0

Руководитель антидопинговой службы Росспорта Николай Дурманов: Случай с Ширяевым – глупый на 200 процентов

official_skiru Лента автора 21 Марта 2007 (02:47) Просмотров: 111 0
На прошлой неделе на «Прямой линии» с читателями «Советского спорта» побывал руководитель антидопинговой службы Росспорта Николай Дурманов.

«Б» ДОЛЖНА СКАЗАТЬ РОССИЙКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

– Николай Дмитриевич, меня зовут Николай. Я поклонник лыжного спорта, сам бегаю на лыжах. Ответьте, пожалуйста: почему в течение двух последних лет в национальной команде России было уже шесть или семь громких скандалов с повышенным уровнем гемоглобина у наших ведущих спортсменов? Неужели нельзя как-то решить эту проблему?

– Наверное, все дело в нашем менталитете. Я понимаю тренеров и врачей лыжной сборной, которые хотят, чтобы уровень гемоглобина был как можно выше в легальных границах, поскольку это означает выносливость и хорошие результаты. Но при этом они прекрасно знают: случится небольшой скачок в физическом состоянии, и все — верхний порог уже зашкаливает.

Такая ситуация не только у нас. Но если другие сборные стараются перестраховаться – не лезут, допустим, лишний раз на тренировочный сбор в горы, то мы надеемся на традиционное русское «авось»…

Ладно, сборы. Но ведь смотрите, что происходит дальше. Все знают, что нормальный разброс любого прибора составляет плюс-минус три процента. Тем не менее в Саппоро тот же Панкратов, находящийся в группе риска, идет на проверку ВАДА с уровнем гемоглобина 168. Там по теории получает эти три процента, и в результате выходит 171. При норме, установленной Международной федерацией лыжного спорта, 170. Как говорится, приплыли! Дальше – дисквалификация на пять дней.

Та же история и с олимпийским чемпионом Евгением Дементьевым, хотя сегодня в сборной есть возможность проверять уровень гемоглобина у спортсменов хоть пять раз в день. Только надо это делать аккуратнее, тщательнее, как говорит Михаил Жванецкий. Самая лучшая гарантия от такого рода проблем – профессионализм и здравый смысл. Подозрения насчет того, что ВАДА специально настраивает свои приборы, чтобы ловить российских спортсменов, смешны.

– А можно как-то понизить уровень гемоглобина перед проверкой? Капитан лыжной сборной России Василий Рочев сказал, что это можно сделать, выпив, например, определенное количество воды или приняв аспирин?

– Позвольте мне не комментировать это. Никого не собираюсь учить, как понижать гемоглобин, мой призыв совсем другой: не надо его сильно повышать.

«ПОЗВОНИТЕ В ФЕДЕРАЦИЮ!»

– Николай Дмитриевич, это Надя из Красногорска. Ширяев и его тренер Чепалов наказаны, причем едва ли через два дня после окончания чемпионата мира. Не слишком ли скорый суд?

– Наказываем не мы, а федерация. Надо думать, руководители знали что-то такое особенное, что позволило им действовать так быстро. Должен с огорчением сказать, что, принимая это решение, федерация с нами не контактировала. Более того, признаюсь, что о положительной пробе «А» Ширяева я узнал не от соотечественников, а от своих друзей в Германии.

– Вот Федерация лыжных гонок, наказав Ширяева и Чепалова, объявила о том, что создала антидопинговую группу в рамках своей организации. Вы что-то об этом слышали?

– Вот именно, что только слышал: нашу лабораторию к этому проекту не привлекали.

– Простите, но я в теме, поэтому хочу также спросить, почему пробу «Б» Ширяева вопреки всем правилам вскрывали без присутствия спортсмена?

– Все детали этого процесса выясняйте в федерации, поскольку в Саппоро нас не было и обороты всех документов мы не отслеживали. Позвоните в федерацию и спросите: каким образом они решали все эти вопросы?

КАЗНИТЬ! НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ

– Добрый день. Это Дмитрий из Москвы. А можете вы допустить, что Ширяев и Чепалов не виноваты?

– У меня на рабочем столе лежат официальные бумаги, подтверждающие, что в его анализе найден запрещенный препарат, поэтому вопрос автоматически снимается… Казнить! Нельзя помиловать.

– Николай Дмитриевич, эритропоэтин – давно освоенный ВАДА препарат, который ловится легко. Вы можете себе представить, чтобы такой опытный тренер, как Чепалов, стал им пользоваться?

– Хороший вопрос. Я со своей стороны могу добавить к нему еще несколько. В частности – зачем колоть препарат, который начинал действовать только через две-три недели после чемпионата мира в Японии?

– Ну, тогда, надеюсь, вы не считаете опытного тренера Анатолия Чепалова сумасшедшим?

– Вы можете как угодно формулировать этот вопрос, но факт остается фактом: в допинг-пробе Ширяева обнаружен эритропоэтин. Не святым же духом он там оказался?

