
Увы, все это в прошлом. С каждым годом «Салон» меняется. Ушли практически все лыжи, доски, ботинки. Почти нет стендов лыжных и сноубордических фирм, масок, редчайшим исключением остался Head, новички в России — DPS, да китайцы, с восторгом фотографирующие каждого из редких посетителей своего тесного стенда со сделанными в поднебесной лыжами. Нет «Спортмастера», «Триала», от «Канта» и «Альпухи» остались миниатюрные стендики. «Зато» появились маникюрные ножницы, оборудование баров, продукты пчеловодства и громадный стенд с одинокой и не вызывающей интереса красной «Маздой».
Ушли чуть ли не все наши турфирмы, остались лишь несколько операторов. Изменилось все.

Было очень грустно смотреть на Мишу Калинкина, который поет со сцены песни четырем слушателям — больше не набралось. И очень приятно было видеть неизменный позитив Плейка — несмотря на минимальное количества народа и подчас идиотские вопросы, он просто излучал позитив. Кстати, лучшей иллюстрацией к тому, что на Салоне практически не было ничего из экспонатов, да и вообще всего, на что имело бы смысл «идти» — бесчисленные фотографии Глена Плейка — с супругой или с кем-то из желающих «сфотографироваться с обезьянкой» (простите за аналогию, я очень уважаю Глена — мега-мужик!), выложенные в соцсетях. Глен действительно безумно крут. И дело не в его ирокезе. Могул, затем — биг маунтайн и съемки в фильмах. В 1988 году он снялся в своем первом фильме Blizzard of Aaahhs — в этом ски-муви снимался и Дуг Кумбс, а затем Глен снимался в фильмах Steep, The Edge of Never, License to Thrill, Fistful of Moguls и других. У него на счету около 100 спусков с серьезных вершин, среди которых и гималайские, а в прошлом году он совершал восхождение на вершину Манаслу и планировал спуститься с восьмитысячника на лыжах, но… ночью сошла лавина. Глен чудом выжил: лавина подхватила и протащила его в спальном мешке более 300 метров.

Лыжный Салон… Но если он лыжный — кто все эти люди??? Лазание по веревкам, скалолазание, продавцы меда, массажных кресел, еще какой-то столь же «горнолыжной» шняги. А вот горы с искусственным снегом нет, нет и трамплина с подушкой…

Зато есть катание на лонгборде. Наверняка все или почти все помнят те Салоны, где не то, что на лонгборде, — на роликах народ с трудом протискивался. А сейчас — пожалуйста, катайся…
Возможно, я утрирую. Но Салон действительно сильно изменился. Когда-то он задумывался как точка встречи поставщиков, продавцов, турфирм, лыжников — и был именно таким… Невозможно представить, но на первом Салоне было всего 20 участников. Потом Салон рос, расширялся. Ему стало тесно в «Ударнике» и он перебрался в «Октябрь», затем были Малый Манеж, Совинцентр и, наконец, — Гостиный Двор. Пришли проектировщики курортов, производители канатных дорог, в здании ГД не стало хватать места — «строительно-проектировочную» часть экспозиции выделили в SkiBuildExpo, захватив Торговую Палату.

Сейчас ушли практически все поставщики снаряжения и мелкие турфирмы, за редким исключением. Почему производители и поставщики ушли, понятно: если раньше свежее снаряжение появлялось в магазинах в лучшем случае к декабрю, а каталоги — на Салоне, то сейчас попробовать их на склоне стало возможным, начиная с февраля, каталоги становятся доступными еще весной, а продажи лыж и сноубордов нового сезона начинаются уже летом. Те, кому это действительно интересно, давно уже изучили характеристики и даже «пощупали», а то и покатали лыжи. А значит — какой смысл поставщику показывать свои коллекции и раздавать каталоги, арендовать стенд и тратить деньги и силы на экспозицию? Чтобы в сотый и тысячный раз отвечать на вопросы: «А эти почем? А че так дорого?» Так для этого продавцы в магазинах есть…
Изменились и сроки заказов туров — опытные лыжебордеры еще летом озаботились тем, где и с кем они проведут зимний отдых. А многие уже давно организуют поездку сами, и выбирают-покупают, начиная с января предыдущего сезона.
Ну и самое, наверное, основное: раньше информацию можно было добыть в турфирме или каталоге, сегодня абсолютно все можно получить за два с половиной щелчка мышью. Билеты, туры или бронь отелей и апартаментов, аренда авто или трансфер… Да и специализированные туристические выставки — на порядок более массовое, чем Салон, место для поиска нужной информации о турах.
Когда-то вызывавшие интерес фотографии на стенах поблекли и не выдерживают никакого сравнения ни по уровню, ни по эффектности подачи с шоу фотографий крутейших фотографов мира, устроенным «ВерМиром» на большом экране или хорошему фильму в HD на стенде Скиру.

