0

samovar: Минимальные радиусы поворота для трасс слалома и слалома-гиганта.

Gregory Gurshman Лента автора 31 Июля 2008 (15:24) Просмотров: 313 18
Цитата(samovar @ 31.7.2008, 14:33)
Уважаемый Грег! Вопрос по минимальным радиусам поворота, которые требуются для прохождения трассы слалома,
слалома-гиганта . Тоесть на любой трассе всегда есть "закрытые" повороты, которые надо проходить с минимальным радиусом. Вообще в какие минимальные радиусы гнут спортсмены лыжи на спортивной трассе, так чтобы и дуга при этом была чистая? и всегда ли надо стремиться к такому чистому резанному прохождению или иногда эффективнее и "боковика" дать?

Спасибо. Саша



Саша, я не знаю в цифрах. [extract]Далеко не все закрытые повороты в трассе можно и главное нужно проходить чистой дугой. Просто этой чистой дугой можно идти по не оптимальной траектории, что бывает и медленнее и больше поперёк склона. Поэтому используют дрейф. [/extract]Кстати, это название я тоже придумал и даже не перевёл. Но за него меня почему-то вроде бы не пинают icon_sad.gif
Но дрейф над линией падения и, как вы выразились, "давать боковика" это разные вещи. В соответсвующей главе книги это всё подробно описано, так что здесь не буду тратить время на объяснения.
Ну а радиусы почти всегда меньше бокововго выреза лыжи. Поэтому в гиганте думаю лыжу с вырезом в 27м можно согнуть так что радиус будет меньше 20ти. Слаломки имеют радиус около 12. В какой-то момент могут быть прогнуты думаю и до 6-7м, но это почти ненужно. Но это чисто предположения. Никто этого не мерял. Когда тренера ставят трассу они об этом не думают icon_smile.gif

Кстати не задумывались как делать дугу радиусом больше бокового выреза? Могу ответить на этот вопрос.

Грэг
0
0  
Gregory Gurshman    31 Июля 2008 (18:50)   #
Саша, я не знаю в цифрах. Далеко не все закрытые повороты в трассе можно и главное нужно проходить чистой дугой. Просто этой чистой дугой можно идти по не оптимальной траектории, что бывает и медленнее и больше поперёк склона. Поэтому используют дрейф. Кстати, это название я тоже придумал и даже не перевёл. Но за него меня почему-то вроде бы не пинают icon_sad.gif
Но дрейф над линией падения и, как вы выразились, "давать боковика" это разные вещи. В соответсвующей главе книги это всё подробно описано, так что здесь не буду тратить время на объяснения.
Ну а радиусы почти всегда меньше бокововго выреза лыжи. Поэтому в гиганте думаю лыжу с вырезом в 27м можно согнуть так что радиус будет меньше 20ти. Слаломки имеют радиус около 12. В какой-то момент могут быть прогнуты думаю и до 6-7м, но это почти ненужно. Но это чисто предположения. Никто этого не мерял. Когда тренера ставят трассу они об этом не думают icon_smile.gif

Кстати не задумывались как делать дугу радиусом больше бокового выреза? Могу ответить на этот вопрос.

Грэг
0  
chiffa    31 Июля 2008 (21:23)   #
Цитата
Кстати не задумывались как делать дугу радиусом больше бокового выреза?


Очень интересно, такое возможно? Сделать чистую резаную дугу большего радиуса?
0  
Gregory Gurshman    31 Июля 2008 (22:04)   #
Цитата(chiffa @ 31.7.2008, 21:23)
Очень интересно, такое возможно? Сделать чистую резаную дугу большего радиуса?


Да в принципе это возможно конечно с определёнными допущениями. Радиус бокового выреза спортвиной лыжи, например, для гиганта может быть около 30м. Однако это условный радиус, так как форма боковины лыжи не совсем дуга окружности. В реальности это комбинация дуг нескольких радиусов. Условно можно говорить о радиусе носка, середины и пятки лыжи.
Радиус носка в данном случае значительно меньше 30м, радиус середины - значительно больше и радуис пятки тоже больше 30м. Поэтому уменьшая диапазон перецентровки и загружая лыжу больше от середины к пятке, можно выполнять дуги большего радиуса чем условный средний радиус лыжи. Именно это часто делается в отлогих дугах супергиганта и спуска. Делают это и в гиганте и в слаломе на пологом. Многие путают уменьшенный в этих случаях диапазон перцентровки с ездой в задней стойке.
Но не стоит забывать что вырезаемые дуги это тоже не дуги окружности. Обычно они имеют "вытягивающийся" радиус (форма ускоряющей запятой). Эта форма отчасти и достигается разницей в радиусе отдельных частей лыжи. Врезая носок можно скурглять верхнюю часть дуги, перенося давление на пятку спрямляют завершение дуги (в фазе 3). Можно на это посмотреть и иначе. Носок лыжи это руль, пятка - газ. Тормоза правда нет icon_smile.gif Поэтому носок всегда мягче пятки.

