Вот свернулись санки
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И. Суриков
Очень часто приходится слышать такой вопрос: «А если я (или кто-то из спутников) не катаюсь на лыжах – чем мне заняться в горах?». Иногда очень хочется ответить: «Да чем угодно!» – поскольку вариантов убить отпускное время на современных горнолыжных курортах огромное множество. Поэтому дальше речь пойдёт о катании на санках.
Санки в горах бывают разными. Исторически их объединяет одно – все они имеют примерно одинаковую конструкцию (двое полозьев и плоская платформа для сидения или груза) и, в основном, использовались в качестве транспортного средства, чаще всего для перевозки дров и в меньшей степени - людей.
На равнинах сани тащили волоком (люди или лошади), в горах сани ехали сами – по наклонному склону. Только в XIX веке люди стали использовать сани для развлечений. Так, например, в швейцарском Андерматте на санях катались по занесённой снегом обычной дороге, идущей с перевала Оберальп. Кстати, именно такую дорогу напоминают все современные санно-бобслейные трассы.
Но сейчас не о спорте, а об обычном для нормального зимнего курорта развлечении – родельбане, или традиционных «крестьянских» санках, которые в настоящее время используются для спуска по заранее подготовленной, но отнюдь не специально для этого построенной дороге.
Конструкция самого снаряда вполне традиционная – двое загнутых, но не скрепленных в передней части полозьев и мягкое, плетёное из прочного материала, сиденье. Естественно, что чем длиннее трасса родельбана, тем больше удовольствия можно получить от спуска. К сожалению, ни на одном сайте отечественных горнолыжных центров не упоминается о возможности подобного развлечения. Тюбинги, тобогганы – встречаются. Но это всё не то – знающие люди поддержат. Поэтому остаются горы дальнего зарубежья. Какие же самые популярные и самые протяжённые трассы можно найти в Альпах? Вот несколько примеров.
Австрия
1. Самая длинная в мире освещённая трасса родельбана находится на склонах горнолыжного центра Вильдкогель-Арена, расположенного между Китцбюэльскими и Циллертальскими Альпами. Добраться до него можно из Целль-ам-Циллер через Герлос и Кёнигсляйтен, либо из Китцбюэля через Миттерзиль и Мюльбах. Длина трассы – аж 14 км, с перепадом высот 1300 м, однако здесь нет крутых и сложных участков. Подняться к её началу можно на канатных дорогах из Бамберга или Нойкирхена. Спуск происходит в сторону Бамберга и длится от 30 до 50 минут. Цена за один спуск – 10 евро, один день катания – 28 евро. Вечернее катание по освещённой трассе возможно по вторникам и пятницам, с 18:30 до 22:00.
2. Неподалеку от Шладминга, на соседней с Планаем горе Хохвурцен можно прокатиться по санной трассе длиной 8 км и перепадом высот 710 м. Категория сложности здесь тоже невысокая – от легкой до средней. Начало трассы – у верхней станции вагона на Хохвурцен, на высоте 1860 м.
Вечернее катание – ежедневно, кроме воскресенья, с 19:00 до 23:00. Особенность трассы на Хохвурцене состоит в том, что она проходит мимо многочисленных баров и горных хижин, поэтому одного спуска, скорее всего, будет достаточно. Один подъём по вечернему тарифу обойдётся в 16 евро, ски-пасс на весь вечер – 26 евро.
Наудерс, Тироль
3. Такую же длину, как и трасса родельбана на Хохвурцене имеет и трасса в тирольском Наудерсе – горнолыжном курорте на границе с Италией. Начало трассы находится на высоте 2200 м, рядом с верхней станцией канатной дороги Бергкастель и уходит вниз, в долину. Длина трассы – 8 км, перепад высот 800 м. Пользование трассой – ежедневно.
Вечернее катание в Наудерсе возможно по другой трассе, ведущей от станции канатки Лерхенханглифт. Длина спуска – 4,5 км, время катания – с 19 до 22:00. Таким образом, Наудерс является единственным курортом с двумя разными трассами родельбана.