– А может, кто-то их подставил?

– Подставил? Как?! Эритропоэтин нельзя подсыпать или подлить в бутылочку. Он вводится только с уколом.

– И все-таки ваше объяснение?

– С такими нелогичными ситуациями, глупыми на все 200 процентов, мы регулярно сталкиваемся, но этот случай особый.

– Алло, это Виталий, болельщик с 20-летним стажем. Можно задать дилетантский вопрос: Ширяева понятно за что отстранили, а тренер в чем виноват?

– Он взял вину на себя.

ПРОБЛЕМУ ИЗ МОЧЕВОГО ПУЗЫРЯ – В ГОЛОВУ!

— А в НХЛ ВАДА имеет какие-то права?

— У нашей московской лаборатории дружеские отношения с антидопинговой службой Канады, один из представителей которой входит в состав ВАДА. Они, по его словам, проводят очень жесткий контроль в национальной хоккейной лиге. Но я все равно думаю, что ситуация там пока далека от идеала. Хотя, судя по тому, как развиваются события, НХЛ, на мой взгляд, все-таки примет стандарты ВАДА по отношению к своим игрокам.

— И тогда игроки НХЛ, участвующие, например, в Олимпиаде, не смогут в дальнейшем выступать в национальном чемпионате, если получат положительный анализ допинг-пробы во время Игр?

— Хороший вопрос. Я очень надеюсь, что в Ванкувере именно так и будет.

— Добрый день, это Николай Дурманов? Звонит Виктор из Москвы. Скажите, какой вы лично сделали вывод после двух скандалов, в Саппоро?

— Выводов два. Первый: очень обидно видеть, когда усилия очень большого количества людей и очень большие средства, затраченные государством, компрометируются безрассудным поведением одного человека. Или, может быть, двоих?

И второй, который сделали не только мы. Антидопинговые лаборатории — это, конечно, хорошо. Внесоревновательный допинг, внезапные проверки, паспорта крови – все здорово. Но все это будет иметь эффект только в том случае, если мы, образно говоря, перенесем проблему из мочевого пузыря, в голову. Необходимо вдолбить нашим молодым ребятам, что спорт – это их профессия, доброе имя, что их личная бдительность гораздо эффективнее всех антидопинговых лабораторий.

Глава Росспорта Вячеслав Фетисов как раз возглавляет в ВАДА комиссию атлетов, задача которой в первую очередь донести всю информацию о допинге спортсменам. Но, видимо, не до всех еще дошло. Уверен в этом. Поскольку в последнее время расследование очень многих случаев показывает, что дело не в ошибках лабораторий.

Ну, какая лаборатория спасла бы биатлонистку Ольгу Пылеву от ошибки врача? Вот многие сейчас звонящие на «Прямую линию» по поводу скандала с Ширяевым недоумевают, я тоже развожу руками, как и в случае с Пылевой. Ну, видишь новый препарат — позвони, проконсультируйся. Неужели никто не читает газет? Мы же тогда во всех газетах сообщили, что препарат, на котором попалась Пылева, является анаболиком, несмотря на то, что было написано на его упаковке.

— Ширяев решил подать в суд. У него есть шансы выиграть дело?

— Уже хорошо то, что он неравнодушен к своей судьбе. Мы всячески приветствуем такое поведение спортсменов. Неприемлема ситуация, когда ребята, как овечки, сначала идут на поводу тренера, потом – врача, которые в конце концов заявляют: погуляй, парень, два года – в твоем в анализе допинг. И все…

Поэтому, чем больше спортсмены будут интересоваться своей судьбой, чем больше вопросов задавать врачам и тренерам — тем лучше. И уж тем более в такой ситуации, когда спортсмен дисквалифицирован!

РАЗГИЛЬДЯИ В БЕЛЫХ ХАЛАТАХ

— Здравствуйте, с вами говорит врач-стоматолог. Скажите, неужели наши доктора, которые работают в национальных сборных, настолько некомпетентны? Я, например, знаю, какими препаратами могу лечить зубы, наверное, это должны знать и те, кто занимается общим профилем?

— Я тоже доктор, и мы с вами прекрасно знаем, что если человек надел белый халат, это еще не значит, что он вмиг превращается в ангела. Всякие люди попадаются. У нас в командах очень много квалифицированных, осторожных врачей, а есть и разгильдяи.

— Звонит Николай из Красногорска. Мотивация у спортсменов, как известно, разная. Одни ссылаются на то, что принимали запрещенные препараты по ошибке. Другие, напротив, сознательно идут на это, рассчитывая, что проскочат. Скажите, в процентном отношении что чаще происходит?

— Все зависит от вида спорта. В дисциплинах, где существует традиционный тоталитаризм, ошибка тренера или врача немедленно отливается наличием допинга в организмах сразу нескольких спортсменов.

