Ещё перед прошлым сезоном Тоха твёрдо решил купить ABS рюкзаки. Купили тогда за 25 тыс. руб. каждый.
Оснащение. Самое важное: 2 подушки, картридж с азотом, съёмная ручка с пиропатроном. Остальное: мешок для вещей, отсек для лопаты, стропы для прикрепления досок/лыж и шлема, грудной ремень, поясной ремень с отстёгивающимся карманом, дополнительная стропа между ног, которую мы в первую каталку сняли (позже объясним, почему :)), свисток.
Конечно, рюкзак тяжелее обычного. Вес рюкзака без картриджа – 2,7 кг. В стандартном комплекте идёт стальной картридж: плюс еще 515 гр. Отдельно можно купить карбоновый – он легче. Можно отстегнуть часть рюкзака с карманами так, что остаются только подушки, баллон и карман для лопаты и щупа. Сверху пристёгивается простая «крышка без карманов». И тогда вес рюкзака немного уменьшается. А вообще, быстро привыкаешь. Рюкзак очень удобный.
Тоха добавляет реплику:
– Прибавь защиту тела (полную), шлем, лопату, щуп, бипер, рацию, телефон, фонарик, камеры с аккумуляторами, еду, термос, трекинговые палки, ключи от дома, мелочь, СКИ-ПАСС! На ледниках ещё система, карабины, как минимум, микро трекшн, бур, верёвку, ледоруб/аппараты, кошки… фрирайдер, «с…ка», тяжелый :)))
Для Тохи купили размер «L». А для меня – «S». Однако, «S» не такой удобный, потому что у него подвеска рюкзака меньше, а сам мешок стандартный. Поэтому, когда я затягиваю лямки для удобства катания, он поднимается высоко (у меня выше плеч).
Рассказываю, почему сняли стропу между ног. Это было очень смешно. Первый раз надели рюкзаки, всё пристегнули, поднимаемся на 25-м км на бугельном подъёмнике. И вот пора отпускать «швабру/таблетку», а она не отпускает меня. Я понимаю, что стропа зацепилась за кружок и, более того, как-то умудрилась закрутиться. Что мне приходится делать: во-первых, кричу Тохе об этом, олли на бугор, перед которым все нормальные люди уже сворачивают с линии подъёмника, проезжаю «разворот» и еду на заднем канте вниз. Пока еду – снимаю варежки и пытаюсь отсоединиться. И как только мне это удается (пол-спуска обратно), в этот же момент подъёмник останавливается. Это, конечно, было очень вовремя! Но было весело! Мы посмеялись от души. Скорее всего, это произошло, потому что я стропу недозатянула. Но как-то неудобно получается, если затянуть, и куртку прижимает некрасиво :))), и ещё думаешь: «а если за ветку зацепится…» Короче, сняли мы эти стропы.
Ещё микро-недостатки. Поясной карман быстро рвётся (материал мягкий). Боковая липучка (где подушки) время от времени слегка расстёгивается.
По правилам, нужно катать, отстегнув липучку с ручки, чтобы в любой момент можно было сразу дёргать ручку, не тратя полсекунды на лип. Но можно случайно зацепить ручку и раскрыть подушки. Мы были свидетелями того, как на вершине горы парень стал снимать рюкзак (а липучка у него отстегнута была), случайно зацепил ручку – подушки надулись. Он был в шоке, потому что не читал инструкцию и не знал, как сдуть подушки. :) Тоха сразу подкатил к нему и показал кнопку клапана. Было интересно рассмотреть подушки повнимательнее :). Так что, на наш взгляд, есть смысл катать с отстёгнутой липучкой только действительно рискованные спуски, чтобы нечаянно не потратить баллон на спокойном проезде. Картридж, конечно, перезаправляемый, пиропатрон в ручке сменный.
Ещё нюанс. Когда ручку вставляете в разъём, надо время от времени смазывать разъём специальной смазкой (есть в комплекте). Если не смазывать, через какое-то время, приходится прикладывать усилие, когда ручку вынимаешь. В итоге дойдёт до того, что вслед за ручкой пиропатрон активируется.