Стоимость одного подъёма – 10,50 евро. На Бергкастель можно приобрести абонемент на 5 подъёмов стоимостью 44 евро. Сани можно взять напрокат как в магазинах Наудерса, так и на нижней станции канатки Бергкастель. Стоимость проката – 7 евро, залог – 20 евро.
4. Ещё один санный спуск находится в долине Штубайталь, неподалеку от городка Нойштифт. Его длина составляет 6,5 км, он начинается на вершине горы Эльфер, на высоте 1820 м и ведёт в Нойштифт-дорф. Трасса освещена – ночное катание возможно по понедельникам, средам и пятницам. Прокат саней – в здании нижней станции канатной дороги Эльфербан.
Швейцария
5. Санная трасса Big Pintenfritz в Гриндельвальде ведет с Фаульхорна через Буссальп и имеет длину в 15 км – это самая длинная в мире трасса родельбана (на этот раз без освещения). Однако к началу спуска нельзя попасть на подъёмнике: с помощью канатной дороги можно подняться на Фиршт (2166 м), а затем 2,5 часа пешком идти вверх, до отметки 2680 м. Однако и протяженность трассы с Фиршта в Гриндельвальд тоже не маленькая – 9,5 км.
6. Захватывающий дух 11-километровый спуск ведет с вершины Кройцбоден в Саас-Грунд (один из регионов Саас-Фе). Стоимость одного подъёма – 25 шв.франков, прокат саней – 10 шв.франков (в залог с вас возьмут документ, удостоверяющий личность). На трассе нет искусственного освещения, поэтому катание возможно лишь днём – с 9 до 16:00.
7. Зимний курорт Савоньин расположен в швейцарском кантоне Граубюнден, между городом Кур и знаменитым С.-Морицем. Здесь также есть трасса родельбана под названием Schlittada-Run, длина которой 7,5 км, при перепаде высот 900 м. Начало трассы находится у ресторана Зомтгант, куда можно подняться с помощью двух канаток – 4-кресельного подъемника (до Tigignas) и 10-местной гондольной дороги до Зомтгант. Извилистый спуск проходит через лес, специально построенный туннель и ведет вниз, в Савоньин, к нижней станции канатной дороги.
В противоположную от ресторана Зомтгант сторону ведет пешеходная прогулочная тропа, где тоже можно прокатиться на санках. Длина такого спуска составит 10,5 км, он ведёт в сторону горного ресторанчика Tigia, откуда, по дну долины Val Nandro – в строну Савоньина.
Стоимость 4-х часов катания – 33 шв.франка (вместе с прокатом саней – 42 шв.фр.), 1 день катания обойдется в 39 шв.франков (53 шв.фр.)
Италия
В 2011 году в Плозе (Валле Изарко), одном из горнолыжных центров DolomitiSuperski, который находится над городом Бриксен (Брессанон), открылась самая длинная в итальянском Южном Тироле трасса родельбана под названием RudiRun. Её общая длина – 10,5 км при перепаде высот 979 м. Трасса делится на две части. Первая, RudiRun I, стартует с высоты 2115 м над уровнем моря и проходит мимо многочисленных горных хижин и кафе. Через 5,2 км первый участок заканчивается – у нижней станции кресельного подъёмника Trametsch, с помощью которого можно подняться обратно к старту.
Второй участок, или RudiRun II, немного длиннее первого и технически чуть более сложный. Здесь вы сможете получить от этого вида развлечений, что называется, по полной программе: крутые виражи, волны и бугры. Финиширует трасса у нижней станции канатной дороги Plose.
Вечернее катание возможно каждую пятницу, до 23:00 – под яркими южно-тирольскими звездами, при наличии шлема и налобного фонаря, поскольку искусственного освещения на трассе нет. Такие вечера носят название Friday Night Fever и гарантируют фейерверк удовольствий, включая специальные гастрономические программы в горных ресторанах и барах.
Франция
8. У подножия ледника Peclet, на высоте 3000 м над уровнем моря, находится начало санной трассы курорта Валь Торанс. Собственно, её нельзя назвать трассой родельбана, поскольку катаются здесь не на традиционных санях (родельн), а в пластиковых корытцах с двумя полозьями и ручным тормозом. Тем не менее – справедливости ради – рассмотрим и этот вариант.
