Уроженка Тичино является самой возрастной победительницей общего зачета Кубка мира всех времен
59-летний швейцарец Мауро Пини когда-то был личным тренером Лары Гут-Бехрами и привел ее на самый верх в Кубке мира. В 2010 году Мауро Пини возглавил Швейцарскую женскую сборную. Отношения с Ларой (тогда еще просто Гут) осложнились и в 2012 году он ушел с этого поста.
В январе 2014 году Мауро начал тренировать Тину Мазе, и через несколько недель словенка завоевала две золотые олимпийские медали. Как сказала сама Тина, швейцарец привнес положительный настрой после итальянского тренера Ливио Магони с его жестким подходом.
Юное дарование Лара Гут и Дидье Куш
Затем был долгий перерыв по семейным обстоятельствам. В мае 2021 года Пини стал личным тренером Петры Влховой, опять сменив Ливио Магони. И в 2022 году словачка стала олимпийской чемпионкой в слаломе. Два месяца назад Влхова порвала крестообразную связку и была вынуждена завершить сезон.
В этом интервью он объясняет, чем 32-летняя Лара Гут лучше, чем раньше, какие проблемы FIS не может решить уже 20 лет, и почему Гут-Бехрами выиграла общий зачет Кубка мира.
- Горнолыжный сезон завершился. Это был сезон падений и травм, ваша спортсменка Петра Влхова также досрочно выбыла с разрывом крестообразной связки. Является ли частота падений просто совпадением или в этом есть нечто большее?
Мауро Пини: Для меня это больше, чем совпадение. Несчастные случаи происходили друг всегда, но в этом году частота экстремальная. С середины декабря практически каждые выходные, и у женщин, и у мужчин… и на тренировках, и в гонках. В прошлом несчастные случаи чаще случались на тренировках. А пока у меня было время подумать об этом.
- К какому выводу вы пришли?
- Есть четыре момента, которые спровоцировали ситуацию.
Петру Влхову эвакуируют с трассы в Ясне. Прошлой зимой травмы получили – Килде, Пинтуро, Шиффрин, Холденер и Сутер
- И какие именно?
- Первое - погода. У нас была плохая зима, много высоких, но также и низких температур, и, прежде всего, постоянно меняющиеся снежные условия. Второе - календарь. Гонок все больше, отдыха все меньше. Но это не всё. Летние тренировки начинаются позже, чем раньше. Июнь, июль, август – тренировки на снегу уже невозможны. Тем не менее, сезон в Зельдене по-прежнему начинается примерно 20 октября.
«Если вам приходится приспосабливаться к различным снежным условиям, к ударам или другой траектории, несмотря ни на что, они больше не могут реагировать. И вот тогда становится опасно».
- Не слишком ли короткая подготовка?
- Именно так. Обычно на предсезонную подготовку уходит 40 дней. Сейчас - максимум 30. Так что на старте сезона спортсмены не совсем в форме. Гонки следуют одна за другой. А еще часто бывают переносы, которые портят тренировочный план. И давление продолжает нарастать. Другими словами, спортсмены реально не готовы к тому, чтобы работать на полную мощность.
- Третий пункт?
- Сегодняшнее поколение в возрасте 25-30 лет – это поколение, которое, позвольте мне подобрать для этого правильные слова, похоже на обученных роботов. Одерматт и Лара - исключение.
- Что вы имеете в виду?
- Многие так и не научились кататься на лыжах. Они научились тренироваться. Это большая разница. Они невероятно хороши в идеальных условиях, раздвигая границы все дальше и дальше. Но если что-то случается, если трасса оказывается сильно бугристой, снег перемороженным, а траектория меряется, они не могут справиться. И становится опасно.
- Почему так?
- Эта роботизация берет свое начало с раннего возраста. С клубов, региональных команд и даже частных команд. Не хватает междисциплинарного обучения, особенно в возрасте 10-12 лет. И при этом не хватает интуиции. Сегодня плохой день, был сильный снегопад, поэтому мы не идем на тренировку.