А есть виды, где спортсмены сами себе фармакологи, тренеры и финансовые менеджеры. Там ситуация с допингом полегче, поскольку это очень подозрительные ребята и просто так из холодильника бутылочку воды не возьмут. А вдруг там допинг?

Во все эти сказки о том, что бабушка в аптеке какой-то препарат купила или случайно выпил таблетку, не зная, что она является запрещенной в спорте, я не верю. Хотя какой-то процент правды в них все-таки может быть. Презумпцию невиновности еще никто не отменял: если человек говорит, что дело именно так обстояло, мы должны поверить ему и проверить.

— А какой препарат по статистике ВАДА сейчас чаще всего находят в анализах спортсменов?

— Марихуану. Причем настолько часто, что в Северной Америке уже потихоньку подбираются к мысли: а не разрешить ли ее вообще, по крайней мере не наказывать за нее?

Но, на мой взгляд, такое решение по марихуане, если оно состоится, станет ошибкой, поскольку это маленькая ступенька к чему-то серьезному. Да и вряд ли, американцы будут продавливать это решение, если ВАДА упрется. Слишком уж оно политически невыгодное.

— Николай Дмитриевич, это звонит Александр из Москвы. Я в юности играл в хоккей и вспоминаю случай, как однажды один из моих партнеров, выпив перед игрой несколько чашек кофе, носился по площадке как угорелый. Скажите, кофе – это допинг?

— Нет. Не так давно кофеин убран из списка запрещенных препаратов. Так решила комиссия ВАДА

— А как же тогда быть с нашей олимпийской чемпионкой по метанию диска Натальей Садовой, которую в свое время лишили звания чемпионки мира, обнаружив в ее анализе кофеин?

— К сожалению, отменить задним числом это решение уже нельзя. Тем более вы наверняка знаете, где сейчас Садова. В прошлом году она снова оказалась замешанной в допинг-скандале и сейчас отбывает двухлетнюю дисквалификацию.

— Интересно узнать, ваше личное отношение к поступку нашей толкательницы ядра Ирины Коржаненко, которая, не согласившись с решением антидопинговой службы, отказалась возвращать завоеванную в Афинах золотую медаль?

— К самому поступку отношусь спокойно: ну не отдает – и не отдает. Она девушка упорная, азартная. Что же касается самой допинг-истории, произошедшей с ней, могу со стопроцентной уверенностью сказать, что запрещенный препарат в ее анализе был, что бы она там ни говорила.

Это еще один необъяснимый случай, ведь Ирина и без всяких дополнительных инъекций толкала ядро дальше своих главных соперниц на метр-полтора.

УЧАСТНИКИ ДОПИНГОВЫХ СКАНДАЛОВ

2001 Алина Кабаева (художественная гимнастика)
Ирина Чащина (художественная гимнастика)

2002
Наталья Баранова-Масалкина (лыжи)
Лариса Лазутина (лыжи)
Ольга Данилова (лыжи)

2003
Егор Титов (футбол)

2004
Ирина Коржаненко (легкая атлетика)
Альбина Хомич (тяжелая атлетика)
Антон Галкин (легкая атлетика)

2006
Наталья Садова (легкая атлетика)
Ольга Пылева (биатлон)
Дмитрий Берестов (тяжелая атлетика)
Евгений Писарев (тяжелая атлетика)
Ольга Самуленкова (академическая гребля)
Сергей Зиновьев (хоккей)
Александр Тихоновецкий (футбол)

2007
Сергей Ширяев (лыжи)
Анастасия Иваненко (плавание)
Илья Коновалов (легкая атлетика)

ПОСТРАДАЛИ ИЗ-ЗА ПОВЫШЕННОГО ГЕМОГЛОБИНА

2006
Николай Панкратов (лыжи) повышенный гемоглобин
Наталья Матвеева (лыжи) повышенный гемоглобин
Павел Коростелев (лыжи) повышенный гемоглобин

2007
Евгений Дементьев (лыжи) повышенный гемоглобин
Николай Панкратов (лыжи) повышенный гемоглобин
Константин Воронин (лыжное двоеборье) повышенный гемоглобин
Дмитрий Матвеев (лыжное двоеборье) повышенный гемоглобин

За лыжника Сергея Ширяева (№ 1 ), биатлонистку Ольгу Пылеву (№ 3 ), метательницу диска Наталью Садову (№ 4 ) мы еще поболеем – они сейчас отбывают 2-летнюю дисквалификацию.

У толкательницы ядра Ирины Коржаненко (№ 2) уже нет шансов вернуться в спорт. На Олимпиаде-2004 она во второй раз была уличена в применении допинга и получила пожизненную дисквалификацию.

У лыжника Николая Панкратова (№ 5 ) проблем с допингом не было, но повышенный уровень гемоглобина лишил его полноценных стартов на Олимпиаде в Турине и чемпионате мира-2007 в Саппоро.
0