+10

Рюкзак горного гида (фрирайд-версия)

Alex Kuzmitskiy Лента автора вт. 16 Декабря 2014 (20:32) Просмотров: 1947 2
Что же нужно продвинутому райдеру и, уж тем более гиду, иметь в рюкзаке на фрирайде? Вопрос не столь очевидный и простой, как могло бы показаться, поэтому, поговорим об этом. Разбор содержимого проведем на примере моего катального рюкзака сезона 2015. rukzak_guida
 
 

Сразу обозначу несколько важных моментов.

1. Фрирайд по своей сути и содержанию един, но по форме он довольно разный, соответственно, комплекты для хели-ски, катания с канаток и скитура / беккантри тоже разные. Это нормально. Не стоит брать с собой весь этот хабр при катании на сноукетах. И, наоборот, для многодневного беккантри его будет явно недостаточно. Как любят выражаться горные гиды за рубежом «depends on» (зависит от).

Есть понятие «лучшая практика». То есть та, которая адекватна данным условиям-времени-ситуации и т.п. Нет идеальных решений, но есть приближенные к оптимуму. Часто решений одно и той же задачи может быть несколько. И уж какое именно решение принять, опять-таки, зависит от… 

2. Чем больше опыта, тем больше хабра и тщательнее его отбор. При этом реже попадаешь во всякие неприятные истории.., а если и попадаешь, быстрее и безболезненней выкручиваешься. Чем меньше опыта, тем меньше внимания к тому, что в рюкзаке и тем больше разных непредвиденных историй и нестыковок бывает. Это вовсе не жесткая причинно-следственная связь, но корреляция есть.

3. Набор на фото является нормальным штатным содержанием гидовского рюкзака на беккантри / скитур-фрирайде во всем мире (гида IFMGA). Плюс-минус, но общий набор именно таков. Наличие этого набора — признак профессионализма. Гид, при этом, высшая субстанция, он типа «черный плащ». У него должно быть всего с запасом: сил, знаний, опыта, снаряжения и т.п. И на почти на все возможные ситуации у него должно быть решение.

Итак… начнем разбор содержимого. Помимо голого списка будут мои комментарии и рекомендации по поводу каждого пункта.

1. Рюкзак Артерикс Quintic 38 л. (1300 г.). Поскольку катаю очень много в формате беккантри / скитур-фрирайда, то ABS и SnowPulse неактуальны (лишний вес, уменьшение объема, повышенный износ и др.). Объем 36-38 литров и вес 1.3-1.5 кг, в формате однодневного катания на данный момент считается гидовской классикой. Если говорить про этот Артерикс… это дорогой и очень качественный фетиш. Типа «лучший катальный рюкзак». У меня он 2013-го года, в этом его существенно модифицировали. В руках подержал, ну это космос какой-то. Но, мне весь этот Артериксово-BD-шный минимализм не очень нравится, хотя перепробовал изрядно. Больше по душе в плане функционала Pieps и Osprey (например, Kode 42). Думаю к ним вернуться. Да, тяжелее, но сколько там всяких карманов, отделений и проч.


2. Пуховка (530 г.). Это из списка НЗ. На случай форсмажоров в виде зависания на канатке на пару часов, спасработ и т.п. Пользоваться приходится считанные разы за сезон, но ни разу не пожалел об этом весе. Спасает конкретно. Очень хорошо иметь именно пуховку или теплую синтетическую куртку, с большим капюшоном, одевающимся на шлем.


3. Набор для наблюдений за снегом / Snow study kit (385 г.). Набор включает в себя: градусник, лупу 10 крат, угломер, растровый снегоизмеритель (пластина), плотномер, карандаш, 2 линейки. Это стандартный набор. У меня он на базе Brooks Range, но модифицированный под личные потребности. Вся эта атрибутика нужна в первую очередь гидам и лавинщикам, то есть тем, кто изучает строение снега в течение сезона в определенном районе, а также для работы на локальной метеоплощадке. Гид, если работает, по определению, это должен делать, причем по стандартизованным правилам. За рубежом это так, мы к этому только начинаем приходить. При катании с канаток и в дни, когда не планирую шурфовок, конечно же я его не беру. Но в 30-35% дней он у меня с собой.