Почему Лара Гут-Бехрами так сильна в этом сезоне? Потому что она обладает именно этой интуицией. Помните Марко Одерматта в гигантском слаломе в Аспене? Он практически развернулся в воздухе и сумел удержаться на трассе. Еще один пример: кто из топ-30 умеет фрирайдить? Две трети не могут.
- Итак, первоначальное обучение Лары Гут-Бехрами катанию на лыжах стало ее большим преимуществом?
- Да. Ее отец Паули проделал огромную работу. Когда Ларе было 6-12 лет, она по-полной тренировала весь диапазон. Он снова и снова тренировал с ней на склонах упражнения, прыжки и так далее. Таким образом, ребенок вырастает, умея справляться с любой ситуацией.
- Остается четвертый пункт...
- Это про сегодняшнее поколение. Многие не распоряжаются своим временем таким образом, чтобы выкроить время для себя. Я постоянно слышу, что обязательств становится все больше и больше. Да, возможно. Но посмотри (показывает на свой телефон), эта штука тоже съедает все больше и больше времени. Многие молодые люди страдают от этого, потому что не могут создать барьер.
- Что должна изменить Международная федерация лыжного спорта (FIS)?
- Первое – календарь. Я думаю, что он должен начинаться зимой. В ноябре все и так едут в Скандинавию, чтобы тренироваться. Почему не провести в Норвегии и Швеции одновременно мужские и женские гонки? А не летать всей свитой туда-сюда. Затем должна последовать Америка. А с января, февраля, марта Европа. Ни один тренер в мире не запланирует гонки в Церматте на ноябрь. Потому что ясно одно: из пяти дней вы теряете как минимум три. Проблема в том, что в FIS доминирует политика. Можно я приведу еще один пример?
- Валяй!
- В нескольких местах этой зимой не было подходящих для спортсменов разминочных трасс. Например, в Трембланте, Куршевеле, Лиенце и Краньской-Горе. Команды никогда не должны с этим мириться. В конце сезона всегда есть сессии. И всегда говорят, что абсолютно необходима хорошая тренировка. Эти требования уже были 20 лет назад, я хорошо помню эти встречи.
FIS должна понимать одну вещь: теряя так много звезд, она теряет свой продукт. Если в женском слаломе одновременно отсутствуют Микаэла Шиффрин, Петра Влхова и Венди Холденер, то это не очень хорошо для спорта.
Представьте, если бы Марко Одерматт получил травму в этом сезоне. В Венгене. Или даже раньше, в Валь-Гардене? Что было бы тогда! А когда он осмелился сказать, что пять гонок за пять дней – это слишком много, то генеральный секретарь FIS Мишель Вион – бывший чемпион мира, между прочим – отвечает, что Одерматт может сам решить, хочет ли он участвовать в гонках.
Другой пример - мужские гонки в Краньска-Горе. Сначала несколько дней нет информации. Затем - отмена гигантского слалома. Затем – будет слалом, но известие приходит всего за три дня до гонки. Почему нет плана Б? Почему во всей Австрии нет ни одного склона, все-таки Мануэль Феллер лидирует на Кубке мира по слалому. Много разногласий и не хватает лидерства.
- Вернемся к Ларе Гут-Бехрами. Вы очень хорошо знаете ее, были ее личным тренером и возглавляли женскую сборную Швейцарии в период с 2010 по 2012 год. Что улучшила Лара за эти годы? (Указывая на голову). Она едет более рационально?
- Совершенно верно. Она рулит с умом в каждой гонке. Больше никакого полного газа любой ценой. Больше нет обязательного риска. Она прекрасно читает и чувствует склоны. И она прекрасно распределяет свои силы.
В 17 лет Лара Гут выиграла серебро на чемпионате мира в скоростном спуске и суперкомбинации. Тренер Мауро Пини (слева) и отец Паули подняли ее на плечи
- Являются ли эти навыки более важными, чем когда-либо, в свете развития событий?
