С одной стороны половинки сплита и соответственно камус, который на них приклеен, гораздо шире лыж, что позволяет гораздо круче идти в гору, но с другой стороны — на сплитборде гораздо сложнее держать «лыжу» закантованной при траверсировании склона из-за более мягких ботинок. Это особенно чувствуется весной, когда с утра снег может быть очень жестким, а потом быстро раскисает.
В целом эта проблема решается с помощью кошек, которые цепляются на крепления. Трудности начинаются, когда нужно съехать немного вниз по крутому и твердому гребню. Это сложно сделать в кошках и, в то же время, без них очень легко можно просвистеть до самого низа, еще и потому, что пятка фиксируется далеко не на всех креплениях.
Так же поначалу было не просто освоить чисто лыжную технику разворота на крутом склоне, которая называется kick turn, но после небольшой тренировки это стало получаться с каждым разом все легче.
Многие из этих сложностей связаны с использованием старых технологий, на смену которым постепенно приходят новые варианты креплений и прототипы, благодаря которым преимущества сплитборда перед всеми остальными способами передвижения по снегу со сноубордом становятся все более очевидными. Возможно, некоторые из них выглядят достаточно странно, но ведь и дельтаплан когда-то тоже выглядел пугающе.
Но только на секунду задумайтесь, какие возможности открываются со сплитбордом, окажись вы, например, вот в таком месте, как это:
1. Выбор доски. Для того, чтобы кататься на сплитборде, не нужно иметь каких-то специальных навыков — отличия от обычной доски минимальны и сильно зависят от креплений и используемых ботинок. В целом они выражаются в уменьшении торсионной жесткости и утяжелении за счет дополнительных клипс, закладных и платформ, которые скрепляют конструкцию, а также позволяют изменять положение креплений для катания и ходьбы. Но сплитборд не нужно нести на себе и, если снаряжение подобрано правильно и вы немного потренировались в его использовании, проблем не возникнет, даже если вы отправитесь на поиски целины вместе с друзьями-скитурщиками.
- Сделай сам!
Минус этой идеи заключается в том, что в данном случае кант у вас будет только на одной стороне «лыжи», а также вы не сможете поменять стойку, так как для этого вам придется сверлить новые отверстия и вставлять дополнительные закладные.
- Заводской сплитборд
Главное отличие Solution от собратьев — изогнутый кант (MELLOW MAGNE-TRACTION) не только на внешней, но и на внутренней стороне сплитборда, который помогает на подъеме, при траверсах, особенно это чувствуешь на весеннем состоянии снега.
2. Выбор креплений
Если выбор доски — это более или менее понятный процесс, то выбор креплений для сплитборда — процесс гораздо более сложный в силу их гораздо большей, по сравнению с обычными, технологичности, ведь их придется использовать не только для катания, но и для подъема в гору.
Крепления для сплитборда можно условно поделить на три основные категории:
- крепления, которые адаптируют ваши обычные крепления под сплит;
- специальные крепления для сплитборда под мягкий ботинок;
- специальные крепления для сплитборда под жесткий ботинок для ски-тура.
Все эти системы имеют как свои плюсы, так и минусы, зная которые, большую часть проблем с ними можно предусмотреть и избежать. Далеко не все крепления нам удалось протестировать в полевых условия, так как пока они не продаются в России, но та информация, которую нам удалось собрать, уверена, будет полезна и интересна, как одно из мнений, которое в итоге позволит вам сделать свой выбор.
1) Итак, крепления, которые адаптируют ваши обычные крепления под сплит (Voile).
Это, наверно, самая популярная система креплений и, самое главное, доступная в России. Для тех, кто не готов сразу потратить деньги на специальные крепления и не знает, понравится ли ему ходить на сплите, это может быть хороший вариант.
Плюсы:
- продается в России;
- низкая стоимость (~200 $);
- возможность кататься в самых обычных креплениях и не везти дополнительные крепления специально для сплитборда.
- Платформа, которая прикручивается к вашим креплениям, создает дополнительный вес, а также поднимает ботинок над поверхностью доски, что ухудшает отзывчивость при катании и контроль канта на траверсах в режиме ходьбы. В целом дополнительный вес — это не критично, так как большую часть времени вам не придется нести сплит на себе. К новым ощущениям от платформы тоже быстро привыкаешь.
