Самые-самые на горнолыжных курортах (немного о канатных дорогах)
Подъем на канатной дороге в чем-то похож на путешествие на автомобиле – в обоих случаях вам всего лишь нужно из пункта А добраться в пункт Б. Но если все так просто, то почему на наших и без того перегруженных дорогах столько дорогущих автомобилей? Абсолютно по той же причине, по которой в горах не жалеют средств, чтобы забраться дальше, выше и как можно быстрее.
Владелец канатной дороги – всего лишь человек, со своими слабостями. И если на соседнем курорте вдруг появляется какой-то необычный подъемник, ему нужно сделать ответный ход – вплоть до того, чтобы попасть в книгу рекордов. А мы – те, кто не хочет стоять в очереди на старую медленную креселку – рады появлению в том же направлении современной скоростной гондолы, которая защитит нас от ветра, где сиденья с подогревом, да к тому же есть бесплатный Wi-Fi – дабы без проблем запостить в сети «себяшку» на фоне очередной знаменитой вершины.
Однако некоторые канатные дороги не могут похвастаться таким комфортом, зато сами по себе являются произведениями инженерного искусства, без которого их появление вообще было бы невозможным. Вот несколько примеров, благодаря которым вы можете любоваться окрестными видами благодаря уникальным инженерным решениям.
ZERMATT
Парк канатных дорог швейцарского курорта Церматт представлен сразу несколькими впечатляющими достижениями: подъемник на гору Кляйн Маттерхорн располагает самой высокогорной в Европе станцией для канаток маятникового типа (3820 м), а высота, на которую можно подняться с помощью бугелей (Gobba di Rollin, 3899 м) вообще не имеет аналогов в мире.
Зубчатая железная дорога, ведущая на Горнерграт, преодолевает 3,7 млн. так называемых транспортных метров в час – это самый высокий показатель для железных дорог. Транспортные метры рассчитываются путем умножения максимального количества пассажиров и преодоления расстояния по вертикали за один час. Однако железную дорогу на Горнерграт не совсем можно считать за подъемник – хоть зубчатая, но все же дорога. Но и тут Церматт впереди планеты всей: мировой рекорд принадлежит канатке Matterhorn Express, поднимающую 2800 человек в час из поселка до края ледника с перепадом высот в 1297 м, что дает нам 3600000 транспортных метров. Ну а если кто-то хочет быстрее всех в мире преодолеть максимальное количество метров по вертикали, то может сделать это с помощью канатной дороги, поднимающей от Gant к Hochtaelli, в кабине на 125 человек. 1058 метров по вертикали за 5 минут – каково, а?
Теоретически за один час здесь можно сделать четыре спуска. За день, таким образом, можно «намотать» 20000 метров по вертикали, но для такого подвига у вас должны быть очень крепкие ноги.
Горнолыжная область Церматт: 1524-3899 м, 60 подъемников, 39,1 млн. транспортных метров в час, 360 км трасс.
Катание: 365 дней в году, зимняя горнолыжная область будет открыта с 29 ноября по 19 апреля 2015 года
www.zermatt.ch
WHISTLER
На сегодняшний день курорт Вистлер/Блэккомб имеет самый мощный парк подъемников в Северной Америке. Оно и немудрено: в Вистлере проходили соревнования по горнолыжному спорту Олимпиады 2010, к тому же курорт наиболее посещаемый по ту сторону Атлантики – в течение зимнего сезона Вистлер насчитывает 2 млн. «катальных» дней. И именно в Вистлере построена самая дорогая канатная дорога в Америке: фунитель Peak-to-Peak Gondola с 28 кабинами, каждая из которых вмещает 28 человек. Стоимость подъемника – 52 млн.долларов, он соединяет два курорта, Вистлер и Блэккомб, через участок долины Fitzsimmons Creek. Мировой рекорд этой канатки – 436 м под тросом (в двух кабинах для особо впечатлительных специально сделали прозрачный пол), а также расстояние между опор – 3024 метра. Общая длина канатной дороги – 4,4 км, при этом перепад высот от одной станции до другой составляет всего 36 м.
