В России хотят начать строить горнолыжные комплексы и инфраструктуру в лесах при условии их восстановления. С таким предложением выступили представители индустрии и Минэкономразвития. Инициативу поддержали в Минприроды, но раскритиковали экологи. Они считают, что такие меры только разрушат природную экосистему.
Когда Альпы далеки во всех смыслах, россияне осваивают свои склоны. На крупнейшем в Ленинградской области горнолыжном курорте каждый год отдыхают более 250 тысяч человек. Зимой здесь трассы, лыжи и каток, летом — теннисные корты, экотропы, вейкборд.
Виктор Тимаков, генеральный директор горнолыжного курорта «Красное озеро»: «У нас есть очень большие планы по расширению курорта, где-то на 3 миллиарда рублей, но, к сожалению, пока не может этого сделать из-за ограничения лесного законодательства».
Сейчас в России около 400 горнолыжных курортов, но этого мало, считают представители отрасли. Можно, конечно, построить новые трассы, но с этим как раз и проблема.
Виктор Тимаков: «Запрещены рубки Лесным кодексом, федеральными законами. Горнолыжные трассы нельзя построить без рубки, то есть между деревьями же не будешь ездить».
Ассоциация горнолыжных комплексов обратилась в Министерство экономического развития с конкретным запросом: разрешить вырубать лес для строительства курортов, но с условием, что владельцы этого бизнеса вырубку компенсируют — то есть, посадят столько же деревьев в другом месте. Идея получила предварительное одобрение.
В качестве аргумента горнолыжники приводят пример с целлюлозно-бумажными комбинатами. Они используют лес как сырье, но при этом экология не страдает, ведь сколько срубили, столько и посадили. Например, один из крупнейших производителей картона и целлюлозы Архангельский ЦБК каждый год засевает свои участки соснами и елями. Сейчас в дело пошли те деревья, которые сотрудники комбината взамен срубленных высаживали 85 лет назад. Против инициативы выступили экологи. Они считают, что строить такие спортивные комплексы можно и без вырубки лесов.
Представители туристической отрасли уверены, что люди едут не только кататься на лыжах, но и любоваться природой. Вырубать обещают только защитные леса и лишь ту часть, где будет проходить горнолыжная трасса.
Светлана Данилина, заместитель председателя управления Ассоциацией горнолыжных комплексов и территории сервиса: «Мы же знаем, что в лесных землях очень часто бывают пожары. Например, для чего эти трассы? Они, во-первых, перебивают лес сплошной, поэтому пожар останавливается».
Особой пользы от вырубки защитных лесов экологи не видят. Деревья защищают нас от ветров, пыли, жары и стихийных бедствий.
Элмурод Расулмухамедов, исполнительный директор Российского экологического движения: «Они выполняют функцию снегозадержания. Если на склоне много леса вырубить, то возможен сход лавин. Аналогично по селям, то есть лес выступает система, удерживающая почвы».
Ситуация сложилась непростая. С одной стороны, предприниматели призывают развивать отечественный туризм и обещают новые рабочие места и доходы от налогов, с другой, экологи опасаются массовой вырубки лесов ради коммерческой выгоды.
Иван Советников, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства: «Безусловно, в современном мире есть способы размещения горнолыжных курортов таким образом, чтобы и вопросы экологии, и вопросы отдыха были соблюдены. Но тут очень важно, что вопрос тонкий, он должен решаться не топорно, а при максимальном обсуждении и одобрении граждан Российской Федерации».
Пока документ на стадии разработки, все заинтересованные лица вносят свои предложения и замечания. Видимо, вопрос действительно непростой, внесение законопроекта на рассмотрение депутатов Госдумы перенесли с весны на осень.
Там где их в основном строят эти ГЛК нахрен не нужны. Кому эти пупыри в жопе мира вперлись?
Или где снега никогда не бывает?