По итогам Sablya BackCountry Hooligans,а именно так мне взбрендило назвать наш бэк-экспидицияс на Саблинский хребет Приполярного Урала в марте 2019, народилось немного лайфхаков, несомненно полезных для бедолаг, которые решат пройтись нашим путём.
Две основные темы, которые надо обязательно прорабатывать при подготовке, и которые тесно взаимосвязаны - это снегоходная заброска и получение разрешение на посещение национального парка "ЮгыдВа".
Для решения темы со снегоходной заброской делаем так:
Изучаем тему на форуме www.snowmobile.ru/forum/index.php?threads/85212/
Или идём сюда https://vk.com/tourist.club.pechora
Пишем прошение и объясняем чего, собственно, надобно. Ждём ответа и коннектимся с ответившим.
В приведённых ресурсах, кстати, всегда есть актуальная информация по району.
Важно! Для оператора снегохода практический интерес представляем следующая информация, которую лучше сообщать сразу:
-количество человек (если есть особо увесистые, лучше обозначить это сразу),
-масса груза и его примерный объём,
-умение ехать за снегоходом на верёвке с большой скоростью
Важно! Что нужно узнать у оператора снегохода: какой именно техникой он обладает. Если это утили - тогда норм, если это "пила", что маловероятно, или Буран - лучше не связываться.
Важно! Про ценник. Надо ориентироваться на то, что ходка одного снегохода в одну сторону в ценах текущего сезона будет составлять примерно 8000 рупий. Утилитарный снегоход в состоянии транспортировать двух-трёх человек средней массой до 80 кг живого мяса в голом виде и снаряжение-одежду-обувь-жратву общей массой до 50...60 кг на нос.
Ценник может увеличиться:
-если масса транспортируемого человека превышает 100кг,
-если небо упало на землю снегом и приходится пробивать путик дополнительным снегоходом,
-если небо упало на землю оттепелью и техника проваливается,
-если у вас высокое самомнение и вы считаете, что снегоходная заброска есть самое оно время для его демонстрации.
В целом, надо очень постараться увернуться от повышенного ценника. А это совсем тайна - лучше искать пакетное предложение. Т.е., когда вам организуют трансфер из Печоры до Приуральского или Аранца, снегоходы и трансфер назад. Кстати, если получается зависнуть в Печору на ночь, то лучше всего искать съёмную квартиру - 1300 за однокомнатную и 1800 за двушку, а гостиницу Транзит рядом с жд вокзалом в топку, поскольку платить 2 косаря за одного человека - сдурели штоле!?
Важно! С оператором снегохода надо урегулировать вопрос по тонкостям оформления разрешения на посещение национального парка "ЮгыдВа". Они довольно вычурные и надо договориться, как будет на бумаге выглядеть снегоходная заброска. Например, если вы самостоятельно оформите разрешение и при этом не укажите наличие снегоходной техники, то юридически снегоход сможет довезти вас только до границы парка, а по территории парка он не может никого подвозить, ни случайных, ни плановых людей, даже если им требуется помощь.
Получение разрешение на посещение национального парка:
Рекомендую сразу написать письмо на адрес [email protected] или звонить на номер парка в Печоре 88214234534 с просьбой направить актуальную форму заявления на посещение.
Важно! Заполнять форму надо особо пунктуально и не включать голову, и не задавать глупых вопросов, если просят что-то переделать - надо переделать. При заполнении нужно применять смекалку. Например, требуется в скане заявления наличие подписи всех участников за инструктаж...вот и думай - можно бегать по всем участникам(а если они в разных городах?), а можно и по-другому...но плохому учить я не буду.)))
Спутиковая связь на районе в имеющемся у нас коммуникаторе Thuraya была, парни пользовались.
Я был сильно удивлён, что в зоне прямой видимости горизонта в диапазоне УКВ, то есть порядка 400 Мгц связь с обычного Baofeng UV-5R брала Приуральское (60км) в хорошем качестве. Когда на районе дежурят спасатели, то на длинных волнах (порядка 140Мгц) можно связаться с ними. Частоту нужно уточнить по прибытии на пост, который разворачивается вблизи бывшей избы "40 окладов". Там же нужно произвести регистрацию, показав разрешение на посещение парка. В разрешении кроется и плюс определенный - национальный парк передаёт всю информацию спасателям, так что отедельно регистрировать группу в МЧС на старте не нужно. Со спасателями лучше быть на связи, то есть утром оповестить их через рацию о планах на день, вечером доложить о результатах. Эфир не засорять.
С местами стоянок на районе не всё однозначно. Я это уже отмечал. Официально разрешённая одна - район избы "40 окладов". Но аншлагов типа того, как оформлен хоть тот же национальный парк "Таганай" не заметно, причём вопще никаких. Посему решать лучше из тактических соображений. В лучшем случае за неправильную постановку лагеря будет порицание, в худшем требование о перестановке, но чё-то как-то на мой взгляд неубедительно это требование может выглядеть в условиях вопщем-то Крайнего Севера, в горах, зимой...
Про склоны, бэк в целом, разведданные по спотам уже описаны в основном. Следует добавить, что для Сабли нужно иметь минимальный комплект для алпынызма- обвязка, кошки, ледоруб, карабины, веревка, расходники, жумар, ну и крайне желательно мотор, то есть забойщик. В некоторых описаниях я читал про наличие льда в районе полки центрального кулера, поэтому нелишними могут быть и пара ледобуров.
Самый информативный сайт о Приполярном Урале: http://pppsu.ru/
Полный фотосэт нашего экспидицияса: https://photos.app.goo.gl/YuRcPmcsgUciKYb37
Фото, надёрганные из ынтырнета.
Общее обзорное фото Саблинского хребта с воздуха, сделанное с юго - юго-востока
Юго-восточные мощности. Крайняя слева возвышенность на хребте - точка 1040. В центре - основной магнит юго-востока хребта - точка 1210. Сабля - довольно уменьшенная справа от точки 1210 шишка с характерной стенкой.
Вид на Саблинский хребет с востока
Вид с воздуха на Саблинский хребет с юго-запада.
Восход над Саблинским хребтом. Вид из Приуральского. Волшебство.
Как тут не похулиганить?