История развития горнолыжного спорта в Мире насчитывает уже более 120 лет. Первые международные соревнования состоялись в начале 20 столетия. За это время вместе с ростом спортивного мастерства спортсменов и любителей горнолыжного спорта, происходит непрерывное совершенствование спортивного инвентаря (лыжи, крепления, ботинки, шлемы и пр.), а также, во всех горнолыжных странах ведется работа по поиску новых наиболее эффективных и результативных методов обучения спортсменов и туристов - любителей горных лыж. Но, следует признать, что во все это время, в мире, все же, главенствует «классическая» методика австрийской школы. Однако, тем не менее, потребность совершенствовать старую методику, диктуется самой жизнью.
В самом деле, после 2000 года, в горнолыжной индустрии произошли крупные и «принципиальные» изменения в конструкции горных лыж (узкая талия и расширенные носок и задник лыжи). Эти изменения позволяют в значительной мере упростить и сократить процесс первоначального обучения горнолыжников и требуют введения новых методов и подходов к подготовке горнолыжников. В связи с этим вызывает недоумение тот факт, что, несмотря на серьезные изменения в конструкции горных лыж, методы обучения остаются старыми вот уже в течении более чем 50 лет.
Передовые тренеры и лыжные инструкторы всего мира заняты поисками новых эффективных методик. Но пока «классические» австрийские методики обучения «от плуга» остаются наиболее популярными, хотя сам прием «плуг» в спортивном применении встречается все реже, как изживший себя неэффективный и небезопасный способ торможения.
Горнолыжники – спортсмены и любители горных лыж, хорошо владеющие горнолыжной техникой, настолько, что могут спускаться с самых сложных, крутых, заранее подготовленных и не подготовленных горных склонов, практически применяют этот прием только в очень редких, исключительных случаях.
В Приморском крае тренеры, спортсмены, инструкторы, а также многие небезразличные к лыжам люди, тоже пытаются найти новые, более результативные пути к спортивному мастерству.
Мы – коллектив горнолыжных инструкторов и спортсменов, предлагаем на рассмотрение спортивной общественности свою методику - «5 секретов обучения катанию на горных лыжах».
Главной задачей при разработке данного пособия, группа авторов ставила перед собой - коротко и предельно ясно простым и понятным для каждого человека языком изложить основные правила и приемы, требующиеся начинающему горнолыжнику для того, чтобы успешно приступить к освоению первых шагов «горнолыжной науки».
В этой работе авторы постарались полностью отказаться от специальных терминов и иностранных слов. Каждое правило, прием, выводы и предложения мы много раз объясняли, демонстрировали, проверяли и перепроверяли вместе со своими учениками самых разных возрастов, от 6 и до 60 лет. Эта работа дала существенные практические результаты.
Для многих специалистов и опытных лыжников некоторые положения и правила, изложенные в этой работе, уже могут быть известны, но мы включили их в этот текст, с целью получить плавный и системный подход к излагаемому материалу для максимального осмысления предлагаемой методики, а также для получения ощутимого результата.
5 секретов обучения катанию на горных лыжах
Первый секрет
«Основная стойка горнолыжника». Перед тем, как начать объяснять и показывать, как производить повороты на горных лыжах, следует посвятить некоторое время тому, чтобы научить новичка спускаться по пологому и достаточно широкому склону, имеющему в конце спуска широкий контруклон или ровную площадку, обеспечивающую естественную безопасную (исключающую падение) остановку лыжника, без каких- либо усилий, сохраняя РАВНОВЕСИЕ.
При этом лыжник привыкает держать «основную стойку горнолыжника» всегда. Спускаясь по самым простым «зеленым» склонам и до самых сложных «черных» склонов любой крутизны и протяженности. Т. е. совершать спуски, держа лыжи приблизительно на ширине стопы. Голеностопные и коленные суставы полусогнуты. Спина слегка скруглена. Руки развернуты в стороны, как крылья у птицы или у самолета. Кончики обеих палок касаются снежной поверхности. Корпус немного наклонен вперед. В этом заключается первый «секрет» горнолыжника, разгадав который и выполняя простые правила, описанные выше, вы научитесь держать равновесие, почувствуете себя уверенней на лыжных склонах.