Изо всех экспонатов обращает на себя внимание тренажер Skier’s Edge — на нем реально классно готовить ноги к сезону. Нагрузка на мышцы точь-в-точь как при катании. Наконец-то его можно купить в России. А если учесть, что его цена начинается от 80 тысяч рублей, то надеюсь, что его возьмут на вооружение фитнес-центры. Ну, еще лыжи DPS интересны, поскольку живьем их мало кто видел. В остальном — …
Салон всегда был местом встречи. Но сейчас подавляющее большинство лыжников и бордеров «активничают» и летом — серфы, вейки, байки, Снежком, наконец… Плюс соцсети, где происходит чуть ли не ежедневное общение. Так что «длительная разлука с друзьями» — это исключительно от лени. Так что, Салон умирает?

Не думаю. Несмотря ни на что, он остается местом первой осенней встречи для большинства тех, кто реально увлечен любимым видом отдыха (лыжи или сноуборд — не суть важно). И местом живого общения, где можно просто сказать «привет» и зацепиться с те, кого вживую не видел уже полгода или год. И местом встречи и знакомства. И точкой распространения лыжной и бордической инфекции — пусть и отчасти. И «А поговорить?»…
Хорошо, что сохраняется интерес к российскому рынку у европейских и американских курортов. И знакомый по прошлым визитам в Россию Йоулупукки, привезенный с собой финнами, и просторный стенд Норвегии, и большой стенд США, и целый ряд французских курортов — это хорошо. Но и их число, как мне кажется, снижается. Не заметил Швейцарию и Австрию, из Италии были лишь Аоста и Кронплатц — «маловато будет»…

Я, к примеру, не видел сам и ни от кого не слышал: а в субботу и воскресенье, когда все любители спортивной составляющей горных лыж следили за первым стартом сезона в Зельдене, трансляцию кто-нибудь организовал? На большом экране, с пивом или глинтвейном? Анонсировал заранее на куче сайтов, пригласил болельщиков, попытался организовать изготовление и продажу бумажных флажков и прочей атрибутики? И наверняка многие из тех, кто смотрел Евроспорт дома, пришел бы на Салон.
А почему бы не организовать заранее конкурс среди старт-апов — магазинов, проектов, программ, и предоставить лучшим бесплатные стенды — места ведь хватает, да и арендован весь зал? А если кто-то подаст заявку на оригинальную программу — то дать вдвое, втрое больше места?

Есть и менее масштабные вопросы. Почему не была широко анонсирована возможность прямо на стенде Wintersteiger бесплатно изготовить индивидуальные стельки? Почему не было заранее известно, что будут разыгрываться путевки в Андорру, пульсометры Polar и другие весьма полезные «ништяки»? Единственный момент, который был известен, думаю, всем — приезд Глена Плейка. И спасибо за это компаниям Julbo, Elan и Salewa, которые не только привезли, но и разрекламировали его приезд так, чтобы об этом знали все, кто хоть чуть-чуть интересуется лыжами. (Julbo в России представляет компания «Альпекс», а «Кант» представляет снаряжение Elan и Salewa.)
И жаль, что этот пример оказался единичным. Нет, конечно, я понимаю: каждая компания считает себя наикрутейшей, а свой сайт — тем местом, куда заходят абсолютно все любители горных лыж страны. Но неужели статистика просмотров не наводит на мысль о том, что пиарить свои программы нужно на всех площадках, а не только на своем сайте, куда залетает редкая птица?
Организаторам, конечно, виднее. Но мне почему-то кажется, что формат этого мероприятия можно и нужно немного изменить. Сместить акцент на организацию большего числа точек живого общения небольших групп (что-то вроде чиллаут-зон, может быть) с чаем или чем покрепче. Объяснить участникам, что все, что они будут делать на своих стендах, нужно многократно анонсировать. Если, конечно, им нужны посетители, и тем более — заинтересованные.

А если говорить в целом, то, на мой взгляд, «самым правильным местом» была связка Альпиндустрия-Скиру. Получилась классная зона, где и происходило основное общение — и у стендов с лыжами, и в оранжевой зоне с объемистыми креслами перед большим экраном — со вкусным чаем…
Приведу слова организатора Салона Насти Парафилло, которые она произнесла десять лет назад: «Устраивайте мероприятия у себя на стенде, ставьте специальное оборудование…». Мало кто ее слушает. И если так пойдет и дальше, то лучшая и уникальная выставка в России будет описываться одной фразой, которую в своем отзыве написал один из посетителей этого Салона: «Спасибо всем за улыбки, <…> приятные напитки и добрые разговоры!». Конечно же, я присоединяюсь. Но хотелось бы, чтобы Салон развивался и становился более интересным не только как место встреч и знакомств.
Какие еще есть мнения? Может, я не прав?
Использованы фотографии Руслана Перетятько и размещенные в соцсети ФБ.
Пожалуй больше не пойду...