Грэг
0  
Skipper    3 Августа 2008 (14:54)   #
Грэг, а не могли бы Вы подробнее остановиться на дрейфе? Только ли вращением, вокруг каких точек, в какие моменты?
0  
Gregory Gurshman    3 Августа 2008 (21:05)   #
Цитата(Skipper @ 3.8.2008, 14:54)
Грэг, а не могли бы Вы подробнее остановиться на дрейфе? Только ли вращением, вокруг каких точек, в какие моменты?


Дрейф - это перенаправление лыж в первой фазе поворота над линией падения склона. Это вобщем-то не вращение лыж в моём понимании. Вращение это проскальзывание по дуге загруженных лыж. А дрейф это перенаправление "лёгких" лыж и дальше чистая дуга. Я считаю что этот приём существенно развили Вон Грюниген и Майер. Овладеть им правильно очень и очень не просто. У многих спортсменов он просто преходит в явное торможение.
Разворот лыж идёт вокруг середины, т.е. это точно не сброс пяток. Более подробно об этом всё есть в главе книги: http://youcanski.com/ru/kniga/2.3.6.pdf

Грэг
0  
Skipper    3 Августа 2008 (23:22)   #
Спасибо, Грэг, я читал это место, поэтому и спрашиваю. Вы там тоже подчеркиваете, что дрейф - это не вращение, и что его выполняют на закантованных лыжах. Но на кинограммах я вижу несколько другое (или, возможно, не туда смотрю).
Вот Майер (фото 2.3.44) - на кадрах 13-14 он же, по-моему, разворачивает лыжи в воздухе?

Персон (на 2.3.45) и перед первым флагом, и перед вторым, начинает вращение из плоского положения. Больше того, по-моему, лыжи перед красным флагом помимо поворота еще и сместились вбок?

Теперь Гранди (2.3.46) на кадре 6 - здесь тоже поворот в воздухе, причем даже не лыж, а всего тела. Здесь вообще необычное движение. Как мне кажется, оно вынужденное и выполнено чисто рефлекторно (т.е. это не то, что мы называем " техническим элементом")

В чем, все-таки, разница между дрейфом и обычным вращением разгруженных лыж (плоских или закантованных)?
0  
Gregory Gurshman    4 Августа 2008 (20:20)   #
Цитата(Skipper @ 3.8.2008, 23:22)
Спасибо, Грэг, я читал это место, поэтому и спрашиваю. Вы там тоже подчеркиваете, что дрейф - это не вращение, и что его выполняют на закантованных лыжах. Но на кинограммах я вижу несколько другое (или, возможно, не туда смотрю).
Вот Майер (фото 2.3.44) - на кадрах 13-14 он же, по-моему, разворачивает лыжи в воздухе?

Персон (на 2.3.45) и перед первым флагом, и перед вторым, начинает вращение из плоского положения. Больше того, по-моему, лыжи перед красным флагом помимо поворота еще и сместились вбок?

Теперь Гранди (2.3.46) на кадре 6 - здесь тоже поворот в воздухе, причем даже не лыж, а всего тела. Здесь вообще необычное движение. Как мне кажется, оно вынужденное и выполнено чисто рефлекторно (т.е. это не то, что мы называем " техническим элементом")

В чем, все-таки, разница между дрейфом и обычным вращением разгруженных лыж (плоских или закантованных)?



На фото фото 2.3.44 очень хорошо выполненный дрейф наблюдается сверху над синим флагом. Над красным там всё уже идёт в более экстремальной форме. Но именно первые 4 кадра сверху это дрейф в чистом виде.

Пирсон на фото 2.3.45 действительно перенаправлянт лыжи и смещает их вбок. Это и есть дрейф - пренаправление и последующее смещение до восходящей от флага линии падения. Иногда в дрейфе присутвует большее перенаправление, иногда большее смещение. В целом это комбинация этих движений.

Основная разница между дрейфом и обычным вращением лыж это то что вращение делается по ходу дуги на почти плоских лыжах (так называемый инструкторский поворот). Дрейф делается над резаной дугой в первой фазе поворота. В дрейфе в основном присутвует не ратационное движение, а всё таки смещение вбок закантованных лыж.

