под Крокусом и в Обере - не слишком разнообразно, но удовольствие огромное!

30.01, среда. Все новые знакомые отдыхают или катаются с семьёй, очевидные места раскатаны, а силы ещё есть - нужно искать гида. Обзваниваю с вечера всех подряд - у Yetti группа набрана, Ануфриков предлагает heli-ski, Краснополянский горный клуб зовёт в ски-тур - не мои варианты. Вспоминаю, что в Поляне бывают резиденты Trueski, набираю, и после уточнения об уровне катания меня вписывает к себе Гоша Надежин, у которого как раз последний день перед отъездом. Раскатываемся ниже Сказки, цепляем остатки в районе Крокуса, после чего едем в Юрьев и проходим его по пологой правой части - неплохо. Группа уже скатанная, поэтому Гоша довольно много рассказывает персонально мне по технике. Крейзи закрыт сетками, блокировка скипасов на выходе вполне реальна, поэтому решаем не рисковать и снова едем в Юрьев. На этот раз после длинного траверса влево попадаем на жирнейший кусок свежака с единичными следами. Место в тени, кондиции снега близки к идеальным, а уклон комфортный для скорости - бомба! В завершение катаем кулуары левее Кабана и уходим в лес ближе к Альпике. Снег в лесу глубокий, влажный, но много нетронутого - Гоша катит красиво, а у меня больше 3-4-х поворотов получается редко. День отличный, без гида ловить было нечего, так что огромное спасибо Гоше, что взял в группу!
31.01, четверг. Накопилась усталость, вне трасс ловить нечего, у жены в Riders School тоже выходной - отсыпаемся, гуляем, по совету ребят из Гошиной группы ужинаем в недавно открывшемся в конце набережной ресторане Трикони на 2-м этаже - там до 17:00 на всё меню -40%. Впечатления от кухни - блеск! Подробнее на tripadvisor.

1.02, пятница. Облачно, всё раскатано - проведу день на трассах. Не так весело, как в предыдущие дни, но крутячки на чёрных, полное отсутствие людей на Арборе, мягкие "весенние" бугры внизу и робкие проезды по сноупарку не дают заскучать. Мысленно прихожу к выводу, что по удобству навигации и трассовой каталке РХ с момента нашей последней встречи (апрель 2016-го) продвинулась далеко вперёд, а когда сделают гондолу на юге - будет просто сказка.
Вечером впервые за отпуск сажусь на автобус, чтобы попасть в Йети Гид бюро на Горках и послушать лекцию Анны Ханкевич про лесное катание. Зал битком, Аня рассказывает очень интересно и лекция затягивается допоздна. По ходу дела задают и наболевший вопрос о массовой блокировке скипасов в ГГ - Аня политкорректно озвучивает версию, что блокируют только в случае заезда с или выезда на закрытые трассы. Звучит логично, но ехать в Горки за фрирайдом теперь желающих немного, в том числе и среди гидов, а справедливости ради блокировки были и на Розе, хоть и не такие массовые. На улице мерзкий дождь, но... наверху-то должен идти снег, и это поднимает настроение. Слегка портит его шумный таксист, из чего я окончательно делаю вывод, что не зря поселился в Розе Долине.
2.02, суббота. Ближайшие два дня снова катаюсь с Храбовченко Владимиром. Снегопад принёс 10-15 см снега, и наверху утром такая красота, что руки тянутся сделать панораму.

Начинаем с Крокуса в первых рядах, потом уходим на поля ниже Фиалки. Жесткач похрустывает под небольшим слоем пушистого снега, но сразу привыкаю - на хорошой скорости катить вкайф.

Наверху садится облако, уходим в Юрьев - там тоже мягко. По возвращении на трассы делаем много новых упражнений. После обеда прокатываем по Stash-парку, а затем Владимир ведёт нас под скальный сброс Суицида - делаем отличный спуск по глубокому, хотя и влажному снегу.

После катания разбираем ошибки по фотографиям и проводим на Плато тренировку по поиску лавинных датчиков. День насыщенный и кайфовый.
3.02, воскресенье. Сегодня заключительный день катания, а потом сразу отъезд. Под Крокусом ловить нечего, отправляемся в поисках мягкого снега на Юга в сторону Альпики.

Идея оказывается успешной - там даже мягче, чем вчера под Крокусом, траверс на трассу несложный, а очередь на Эдельвейсе терпима - повторяем, кайфуем.