Длина трассы – 6,5 км, это самая протяженная трасса родельбана во Франции. Подняться к месту старта можно с помощью фунителя Peclet, дети до 10 лет допускаются к катанию только в сопровождении взрослых, причем катание для детей от 5 до 10 лет – бесплатное.
Трасса открыта ежедневно, с 10 до 15:00, вечернее катание возможно в среду, четверг и пятницу. Цена дневного катания (включая прокат санок и шлема) – 14 евро за один спуск. Стоимость вечернего катания – 21,50 евро, включая стакан горячего глинтвейна.
Ну и напоследок – несколько советов:
Шлем – обязательный атрибут при катании на санках: очень часто трассы раскатывают до ледяной подложки, а в нижней части встречаются камни. Да и улететь за пределы трассы довольно легко – обычно никакими сетками они не огораживаются. Если у вас есть защита спины, она тоже будет нелишней.
Катание на санках в джинсах или другой «гражданской» одежде, на мой взгляд – один из видов мазохизма: уже через километр вы будете весь в снегу, как снаружи, так и внутри. Поэтому – только горнолыжная одежда. Нижнюю часть брюк лучше обмотать широким скотчем или липучками (манжетами) для лыж. В противном случае снег залетит вам в штаны по «самое не могу».
Если вы спускаетесь вдвоём, и при этом сидите сзади, не старайтесь пристроить голову на плечо соседу (касается девушек) – при очередном полёте с бугра вы получите удар в челюсть или прикусите язык (бывали реальные случаи).
Весёлого вам катания!
Санки как альтернативный способ скатиться с горы
- 432
- 88
- 33
mausefalle
17 Февраля 2015 (20:38) #
у меня не столь печальный опыт - в основном вечернего катания. Хуже всего было в Земмеринге - толпа народу, лед и бугры. Было стрёмно. Но вот в Питцтале на Хохцайгере - понравилось, народу мало было. Хохвурцен - довольно безопасно, широко, но медленно ))
трасса в тирольском Наудерсе – горнолыжном курорте на границе с Италией. Начало трассы находится на высоте 2200 м, рядом с верхней станцией канатной дороги Бергкастель и уходит вниз, в долину. Длина трассы – 8 км, перепад высот 800 м. Пользование трассой – ежедневно.
Вечернее катание в Наудерсе возможно по другой трассе, ведущей от станции канатки Лерхенханглифт. Длина спуска – 4,5 км, время катания – с 19 до 22:00. Таким образом, Наудерс является единственным курортом с двумя разными трассами родельбана.
Катались в Наудерсе в прошлом году. После 6-ти часового глыжного катания самое оно! Трасса очень длинная, спуск занимает около 15-20 мин беспрерывного скольжения на приличной для санок скорости)))
- 3
Я самый знатный саночник на этом форуме :)
Имею в результате за плечами операцию на колене и постоянные боли в нем же на протяжении последних трех лет. Итог катания на санках в Гурглях.
До этого неоднократно катался на санках в Серфаусе. Там очень удобно. Берешь санки в прокате за 5 евро в день и на обычном подъемнике по г/л ски-пассу поднимаешься на Компердел. Оттуда спускаешься на санках в деревню. И хоть целый день катайся.
Но более никому не советую этим заниматься. Травматизм высок.
Имею в результате за плечами операцию на колене и постоянные боли в нем же на протяжении последних трех лет. Итог катания на санках в Гурглях.
До этого неоднократно катался на санках в Серфаусе. Там очень удобно. Берешь санки в прокате за 5 евро в день и на обычном подъемнике по г/л ски-пассу поднимаешься на Компердел. Оттуда спускаешься на санках в деревню. И хоть целый день катайся.
Но более никому не советую этим заниматься. Травматизм высок.
Из того же личного опыта - катание на спортивных санях по нормальной, залитой льдом трассе (не по всей длине, начиная с "юношеского" старта) - значительно интересней и безопасней :)