Здесь же, в Вистлере, построена и самая длинная в Северной Америке гондольная дорога Whistler Village Gondola – длина ее составляет 5012 м при перепаде высот 1157 м и мощностью 3000 чел./час. Таким образом, ее производительность равна примерно 3,5 млн. транспортных метров, что ставит Whistler Village Gondola на первое место в Западном полушарии.
Горнолыжная область Вистлер/Блэккомб: высоты 653-2265 м, 41 подъемник, 29,5 млн. транспортных метров в час, общая протяженность трасс 252 км.
В верхней части курорта за сезон выпадает 11,74 метра снега, в долине – 430 см, площадь искусственного оснежения – 269 га.
www.whistlerblackcomb.com
TIGNES
Эволюция кресельных подъемников загнала французский курорт Тинь на самый верх. То, что началось в 1936 году с одноместной канатки в Сан-Вэлли, штат Айдахо, и продолжилось строительством в Брекенридже (Колорадо) первой 4-кресельной канатки с защитными колпаками от ветра, стало важной вехой для французов, когда в 2002 году в Тине заработал подъемник Tommeuse, увеличивший количество мест на одной «лавке» до 6-ти. Дело на этом не остановилось: вскоре Télésiège де Tommeuse мог поднимать уже 8 человек в одном кресле, а его мощность возросла до 4500 чел./час. Одна проблема: чтобы такой ораве попасть в кресло, требуется в среднем 6,4 секунды. Это в том случае, если 8 человек, стоящие в ряд, не зацепятся друг за друга лыжами, палками или ногами. При посадке в кресло двухместного подъемника обычно требуется 5 секунд…
Еще одним важным событием в Тине стало открытие «подземного» фуникулера Perce Neige – самой эффективной транспортной системы подобного рода во Франции мощностью 3300000 транспортных метров в час. Фуникулер осуществляет подъем к началу ледника Гранд Мотт со скоростью 12 м/с, после чего кабина вместимостью 115 человек продолжает подъем на высоту 3456 м – высшую точку всего региона Эспас Килли.
Горнолыжная область Эспас Килли (Тинь/Валь д’Изер): высоты 1550-3456 м, 108 подъемников, 50,4 млн. транспортных метров в час, общая протяженность трасс 300 км.
Катание: летнее – до 3 августа 2014, осеннее – с 4 октября по 28 ноября 2014, зимний сезон – с 29 ноября по 3 мая 2015. Общее количество снега: 559 см в долине, до 800 см на верхних трассах. Искусственное оснежение: 50%.
www.tignes.net
VAIL
В прошлом тысячелетии, когда во многих местах в Альпах только начинали мечтать о замене бугельных подъемников на кресельные, в североамериканском Вэйле практически полностью обновили парк канатных дорог, в результате чего появилась транспортная система беспрецедентной по тем временам эффективностью с 200 км трасс и 20-ю основными подъемниками. Правда сейчас в Альпах старые бугели активно меняют на современные гондолы, перепрыгнув, таким образом, эпоху кресельных подъемников, но и тут Вэйл не остался в стороне. В 2012 году, к его 50-летию, здесь появилось новое технологическое чудо – Vista Express, канатная дорога гондольного типа, с кабинами на 10 человек. Теперь это самый быстрый подъемник такого типа в США (скорость подъема – 6,1 м/с) мощностью 2,2 млн. транспортных метров в час, с подогревом сидений и бесплатным Wi-Fi.