4. Налобный фонарь (85 г.). Мощный (больше 100 люмен), легкий, со свежими батарейками. Как и пуховка лежит в качестве НЗ. Почти любые спасы заканчиваются в ночи, да и «выгребалити» с обратной стороны горы — тоже, так что ежели что, нужен будет, не то слово.


5. Рация с влагозащищенной тангентой (330 г.). У меня моя летная 5-ватная Yaesu 6R, но не суть. Главные рекомендации: мощная (от 2.5 ватт, лучше 5-7), работающая на 70-см и/или на 2 метровом диапазоне. И с выносной тангентой. Не кнопкой на палец или лоб)), а именно тангентой. Которую можно закрепить на плечевой лямке рюкзака. При этом, залоченная рация лежит в тепле, в нутре рюкзака, само собой.Это самый удобный надежный вариант из всех испробованных. Уже завершая спуск, на выкате, я спокойно сообщаю второму гиду (замыкающему) информацию о спуске, не теряя ни секунды времени. Просто и удобно.


6. Запасные аккумуляторы (20-50 г.). Пункт условный. Это те запасные источники питания, которые вам могут понадобиться. К телефону, вашей GoPro и т.п.


7. Лавинная лопата (820 г.). Тут, к сожалению, сэкономить в весе не получится. По настоящему удобная и надежная лопата будет весить 700-850 г., хоть ты тресни. Из рекомендаций: дюралоаллюминий (никакого пластика!), ручка-телескоп, совок среднего+ размера, рукоятка Т-образная, либо D-образная. Если делаете тесты, так же важно, чтобы совок был довольно плоский, а не типа «арбуз». Из того что я перепробовал (а это почти все лопаты которые есть на рынке), лучшей лопатой последних 2-х лет считаю Pieps Shovel PRO. К тому же, на нее почти не намерзает снег-лед, этой характеристикой обладает не так много лопат.

На фото: новинка от BD, лопата Evac 7. Взял на тесты. Пока предварительно, очень дельная лопата, удобная и функциональная. Но в настоящих боевых условиях пока не применялась, ближайшие недели покажут насколько она действительно хороша.


8. Лавинный щуп iProbe (400 г.). На самом деле может быть любой щуп — дюралеаллюминиевый, 260-280-300 см длинной, большого диаметра (0.75-1 см) и с продуманной конструкцией фиксации. На данный момент на рынке 3 системы, которые можно рекомендовать: ВСА, BD (2014, new!) и ПРО-серия у Arva. Все остальное — отказать. Поверьте. У меня уже ящик поломанных щупов. И после каждого лавинного курса их количество увеличивается.

Если вы уже профи, и уже тем более отвечаете за безопасность других людей, то стоит подумать об электронном щупе Pieps iProbe. Для гидов зарубежом этот щуп сейчас уже является нормой. Да, дороже, да тяжелее, но время и эффективность спасработ (не дай бог), сокращает и существенно. При этом на ледниках оптимальным будет все-таки дюралоаллюминиевый щуп максимальной длины (320), поскольку он используется для зондирования трещин, глубины снежного покрова, снежных мостов.


9. Фотоаппарат Canon G16 (420 г., вместе с чехлом и самостраховкой). Раньше таскал зеркалку, Canon 5D… но она чаще ездила в рюкзаке, нежели снимала. ГоПро — хорошо (и я ее тоже почти всегда беру), но при плохом освещении она снимает отвратно. iPhone — тоже неплохо, но зимой не вариант, если его постоянно вынимать-убирать, то точка росы внутри его электроники убивает смартфон за несколько месяцев.. не стоит. Да и, опять-таки, снимает при плохом освещении плохо, зуммирование не оптическое, а цифровое и т.д.. Можно снимать что-то только общего плана (на ГоПро — аналогично).

