Ботинки
Подходящая обувь - основа комфорта, необходимое условие для получения удовольствия. Нормально подобранный новый ботинок должен равномерно плотно сидеть на ноге (но не давить!), оставляя свободу в пальцах. Главное при примерке – подобрать марку и модель по форме стопы, посадить пятку на место и не купить слишком большой размер. Любая обувь (особенно со специальными вставками) постепенно разнашивается, приобретая форму ноги. Так что, мало смысла менять ботинки каждый сезон. Служат ботинки 5-8 лет нормально, часто больше. Но на втором десятке, как правило, теряют свои свойства.
Вкладыши современных ботинок сделаны из специальных материалов, обеспечивающих ноге тепло и удобство. Так что начинать можно в тонких носках, но они должны быть обязательно выше ботинка и без грубых швов (лучше специальные). Второй - только в крайнем случае, третий - лишний. Нельзя заправлять брюки в ботинки. Старайтесь одевать только тёплые ботинки. Оставьте их на час на морозе - и Вам не удастся просто всунуть ногу!
Не увлекайтесь зажимом ноги. Это нужно только профессионалам. Если обувь велика, это не спасёт. На классических ботинках начинайте с минимального натяжения застёжек, начиная с нижней. Вторая клипса должна мягко охватить (но не сжать!) подъём. Затем стоит чуть подтянуть первую клипсу (нога её обычно не чувствует), так, чтобы не болталась. Верхними застёжками достаточно лишь выбрать свободный объём в голени. Точно так же надо затягивать откидной задник на "раскладных" ботинках. С опытом придёт понимание необходимого усилия зажима. В современных ботинках можно часами не испытывать дискомфорт, даже не расслабляя клипсы. Не стоит доверять этим ощущениям и рекламе, ноги надо беречь! Стоит расстёгивать хотя бы верхние клипсы во время отдыха и даже перед коротким подъёмом на подъёмнике для восстановления нормального кровообращения. Если есть переключатель Ski/Walk, не забывайте про него.
Чтобы реже вытаскивать сапожок для просушки: сняв ботинки, оставьте их на несколько минут остыть на морозе открытыми, а в помещении закройте голенище (варежкой, например) и поставьте к батарее (лучше повыше) на полчаса, пока обувь не прогреется, и только затем откройте. Не стоит надевать ботинок на горячую трубу - он может послушно принять её форму, а вдруг она не совпадает с формой Вашей ноги! Летом храните обувь застёгнутой в тёмном прохладном месте, полезно неплотно набить носок бумагой.
Носок и пятка ботинка взаимодействуют с креплениями. Эти части подошвы должны точно соответствовать по форме стандартам, быть чистыми и скользкими. Поэтому не стоит много ходить в лыжных ботинках по асфальту. Перед тем, как вставить ботинок в крепления - очистите подошву и платформы крепления ото льда.
Крепления
Надёжная работа креплений - основа Вашей безопасности. Крепления должны обеспечивать надёжную связь ботинка с лыжей в пределах допустимых нагрузок на ногу и отпускать его при превышении установленного порога.
1. Самая опасная нагрузка на ногу - винтовая. При этом головка креплений должна освобождать носок ботинка вбок. Снизить винтовую нагрузку на ногу при сложных падениях непросто, именно на это в основном направлены усилия конструкторов и Ваши деньги. После такого срабатывания крепление остается в ЗАКРЫТОМ положении.
2. Второе необходимое направление срабатывания - освобождение пятки при падениях вперёд. Безопасность при этом, как правило, надёжно достигается на всех моделях последних 15 лет. После такого срабатывания крепление остается в РАСКРЫТОМ положении.
3. Все больше моделей креплений позволяют освобождать носок ботинка вверх под любым углом. Это может понадобиться при полётах и кувыркании в рыхлом снегу и не помешает начинающим.
Установленные на лыжах крепления должны быть настроены под Ваш ботинок и Ваши ноги. Для правильной работы креплений ботинок должен быть прижат к головке с определённым усилием. Поэтому для ботинок с другой длинной подошвы надо передвигать пятку креплений. Это обычно легко сделать с помощью ступенчатого фиксатора или (в некоторых моделях) винта. Достаточно один раз посмотреть, как это делает опытный лыжник, и Вы сами можете подгонять крепления под разные ботинки. Многие модели имеют простой индикатор прижима в виде метки, которая должна попасть в окошко при вставленном ботинке или шкалы на язычке сзади-снизу. Диапазон настройки простых универсальных креплений - не менее 21 мм, часто - 24-30 мм, некоторые модели - 40 мм, наконец, специальные прокатные модификации адаптируются под любую длину подошвы. Длина подошвы не всегда определяется размером обуви, она маркируется сбоку на каблуке.
Усилие срабатывания креплений устанавливается регулировочными винтами. Оно измеряется в стандартных единицах DIN. На головке креплений - шкала винтовой нагрузки, усилие вертикального срабатывания носка определяется этой же шкалой, на пятке - усилия при падении вперёд.
Настроить усилие срабатывания лучше всего с помощью опытного ski-мастера или по таблицам, прилагающимся к креплениям. Можно воспользоваться проверенной на практике схемой. Разделите свой вес на 10 и отнимите 20%, детям и пожилым лыжникам - 30%, опытным - 0%. Установите полученное на всех четырёх шкалах, с этого можно начинать. Если окажется мало - быстро поймёте. Срабатывание креплений обычно происходит при падении, но можно упасть, не нагрузив крепления или наоборот, создать мощное усилие, стоя на месте. Если Вы теряете лыжи при нормальном катании, добавляйте усилие по 1/4 - 1/3 деления. В начале сезона, на тяжёлом сыром снегу, если Вы не в форме, стоит дополнительно ослабить всё на 10-20%: лучше потом затянуть, чем получить травму. Затяжкой 10 DIN и более стоит пользоваться только тем, кто хорошо знает, что делает. При выборе креплений лучше рассчитывать на середину диапазона настройки и конечно, обращать внимание на рекомендации производителя.
