Пару недель назад группой краснодарско-московских лыжебордеров субьективно и предвзято оценили Шерегеш...
Изначально мы собирались в недельный тур по легендарным фрирайд-курортам трех альпийских стран: в Шамони, Курмайор, Вербье и Ля Грав.
Но здраво оценили ситуацию и решили круто съездить в Шерегеш, нежели круто за евро посидеть во Франции на карантине. Отменили бронирования шале и авиабилетов. И уже на этом этапе стало понятно о "европейском" турсервисе "ху из ху". Турецкие авиалинии без проблем за пару дней отменили бронь авиабилетов. Королевские KLM деньги не вернули и предложили слетать "куда-нибудь" по неиспользованному билету. За оплаченные через Chamonix Lodge в декабре скипассы деньги тоже не вернули. Пообещали "потом" рассмотреть нашу заявку, после снятия режима Lockdоwn.
Анализ снежной ситуации на российских курортах, прогноз погоды и всего один случай вируса в Кемеровской области, определили выбор Шерегеша в качестве места проведения ежегодного фрирайдного путешествия.
Выбор оказался верным: Шерегеш закрылся последним из курортов страны и со снегом было все хорошо.
Так как для большинства из нас "домашними" являются краснополянские курорты, то ощущения на самом посещаемом по оценке ski.ru российском курорте, невольно сравнивали с лучшим российским курортом Роза хутор по оценке «World Travel Awards».
В аспекте рельефа, весеннего снега и лесного катания Шерегеш приятно порадовал. В Красной поляне в это время года преобладает залипон, корка или бетон. В Шерегеше в конце марта мы застали два небольших снегопада. Благодаря сильному ветровому переносу имели на подветренных склонах до 15 см пудры на плотной подложке
Протяженность подветренных восточных склонов, где расположено большинство подъемников, составляет около 25 км. Перепад высот, доступных в марте для спусков, около километра. То есть, достаточно места для катания первым следом.
Крутизна склонов очень комфортна для формата школ фрирайда и раскатки в начале сезона. Преобладает средний уклон с выполаживаниями без длинных пологих участков и контруклонов. То, что нужно бордеров.
В хвойном и смешанном лесу обилие просек в сочетании с комфортными для начинающих уклонами позволяет осваивать лесное катание.
А поля в альпике - раздавать открытыми дугами одновременными спусками.
Что касается курортной инфраструктуры, то радуют: недорогой скипасс (от 500 до 1700₽), хорошая транспортная доступность (перелет 2 часа до Москвы и 4 до Новокузнецка, трансфер 2-3 часа), обилие вариантов забросок снегоходом (от 600₽), стоимость и обилие недорогих вариантов проживания вблизи подьемников. Для нашй группы мы сняли шале с отличным видом на гору Зеленая...
Причем без всяких "французских" доплат за "постельное белье, полотенца, финальную уборку и депозит".
В остальном сервис Шерегеш можно охарактеризовать как "сибирский Домбай". Если театр начинается с вешалки, то Шерегеш - с ледяной дороги в гору длиной около 200м от автостоянки к подьемникам. Тротуаров нет и штурм ледяной горки осложняется уворачиванием от проезжающих автомобилей. Очень востребованы для лыжников съёмные резиновые подошвы, а временами откровенно альпинистские кошки :-)
Про обилие скипасов мы знали.
Удручало отсутствие онлайн информации об открытых подьемниках. А также подьемники без касс, например, на Мустаге. Чтобы пополнить скипасс нужно было спускать в самый низ сектора и стоять в очереди в кассу, а затем и на подъемники.
На большинстве подьемников оператора Каскад очень неудобные турникеты: приходится наклоняться и выгибать руку для касания считывателя или доставать скипас для прохода. Отсутствие печатных схем трасс мы компенсировали распечатками из интернета. А вот отсутствие банкоматов в секторе А принтером не смогли исправить:-). До единственного банкомата в 300м от эпицентра поляны секора А мы так и не смогли добраться.
Насторожило пересечение учебного склона тросами бугельных подъемников на уровне человеческого роста без предупреждающих знаков и ограждений.
Из сервиса по секторам больше всего понравился сектор Е. Нормальная гондола и турникеты, хорошая подготовка трасс на не самом простом рельефе Шерегеша, шаговая доступность, обилие кафе, комфортные туалеты, детская игровая площадка в центральном приюте сектора.
В общепите Шерегеша удивили высокие цены и одноразовая посуда. Традиционно, у нас была цель продегустировать местную кухню в пятерке лучших кафе и ресторанов. Понравились: Юрта, Каритшал, Трамплин, Ушанка, Сусанин. Посредственно: Варежка, Пуля, Блинная.
Еще отметили особенность местной службы такси: стоимость поездки в одно и то же место может сильно отличаться: от 200 до 350₽. Оператор называет стоимость без учета багажа, к которому относят лыжи и доски. А вот стоимость провоза багажа каждый водитель определяет самостоятельно:-). Такси мы использовали для трансфера к подъемникам и для выброски с фрирайд маршрутов в долину 4го ручья.
За пять дней мы откатали все основные фрирайд-маршруты и два дня посвятили бэккантри-вылазкам с подьемников и снегоходов по основным достопримечательностям. Спустились с креста на Кургане,
со скальных останцов Верблюдов,
и с Ока Мустага
В целом Шерегеш приглянулся и понравился. Особенно доброжелательностью и гостеприимством местных жителей, занятых в туриндустрии. Поэтому в декабре мы вернемся со школой фрирайда и скитура.
Спасибо за внимание, буду рад нажатой стрелочке "вверх" и отвечу на вопросы в комментариях
Лыжный гид Ассоциации горных гидов России ,
инструктор категории В по горным лыжам ,
Храбовченко Владимир
(при поддержке The North Face, Icelantic, Cebe, Кронидов)
Фото Алексея Загинайко и автора
Спасибо! Интересно читать. :)