На фото 2.3.46 Грэнди выполняет иной приём "шаг в упор". Он выполняется рефлекторно, но ... как и любой заученный элемент. Само по себе рефлекторно мало что происходит. Поэтому я учу всем этим элементам, а потом они рефлектроно выполняются. Кстати, когда учу убеждаюсь что многие эти движения рефлектроно то как раз и не происходят. Например масса юниоров умеет резать дуги, но не владея техникой дрейфа на крутом просто едет боком.

Надеюсь пояснил.

Грэг




0  
Skipper    5 Августа 2008 (00:26)   #
Спасибо, в общем, понял.
Однако, скажите: если взять плоское вращение лыж на задниках, часто происходившее при сопряжении поворотов после выталкивания лыж - это, в принципе, тоже дрейф (в современном понимании)?
0  
Gregory Gurshman    5 Августа 2008 (19:19)   #
Цитата(Skipper @ 5.8.2008, 0:26)
Спасибо, в общем, понял.
Однако, скажите: если взять плоское вращение лыж на задниках, часто происходившее при сопряжении поворотов после выталкивания лыж - это, в принципе, тоже дрейф (в современном понимании)?


Не уверен, я аналогии в технике 20-ти летней давности не вижу. Там трассы были прямее намного и нужды в дрейфе не было. Очень хороший пример это трасса Олимпийского гиганта в Лэйк-Плэсиде (США), на которой как вы помните выиграл Стенмарк в 80м году. Сейчас этот же склон узок даже для юнироских соревнований не говоря уже о ФИС стартах. Так что сначала улучшилась техника и возрасли скорости, потом их стали гасить большим разводом ворот. В ответ на это Вон Грюниген и Майер стали применять дрейф, который затем очень быстро был взят на вооружение и всеми остальными.

Грэг
0  
Skipper    5 Августа 2008 (21:41)   #
Скажите, Грэг, а не кажется ли Вам, что это просто очередной виток в развитии лыж?
Еще несколько лет назад весьма уважаемые тренеры прошлого справедливо жаловались, что в горных лыжах пропала тактика. Но что такое дрейф (если я Вас правильно понял)? Это способ занять тактически выгодную позицию перед воротами. Выходит, что тактика опять вернулась?
Когда-то для этих целей использовали упор, потом конек, затем боковой бросок, теперь пришли к развороту и выталкиванию лыж - но выполняемому более аккуратно и точно, чем раньше.
Как Вы полагаете: не свидетельствует ли это о целостности горнолыжной техники как системы и о преемственности в ее развитии в последние 50 (или даже 100) лет?
Или это происходит из-за того, что техника определяется все же не лыжами, а лыжниками - а лыжники, как ни крути, остаются людьми и не меняются уже тысячи лет?
0  
Gregory Gurshman    6 Августа 2008 (04:53)   #
Цитата(Skipper @ 5.8.2008, 21:41)
Скажите, Грэг, а не кажется ли Вам, что это просто очередной виток в развитии лыж?
Еще несколько лет назад весьма уважаемые тренеры прошлого справедливо жаловались, что в горных лыжах пропала тактика. Но что такое дрейф (если я Вас правильно понял)? Это способ занять тактически выгодную позицию перед воротами. Выходит, что тактика опять вернулась?
Когда-то для этих целей использовали упор, потом конек, затем боковой бросок, теперь пришли к развороту и выталкиванию лыж - но выполняемому более аккуратно и точно, чем раньше.
Как Вы полагаете: не свидетельствует ли это о целостности горнолыжной техники как системы и о преемственности в ее развитии в последние 50 (или даже 100) лет?
Или это происходит из-за того, что техника определяется все же не лыжами, а лыжниками - а лыжники, как ни крути, остаются людьми и не меняются уже тысячи лет?