Второй секрет
Чтобы не бояться крутого склона – мы должны знать, что самый крутой склон на любой горе может стать самым пологим, если поставить или направить лыжи и ехать поперек этого склона. «Лыжи едут и поворачивают туда, куда смотрит лыжник». Чтобы повернуть лыжи поперек склона нужно, сохраняя «основную стойку горнолыжника», во время спуска наклонить колени к склону и повернуть голову к вершине горы и ждать, когда лыжи поедут поперек склона и, наконец, остановятся в силу своей карвиноговой геометрии заезжая по резаной дуге вверх по склону.
Следует обратить внимание на то, что, чтобы стоять поперек склона, каждый лыжник инстинктивно врезается верхними кантами (ребрами) лыж в склон (закантовывает лыжи), наклоняя колени к склону. Можно сказать, он делает для себя лыжами, что-то вроде горизонтальных ступенек лестницы на снегу. И на этих ступеньках достаточно уверенно стоит или едет поперек склона по инерции и не соскальзывает вниз, вдоль склона. Но стоит ему слегка отвести колени от склона, как он почувствует, что лыжи начинают соскальзывать вниз, с этих ступенек, хотя они и расположены поперек склона. Этот прием у горнолыжников называется «боковым соскальзыванием».
Стоит лыжнику снова наклонить оба колена к склону, как соскальзывание (движение вниз) прекратится и лыжник снова остановится или будет продолжать движение поперек склона по инерции замедляясь, врезаясь верхними кантами лыж в снег, двигаясь как бы по проделанным лыжами на снегу горизонтальным ступенькам. С помощью этого приема горнолыжники могут уменьшать скорость спуска по склону, вплоть до полной остановки.
Третий секрет
«РЕЗАНЫЙ ПОВОРОТ»: Почему на горных лыжах выполнять повороты намного легче и проще, чем на беговых лыжах?
При постановке слаломной лыжи, с широким носком и широким задником на утрамбованную, ровную снежную поверхность, в положение «на кант» (закантовка – наклон лыжи на верхний, или нижний кант) - лыжа делает на снежной поверхности отпечаток носка и задника. А средняя, зауженная часть лыжи не оставляет следа на снегу, потому, что она уже, чем носок и задник лыжи и не достает до снежной поверхности. Но, если на середину лыжи надавить весом лыжника (наступить), то середина лыжи «продавится» и лыжа все-таки ляжет на снег, отпечатав на нем след по всей ее длине, в виде дуги, так как середина лыжи сместится. относительно носка и задника. В отличие от «беговой», ровной, как линейка лыжи, которая, как не наклоняй ее на кант, все равно, отпечатает на снегу только прямую линию.
Таким образом, горная лыжа оставляет на снегу след в виде дуги. По этой дуге горная лыжа и едет, совершая поворот. Если обе лыжи одинаково наклонить на канты, то обе лыжи поедут по дуге в ту сторону, куда наклонены колени лыжника, оставляя, после себя два четких, как бы вырезанных на снегу, как рельсы, следа.
Так выполняется «резаный» поворот на параллельных лыжах (карвинговый поворот, англ.). Для этого нужно только наклонить оба колена, и корпус лыжника в сторону поворота (закантовать обе лыжи). В этом и заключается особенность и «легкость» горнолыжного поворота по сравнению с поворотом, выполняемым на беговых лыжах, которые не имеют заужения в талии.
Лыжники-беговики (гонщики) вынуждены выполнять повороты, на своих прямых, как линейки, лыжах, методом частого и быстрого переступания, с одновременным разворотом носков лыж в сторону поворота. Или, что более сложно, выполнять поворот с помощью способа «плуг» (разворот носков лыж навстречу друг другу, в виде «плуга»), что ведет к энергичному торможению (потере скорости и равновесия).