А тем временем, снимать есть что. Постоянно какие-то интересные оптические и метеоявления, лавины, кадры проездов и т.п. Долго искал оптимальный формат и нашел его. Это небольшая легкая псевдозеркалка, топового уровня, которую в небольшом чехле можно носить пристегнутой к лямке катального рюкзака. В этом случае фотоаппарат все время в доступе (под рукой), даже во время спуска и он не отпотевает, поскольку находится на улице.

Фотоаппарат, конечно же, не просто лежит в чехле, а привязан метровой самостраховкой, которая подобрана так, что даже если фотик выпадает из руки, он повисает над землей, а не впечатывается в поверхность.


10. Накидка на рюкзак (100 г.). Вещь необязательная, но если катать летом на ледниках или в районах, где пересекаешь околонулевые температуры (Красная Поляна, например) и может быть снег с дождем, то очень спасает. Одел — и рюкзак со всем содержимым остается сухим.


11. Ремкомплект и мультитул (190 г.). Ну тут все понятно. Особенно важно иметь запасные болты, бакли и стрепы сноубордистам, к своим креплениям. Более подробно было в «НЗ-комплект для фрирайда и беккантри».


12. Перекус (70 г.). В двух частях. То что берется ежедневно на выход и некая нычка, которая убирается в дальний карман и забывается до экстренного момента)). Пусть лежит.


13. Термос с чаем 0.8 литра (460 г.). Ультралегкий термос фирмы Thermos. Поскольку он облегченный и более подвержен смятию и повреждениям, нежели обычный термос, держу его в защитном неопреновом чехле от другого термоса (добавляет +100 г.). Очень хорош по соотношению вес-объем-внешний размер. Обычно берем один на двоих с Аленкой. Но весной, когда жарко, и на большие выходы, берем оба, просто не полные.


14. Картонная шина ОМНИ Мед (150 г.). Легкая, компактная, удобная. Подходит и под руку, и под ногу. Если вдруг спасработы, то не нужно будет городить огород из подручных средств и тратить лишнее время. У нас в команде у каждого такая лежит в рюкзаке. Так что, как минимум 2 шины на группу, этого достаточно чтобы зашинировать даже бедро.


15. Перевязочный пакет (140 г.). Это то что лежит в кармане куртки, в ближнем доступе, максимум — в клапане рюкзака. Подробнее о содержимом — в отдельной статье.


16. Групповая аптечка (500 г.). У нас в команде у каждого гида по подобной аптечке. Если вдруг берется одна, то она обязательно у замыкающего. На спусках это критично. Подробнее о содержимом — в отдельной статье.


17. Стяжка 1,5 м. (10 г.). Многофункциональная штуковина. И для шин и для носилок и для приматывания хабра к рюкзаку. Ничего не весит и места не занимает.


18. Эластичный бинт 3 м. (110 г.). Пункт спорный. Кто-то говорит что нужно обязательно, а кто-то что «нафиг-нафиг-нафиг». И те и другие правы. Я для себя решил что он у меня лежит и все. По 2-м причинам. Во-первых, ратяжения-вывихи это самая частая травма на катании и нет ничего более оперативного и целебного (помимо покоя, конечно), нежели эластичный бинт. Во-вторых, при создании импровизированных шин, да и фиксации готовых (п.14), эластичный бинт в разы удобнее и функциональнее любых других средств. Хб-бинты, жгуты, стрепы, армированные скотчи, не так удобны как он.


19. Очки CEBE, с двумя комплектами фильтров (110 г.). Если нет сильного ветра, то идти намного приятнее идти в очках, нежели в маске. Все кто много ходят скитур подтвердят. После спуска, сняв шлем-маску, тоже здорово переодеться в более привычные шапку и очки.