Я не задумывался, если честно, над развитием техники в столь философском смысле с точки зрения эволюции и витков развития. Сами знаете, мы тренеры народ в общем-то ограниченный. Какая-то эволюция конечно произошла... но оценивать её в глобальном смысле не готов.
Я вырос копируя Стенмарка и катаясь, как и вы, на прямых лыжах "конёчком" и потом "подниманием ножки". Если сравнить это с современной техникой гиганта и слалома, то, на мой взгляд, общее это только то, что и тогда и сейчас используют лыжи для спуска вниз. В остальном я общего в плане техники и координации выжу очень мало, если честно. Я не знаю какие тренеры и на что жаловались в плане тактики. Наверное речь шла об использовагнии флажков разного цвета и разной формы позволяющих различные варианты прохождения трассы слалома. По сравнению с тем как их проходят сейчас , лыжники прошлого просто "ползли" в то время, поэтому сейчас на современных скоростях думать и выискивать варианты прохождения не реально. При этом тактика тоже нужна как в слаломе так и в спуске. Тактика никуда не пропадала и не возвращалась. Дрейф или просто более широкий заход можно рассматривать как тактику, а можно и как технику, а я их предпочитаю не разделять в работе. Как я недавно писал на примере футбола, без техники не выполнить тактических установок тренера. Поэтому в лыжах иногда и говорить о тактике вне техничекого конекста не имеет смысла. В лыжах конечно проще чем в футболе. Спортсмен, поворачивающий боком под воротами, вместо того чтобы выполнять дрейф в первой фазе поворота, делает это не из-за неправильной тактики, а из-за невладения техникой. Тем не менее, если спортсмен на спуске летит с бугра в сетку или мимо следующих ворот, то это явная тактическая ошибка в выборе направления захода на перегиб. Так что бывают ситуации где действительно тактика играет решающую роль. В основном это в скоростных видах.
Полагаю вы правы в том что для выполнения тактических задач, и в частности правильного "захода" применялись разные приёмы и наверное можно сказать что дрейф это один из них. Но сложность трасс и скорости сейчас существенно выше и поэтому сравнивать сложно. По технике, дрейф и последующая чистая дуга это просто на уровень выше всего того что делалось в прошлом. Но я бы всё таки не делал утверждений о том что это "свидетельствует о целостности горнолыжной техники как системы и о преемственности в ее развитии в последние 50 (или даже 100) лет". Целостность техники, на мой взгляд, однозначно есть в велоспорте или беге icon_smile.gif Она там изменилась, но не значительно. В лыжах годами катались скручивая все суставы абсолютно неестесвенным образом и используя тело изогнутое тоже весьма странно. Сейчас пришли к более правильному и естественному биомеханичекому рисунку движений. Так что, если в любительской и даже иногда инструкторской технике можно при желании увидеть ту целостность и преемственность о которой вы говорите, то в спортивной технике я её не вижу. Возможно просто не могу посмотреть со стороны. Вся эволюция произошедшая за последние 20 лет пришлась как раз на мою тренерскую карьеру и я менялся вместе с ней... был внутри а не снаружи.
Вы правы что техника определяется лыжниками, а не лыжами. Но... и спортсмены-горнолыжники изменились весьма существенно. Взгляниете на фотографии Килли, Стенмарка или даже Кламмера. С такими тоненькими ножками сейчас уже почти никого нет, по крайней мере среди лидеров. Требования к физподготовке совершенно иные. Да и психологически это не те люди. В прошлом они были отчаянные ребята, которые иногда на спуске ехали по прямой на 120 км в час на кожанных ботинках. Сейчас это сверх человеки, которые на этой скорости закладываю закрытые виражи с центром тяжести глубоко внутри поворота. Это огромная разница, поверьте. В общем уж больно много всего совершенно разного между современными горными лыжами и лыжами прошлого. Так что и об эволюции и преемственности делайте выводы сами, а я пасс. Ряд ребят, которых я трениовал в Канаде и Штатах, сейчас уже сами стали тренерами, надеюсь не плохими. В отличии от меня, они ничего о старой технике и не знают. Они на современной технике у меня выросли. Могут её великолепно показать, но ... они точно ничего вам бы по эволюции не сказали icon_rolleyes.gif . Будущее горных лыж за ними, так что эволюция думаю именно в этом. Всё таки я расфилософтсвовался тут icon_razz.gif извините.

Грэг
0  
Skipper    6 Августа 2008 (13:15)   #
Извините, Грэг, что спровоцировал. Однако вернемся к дрейфу.
Наиболее характерной мне показалось кинограмма Персон. Она поворачивает и смещает лыжи на том участке, где давление на них почти что отсутствует, а сама спортсменка движется по прямой (фактически летит по инерции).
Правильно ли я понимаю, что дальнейшее зависит исключительно от того, в какой момент дрейф закончится?
Если давление на лыжи вернется в процессе дрейфа, то он обязательно перейдет в соскальзывание загруженных лыж (и даже не обязательно задниками)?
Т.е., по сути дела, речь идет о траектории, как бы составленной из несопрягающихся дуг, а спортсмен, выполняя дрейф, просто переставляет лыжи (фактически, по воздуху) с одной дуги на другую?
0  
Gregory Gurshman    6 Августа 2008 (19:41)   #
Цитата(Skipper @ 6.8.2008, 13:15)
Извините, Грэг, что спровоцировал. Однако вернемся к дрейфу.
Наиболее характерной мне показалось кинограмма Персон. Она поворачивает и смещает лыжи на том участке, где давление на них почти что отсутствует, а сама спортсменка движется по прямой (фактически летит по инерции).
Правильно ли я понимаю, что дальнейшее зависит исключительно от того, в какой момент дрейф закончится?
Если давление на лыжи вернется в процессе дрейфа, то он обязательно перейдет в соскальзывание загруженных лыж (и даже не обязательно задниками)?
Т.е., по сути дела, речь идет о траектории, как бы составленной из несопрягающихся дуг, а спортсмен, выполняя дрейф, просто переставляет лыжи (фактически, по воздуху) с одной дуги на другую?