Дальше по программе для уверенных в себе кулуар Монашка, который мы не стали катать неделю назад из-за непогоды. На этот раз условия идеальные, и подъём прошёл легко. Владимир первым спускается в безопасное место, затем следующий участник группы, теперь моя очередь... Вниз смотреть страшно, но красота неописуемая! Делаю первый робкий поворот, второй, третий и ловлю себя на мысли: "а ведь стало получаться!". Окрылённый успехом, почти без пауз доезжаю к месту остановки и чуть не вылетаю в следующий кулуар. Оборачиваюсь - снизу выглядит вполне обыденно :)

Пройдя следующий кулуар, траверсим дальше и попадаем на поляну с супермягким снегом - всего несколько поворотов, но круто! Крейзи раскатан, но очень красив.

Встречаемся с остальными участниками группы и отправляемся на завершающий спуск - в Альпику. Приличный подъём, уже есть следы, но стеночка классная! Потом проходим пологое поле, пытаясь выпрыгивать с гигантских кочек, уходим на трассу и сворачиваем в лес к Розе, где тоже развлекаемся небольшим естесственным дропчиком. Получаем последние советы от Владимира по технике и прощаемся. Сразу с канатки иду в багажную комнату Valset, переодеваюсь, и - в успевший полюбиться ресторан Трикони. Остаётся час до Ласточки и, неторопливо попивая краснополянский крафт, пытаюсь уложить в голове впечатления...
Видеоролик с катанием от первого лица:
Итоги:
Погода - 7/10. Суперпаудера, как в начале и середине января, не было, но два снегопада, пусть и небольших - это хорошо. Солнца хватило, а в пасмурные дни видимость была приемлемая. Большую часть времени лавиноопасность была уровня 2, и ни в один из дней не были закрыты полностью верха. Реально расстроило только состояние снега в лесу - слишком тепло и мокро для января, но я был морально к этому готов.
Катание - 9/10. Огромное спасибо гидам - удалось обкатать всё на Розе, здорово прокачаться по технике и выжать максимум удовольствия из погодных условий. Жалею только о том, что не удалось покататься на ГК и как следует изучить Альпику. В случае ГК виноват сам курорт и его политика блокировок фрирайдеров. А на Альпику просто не нашлось компании в нужные дни, но хотя бы ритуальный спуск с возвратом на РХ удалось сделать.
Цены - 8/10. На момент приезда у меня было куплено в "Чёрную пятницу" 3 ски-пасса по 2 дня с открытой датой. На месте взял "3 из 4" и "4 из 5" со скидками 15% по промокодам. В итоге ни один из дней катания не стоил мне дороже 2170 р. (~29 евро) - это очень дёшево для такой огромной зоны катания, при том что можно было сэкономить ещё, взяв заранее на длинный период, но я предпочитаю гибкость. Про услуги гидов и Riders School даже речи нет - это лучшее, на что можно потратить деньги. Valset однозначно стоил своих денег, спасибо Библиоглобусу. Готовили в основном сами - цены и ассортимент Перекрёстка, как всегда, отстой, но ничего шокирующего, жена однажды съездила за продуктам в Эстосадок - там, как дома. Ужин в Трикони без скидки недёшев, но стоит того, а с 40% скидкой - просто подарок. В баре O'Hara дорого и невкусно. Обедам на горе я предпочитаю сникерс и термос, но однажды пересидели с женой очередь на спуск Олимпии в Берлоге - в целом неплохо и не особо дорого (~1400 за двоих). Поезде + ласточка: 2300 с человека в купэ в одну сторону - норм. Ни по одному из пунктов существенной экономии где-то в сравнимом месте я не вижу, но суммарные затраты, конечно, немаленькие.
Комфорт - 10/10. Роза Долина - это идеальное место для проживания. Главное, что никуда не надо ехать - катаешься, отдыхаешь, по вечерам гуляешь. Я не люблю автомобили и восторгаюсь тем, что на Розе такая большая пешеходная зона. Единственный существенный минус - запашок в конце набережной, в районе 4-5 корпуса, но мы к счастью жили не там. По инфраструктуре курорта и персоналу тоже только добрые слова. Заметные очереди остались только вечером на спуск Олимпии, которая легко заменяется Стрелой или пересиживается в Берлоге, и Эдельвейсе, где стараниями весёлой женщины с мегафоном всех рассаживают по 6 и, как это только возможно, ускоряют процесс.