Надежды на восстановление докризисных объемов горнолыжного выезда не торопятся сбываться. Согласно данным предоставленным европейскими туристическими офисами и крупными горнолыжными кластерами, динамика посещений альпийских горнолыжных курортов российскими горнолыжниками все еще не слишком позитивна.
Напомним, что удар по выездному рынку был нанесен валютным кризисом 2014 -2015 года. Практически в одночасье рубль ослаб более чем на 40%, с 32 и 45 рублей за доллар и евро, соответственно, до 58 и 72.
Такое резкое снижение покупательной способности вкупе с санкциями Евросоюза привели к уменьшению горнолыжного турпотока из России на 50-70% в зависимости от направления выезда. Снижение коснулось, как пакетного сегмента, так и индивидуальных выездов, бронируемых напрямую, без участия турагентств.
Дополнительным фактором, снижающим выезд в Альпы стало открытие кластера курортов Красной поляны, которые полноценно заработали после завершения зимней олимпиады 2014 года. Появление на Российском горнолыжном рынке качественного горнолыжного продукта современного уровня, с рублевым ценником, не могло не сказаться на векторе спроса. Курорты Красой Поляны способны обслужить около 2-2.5 млн. горнолыжников за сезон, это покрывает примерно 80% существующего спроса.
По разным оценкам, в России примерно 2.5-3 млн. горнолыжников, в ежегодной повестке которых как минимум одна и более поездок на горнолыжный курорт. В среднем можно считать, что горнолыжник выполняет 1 выезд в год, со средней продолжительностью 10 дней. Таким образом, потребность рынка можно сформулировать как 25 миллионов человеко*дней.
До кризиса, выезд в Альпы (Австрия, Италия, Франция, Швейцария) в период 2005-2010 прирастал завидными темпами — около 10 % в год, так в сезон 2007/2008 выехало около 150.000 человек с 1.1 млн. ночевками, а в 2011/2012 уже 226.143 человек с 1.6 млн. ночевками (данные proalps.ru)
При этом, большая часть выезда обслуживалась туроператорами и представляла собой пакетные туры. Кризис привел к банкротству почти всех специализирующихся на горнолыжных турах операторов. В игре остались только очень диверсифицированные и крупные гранды туристического рынка.
Микроинтервью |
||
О восстановлении спроса на горнолыжные туры: По итогам сезона 18-19 горнолыжные туры составили четвертую часть от общего объема продаж. |
Изменение структуры спроса: |
Операторские инициативы: |
Кроме того, по вполне естественным причинам, связанным с развитием клиентских систем бронирования, само соотношение пакетный/самодостаточный турист, начало меняться. Довольно быстро достигнув паритета примерно к 2013 году, в 2018-19 мы оцениваем это соотношение как 30% на 70%, то есть на трех организованных туристов с путевкой, приходится 7 «неорганизованных».
Впрочем, до некоторой степени это отражает нестабильность ситуации, Туроператоры не уверены в будущем и поэтому не заключают длинных и рискованных сделок, а стало быть их продукт не сильно отличается от того, что может заказать себе турист напрямую.
С другой стороны, среди туристов согласно опросу SKI.RU (2000 респондентов), только 39% горнолыжников убежденные «индивидуалы», а 15% адепты пакетного туризма.
40% опрошенных ответили, что поступают по ситуации, то есть, все зависит от конъюнктуры предложения рынка.
При благоприятных внешних и внутренних условиях, выгода туроператорской консолидации потоков и оптовых сделок станет очевидной, и очевидно, что доля пакетных туристов увеличится.
Микроинтервью |
||
О восстановлении спроса на горнолыжные туры: |
Изменение структуры спроса: |
Операторские инициативы: |
В настоящее время нельзя утверждать, что рынок вернулся к докризисным позициям. Испытав первичный шок в сезоне 2014/15, выезд продолжал снижаться и в следующем сезоне. Только через год, осенью 2016 появились признаки оживления рынка. Последующие три сезона мы видим умеренный рост, который все еще не возвращает рынок к докризисным значениям.
Уверенности в полной ремиссии нет, хотя бы потому, что последний сезон не для всех направлений был сезоном роста. Зимой 2018/19 Австрия показала снижение турпотока горнолыжников на 9%, в Италию отправилось за малым столько же горнолыжников, как и в прошлом сезоне.
Таким образом, горнолыжный поток российских туристов в Альпы продолжает находиться в угнетенном состоянии, основным отрицательным фактором остается слабость рубля, а в качестве дополнительных факторов выступает развитие конкурентного внутреннего рынка услуг и экономико-политическая нестабильность, затрудняющая операторский бизнес.
"Такое резкое снижение покупательной способности вкупе с санкциями Евросоюза привели к уменьшению горнолыжного турпотока из России на 50-70% в зависимости от направления выезда. "
Вопрос! Как повлияли санкции Евросоюэа? Ну ментам и прочим служивым дали внутренний запрет и показали на Родину. А остальным визы подорожали или как?