20. Запасная маска СЕВЕ (150 г.). Маски ломаются, они улетают при сильном ветре, запотевают-замерзают и совершают иные нехорошие вещи. Так что, крайне полезно иметь 2-ю запасную, на случай подобных неприятностей. Для профи иметь вторую оптику — признак хорошего тона, просто потому что не только у него может что-то полететь, но и у товарищей по команде. Полезно иметь вторую, сменную линзу иной яркости (что не отменяет вторую, запасную маску!).


21. Запасные перчатки (100 г.). Как и глаза, руки — это «наше все», поэтому их нужно беречь. Опытные бойцы всегда таскают запасные перчи или хоть какие-то «верхоночки», на случай потери или промокания основного комплекта. У меня запасных — целая коллекция. Беру под погоду. Если до -10, это то что на фото, если холоднее, более теплый вариант в виде варежек с прималофтом.


22. Надувной коврик 2/3 Exped (340 г.). Это уже сугубо гидовская мулька. Используется для спасработ (вкладывается внутрь носилок), ну и если вдруг нужно в снежном укрытии переждать непогоду.


23. Акья-волокуша Eskimo Rescue (860 г.). Кто хоть раз участвовал в спасработах на фрирайде или в альпинизме-туризме, знает, как непросто сделать удобные носилки и транспортировать пострадавшего. Поэтому, многие давно уже используют готовые решения. Которые лежат на «базе», если есть возможность их быстро доставить, или в рюкзаке, если речь идет об удаленном бэккантри.

Ввиду огромного объема скитура / беккантри и наката за сезон, регулярно сталкиваюсь со спасами, это часть моей работы. И это не только учебные спасы, как на том же Жетоне, увы. Поэтому, последние полгода, в дни когда предполагается скитур, у меня в рюкзаке всегда с собой этот комплект.


24. Эластичные лыжные стрепы BD 45 см (65 г. пара). Очень удобны для скрепления лыж-сплитборда при носке на рюкзаке. Помимо этого широко используются при создании снежного якоря из лыж и при изготовлении носилок. Жесткие, те же Brooks Range — не рекомендую. Они менее удобные.


25. Набор отверток (75 г.). Под все основные типоразмеры болтов на сноубордических и лыжных креплениях. Советую держать под рукой, чтобы иметь возможность достать, не снимая рюкзака. Либо в кармане куртки-штанов, либо в кармашке поясного ремня рюкзака.


26. Скребок (5 г.). Для очистки скользяка снаряда от намерзаний. Ну и для сборки сплитборда (обледеневание и забивание снегом мелких деталей у сплита — норма). Используется постоянно. Поэтому так же как и отвертки стоит держать под рукой. Конкретно у меня скребок Spark. Самый лучший из тех что я видел. Маленький и удобный, при этом не травмоопасный, можно держать в кармане. Раньше они их вкладывали прямо в коробки к своим сплит-креплениям, теперь эта лафа кончилась, жаль.


27. Фирновые кошки (330 г.). Если предполагается скитур в альпийской зоне (выше зоны леса), то вещь полезнейшая. По коркам-настам, да и фирновому льду часто камус уже не работает, а поставил эти кошки (не снимая лыж с ног) и полный порядок.

Под каждую модель скитур и сплит-креплений свои фирновые кошки. Иногда есть различия лишь по ширине, для одной и той же модели (под разную ширину лыж).

Кстати, лыжникам с фирновыми кошками везет больше, чем сплитбордистам. Они, как правило, более легкие и компактные, например, мои весят 100 грамм и в два раза более миниатюрные, нежели те, которые под сплит.


28. Парафин для камуса (45 г.). Когда несколько скитурных подъемов в день, а снег влажный, то бывает довольно актуально подмазать парафинчиком. Идеально — еще дома, до выхода, но и по ходу дела тоже полезно. Можно использовать любой, хоть обычную свечу. Я использую специальный от BD, но разницы особо не почувствовал.


29. Камуса (700 г.). О камусах и нюансах их использования (обзор). Одно могу сказать, они у нас всегда в рюкзаках, даже на катании с канаток. Чтобы быть свободными и в любой момент пойти поскитурить, если вдруг возникнет желание (закат красивый, гора манит, или просто канатка или ратрак встанет). Кстати, лыжные у меня чуть более легкие — 600 грамм.