- Закладные, которые вставляются в платформу для того, чтобы прикрепить к ней крепления, прокручиваются, так как у них нет упора на задней стороне платформы. Берем плоскогубцы, зажимаем закладные и проблема также решена.
- Пластиковые детали (Puck Set), которые прикручиваются к доске с помощью специального шаблона и на которые надевается платформа, имеют свойство раскручиваться (два винта). В этом случае платформа с креплениями очень плохо снимается и одевается. Следим за винтами и носим с собой шаблон.
- Шпильки, которыми закрепляются крепления, имеют свойство выщелкиваться и теряться, поэтому их нужно обязательно их пристраховывать.
- Для того, чтобы одеть кошки, необходимо снимать полностью крепеж с «лыжи» и менять шпильку на более длинную. Поэтому, если я планирую использовать кошки, то еще с утра вставляю в крепеж длинную спицу.
- Кошки не работают (не достают до снега) в положении поднятой пятки. Здесь выход один — не поднимать подставку под пятку.
- В положении ходьбы пятка не фиксируется, что бывает неудобно, если нужно немного съехать вниз или на траверсах. На крутых и неудобных траверсах можно либо одеть кошки, либо снять с одной ноги лыжу и пройти неудобный участок, дальше все как обычно.
2) Специальные крепления для сплитборда под мягкий ботинок.
Основные производители? Voile, Spark и Karakoram, Gnu. В концепции первых двух брендов за основу взяты все те же серые пластиковые базы из комплекта Voile (Puck Set), которые прикручиваются на доску. Разница в том, что базу креплений заменили платформой и существенно ее облегчили.
Плюсы:
- продается в России;
- низкая стоимость (~300 $);
- ничего не нужно пристраховывать;
- кроме самих креплений необходимо докупать Voile Splitboard Puck Set, на которые эти крепления будут устанавливаться (~50 $);
- все те же проблемы с раскручиванием Puck Set;
- кошки крепятся к » лыже», а не к креплению, что сильно замедляет передвижение в кошках.
Режим катания.
Переход в режим ходьбы.
Надеваем кошки.
Пока, к сожалению, в России этих креплений нет. Исходя из заверений производителей, эти крепления позволяют получить максимум контроля над сноубордом за счет тонкой платформы собственного производства и легких материалов, избежать потери деталей на снегу, фиксировать пятку, не нужно снимать крепления, чтобы одеть кошки и многое другое. В этих креплениях все хорошо, кроме их цены в $ 600, просто потому, что пока мало кто делает что-то подобное. Как сказал один мой хороший друг, такое ощущение, что их разрабатывали так, чтобы они работали даже в космосе.
Еще одной интересной новинкой прошлого года стал сплитборд производства К2, который предложил полностью свою систему креплений и ботинки с возможностью выбирать: хочешь ли ты ехать на доске или сегодня ты лыжник. Как это работает, пока не понятно. Но инженерная мыль заслуживает внимания.
Это пока все о креплениях для мягкого ботинка.
3) И все же не совсем все про крепления. История, которую мне рассказали канадские коллеги, заключается в том, что они используют для катания скитурный ботинок Dynafit TLT5 и его аналоги, вместе со специальной платформой. Такая платформа есть у Voile, но так же делается в Канаде маленьким тиражом платформа, которая называется Phanton splitbpard bindings. Как это работает, очень хочется поскорее узнать на личном опыте.
Внимание!!!
Катание бэккантри сопряжено с повышенным риском, поэтому СПЛИТБОРД рекомендуется для использования ТОЛЬКО опытным райдерам или совместно с гидами!
Отдельное спасибо магазину ТРАЕКТОРИЯ за возможность поснимать крепления, замечательную съемку Ивана Радоновского, а также фотографов: Алексея Матвеева, Кирилла Михальниченко, Александа Маврина, Алены Дмитриевой, Арчила Ценцадзе, Алексея Орлова и Ивана Чудакова.
Оксана Чекулаева ( The North Face, Jones Snowboards, магазин » КАНТ»)
Не знаю, как бордерам, а мне как лыжнику было интересно!!!