Мне тоже нравится кинограмма Персон, у женщин не так много спортсменок кто умеет это делать вот таким образом. Вы правы что успех всех этих манипуляций зависит от того когда заканчивается дрейф. Если он не преходит в резание до начала фазы 2, то вызывает уже явное торможение или просто смазанный поворот. Правильно начать и закончить дрейф на этих скоростях это искусство. Весь дрейф по времени заниает где-то 0,2 секунды. Дрейф в общем-то и прекращают созданием давления на кантах, но для этого тело должно быть выровненно определённым образом и угол закантовки уже задан. При этом лыжи в идеале уже должны быть направлены вниз по склону.
Это именно и есть траектрия из несопряжённых дуг, я это ещё называю прерывистым сопряжением. Но... лыжи всё таки быстрее и эффективнее перенаправлять не в воздухе, а на склоне с минимальным давлением. Приход с воздуха на канты тоже чреват или зарезанием или проскальзыванием. Хорошо выполненный дрейф, это очень плавное порой едва уловимое движение требующее очень тонкого чувства кантов.

Грэг
0  
Skipper    7 Августа 2008 (01:30)   #
Значит, если я Вас правильно понял, наилучшим местом для перехода на очередную дугу является линия ската? Или все же некоторый участок до нее?
0  
Gregory Gurshman    7 Августа 2008 (02:16)   #
Цитата(Skipper @ 7.8.2008, 1:30)
Значит, если я Вас правильно понял, наилучшим местом для перехода на очередную дугу является линия ската? Или все же некоторый участок до нее?

В идеале до неё в фазе 1, но это уже без дрейфа. Но как минимум при входе в линию ската. Иначе уже получится весь поворот с проскальзыванием. Некоторые тренеры рассматривают две отдельных гипотетические зоны: зона перенапрваления лыжи и зона резания. Важно чтобы эти зоны не перекрывались. Иными словами, поптыки пренаправлять загруженные и закантованные лыжи приводят к сносу и... потере скорости или падению.

ГГ
0  
Skipper    7 Августа 2008 (11:56)   #
Спасибо, Грэг, за объяснение
0  
Zef    11 Августа 2008 (10:22)   #
Грэг, а где должен заканчиваться дрейф и куда должны целить носы лыж в момент зарезания? Понимаю, что это здорово зависит от ситуации, но что по Вашему лучше: "передрейфовать" или "недодрейфовать" и потом с рском срыва "загибать" дугу?

По моим ощущениям с учетом большой жесткости трассы - лучше грамотно "передрейфовать" и потом разгоняться по максимально пологой дуге, т.е. дрейф длжен заканчиваться, как минимум, над вешкой, или даже - снаружи от нее.
0  
Gregory Gurshman    11 Августа 2008 (19:46)   #
Цитата(Zef @ 11.8.2008, 10:22)
Грэг, а где должен заканчиваться дрейф и куда должны целить носы лыж в момент зарезания? Понимаю, что это здорово зависит от ситуации, но что по Вашему лучше: "передрейфовать" или "недодрейфовать" и потом с рском срыва "загибать" дугу?

По моим ощущениям с учетом большой жесткости трассы - лучше грамотно "передрейфовать" и потом разгоняться по максимально пологой дуге, т.е. дрейф длжен заканчиваться, как минимум, над вешкой, или даже - снаружи от нее.


Герман, я думал что уже ответил на этот вопрос. Попоробую ещё раз.
Дрейф должен заканчиваться к началу фазы 2 или сразу после персечения линии падения восходящей от флага. В принципе лучше "передрейфовать" дальше в сторону, так как это всё равно позволит вырезать нижнюю часть дуги. Иначе будее сброс лыж под флагом что намного медленнее. Насколько и куда делается дрейф зависит от класса спортсмена. В некоторых ситуациях кто-то может пройти поворот почти без дрейфа, а кто-то пускает лыжи просто боком на входе. Это и на Кубке Мира явно видно когда идут люди стартующие за пределами тридцатки.
Если дрейф вовремя не заканчивается, то происходит просто поворот с проскальзыванием.

Грэг