30. Смартфон в гидропаке (175 г.). Для экстренной связи, а также для ориентирования по космоснимкам ГуглЕрс и топокартам.


31. Телефон-неубивайка Senseit P10 (115 г.). Держит заряд месяц, не тонет, не ломается и т.п. Он лежит в кармане под рукой и служит запасным, на случай если сядет или сломается основной (п.30).


32. Снежная пила BCA (200 г.). Для лавинных экспресс-тестов, шурфов полного профиля, строительства снежных укрытий и, если припрет, для напилки дров. У профессионалов это обязательный пункт снаряжения, как ни крути. Без него тесты делать дольше и неудобнее. Я очень люблю именно эту пилу, хотя пилы BD, G3 и BRange тоже хороши. Главные рекомендации: не менее 30 см длинной (лучше 35-40), жесткая, с удобной ручкой и с сантиметровыми делениями на лезвии.


33. Документы в гидропаке (70 г.). Паспорт, удостоверение спасателя, экстрим-страховка. Плюс файлик с номерами emergency-телефонов.


34. Лавинный датчик / бипер Pieps DSP Pro (230 г.). Он, естественно, на себе, либо в чехле, либо в кармане штанов (на самостраховке). Показан здесь для полного лавинного комплекта, а то как-то нехорошо, лопата — есть, щуп — есть, а бипера нет)). Рекомендации по датчикам: современный 3-х антенный цифровой датчик либо Пипс, либо Mammut. Какой именно, верхний (DSP/Pro или Pulse), или упрощенную версию (Sport или Element), не суть. Если катаете немного, берите облегченную, если много — полную.


35. Гидовский дневник + дневник погоды и шурф-тестов (200 г.). Ну это наши гидовские мульки, чтобы вести регулярные метео и лавинные наблюдения.

+ есть еще карта, компас и нормальный GPS. Которые, по-хорошему, тоже должны быть в комплекте. В зависимости конечно от района катания (и погодных условий там) и стоящих перед руководителем задач. 


___________________________

Итого, хабра вроде много, но за счет грамотного подбора и использования ультралайт-вещей удается укладываться в суммарный вес 7.5-8.5 кг, включая вес рюкзака. Это мой нормальный катальный вес (правило 10% от собственного веса выдержано), я к нему привык и не испытываю какого-либо дискомфорта. Чего и вам желаю.

Если есть какие-то вопросы и уточнения — пишите в комментах, с удовольствием отвечу или что-то, напротив, возьму на заметку.

Всем безопасных восхождений и спусков!
+10
  • 8
  • 8
  • 12
+1  
-=Shurik=-    пт. 19 Декабря 2014 (15:53)   #
А обвязка-веревка? Я понимаю, что это уже за пределами 7-8кг, но это штука такая...
Особенно нужна для катания по ледникам, но бывают случаи, что подъедешь к скальным сбросам, где без веревки хрен пролезешь. У меня такое было в Сан Антоне, когда первый проехавший снял весь снег на выходе из кулуара (ширина метра полтора), а по обледеневшим камням под 45 градусов в ботинках поскользнуться можно, а на досках все доски побили, шкрябаясь на них. Вот там веревка бы метров 20 пригодилась.
Или группа идет по no fall zone, в ком не уверен, лучше по веревочке спустить.
Еще классная вещь - простой полетиленовый пакет. Из него якорь хорошо делать.
И еще одна незаменимая вещь - зажигалка. Это уже для совсем экстремальных случаев, например развести огонь, если пришел полный п и выбраться вечером не получится...
  • 1
0  
Metelya    сб. 20 Декабря 2014 (18:20)   #
спасибо за пост

телефон-неубивайка - это, конечно, хорошо, но в бэккантри связи как правило нет
а как в России обстоят дела с экзотическими девайсами, вроде спутниковой связи и т.д. - не расскажете?