Это более сложный технический прием, посильный не для каждого лыжника. Поэтому на спортивных соревнованиях, мы часто видим, как на спусках, особенно в условиях большой скученности спортсменов, при выполнении поворотов, бывает, что даже мастера спорта - гонщики высокого класса, падают, не удержав равновесия, или подскальзываются, наезжая на лыжи своих товарищей. Но, чтобы выполнить поворот (вираж) на горных лыжах, нужно всего лишь наклонить колени в сторону поворота - лыжи прогнутся в ту же сторону, и поворот будет произведен. Кажется, по сравнению с беговыми лыжами, это сделать легко и просто. Однако, наклонив колени в сторону поворота, мы будем вынуждены наклонить и все тело в ту же сторону.
В результате чего, мы можем потерять равновесие и упасть внутрь поворота. Чтобы этого не случилось, спортсмены-горнолыжники, при выполнении поворотов, еще добавочно опираются на, так называемую, «скользящую опору» – рукоятку лыжной палки, острием которой горнолыжник бороздит снег с той стороны, куда выполняет поворот.
А именно - делаем поворот влево – делаем левый крен, бороздим левой палкой и опираемся на рукоять левой палки; при повороте вправо – делаем правый крен, бороздим правой палкой и опираемся на рукоять правой палки. Таким образом, горнолыжники, при выполнении поворотов, активно используют лыжные палки, как «скользящую опору», благодаря которой закантовывают лыжи, не нарушая равновесия.
В этом и заключается третий, главный «секрет» успешного выполнения горнолыжных поворотов.
Четвертый секрет...
...Который нам бы хотелось для вас раскрыть, это часто встречающаяся у начинающих лыжников, так называемая, «задняя стойка» или, как говорят в народе, поза «горшок». Такое явление чаще всего, наблюдается, когда новичок, спускаясь по пологому склону, выезжает на крутой участок. При этом, скорость резко возрастает и лыжник инстинктивно отсаживается назад, как будто «садится на горшок». Центр тяжести лыжника, при этом, резко смещается назад, в сторону задников лыж. Носки лыж разгружаются, приподнимаются и начинают, как бы, глиссировать по поверхности снега, произвольно меняя направление – «рыскать». Это часто приводит к утрате контроля над лыжами, потере направления, равновесия, выполнения неуверенного спуска и падению.
Чтобы исправить эту ошибку, необходимо увеличить «продольную устойчивость лыжника», равномерно нагружая обе лыжи по всей длине. Для чего начинаем поворот, делая небольшую «разножку» -- выдвигая вперед, приблизительно на полстопы, внутреннюю к центру поворота, лыжу. Этим самым, смещаем центр тяжести лыжника вперед.
Кажется, что может быть проще? Однако, часто простые и очевидные вещи наработанные путем многократных упражнений и повторений остаются незамеченными, если на них не заострять внимание и использовать их, как бы мимоходом. В этом случае, как принято говорить в спорте, - включается мышечная память. Или, как говорят более внимательные наблюдатели, – срабатывает подсознание.
Не разум, не сознание, подающие команды лыжнику, а именно подсознание, которое в этом случае, автоматически руководит спортсменом. Если внимательно наблюдать за спусками по спортивным трассам знаменитых мастеров спорта, чемпионов, например, лучшей лыжницы мира, неоднократной олимпийской чемпионки Микаэлы Шиффрин, легко заметить, на замедленной видеосъёмке, что она выполняет свои повороты… по нашей методике. А именно, опираясь на скользящую опору (рукоять лыжной палки) и, наклоняя тело и колени в сторону поворота (устанавливая лыжи на канты), а также выполняя «разножку», что подтверждает наше описание. При этом, мы все любуемся ее стремительным, динамичным стилем, обеспечивающим «победный спуск ЧЕМПИОНА».
Но «парадокс» заключается в том, что многие, даже хорошие спортсмены, красиво и уверенно спускаясь на лыжах с любых склонов, часто сами не могут понятно объяснить, как они делают свои замечательные повороты. Вероятно потому, что научились этой технике, в результате многократных спусков по спортивным трассам, копируя движения инструктора или тренера, подсознательно, не задумываясь над тем, как и почему это нужно делать.
Пятый секрет
Переходим к «рассекречиванию» пятого важного секрета. Разбираем «тонкости» технического приема – торможение, с помощью «бокового соскальзывания». Т. е. как управлять скоростью во время спуска на лыжах, выполняя повороты, или двигаясь по прямой.