Видели ручку у рюкзака Mammut. Вот какой бонус (как мы думаем) ручки ABS с липом. В нерабочем положении маммутовская ручка вставлена в лямку рюкзака. Вынул её из лямки – она в режиме «готовности» (аналогично снятому липу). Но она болтается так, что её можно легко случайно дернуть. А чтобы достать её из лямки, нужно немного больше времени, чем просто отстегнуть лип. Получается, что ABS удобней.
Про перелёты. На входе в аэропорт сразу говорим сотрудникам, что у нас лавинные рюкзаки. Они куда-то звонят, потом пропускают. Баллоны возим в их заводских коробках, и книжки-инструкции тоже с собой. С перелётами в США, Канаду и Японию (сами не летали, только читали про это) могут возникнуть сложности (изымают газовые баллоны).
Недавно появились рюкзаки с моторчиком вместо пиропатрона. Это удобно, потому что можно просто так пробовать подушки надувать. И ещё подушки у этого рюкзака автоматически спускаются через три минуты. Это важно, если человека засыпало, так как освобождается место вокруг для дыхания и движения. И в любой самолет с таким рюкзаком точно можно. Однако, есть спорное мнение, что от мороза моторчик может не сработать. И надуваются подушки медленнее, чем у ABS. Очень интересно почитать отзыв о них, надеемся, кто-нибудь напишет.
Про дизайн. Приятный. Форма скругленная. То есть, внешнего объёма у него меньше, чем у квадратных. Цвета разные (жёлтый, голубой, красный). Нам достались оба жёлтых. Весело и ярко.
Катать с ABS очень комфортно. Но наличие этого рюкзака не лишает нас разума. Мы всё продумываем так же, как и всегда. Просто теперь мы знаем, что если вдруг что-то произойдёт, у нас при себе есть бесценный дополнительный шанс.
Ещё задумываемся про покупку авалунга, но пока ещё не приобрели.
Но недавно наткнулись на проблему. Благодаря странице Wait Noise в фейсбуке узнали, что компания ABS производит отзыв рюкзаков для перезаправки баллонов (за свой счёт). Из-за трёх прецедентов несработавшей системы. Под проверку попадают рюкзаки с металлическими баллонами (не карбоновыми). Видимо, газ какой-то неправильный, вступает в реакцию с металлом, образуя осадок. Отзывают рюкзаки, начиная аж с 1995 года производства. Процесс проверки занимает до четырёх недель, так что мы свои пошлём только после приезда из гор. Отзыв рюкзаков заставляет уважать компанию ABS. Ведь она не побоялась заявить о проблеме. Да, она терпит убытки. Но она делает своё дело – спасает людям жизни. Благодаря тому, что ABS на рынке уже давно, она имеет возможность проверить работу своих рюкзаков в течение долгого периода. Чего не могут новые компании, которым, возможно, только предстоит столкнуться с подобными проблемами.
А вообще, на данный момент все альтернативные разработчики рюкзаков с подушками только лишь пытаются слегка изменить что-то в конструкции, преподнося это как непроверенное ноу-хау. А ведь Уолтер Линдерер еще в далеком 1953 году запатентовал свои «подушки безопасности» для авто. В 1981 году их стала использовать компания Mercedes-Benz. Компания ABS лишь приспособила это для фрирайда, т.к. более быстрого способа + лёгкого веса для срабатывания в природе пока нет.
Проводят «тесты», меняют положение подушки, расположение ручки, внешний вид системы, называют по-разному… Как обычно, всё ради денег. Но тут несколько спорный вопрос: система для фрирайдера не требует такого быстрого срабатывания, как для машины, требуется стабильность и надёжность, пусть это и прибавит 1 кг. «Электрические» рюкзаки хороши, но мы пока их боимся. Что будет с электрикой при сильном морозе или влажности?
А вот фантазия. Следующим шагом может стать что-то по типу защитного зорба, но это технология будущего, так как сейчас не получится сделать вес маленьким.
Главной защитой всё равно остается мозг человека. Лавина играет по правилу: «повезёт/не повезёт». Мы не хотим иметь причину дёрнуть за ручку ABS-ки. Выбирая склон, 10 раз проанализируем состояние снега за весь зимний период, и только при адекватном варианте покатим.