- Да, определенно. Когда она одержала свою первую победу в общем зачете Кубка мира в 2016 году, можно было сказать, что ей повезло из-за травм других лидеров. В этом сезоне все по-другому. Она поднялась на следующий уровень. В этом сезоне она показывает, что нужно для победы в общем зачете. Именно эти три-четыре недели в январе и феврале являются решающими. Есть еще несколько вещей, которые я заметил.
Гут-Бехрами выигрывает гигант на чемпионате мира в Кортина-с'Ампеццо, опережая Шиффрин
- Именно?
- Лара стала более спокойной. Нет нервозности. Многие ожидали, что с нарастающим давлением придет нервозность, но этого не произошло. Она много смеется. Она много говорит. Она выглядит физически здоровой и, прежде всего, ментально. Коротко - mens sana in corpore sano (В здоровом теле - здоровый дух (лат) - ред.). Все просто сошлось, включая окружение.
На переднем крае в течение 16 лет – карьера Лары Гут-Бехрами в фотографиях
- В период с 2010 по 2012 год, когда вы возглавляли женскую команду Швейцарии, ваши отношения с Ларой Гут не были простыми. Вы не прочь оглянуться назад?
- Немного. Это было трудное время для нас обоих. Я часто чувствовал себя меж двух огней. Лара с одной стороны, Swiss Ski с другой. Помните, что Swiss Ski отстранила Лару на две гонки? Это было не моё решение. В Санкт-Морице Лара появилась на пресс-конференции в одежде от Lasse Kjus вместо официальной формы. Я больше не мог ее защищать, для чего-то есть правила. У меня есть ощущение, что Лара была немного одинока, когда ей было 19-20 лет. Она так быстро вышла на большую сцену, что ее окружение не было к этому готово.
Мауро Пини также когда-то был главным тренером женской сборной Швейцарии
- Сейчас она достигла своего пика – и ходят слухи о ее отставке.
- Логично. Ей скоро исполнится 33 года. Один год может иметь большое значение. Это обидно для нашего вида спорта и потеря для Швейцарии. Но меня бы это не удивило.
- Ваш сезон в качестве тренера Петры Влховой внезапно закончился в январе, когда Влхова порвала крестообразную связку.
- Это и есть риск работы в закрытой команде. Я уже бывал в подобных ситуациях. Для всей нашей команды из 5 человек это было как пощечина. Щелк - все кончено в одно мгновение.
- Падение случилось во время ее домашней гонки в Ясне...
- Это была катастрофа для болельщиков. Люди стекались на склоны в 5 часов утра, чтобы занять лучшие места. В итоге было почти 20 000 болельщиков. Атмосфера была неистовой. А потом, с ее падением, вся гора замолчала. Как иголка в воздушный шар – все пропало.
Мауро Пини вместе с Петрой Влховой
- Имеет ли это финансовые последствия для вас?
- Нет, к счастью, нет. В настоящее время Петра имеет настолько высокий статус в Словакии, что спонсорские контракты структурированы соответствующим образом. И в моем контракте оговорена зарплату даже во время перерыва из-за травмы.
- Как поживает Влхова сегодня?
- Хорошо. Она потихоньку восстанавливается. Посмотрите (достает мобильный телефон), вот Петра занимается бегом на тренажере, который отключает гравитацию. Мышцы ног сильно ослабли, потому что пришлось ждать шесть недель из-за травмы мениска.
- Сколько ей понадобилось, чтобы смириться с разочарованием и эмоциональной болью?
- На самом деле, не очень долго. Первые два-три дня были тяжелыми. Но после этого она быстро оживилась. Я даже был немного удивлен, как хорошо она справляется.
- Она не задумывалась об отставке?
- Нет, нет, в свои 28 лет она слишком молода для этого. Это ее первая серьезная травма. Совершенно новый опыт. Все было бы по-другому, если бы ей было 32 года.
Источник watson.ch
"Романтизма нету!"