Если, выполняя горнолыжный поворот, мы плавно начинаем отводить оба колена от центра поворота (уменьшаем закантовку), то заметим, что лыжи, одновременно с движением по дуге поворота, начинают, под воздействием центробежной силы, как бы, соскальзывать с этой дуги наружу поворота, увеличивая его радиус. При этом, след от лыж становится нечетким, «смазанным» и более широким, а за лыжником появляется заметный «снежный вихрь».
Это свидетельствует о том, что происходит торможение лыж, за счет разворота их поперек движения. Но, лыжник, при этом, сохраняет устойчивость, т.к. продолжает держать лыжи параллельно, неподвижно, «жестко», не переступая «с ноги на ногу». Чем шире след от лыж и заметней «снежный вихрь», тем эффективней торможение лыжника. Скорость спуска лыжник уменьшает, плавно разворачивая обе лыжи поперек движения. Для полной остановки, лыжник максимально разворачивает лыжи и, при этом, увеличивает закантовку. Таким образом, он имеет возможность регулировать скорость движения при спуске, не нарушая равновесия, от максимальной скорости, до полной остановки.
Раскрывая эти «секреты», мы видим выполнение своей задачи по качественному и быстрому обучению новичков-горнолыжников в том, что во время занятий стараемся использовать логическое мышление лыжника. На своих занятиях, мы делаем опору не только на демонстрацию приемов и механическое копирование движений инструктора (тренера), и на многократное повторение этих приемов, но и активно используем разум и сознание будущего спортсмена. Т. е. мы объясняем ему, почему делается поворот, и как он выполняется. Это дает хороший результат, что подтверждает и многолетняя успешная практика.
Освоив основные приемы горнолыжной техники, можно самостоятельно переходить к одиночным и групповым спускам (змейка), со сменой лидера, по обозначенными какими-либо предметами трассам, спускам под музыку, применяя технику ритмичных поворотов как, например, нам демонстрировал неоднократный олимпийский чемпион Тони Зайлер в фильме «Двенадцать девушек и один мужчина».
Можно использовать боковое соскальзывание при вращении на плоских (незакантованных) лыжах на пологом склоне. Возможно, вас заинтересуют спуски с поворотами на одной лыже, и другие интересные приемы и упражнения. А также, можно начинать участвовать в горнолыжных соревнованиях, с целью оценки, хотя бы для себя самого, уровня вашего умения «владеть лыжами», по сравнению с другими лыжниками-спортсменами.
А кроме того, также и для оценки уровня мастерства вашего инструктора или тренера проводящему ваше обучение. Старты для новичков можно организовать в конце каждого рабочего дня, с участием квалифицированного судьи на старте и финише и спортсмена горнолыжника, имеющего спортивный разряд по горным лыжам. Что требуется для оценки результатов новичков, по сравнению с этим спортсменом, согласно таблицы спортивной квалификации.
Желательно, инструкторам и спортивным судьям заранее заготовить документы (справки, бланки), куда вносятся результаты участников данных соревнований, заверенные соответствующими подписями и печатью. Связь между стартом и финишем можно осуществлять с помощью проводных телефонов, мобильных телефонов, или радиостанций. Результаты каждого старта можно фиксировать с помощью секундомера по сигналам судей на старте и финише, или электронного устройства «Старт-Финиш». Обязательная единообразная инструкторская униформа помогает успешному проведению учебного процесса по единообразной методике, а также проведению занятий с группой новичков.
Михаэла Шиффрин 10 поворотов муз. для 5 секретов.mov
На заключительном видео по ссылке выше демонстрируются все пять навыков на примере чемпионки мира Микаэлы Шиффрин. На начальном фото - кадр из этого видео.
С уважением и пожеланием дальнейших спортивных и творческих успехов, Александр и Сергей Казариновы.
Июнь, Июль 2024г.
г. Арсеньев, Приморского края.
Какие секреты раскрыты, так и не понял. Во всех методиках это описывается. И ещё - исправьте в третьем "секрете" заголовок. В данном случае поворот "резаный", тем более что в тексте пишете правильно.