Современные крепления для начинающих сделаны, в основном, из пластмассы, это увеличивает эластичность и повышает безопасность ног. Чтобы они дольше служили, стоит бережно к ним относится: очистить подошву перед встёгиванием, вставить носок в головку креплений, аккуратно опустить каблук на расстёгнутую (поднятую) пятку и "наступить" вниз. Если крепления не застегнулись, надо проверить настройку. Не стоит чистить лёд на подошве о детали креплений, особенно на морозе. Крепления не любят весеннюю грязь и дорожную соль. Не стоит применять для мытья растворители, чистящие средства и горячую воду. А вот холодной воды они не боятся. При аккуратном обращении крепления даже через 4-5 сезонов не нуждаются в смазке, а всего могут прослужить более 15 лет. Крепления любят, чтобы их прыскали защитным силиконовым аэрозолем. Сцепляя лыжи тормозами для переноски, немного сдвиньте одну лыжу, сведите их "скользячками" вместе и аккуратно сдвигайте лыжи до зацепления, применяйте "липучки" для связывания - это продлит жизнь скистопам и кантам.
Лыжи
Для первых шагов хорошо послужит почти любая модель «для начинающих» или «для продолжающих», даже старая, длиной не больше роста. Такие модели могут называться по-разному, но обычно это самые простые, не специализированные, лыжи. Опыт катания позволит правильно выбрать тип и длину лыж в будущем. Только тогда лыжи доставят Вам истинное наслаждение и станут главным элементом снаряжения. А учиться на экспертных лыжах трудно. Лыжи изнашиваются и морально стареют быстрее креплений и ботинок, 5 лет - уже почтенный возраст.
Уход за лыжами - ритуальное развлечение для посвящённых. Для начала достаточно помнить, что лыжи не любят езды по камням и, конечно, дорожную соль. Везёте лыжи на верхнем багажнике - защищайте их чехлом. Дома чехол стоит снять для просушки. Для улучшения скольжения нужны специальные мази. Но в оттепель, чтобы не прилипал снег, достаточно натереть скользячку свечкой (это такая фирменная российская упаковка мази - тряпочка для полировки поверхности внутри парафина :-). Если Вы очень любите свои лыжи - на лето покройте скользячку парафином с помощью утюга или кастрюльки с горячей водой.
Не стоит нести лыжи в мастерскую после каждой царапины или хвататься за напильник, как только канты затупились настолько, что трудно побриться. Оставим экспертам споры о способах доводки базы и о долях градуса заточки кантов. Самое главное - скользячка должна быть плоской и ровной в поперечнике, а канты - не очень тупыми! Для этого лыжи надо обрабатывать снизу. Сделать это хорошо вручную без специальных инструментов не просто и весьма утомительно. Циклёвка на станке в мастерской обойдётся от 300 р. Самое главное, чтобы канты не выступали из скользячки. И если такая неприятность образовалась - смело обращайтесь в сервис. Если Вы только учитесь и предпочитаете кататься по снегу, это не придётся делать чаще одного раза в сезон.
Палки
Палки начинающим нужны. Обычно неопытный лыжник не знает, что с ними делать, но без палок – ещё хуже.
Длина: низ кулака на рукоятке стоящей палки должен быть на талии или чуть выше, когда Вы стоите на лыжах. Ремешок нужен, хотя бы для того, чтобы не потерять палку. Очень удобно, когда он точно подогнан по руке. А кольца - важный элемент безопасности.
Очки
Очки в Подмосковье не являются предметом первой необходимости. А в горах хорошие очки нужны, они защитят Ваши глаза от жёсткого горного солнца. Поэтому дешёвые подделки не годятся – простая пластмасса пропускает ультрафиолетовое излучение.
Одежда
Обычно горнолыжники одеваются теплее, чем для беговых лыж, но легче, чем для прогулки. Для начала должно быть удобно и не мокро, то есть тонкая «болонь» на синтепоне пойдёт, но только если она не слишком скользкая. Конечно, современный специальный костюм из «дышаших» и не скользящих материалов гораздо приятнее. А в наших горах (Кировск, Урал) может пригодиться и пуховка.
Перчатки или варежки – обязательный элемент безопасности, они защищают Ваши руки. Вязанные шерстяные рукавички быстро промокнут и заледенеют. Удобны утеплённые синтетические перчатки с усиленной ладошкой или рукавицы. На «тросовом подъёмнике» рабочие брезентовые рукавицы поверх перчаток очень помогут. Даже если очень тепло, прихватите шапочку в карман. Если налетит ветер, капюшон тоже не помешает.
ОФП
Редко кто из любителей разминается перед стартом. Ещё реже лыжники готовятся к сезону с лета. Но не забывайте, что это:
- Значительно снизит вероятность травмы на лыжах
- Ускорит Ваш прогресс в технике
- Увеличит удовольствие от катания
- Очень полезно само по себе
Самая простая подготовка: общая растяжка, глубокие приседания и прыжки, бег. Отказаться от услуг лифта на 7-16 этаж – для начала уже неплохо. Перед началом катания достаточно «размять косточки», начиная с шеи и особенно хорошо расшевелить все суставы ног.
Удачи на склонах!
Автор: Егор Светогоров Источник: Expert Ski |
В закрытом или открытом положение.