Горнолыжная область Вэйл: высоты 2450-3527 м, 31 подъемник, 22,3 млн. транспортных метров в час, протяженность трасс 222 км
Общее количество снега за сезон: 899 см на верхних трассах, 470 см в долине, искусственное оснежение - 187 га
www.vail.com
WINTERBERG
Простите, как можно ставить немецкий Винтерберг в один ряд с Вистлером и Вэйлом? Здесь, недалеко от Дортмунда, и гор-то нет. Но оказывается можно, ибо именно здесь находится самый короткий в мире 6-кресельный подъемник со съемными креслами длиной 306 м и пропускной способностью 3600 чел./час. Благодаря такой производительности и рабочему графику по 11 часов в день, этот карлик является самым загруженным подъемником в Германии. Более того – ни один из «взрослых» курортов Германии не может похвастаться таким парком подъемников: в горнолыжном районе Skiliftkarussell, который находится на возвышенности Ротхаар, в общей сложности 26 канаток, причем все они – кресельные. Кроме этого, здесь же построен самый короткий 8-кресельный подъемник – его длина всего 449 метров. А на местную горку Поппенберг, высотой всего-то 745 метров над уровнем моря может подняться 10740 человек в час. Это примерно столько же, сколько на южнотирольский Кронплатц, правда итальянская гора в три раза повыше…
Горнолыжный район катания: высоты 595-810 м, 26 подъемников, 3,5 млн. транспортных метров в час, протяженность трасс 25 км.
Сезон стартует в середине декабря, заканчивается в середине марта. Всего за год выпадает 250 см снега, система искусственного оснежения порывает площадь в 45 га и насчитывает 175 пушек.
www.skiliftkarussell.de
"подъемник на гору Кляйн Маттерхорн располагает самой высокогорной в Европе станцией для канаток маятникового типа (3820 м), а высота, на которую можно подняться с помощью бугелей(Gobba di Rollin, 3899 м) вообще не имеет аналогов в мире".
Ошибочка. Гульмарг (Индия) 4114 м
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D1% 80%D0%B3
- 432
- 88
- 33
- 1
Wiki здесь тоже ошибается, верхняя станция расположена на 3980 http://lift-world.info/en/lifts/12168/datas.htm, высота самой вершины - 4124. Хотя автор говорил о бугелях, а там кабинки. Но и по бугелям, и по кабинкам лидеры другиеОшибочка. Гульмарг (Индия) 4114 м
http://www.theperfectsnow.com/blog/usa/11-worlds-highest-ski-re sorts/
Отлично дополнили, действительно высокогорными подъемниками.
Но они "обзорные" -для турЫстов "шляп"
Реально высотно катаемый горнолыжниками, круглогодично - ледниковый Цермат.
Гульмарг -только в конец зимы
Гульмарг 2700 м, 1 станция 3700 м.,
2 станция, на гребне 3980м (горы Афарват 4124м)
- 1
В Боливии лыжный бугель. Раньше был круглогодичным, но в 2009 ледник полностью расстаял, теперь работает только зимой по выходным. Но, конечно, места 1-5 в этом списке можно считать экзотикой по сравнению с Церматтом и даже Гульмаргом. Вот чуть подробнее об этом месте, скорость таяния ледника впечатлилаНо они "обзорные" -для турЫстов "шляп"
http://snowbrains.com/the-worlds-highest-ski-resort-chacalt aya-boliva-17785-feet-photo-tour/
- 432
- 88
- 33
- 1
А что рекордного в канатке в Поляне? Если считать транспортные метры, то нужно знать пропускную способность, количество гондол и их вместимость. Точно 30 - не 28?
30. Самая производительная (4500 чел/час), самая длинная (5383 м) канатная дорога 3S. Возможно, по стоимости строительства тоже есть рекорды, но Доппельмайр об этом ничего не говорит Чтобы посчитать транспортные метры, нужно знать только максимальную пропускную способность чел/час и перепад высот. Обычно эти данные доступны.
http://service.doppelmayr.com/shop/media/info/us/wir/WIR-201105_ENG-D oppelmayr.pdf
http://lift-world.info/en/lifts/17140/datas.htm
- 432
- 88
- 33
На Розе максимум по мощности, 4500, но длина между станциями 1736 м и 1460 м. Видимо, на Лауре подвесили меньшее количество кабин.
- 1
- 432
- 88
- 33
P.S. Цифры - физикам, а горы - лирикам Но после прочтения таких отчетов появляется более системное понимание предмета. Например, по данным вашей статьи можно заподозрить некоторые курорты в существенном завышении данных о длинне трасс еще до фактического знакомства на местности.